Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Работа №99113

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Сущность понятия «творческое воображение» 9
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Театрализованная деятельность как средство развития творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой
работы 30
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что творческое воображение, как психический процесс, является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения, отношения к действительности в целом. Выступая не только предпосылкой творческой деятельности, но и являясь условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний и представлений, творческое воображение способствует саморазвитию личности, что в значительной степени представляет огромный потенциал для гармоничного развития личности ребенка.
В соответствии с п. 22 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») дети имеют право на: «развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах...». Согласно п. 1 ст. 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование [42] (далее — ДО) направлено на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.». Умение видеть красоту, эмоционально сопереживать прекрасному, стремиться преобразовывать увиденное — творческое воображение и является эстетическими качествами личности.
Согласно п. 1.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [32] (далее — ФГОС ДО) одной из приоритетных задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выступает «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
В соответствии с ФГОС ДО [32] содержание программы ДО должно обеспечивать творческое развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности к творческому решению и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одним из них выступает художественно-эстетическое развитие. Целевые ориентиры образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагают:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, Л.С. Рубинштейна, Р.С. Немова, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Я.Л. Коломенского, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого, С.М. Вайнерман,
Ю.Р. Силкина и др., развитое воображение не только выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Развитие творческого воображения в различных видах детской деятельности изучали Е.А. Флерина, И.А. Лыкова, Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, Н.А. Ветлугина, В.П. Сохина, Т.А. Репина, О.А. Соломенникова, С.В. Погодина. В исследованиях О.М. Дьяченко изучены особенности развития воображения у детей дошкольного возраста.
Творческое воображение — способность ребенка представить свои внутренние впечатления в виде образа, «вообразить» их и создать чувственно воспринимаемый выразительный образ (словесный, звуковой, живописный, пластический) в материале и языке того или иного вида искусства (А.А. Мелик-Пашаев).
Отсутствие целенаправленной работы в ДО по развитию творческого воображения у детей с периода детства, может привести к неполноценному художественно-эстетическому развитию, торможению развития творческих способностей, от природы которыми наделен каждый человек. Аффективное воображение может приводить к застойным переживаниям, к созданию замещающей воображаемой жизни.
В старшем дошкольном возрасте наступает новая фаза эстетического развития, характеризующаяся большей степенью осознанности и устойчивости эстетических представлений, чувств, оценок, деяний. Формирующийся на этом этапе эмпирический эстетический опыт оказывается наиболее прочным и постепенно обретает характер установки личности как «эстетической позиции» (А.А. Мелик-Пашаев). Происходит наиболее активное усвоение ребенком сенсорного опыта, овладение различными художественными материалами, а также познание окружающего мира с эстетической позиции на основе системы категорий (происходит осмысление понятия реальность-фантазия).
Самый короткий путь обучения чувствованию и творческому воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Известный детский психолог А.В. Запорожец утверждал, что театрализованным играм принадлежит важная роль в формировании у ребенка умения мысленно действовать в воображаемых ситуациях.
Театр — это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее. Театрализованная деятельность способствуют развитию детской фантазии, творческого воображения, эстетического вкуса, способности творчески относится к любому делу. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно театрализация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».
Стоит отметить, что сегодня на практике педагогами дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО) недостаточно используется театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. На занятиях с использованием театрализованной деятельности, решаются только задачи развития речи и поэтического слуха детей старшего дошкольного возраста.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок в направлении развития творческого воображения в театрализованной деятельности и недостаточного методического обеспечения организации данного процесса в условиях ДО.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать театрализованную деятельность в ДОО, направленную на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Всё вышесказанное определило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий на основе театрализованной деятельности, направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий на основе театрализованной деятельности, направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа нормативно-правовых документов и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Определить психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности театрализованной деятельности в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и провести комплекс занятий на основе театрализованной деятельности, направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, И.А. Лыковой, Л.С. Коршуновой, Е.И. Игнатьева, Р.С. Немова, А.А. Мелик-Пашаева, О.М. Дьяченко, М.В. Ильиной, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой, В.А. Сухомлинского, С.Н. Томчиковой, Л.В. Артемовой, М.Д. Маханевой и др.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов в процессе развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Теремок» г. Сухой Лог. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 18 детей.
Опытно-поисковая работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ нормативно-правовых документов и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определялись психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, выявлялся потенциал театрализованной деятельности в развитии творческого воображения, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев развития творческого воображения, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (47 источников) и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изученной литературы Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, И.А. Лыковой, Л.С. Коршуновой, Е.И. Игнатьева, Р.С. Немова, А.А. Мелик-Пашаева, О.М. Дьяченко, М.В. Ильиной, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой, В.А. Сухомлинского, С.Н. Томчиковой, Л.В. Артемовой, М.Д. Маханевой и др. сделаем следующие выводы:
1. Творческое воображение — это способность ребенка представить свои внутренние впечатления в виде образа, «вообразить» их и создать чувственно воспринимаемый выразительный образ (словесный, звуковой, живописный, пластический) в материале и языке того или иного вида искусства (А.А. Мелик-Пашаев).
Говоря о результатах процесса развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста мы будем опираться на классификацию компонентов и показателей по М.В. Ильиной:
— компонент — способность к воображению и его показатель — способность вносить в знакомый образ элементы новизны;
— компонент — активность воображения и его показатель — способность к придумыванию, высказывание нескольких идей;
— компонент — исполнение замысла и его показатель — способность к оригинальному исполнению замысла.
2. Воображение в старшем дошкольном возрасте широко включено в творческую деятельность и может быть реализована в любых детских видах деятельности. Также стоит отметить, что творческое воображение старшего дошкольника находится в тесной взаимосвязи с такими психическими процессами психики, как восприятие, память, мышление, речь, эмоции, потребности и желания; творческое воображение — с совершенствованием этих психических функций. Механизм творческого воображения старшего дошкольника подчинен условиям развития творческого воображения (сначала формируется база для продуктивности творческого воображения, далее следует процесс преобразования этого материала — комбинирование и перекомбинирование использования образов, на основе чего создается новый целостный образ (вариативность (гибкость)). Результатом воплощения творческого воображения во внешних образах становится новые созданные образы (оригинальность).
3. Ряд ученых Л.В. Артёмова, Т.Н. Доронова, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, М.Д. Маханева рассматривают проблемы развития детей в театрализованной деятельности. Анализ литературы по теме исследования позволил выявить возможности театрализованной деятельности в развитии творческого воображения детей у старшего дошкольного возраста. Основа активного воображения старшего дошкольника — сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. Метод «Оживи картину» развивает воображение, дает возможность проявить действенную творческую активность с помощью художественной и постановочной деятельности.
4. Во второй главе исследования на констатирующем этапе была проведена опытно-поисковая работа по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. В соответствии с компонентами и показателями развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста подобраны и применены следующие диагностические задания:
— по компоненту — способность к воображению — диагностическое задание «Незаконченные рисунки» М.В. Ильиной;
— по компоненту — активность воображения — диагностическое задание по выявлению уровня активности воображения и его развития по М.В. Ильиной;
— по компоненту — исполнение замысла — диагностическое задание по составлению изображений объектов М.В. Ильиной.
Результаты диагностики показали, что на высоком уровне развитие творческого воображения у 2 детей, на среднем уровне у 11 детей, на низком уровне у 5 детей, в процентном соотношении: высокий уровень — 11 %; средний уровень — 61 %; низкий уровень — 28 %.
Таким образом, можно констатировать следующее, в группе преобладает недостаточно высокий уровень развития творческого воображения. У основной части детей уровень творческого воображения соответствовал среднему или низкому уровню. По всем компонентам у детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточный интерес к восприятию предлагаемого материала.
По первому компоненту — способность к воображению и его показателю — способность вносить в знакомый образ элементы новизны, большая часть детей не могла сосредоточиться на задании; эмоциональная отзывчивость, образное видение, способность «входить» в изображаемые, так же была нами отмечена, как недостаточное. Быстрота реакции и ориентировки в созданных воображаемых ситуациях, была проявлена на среднем или низком уровне; способность вносить в знакомый образ элементы новизны, продемонстрировали всего только двое детей.
По второму компоненту — активность воображения и его показателю — способность к придумыванию, высказывание нескольких идей, дети проявили не значительную самостоятельность в высказывании идей, и показали не достаточную степень целенаправленности воображения и способность преобразовывать увиденный образ, а также нахождение оригинальных способов «оживления» картины.
По третьему компоненту— исполнение замысла и его показателю — способность к оригинальному исполнению замысла, дети
продемонстрировали свои способности нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств (движения, слова, звуки, поза и т.д.), манеру исполнения для воплощения творческой идеи проигрывания преобразования воспринимаемых образов из сюжета картины.
5. В связи с этим на данном этапе опытно-поисковой работы был теоретически обоснован, разработан и проведен комплекс занятий «Мир детства» на материале изобразительного искусства русских художников с элементами театрализации, направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Виды театрализации отбирались с учетом выявленных компонентов и их показателей развития творческого воображения.
Анализируя результаты педагогического наблюдения (проводимого с учетом выявленных компонентов и показателей развития творческого воображения), полученные в процессе проведения занятий «Мир детства», можно сказать следующее:
Способность вносить в знакомый образ элементы новизны— дети активно проявляли способность вносить в знакомый образ, увиденный на картине, элементы новизны, а некоторые предлагали свой замысел разворота событий. Некоторые дети все же затруднялись предлагать нечто новое, но высказывали, хоть и с осторожностью фантазийные идеи. В целом в группе, был замечен, подъем интереса и особая активность в беседе по картине.
Способность к придумыванию, высказывание нескольких идей — часть детей, имеющие высокий уровень творческого воображения, старались высказать как можно больше идей, предположений по сюжету картины, по возможным вариантам обыгрывания сюжета. Дети, находящиеся на среднем уровне развития творческого воображения, старались
поучаствовать в обсуждении, хотя по наблюдениям испытывали некоторое смущение и опаску.
Способность к оригинальному исполнению замысла — дети демонстрировали достаточно активное желание исполнить или озвучить главного героя, особенный интерес был вызван озвучиванием животных и птиц. Затруднения дети испытывали в придумывании диалога, но здесь педагог всегда приходил на помощь. К завершению комплекса занятий с элементами театрализации, многие дети высказали свое желание продолжать дальше знакомиться с картинами русских художников, «оживлять» их. Предлагали придумать рассказы и обыгрывать их совместно с родителями.



1. Акулова, О.А. Театрализованные игры [Текст] / О.А. Акулова. Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 57-64.
2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Л.В. Артемова. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
3. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] / О.В. Боровик. — М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. — 112с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском
возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. [Текст] /
Л.С. Выготский — М., 1991. — 93 с.
5. Выготский, Л.С. Психология творчества [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Инфра-М, 2011. — 487 с.
6. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада [Текст] / Н.Ф. Губанова. — М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. — 160 с.
7. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей [Текст] / Н.Ф. Губанова. — М.: Вако, 2011. — 256 с.
8. Доронова, Т.Н. Художественное творчество детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей [Текст] / Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2015. — 192 с.
9. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий. — Смоленск, 1974. — 153 с.
10. Дьячкова, О.М. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] / О.М. Дьячкова. — М.: Инфра-М, 2012. — 354 с.
11. Ильина, М.В. Развитие воображения дошкольников [Текст] / М. В. Ильина. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 176 с.
12. Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы [Текст] / В. И. Ковалько. — М.: Вако, 2011. —176 с.
13. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий [Текст] / Т. С. Комарова.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. —136 с.
14. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. —200 с.
15. Комарова, Т.С. Зацепина, М.Б. Интеграция в системе
воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2010. — 144 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ