ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИИ
МЕНЕДЖЕРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС СИСТЕМНЫХ ОБНОВЛЕНИЙ В ДОУ 10
1.1 Генезис и современное состояние проблемы управления в образовании... 10
1.2. Научные аспекты коммуникации менеджеров дошкольного образования23
1.3. Основы и принципы коммуникационного менеджмента 29
1.4. Виды процессов коммуникации в организациях 36
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕНЕДЖЕРОВ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В ДОУ
2.1. Модель взаимодействия менеджеров и педагогического коллектива в
дошкольных учреждениях 42
2.3. Условия и результаты реализации модели коммуникации управленческой
деятельности руководителя ДОУ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Достаточно высокие темпы развития рынка услуг в сфере дошкольного образования, появление новых альтернативных форм оказания образовательных услуг в регионах, автономность дошкольных учреждений, поставили перед их руководителями ряд новых задач: поиск резервов эффективности коммуникаций и качества образовательного процесса, совершенствование организационно-экономических механизмов функционирования и др. Их решение возможно посредством грамотного управления ДОУ.
Достаточно высокие темпы развития рынка услуг в сфере дошкольного образования, появление новых альтернативных форм оказания образовательных услуг в регионах, автономность дошкольных учреждений, поставили перед их руководителями ряд новых задач: поиск резервов эффективности коммуникаций и качества образовательного процесса, совершенствование организационно-экономических механизмов функционирования и др. Их решение возможно посредством грамотного управления ДОУ.
Степень разработанности проблемы. Характеризуя степень изученности проблемы управления коммуникациями в коммуникативном пространстве системы образования в философии и гуманитарных науках, следует отметить большое количество работ, посвященных исследованию феномена коммуникации, и малую разработанность вопросов, связанных с управлением коммуникациями в целом и в коммуникативном пространстве системы образования в частности.
В исследовании проблемы управления коммуникациями в системе образования автор опирался на теоретический аспект исследования социальной коммуникации, представленный в работах К. О. Апеля, Н. Лумана, М. Мак-Люэна, Э. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Л.П. Буевой, Л.М. Земляновой, В.П. Конецкой, Г.Г. Почепцова, Е.П. Савруцкой и др.
В предпринятой попытке рассмотреть феномен коммуникации в системе образования автор исходил из положений, опирающихся прежде всего на диалогическую философию М.М.Бахтина, Н.А. Бердяева, М. Бубера, С.Л. Франка, Ф. Эбнера, В.Ф. Эрна и др., заложивших основы интерпретации культуры и образования XX в., нашедшей свое продолжение в философии коммуникативного действия Ю.Хабермаса и коммуникативной морали К.О. Апеля.
В работах, посвященных исследованию феномена коммуникации, внимание фиксируется на символическом взаимодействии людей и на складывающийся в этой ситуации интерсубъективности, которая, будучи принципиально открытой, достигается в диалоге и в консенсусе субъектов коммуникативного действия (М. Бубер, Э. Гуссерль, Дж. Г. Мид, Ю. Хабермас и т.д.).
Значительное влияние на разработку коммуникативного подхода к проблемам образования и воспитания оказали работы представителей экзистенциональной философии, прежде всего, К. Ясперса, обосновавшего идею о том, что с наступлением технической цивилизации целостность, «внутри которой происходит постоянное общение», вытесняет независимые друг от друга социально-культурные сферы. Исследованию влияния новых цивилизационных отношений на коммуникационные процессы в контексте социализации личности посвящены работы К.О. Апеля, Н. Лумана, Э. Тоффлера. Из отечественных философов следует, прежде всего, указать работы Л.П. Буевой, Л.М. Земляновой, Г.Г. Почепцова, А.И. Ракитова, Е.П. Савруцкой и др. Большую роль в развитии общей теории коммуникации под углом зрения формирования культуры новой цивилизационной эпохи, т.е. информационного общества, сыграли работы Р. Арона, Д. Белла, А.И. Ракитова, Э.Тоффлера, Ф. Фукуямы и др.
Рассматриваемая проблема социальных механизмов стабилизации коммуникативных процессов в системе образования раскрывается в работах В.С. Библера, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, А.В. Соколова, В.С. Степина и др. С рассмотрением этих вопросов связаны и концепции Р. Мертона о маргинальной личности и концепции «аномии» Э. Дюркгейма, раскрывающих корни отклоняющегося от существующих социально признанных норм поведения.
Проблема. Характеризуя степень изученности проблемы управления коммуникациями в коммуникативном пространстве системы образования в философии и гуманитарных науках, следует отметить большое количество работ, посвященных исследованию феномена коммуникации (работы М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, М. Бубера, С.Л. Франка, Ф. Эбнера, В.Ф. Эрна и т.д.), и малую разработанность вопросов, связанных с управлением коммуникациями в целом и в коммуникативном пространстве системы образования в частности.
В современной педагогической практике нет единого подхода к осуществлению коммуникации в менеджменте ДОУ, менеджеры испытывают потребность в осознании на теоретическом уровне модели взаимодействия с педагогами, специалистами ДОУ.
В связи с этим возникает объективная необходимость не только в организации и осуществлении грамотных коммуникаций менеджеров ДОУ, но и в эффективном управлении ею. Руководитель должен быть компетентным в принятии управленческих решений, определяющих программу деятельности коллектива по разрешению актуальных проблем на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Задачами нашего исследования является определение сущности, принципов, функций, структуры коммуникационной деятельности менеджеров дошкольного учреждения, которые обусловливают специфику управленческого воздействия на нее.
Управление коммуникациями в ДОУ является одним из новых направлений в деятельности руководителя ДОУ, хотя некоторые его аспекты, такие как взаимодействие с родителями, социальными партнерами и др. реализуются в детских садах с давних пор. Однако изменение окружающей ситуации, преобразование деятельности ДОУ требуют осуществления целенаправленного управления коммуникациями как ресурса системных обновлений в ДОУ.
Анализ существующих проблем в обозначенной области позволил сформулировать цель работы - теоретически обосновать формирование ресурса системных обновлений в ДОУ, разработать и апробировать методический инструментарий коммуникации менеджеров дошкольного образования.
Объект исследования - формирование ресурса системных обновлений ДОУ.
Предмет исследования - методический инструментарий коммуникации менеджеров в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования.
Поскольку обновление педагогического процесса предполагает систему его инновационных изменений, то управленческие коммуникации в этой связи, вероятно, должны вытекать из его системного анализа. А так как исходным в любом преобразовании выступает стратегия, предусматривающая прежде всего изменения в целеполагании, структуре педагогического процесса, модели его функционирования, программе развития, то, скорее всего, качество системного анализа будет определяться такими его составляющими видами, как структурный, сущностный, концептуальный, прогностический, а результат обновления - ростом профессиональной компетентности руководителей и педагогов в его осуществлении и переходом образовательного учреждения в режим инновационности.
Для достижения поставленной цели был выделен ряд задач, а именно:
1. Определить понятие коммуникации менеджеров;
2. Раскрыть сущность коммуникации менеджеров дошкольного образования как методологического феномена, сопровождающего ресурс системных обновлений.
3. Разработать методический инструментарий коммуникации менеджеров дошкольного образования.
4. Апробировать инструментарий коммуникации менеджеров дошкольного образования.
5. Определить условия и результаты реализации модели коммуникации управленческой деятельности руководителя ДОУ
Научная новизна состоит в том, что уточнено понятие «коммуникации менеджеров» в ДОУ; раскрыта сущность коммуникаций менеджеров в ДОУ как ресурса системных обновлений; получены сведения об эффективности (результативности) инструментария коммуникации менеджеров ДОУ.
Методика исследования носила комплексный характер. Использовались: метод теоретического анализа, наблюдение, анкетирование, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ документации ДОУ, диагностическая беседа, контент-анализ, эксперимент по обучению руководителей и педагогов способам осуществления коммуникации, методы математической обработки полученных результатов.
Этапы исследования:
1 этап - осуществление теоретического анализа современных тенденций в рассмотрении понятий «коммуникации» и «обновление педагогического процесса» как его инновационного варианта развития, определение опорных позиций автора в исследовании, изучение опыта работы дошкольных учреждений в аспекте обозначенной проблемы, проведение констатирующего эксперимента.
2 этап - разработка теоретических моделей коммуникативного процесса и его системного анализа, выполнение формирующего эксперимента на их основе.
3 этап - внедрение результатов исследования в широкую практику деятельности дошкольных учреждений, разработка рекомендаций по реализации эффективных коммуникаций в педагогическом процессе и оформление диссертационного исследования.
База исследования: дошкольные учреждения г. Екатеринбурга.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается организацией исследования, соответствующей его целям и задачам, использованием комплекса качественных диагностических процедур, применением статистических (контет-анализ) и математических методов обработки данных на основе коэффициента адекватности его объектам и коэффициента обновления педагогического процесса.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего развития концептуальных знаний при изучении проблем, возникающих в ходе реформирования системы образования в свете современных цивилизационных процессов.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут быть использованы в практике управления образовательными учреждениями различных видов и типов, а также для подготовки лекций по философии образования, коммуникационному менеджменту. Фактический материал и теоретические положения диссертации могут быть представлены в виде методических и учебных пособий, спецкурсов по связям с общественностью, коммуникационному менеджменту, теории коммуникации, философии образования, в работе методологических семинаров, а также для написания студенческих рефератов и курсовых работ. Выводы, сделанные в работе могут способствовать выработке новых подходов к решению проблем, стоящих как перед системой дошкольного образования в целом, так и отдельного образовательного учреждения в частности.
Реализация цели исследования по разработке условий управления на основе коммуникативного подхода потребовала анализа причин и предпосылок возникновения признаков организационно-связующей коммуникации в образовании.
Теоретический анализ предмета исследования на основе принципа единства логического и исторического, позволил представить исследуемый предмет в ретроспективе : выявить причины изменения принципов и характера управленческой деятельности, порождаемые состоянием общества и уровнем развития науки.
В результате эмпирического исследования нами установлено, что научная разработка условий реализации коммуникативного компонента руководителя образовательного учреждения возможна на следующих методологических основах: деятельностный подход как метод научного познания функций руководителя; положения педагогической науки о законах зависимости целей, задач, содержания, способов межличностного взаимодействия от условий и факторов их развития; положения о личностно ориентированном управлении как создании условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса в диалогическом типе взаимодействия; системный подход как способ выявления функций, связей условий коммуникаций в структуре и динамике процесса управления учебным заведением; коммуникативно-диалогический подход как условие развития смысла совместной деятельности.
Практическое применение модели коммуникативного компонента управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения эффективно, если структурирует в себе: факторы развития коммуникаций, субъекты, актуализирующие действие факторов, функции взаимодействия субъектов образовательного учреждения, объекты на которые функции направлены, содержание функций.
Структурно-функциональная модель коммуникативного компонента управленческой деятельности руководителя ДОУ должна отражать многоэтапность, многонаправленность развития и действия всех составляющих элементов управляемой образовательной системы, что соответствует следующим этапам:
I - выявление потребности в изменении системы взаимодействия, включающие анализ состояния существующего типа коммуникации (диалогический, монологический);
II - разработка модели структуры учебного заведения, структуры управления, предусматривающих функционально- обоснованное распределение должностных обязанностей;
III - разработка перспективной программы развития учебного заведения, обеспечивающей единство цели, ценностно-ориентированную направленность членов коллектива;
IY - разработка принципов, способов рефлексивно-сотворческого взаимодействия, как фактора поддержания благоприятного психологического климата в учебном заведении;
Y - выявление потребности в дальнейшем развитии системы взаимодействия, включающее анализ состояния достигнутого типа коммуникации и приносимых им результатов.
Результаты, полученные в процессе реализации программы исследования, подтвердили положительное влияние использованной нами модели коммуникативного компонента управленческой деятельности руководителя ДОУ на развитие смысла совместной деятельности, на интеграцию, единство, сплочённость членов коллектива.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, задачи решены, цель достигнута.
1. Абрамова, С. Г. Психология в управлении и для управления (руководителям и подчиненным). [Текст] / С. Г. Абрамова. - М. : Сентябрь, 2006. - 160 с.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 288 с.
3. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] / Е. В. Андриенко. - М. : Академия, 2100. - 264 с.
4. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. -М. : Просвещение, 1989.
5. Анисимов, О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления [Текст] / О. С. Анисимов. -М. : Экономика, 1991. -416 с.
6. Анисимов, О. С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования [Текст] / О. С. Анисимов. - М. : Экономика, 1991, - 352 с.
7. Анисимов, О. С. Основы методологического мышления [Текст] / О. С. Анисимов. - М. : Внешторг-издат, 1989. - 412 с.
8. Анисимов, П. Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования [Текст] / П. Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование, 2002, № 4.
9. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : МГУ, 2005. -367 с.
10. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление. [Текст] / В. Г. Афанасьев. -М. : Политиздат, 1981.
11. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
12. Балл, Г. А. Норма деятельности - категория педагогическая [Текст] / Г. А. Балл // Педагогика, 1992, №3-4. - С.43-48.
13. Берн, Э. Лидер и группа [Текст] / Э. Берн. - Екатеринбург : Литур, 2000. - 320 с.
14. Библер, В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) [Текст] / В. С. Библер // Вопросы философии. - 1989, № 6.
15. Богуславский, М. В. Проблемы моделирования в исто-рико- педагогических исследованиях [Текст] / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. Вып.7. -М., 1991.
16. Бодалев, А. А. Личность и общение: избранные труды [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 2003. - 272 с.
17. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / В. В. Бойко, А. Т. Ковалев, В. Н. Панферов. - М., 2003.
18. Большая советская энциклопедия [Текст] / под ред. А. М. Прохорова. - М. : Советская энциклопедия, 1985.
19. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А. М. Прохорова. - М. : Советская энциклопедия, 1991.
20. Бондаревская, Е. В. Прогностическая роль концепций личностно ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская // Научная школа. - Ростов н/Д : РГПУ, 1999. - 160 с.
21. Бондаревская, Е. В., Пивненко П. П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы [Текст] / Е. В. Бондаревская, П. П. Пивненко // Педагогика. 2002. -№5. - С.52-64.
22. Буш, Г. Я. Диалогика и творчество. [Текст] Рига: Авотс, 1985.
23. Васильев, Ю. В. Методы педагогического управления. Подходы к анализу и классификациям [Текст] / Ю. В. Васильев // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1 (53). -М. : Педагогика, 1989. - с.69-72.
24. Вдовина, И. С. Французский персонализм (1932-1982) [Текст] / И. С. Вдовина. - М. : Высш.шк., 1990. - 151 с.
25. Веряев, А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятия, формирование, свойства [Текст] / А. А. Веряев, И. К. Шалаев. - М. : Видос, 2010. - 356 с.
26. 26. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. [Текст] / В. К. Вилюнас. - М. : МГУ, 1990. - 288 с.
27. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М. : Гардарики, 2010. - 528 с.
28. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики [Текст] / под ред. Т. И. Шамовой. - М. : Педагогика, 1991.
29. Волков, И. П. Руководителю о человеческом факторе [Текст] / И. П. Волков. - Л., 1989.
30. Вудкок, М., Франсис Д. Раскрепощенный менеджер [Текст] / М. Вудкок, Д. Франсис. - М. : Дело, 1991. - 320 с.
31. Габдуллин, Г. Г. Организационно-педагогические основы перестройки внутришкольного управления [Текст] : дис. доктора пед.наук. - Казань, 1990.
32. Гастев, А. К. Как надо работать [Текст] / А. К. Гастев. - М., 1972.
33. Герчикова, И. Н. Менеджмент [Текст] / И. Н. Герчикова. - М. : ЮНИТИ, 1997.
34. Голубева, Н. В. Различия в коммуникативном поведении при решении групповых задач [Текст] // Человек и общество / Н. В. Голубева, М. И. Иванюк. - Л., 1966.
35. Горюнова, У. В. Овладение знаниями и умениями педагогического менеджмента, как фактор повышения качества профессиональной подготовки учителя [Текст] : дис. к.п.н. / У. В. Горюнова. -Ростов-на-Дону : РГПУ, 1999. -236 с.
36. Данилов, Ю. А. Что такое синергетика? [Текст] / Ю. А. Данилов, Б. Б. Кадомцев. -М. : Наука, 1983.
37. Дежникова, Н. С. Педагогический коллектив школы [Текст] / Н. С. Денжикова. -М., 1984.
38. Донцов, А. И. Личность в группе: проблема сплоченности. Методологические проблемы исследования [Текст] / А. И. Донцов. - М. : Моск, ун-т, 1984. 126 с.
39. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции [Текст] / Е. Л. Доценко. -М., 1996.
40. Гинецинский, В. И. Проблема структурирования образовательного пространства [Текст] / В. И. Гинецинский // Педагогика. - 1997, №3,-С. 10-17.
41. Ершова, С. И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности [Текст] : дис. к.п.н. / С. И. Ершова. - Ростов-на-Дону : РГПИ, 1992. - 137 с.
42. Ефремов, В. С. Семь граней современного менеджмента [Текст] // Менеджмент, июль, август 1997 / В. С. Ефремов. - М., 1997.
43. Зверева, В. И. Основные направления организационно-педагогической деятельности директора общеобразовательной школы [Текст] : дис. канд.пед.наук / В.И. Зверева. -М., 1982.
44. Инновации в российском образовании: среднее
профессиональное образование [Текст] : учеб, пособие. - М. : МГУП, 2000. - 80 с.
45. История образования педагогической мысли [Текст] / под ред. Пряниковой В. Г., Равкиной 3. И. - М. : Новая школа, 1994. - 96 с.
46. Каган, М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) [Текст] /М. С. Каган. -М. : Политиздат, 1974.
47. Каменская, В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей / В. Г. Каменская. - СПб. : Детство-пресс, 1999. - 144 с.
48. Карпова, Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века [Текст] / Г. Ф. Карпова. - Ростов н/Д : издательство
Ростовского педагогического университета, 1994. - 280 с.
49. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникаций [Текст] / В. Б. Кашкин. - Воронеж : ВГТУ, 2000.
50. Ковалевский, С. Руководитель и подчиненный [Текст] / С. Ковалевский. - М. : Прогресс, 1973. - 187 с.
51. Козулин, А. В. Педагогические основы деятельности учебных заведений нового типа [Текст] : автореферат дис. на соискание уч. ст. доктора пед. наук / А. В. Козулин. - М., 1995.
52. Конаржевский, Ю. А. Внутришкольный менеджмент [Текст] / Ю. А. Конаржевский. -М. : Педагогика, 1993.
53. Кондаков, И. И. Теоретические основы школоведения [Текст] / И. И. Кондаков. - М. : Педагогика, 1982. - 192 с.
54. Копьев, А. Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации [Текст] // Вопросы психологии / А. Ф. Копьев. -2010, №3.
55. Кохановский, В. П. Диалектике- материалистический метод [Текст] : учебное пособие / В. П. Кохановский. - Ростов н/Д. : Рост.ун-т, 1992,-272 с.
56. Кошелева, С. 3. Психологические основы управления персоналом [Текст] / С. 3. Кошелева. - СПб. :Михайлова В.А., 2008.
57. Кравченко, А. И. История менеджмента [Текст] / А. И. Кравченко. - М. : Академический проект, 2010. - 352 с.
58. Кравченко, А. И. Социология менеджмента [Текст] : учеб.пособие для вузов / А. И. Кравченко. - М. : ЮНИТИ, 1999. - 366 с.
59. Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. Л. А. Карпенко, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999,512 с.
60. Крижанская, Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения [Текст] / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. - Л. : ЛГУ, 1990.
61. Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л. : Знание, 1985. - 32 с.
62. Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л. : ЛГУ, 1961. - 98 с.
63. Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге [Текст] / С. Ю. Курганов. -М., 1989.
64. Куркин, Е. Б. Управление образованием в условиях рынка [Текст] / Е. Б. Куркин. - М. : Новая школа, 1997. - 144 с.
65. Лазарев, В. С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы [Текст] / В. С. Лазарев. - М. : РАО, 1995.
66. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] : учеб.пособ. в 2-х т., т. 2 / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983.
67. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. -М. : Педагогика, 1982. - 190 с.
68. Лошакова, Т. Ф. Организационные формы педагогического управления школой в условиях перехода к новому типу учебного заведения [Текст] : дис.к.п.н. / Т. Ф. Лошакова. -М., 1996.
69. Любимова, Н. Г. Менеджмент - путь к успеху [Текст] / Н. Г. Любимова. -М. : Агропромиздат, 1992. - 62 с.
70. Максимова, Г. П. Коммуникативная культура преподавателя и её развитие в профессиональной деятельности [Текст] : дне. к.п.н. / Г. П. Максимова. - Ростов-на-Дону : РГПУ, 2000.
71. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] // Психология личности / А. Маслоу. -М. : МГУ, 1982. - С. 108-117.
72. Машков, В. Н. [Текст] : учебное пособие / В. Н. Машков. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 208 с.
73. Менеджмент в управлении школой [Текст] / Под ред. Т. И. Шамовой. - М. : Магистр, 1992.
74. Менеджмент организации [Текст] : учебное пособие / под ред. 3.
П. Румянцева, Н. А. Саломатин. - М. : ИНФРА-М, 1995. - 432 с.
75. Мескон, М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. [Текст] / М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. -М. : Дело, 1992.
76. Методы системного педагогического исследования [Текст] / Под ред. Н. В. Кузьминой - Л. : изд-во Ленинградского университета, 1980. - 165 с.
77. Михайлова, Е. П. Коммуникативная деятельность как фактор формирования мировоззрения [Текст] // Социальная активность. - Челябинск : Челябинский пединститут, 1981. - С. 116-123.
78. Минасян, А. М. Диалектика как логика [Текст] / А. М. Минасян. - Ростов н/Д : РИСИ, 1991.-536 с.
79. Моисеев, А. М. Нововведения во внутришкольном управлении. Научно-практическое пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем [Текст] / Под общей редакцией А. М. Моисеева. - М. : Педагогическое общество России, 1998.-272 с.
80. Новейший философский словарь [Текст] / под.ред. А. Ю. Виноградова. -М. : Интерпрессервис, 2001. - 1280 с.
81. Ожегов, С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Российская академия наук,
1993.
82. Орлов, А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе [Текст] / А. А. Орлов. -М. : Педагогика, 1981.
83. Панасюк, А. Ю. Управленческое общение [Текст] / А. Ю. Панасюк. -М., 1990.
84. Паначин, Ф. Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки [Текст] / Ф. Г. Паначин. - М. : Педагогика, 1979 - 216 с.
85. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М. : Школа-Пресс, 1997 - 512 с.
86. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А. В. Петровский. -М. : Просвещение, 1982.
87. Петровский, А. В. Психологические теории коллектива [Текст] / А. В. Петровский. - М., 1979.
88. Петровский, А. В., Ярошевский М. Г. Психология [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. -М. : Академия, 1998.
89. Пивненко, П. П. Теоретико-методологические основы развития российской сельской школы [Текст] : монография / П. П. Пивненко. - Ростов- на-Дону : РГПУ, 2001. - 228 с.
90. Питер, Ф. Д. Эффективный управляющий [Текст] / Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2000. - 240 с.
91. Платонов, К. К. Структура и развитие личности [Текст] / К. К. Платонов. - М. : Наука, 1996. - 254 с.
92. Платонов, Ю. П. Психология коллективной деятельности: теоретико¬методологический аспект [Текст] /Ю. П. Платонов. - Л. : ЛГУ, 1975.
93. Подымова, Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности [Текст] / Л. С. Подымова. -М. : Просвещение, 1995.
94. Попов, Л. М. Инициатива и общение в творчестве [Текст] / Л. М. Попов. - Казань : КГУ, 1983. - 88 с.
95. Посталюк, Н. Ю. Педагогика сотрудничества: путь в успех [Текст] : учебное пособие / Н. Ю. Посталюк. - Казань : КГУ, 1992.
96. Посталюк, Н. Ю. Саморазвитие психологической готовности преподавателя к диалогу [Текст] // Проблемы психологии образования. Сборник статей / Под ред. А. А. Вербицкого. - М. : ИЦПКПС, 1994 - 122 с.
97. Поташник, М. М. Управление развитием образовательного учреждения [Текст] / М. М. Поташник. - Педагогика, №2. - 1995. - с.20-26.
98. Поташник, М. М. Эксперимент в школе: организация и управление [Текст] / под ред. М. М. Поташника. -М. : Mill X, 1991.
99. Поташник, М. М., Моисеев А. М. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования [Текст] : пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. - М. : Новая школа, 1998. - 176 с.
100. Поташник, М. М. Управление современной школой [Текст] : пособие для руководителей образовательных учреждений и органов об-разования / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. - М. : Новая школа, 1997.
101. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. - М. : Совершенство, 1998. - 320 с.
102. Психология [Текст] : словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр.и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 494с.
103. Психология [Текст] : учеб, для студентов высш. пед. учеб, заведений: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997.-688 с.
104. Радионова, Н. Ф. Педагогическое моделирование [Текст] // Подготовка магистров в педагогическом вузе. Материалы к разработке программ / Под ред. Н. Ф. Радионовой. - СПб : Образование, 1996. - 114 с.
105. Развитие личности в процессе образования: концепции и технологии [Текст] : сбор.науч.трудов. Вып.1. - Волгоград : РИО, 1996. - 156 с.
106. Раченко, И. П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности преподавателя педагогического вуза [Текст] / И. П. Раченко. - Пятигорск : 111 ПИЛЯ, 1990. - 52 с.
107. Раченко, И. П. Диагностика педагогической компетентности [Текст] / И. П. Раченко. - Пятигорск : 111 ПИЛЯ, 1990. - 52 с.
108. Раченко, И. П. НОТ учителя [Текст] : кн.для учителя, 2-е изд. / И.
П. Раченко. -М : Просвещение, 1989. -238с.
109. Речкин, Н. С. Профессиональная управленческая культура руководителей муниципальной системы образования [Текст] / Н. С. Речкин; РнД : Пегас, 1998. -28 с.
110. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя [Текст] / Н. Роджерс // Вопросы психологии, 1990, №1,с. 164-168.
111. Родионова, Л. Г. Проблемы управления инновационным процессами в системе образования [Текст] : дис. к.п.н. / Л. Г. Родионова. - М., 1996.
112. Рубинштейн, С. Л. Основы психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. -М. : Гос.учеб.-пед.из-во, 1935. -496с.
113. Рыбакова, В. И. управление инновационной деятельностью в образовательных учреждениях региона [Текст] : Дисс.на соискание ученой ст.канд.пед.наук / В. И. Рыбакова. - Ярославль, 1996.
114. Самыгин, С. И., Столяров Л. Д. Психология управления [Текст] / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяров. - Ростов -на-Дону : «Феникс», 1997.
115. Свеницкий, А. Л. Социальная психология управления [Текст] : учеб, пособрие для вузов / А. Л. Свеницкий. - Л., 1986.
116. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии [Текст] : монография / В. В. Сериков. - Волгоград : Перемена, 1994. - 152с.
117. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом [Текст] : учебное пособие / В. П. Симонов. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997 - 264с.
118. Симонов, В. П. Стиль взаимодействия субъектов педагогического менеджмента и его диагностика [Текст] / В. П. Симонов // Специалист. -
1996. -№5. -С. 30-33.
119. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] : учеб, для вузов / М. Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1986.
120. Сластёнин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность. [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. - М. : Магистр, 1997, - 224 с.
121. Современная Западная социология [Текст] : Словарь. - М. : Политиздат, 1990. - 432 с.
122. Современный словарь иностранных слов [Текст] : Ок. 20000 слов. - СПб. : Дуэт, 1994. - 752 с.
123. Соловьева, О. В. Обратная связь в межличностном общении [Текст] / О. В. Соловьева. -М. : Высш, шк., 1992.
124. Социальная психология [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 475 с.
125. Степанов, С. Ю Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества [Текст] / С. Ю. Степанов, Г. Ф. Похмелкина, Т. Ю. Колошина, Т. В. Фролова // Вопросы психологии. - 1991. - №5. С.5-14.
126. Стороженко, Н .М. Об одном из подходов к управлению педагогическим колледжем [Текст] / Н. М. Стоорженко // Специалист. -
1997. -№2.-с.29-31.
127. Стороженко, Н. М. О некоторых условиях внедрения инноваций в образовательный процесс [Текст] / Н. М. Стороженко // Среднее профессиональное образование. -1999. -№2. - С. 13-15.
128. Стороженко, Н. М. Построение модели коммуникативного компонента в управленческой деятельности руководителя педагогического колледжа [Текст] : сб. науч. тр. // Под общ. ред. В. Т. Фоменко, Л. П. Кугукиной. - Таганрог : ТЕПЛ, 2001. - С. 18-23.
129. Сысоева, С. А. Педагогические основы координирующей деятельности директора общеобразовательной школы [Текст] / С. А. Сысоева И Автореферат дисс.на соискание уч.ст. к.п.н.. - Киев, 1987.
130. Технология развития педагогического творчества [Текст] / Под ред. И. П. Раченко. - Пятигорск : Изд-во Пятигорского Госпединститута иностранных языков, 1994. - 150 с.
131. Толочек, В. А. Стилевые характеристики и взаимодействия руководителей в управленческой структуре [Текст] / В. А. Толочек // Вестник Моск.ун-та. - Сер. 14. Психология, 1995, № 3.
132. Травин, В. Практический кадровый менеджмент [Текст] / В. Травин // Служба кадров. - М. : Просвещение, 2000, № 11.