ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Характеристика понятия «невербальные коммуникативные
умения» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития невербальных
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Возможности музыкально-игровой деятельности в развитии невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного
возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Диагностическое исследование уровня развития невербальных
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 24
2.2. Содержание работы по развитию невербальных коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ4 57
Развитие коммуникативных умений у детей - актуальная проблема современной педагогики детства. Ведь именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей, все это он получает в коммуникационной сфере. С самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать коммуникативные умения.
Развитие коммуникативных умений у дошкольников выполняется в разных видах деятельности. Игры, которые сопровождаются звучанием музыки, обладают особенными возможностями в развитии у детей коммуникативных умений. Эти игры, прежде всего, связаны с движением, выразительным интонированием для выражения эмоций ребенка, его отношения к окружающим. Музыка помогает детям понять настроение героев, а также их эмоциональное состояние. С помощью музыкальных игр происходит обогащение детей новыми впечатлениями. Еще они развивают у них эмоциональную отзывчивость к окружающим людям, способность к восприятию оттенков чувств и настроений и эмоциональному самовыражению.
Связь музыки с игрой выражена в самом определении музыкальной деятельности - «музыкальная игра»: исполнить пьесу — значит сыграть ее. По определению Н.Г. Куприной, «музыкально-игровая деятельность - это игра, которая сопровождается звучанием музыки» [20, с. 123]. Музыку представляют, как фактор, который организует игру во времени, ритме, эмоциональном настрое. Поэтому музыкально-игровая деятельность - это синтез музыки с речью, движением, с пространственными, тактильными и зрительными ощущениями. Музыкально-игровая деятельность опирается на художественные образы различных искусств. Но при этом она выходит за пределы собственно музыки, хореографии, изобразительного искусства, поэзии и т.д. в область выразительного речевого интонирования, ритмических движений, тембровой, шумовой, цветовой и двигательной импровизации. «Музыкальные игры, которые связаны с движением, танцем, словом, рисунком, могут получать уточняющие и конкретные обозначения в связи с той формой практической деятельности, в которую они включают детей. Это могут быть игры-танцы, игры - импровизации, музыкально-театрализованные игры, игры со звуками, а также игры в рисовании музыки и интонационно-ритмические» [16, с. 210].
Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к музыкальным играм. Однако методика организации музыкально-игровой деятельности детей пока еще недостаточно разработана для широкого введения в практику дошкольных образовательных учреждений.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной нами проблемы, заключающейся в практической реализации комплекса занятий по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы определила тему нашего исследования: «Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и проверить на практике эффективность комплекса музыкальных игр по развитию невербальных коммуникативных умений у старших дошкольников .
Объект исследования - процесс развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс музыкальных игр по развитию невербальных коммуникативных умений у старших дошкольников .
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «невербальные коммуникативные умения»;
2. Выявить особенности развития невербальных коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в развитии невербальных коммуникативных умений у детей;
4. Разработать комплекс музыкальных игр, направленный на развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
5. Опытно-поисковым путем проверить эффективность разработанного комплекса музыкальных игр по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования.
Проблемой развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова, Ю. Гиппенрейтер и другие. Проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста был вложен ряд исследований последних десятилетий (1980-2010). Среди них можно выделить такие работы: А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В Касаткиной, Р.В Овчаровой и других.Работа М.И. Лисиной «Общение, личность и психика ребенка» внесла большой вклад в изучение коммуникативных умений у старших дошкольников. В нее вошли ее основные работы, которые связаны, прежде всего, с проблемами общения, взаимосвязями общения, а также психического развития, становления ребенка как личность. Содержания общения дошкольников между собой и исследования зависимости отношений проведены также Е.Смирновой.
В работе были использованы методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме нашего исследования;
- проведение диагностического исследования (было проведено наблюдение за детьми, анализ их музыкально - игровой деятельности, беседа), анализ эмпирических данных и их обобщение.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ 5
детский сад «Росинка», ДОУ № 35 «Аленький цветочек» города Новоуральска, В котором приняли участие 10 детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Структура выпускной квалифицированной работы. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенное исследование подтвердило актуальность избранной темы. В старшем дошкольном возрасте развитие невербальных коммуникативных умений играет важную роль в развитии личности ребёнка.
В результате проведенного исследования реализованы поставленные задачи:
1) На основе изучения психолого-педагогической литературы мы раскрыли содержание понятия «коммуникативные умения». Коммуникативные умения это сложные и осознанные коммуникативные действия, которые основаны на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению. Коммуникативные умения представляют собой неразрывное единство трех составляющих: мотивационную, когнитивную,
поведенческую. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных умений.
2) Выявлены особенности развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Невербальное общение в процессе музыкальной игры - это обмен информацией между педагогами и детьми, или детьми между собой с помощью жестов и мимики.
Процесс формирования невербальных коммуникативных умений в музыкально - игровой деятельности у старших дошкольников определяется их особенностями. Обучение детей старшего дошкольного возраста невербальному общению средствами музыкального искусства обусловлено сензитивными периодами развития психики ребенка. Дети старшего
дошкольного возраста обладают определенными задатками, которые способствуют развитию познавательных процессов и чувственно-эмоциональной сферы, влияющими на формирование невербального общения. Повышенной эмоциональностью отличается восприятие детей, которая проявляется не только в напряженной психической деятельности, но и во внешних проявлениях эмоциональных состояний: в возгласах, жестах и в движениях всего тела.
Особенно важно для детей старшего дошкольного возраста в развитии коммуникативных умений, овладеть выразительностью речевой интонации. Развитию выразительности речевой интонации и ее сопровождающего речевого жеста возможно с помощью музыкальных игр, обыгрыванием и драматизации фольклорных песенок. Это помогает детям научиться соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела.
3) Раскрыты возможности музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных умений у детей.
Музыкальные игры создают условия для общения между детьми, объединяя их одной игровой задачей, совместными усилиями к ее достижению, общими переживаниями и интересами. Ребенок в игре становится членом коллектива и учится оценивать сам свои действия и поступки. Музыкальные игры прививают навыки эффективного общения. Они развивают чувство общности, внимательность. Также учат правильно выражать свои мысли, строить диалоги и развивать речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства и стремления. Он учится подчинять свою деятельность, учится быть целенаправленным.
Именно в музыкально-игровой деятельности развивается культура тактильного общения. Она является одним из важных механизмов социальной адаптации. Культура тактильного общения открывает старшим дошкольникам путь к уверенности, полноценному самоощущению и адекватному поведению в общении с другими. Особенностью музыкальных игр является возможность помочь детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально - игровая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребенка. Так как она обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки. Кроме этого, сочетание различных видов музыкально-игровой деятельности и соблюдение ряда педагогических условий способствует развитию разных сторон общения. Сочетание позволяет эффективно развивать невербальное общение в интересных и доступных формах.
4) Проведено диагностическое исследование развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы
На основе анализа психолого-педагогической литературы в теоретической главе, мы выделили следующие показатели уровня развития невербальных коммуникативных умений в музыкальной игре у детей старшего дошкольного возраста.
1. Готовность к общению. Характеризуется стремлением вступить в контакт со сверстниками и незнакомыми взрослыми, а также знанием норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими людьми.
2. Инициативность общения. Характеризуется способностью
к самостоятельным, активным действиям в совместной деятельности и в общении, а также в умении преодолевать стеснение, оказавшись в центре внимания детей и взрослых.
3. Эмпатия в общении. Характеризуется умением определять эмоциональное состояние другого человека и сочувствовать ему. Относиться к другим людям сочувственно и доброжелательно.
4. Выразительность общения. Характеризуется способностью передавать характер, настроение с помощью невербальных средств общения (жесты, мимика).
По результатам констатирующего этапа исследования мы сделали следующие выводы:
1. В основном у детей преобладает средний и низкий уровень развития невербальных коммуникативных умений.
2. Дети стремятся, но не готовы к общению, а именно:
- дети испытывают затруднения в выражении своих мыслей, чувств, желаний средствами мимики, пантомимики, интонации;
- не умеют контролировать внешние проявления своих эмоций, управлять ими, сознательно пользоваться ими в общении;
- не могут определить эмоциональное состояние другого человека, не умеют проявить сочувствие;
Сделанные выводы позволили нам спланировать работу по развитию коммуникативных умений у детей данной группы на содержательном этапе опытно-поисковой работы.
Разработан комплекс занятий, направленный на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Для развития невербальных коммуникативных умений мы разработали комплекс занятий. Занятия строились с опорой на детский фольклор и музыкальные коммуникативные игры, представленные в современных методиках. Мы распределили игры по нескольким типам, направили их на развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста:
1. Игры на развитие позитивного, доброжелательного отношения к сверстникам, включающие в свою структуру модели поведения и взаимодействия с окружающими.
2. Игры на развитие способности к самостоятельным, инициативным действиям в совместной игровой деятельности, к выполнению роли ведущего в игре.
3. Игры на развитие умения выразительно и адекватно выражать свои эмоции в жестах, мимике, пантомимике, интонации.
4. Игры на развитие умения определять состояние другого человека, эмоционально подстраиваться к нему и проявлять эмпатию в общении.
Проведенный комплекс музыкальных игр показал изменения в развитии невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Дети стали более инициативны в общении. Легко вступали в этот процесс не только со сверстниками, но и с взрослыми людьми. Стали более внимательными к партнерам по общению, способными понять намерения другого человека, их средства общения стали отличаться большей выразительностью. Дети не только стали правильно определять эмоциональное состояние сверстника, но и выражать свое сопереживание другим.
Данные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной нами работы, направленной на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2003. 215 с.
2. Анисимова, Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников [Текст] / Г. И. Анисимова. М.: «Академия», 2001. 125 с.
3. Анисимович, О. В. Самооценка ребенка (Беседы с психологом) [Текст] / О. В. Анисимович. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. 176 с.
4. Батова, Т. Е. Актуальные проблемы психопедагогики [Текст] / Т. Е. Батова. М.: «ГИТИС», 1997. 315 с.
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. М.: «Дрофа», 1991. 203 с.
6. Буренина, А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей [Текст] / учеб. пособие / А. И. Буренина. СПб. : Издательство «Музыкальная палитра»,
2004. 321 с.
7. Буренина, А. И. Проектирование интегративной программы дошкольного образования [Текст] / Метод. пособие. - СПб.: ЛОИРО Колунтаева, Л. И., 2007.122 с.
8. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- Мозаика - Синтез, 2006. 127 с.
9. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н. А.Ветлугина. М.: Просвещение, 1981. 214 с.
10. Высотский, Л. С. Ступени общения [Текст] / Л.С. Высотский. М.: «Дрофа», 1996. 122 с.
11. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Гогоберидзе. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. 211с.
12. Громова, Е. Б. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №5 [Текст] / Е.Б. Громова. 2010. 150 с.
13. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. А. Дубина. М.: «Книголюб», 2006. 218 с.
14. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А. Н. Зимина. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 312 с.
15. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка; Учебное пособие. [Текст] / О. А. Карабаева. М.: «Дрофа», 1997. 211 с.
...