Независимая система оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета)
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1. Научные аспекты качества дошкольного образования 11
1.2. Критерии, показатели оценки независимой оценки качества
дошкольного образовательного учреждения 28
1.3. Независимая оценка как особый вид научной теории и практики:
сущность, содержание, технологии организации 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 46
2.1. Разработка показателей качества деятельности дошкольного
образовательного учреждения 46
2.2. Технология независимой оценки качества деятельности 60
дошкольного образовательного учреждения 60
2.3. Анализ результатов опытно -экспериментальной работы по реализации
технологии независимой оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1. Научные аспекты качества дошкольного образования 11
1.2. Критерии, показатели оценки независимой оценки качества
дошкольного образовательного учреждения 28
1.3. Независимая оценка как особый вид научной теории и практики:
сущность, содержание, технологии организации 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 46
2.1. Разработка показателей качества деятельности дошкольного
образовательного учреждения 46
2.2. Технология независимой оценки качества деятельности 60
дошкольного образовательного учреждения 60
2.3. Анализ результатов опытно -экспериментальной работы по реализации
технологии независимой оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
Проблема определения качества дошкольного образования и сегодня остается дискуссионной. Ограниченность процесса стандартизации российского дошкольного образования в настоящее время отчетливо осознается научным сообществом, практическими работниками и руководителями всех уровней управления. До настоящего времени на федеральном уровне отсутствуют единые подходы к определению критериев оценки качества дошкольного образования.
В то же время практически все регионы, в которых было проведено обсуждение предложенных критериев независимой оценки качества дошкольного образования самостоятельно занимаются разработкой подходов к определению критериев.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ особо указывается, что взаимодействие педагога с ребенком - центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста В процессе этого взаимодействия у ребенка происходит развитие способов (средств) действия, развивается познавательная мотивация и увлеченность, развиваются и транслируются культурные нормы - в том числе, нормы взаимодействия с другими людьми. Педагог подбирает средства развития (методы, формы, материал), тем самым возникают (не возникают) индивидуальные образовательные траектории. В нормативном контексте необходимо оценивать тип взаимодействия взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте.
Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально -экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Принципиально новым в данной Конвенции является то, что предлагается для осуществления независимой оценки качества дошкольного образования, необходимо обязательное участие граждан в развитии дошкольного образования. Также предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ.
Таким образом, в настоящее время реальная практика оценки качества дошкольного образования характеризуется следующими особенностями:
1) существующая система оценки качества дошкольного образования
(лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений) ориентирована, прежде всего, на оценку образовательных условий, а не результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. В тех же случаях, когда на муниципальном уровне разрабатываются параметры оценки именно результативности, происходит следующее: содержательные ориентиры дошкольного образования (представляющие собой основные новообразования дошкольного возраста), декларируемые в образовательных программах, на практике все чаще «вымываются» ориентирами школьными. Отчасти причиной является то, что инструменты диагностики дошкольных новообразований существенно сложнее, с одной стороны, и, с другой, гораздо менее известны педагогическому сообществу, чем традиционные способы диагностики учебных умений.
2) «центр тяжести» в действующих системах оценки качества дошкольного образования смещен в сторону оценки образовательных условий, в ее диапазон пригодности не входят возникающие формы (надомные группы, мини-сады, автономные некоммерческие организации, предлагающие услуги по дошкольному образованию, в т.ч. и группы кратковременного пребывания, и т.д.). Эта ситуация обусловлена как существующими нормативными документами (например, принятым на федеральном уровне «Положением о ДОУ»), так и тем, что бюджетное финансирование учреждений и организаций дошкольного образования на сегодняшний день не определяется напрямую качеством предлагаемого образования.
Повышение качества дошкольного образования, создание равных стартовых условий для детей, идущих в школу, за счет расширения образовательной сети для дошкольников требует создания системы независимой оценки качества, которая будет содержательно (т.е. в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки качества.
Исследование независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета)выявляет ряд противоречий организационного и методологического характера в практике педагогической деятельности между:
- изменившимися требованиями к результатам реализации образовательных программ с учетом федеральных государственных образовательных стандартов и отсутствием достаточного технологического инструментария системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) с учетом специфики региональных образовательных систем;
- теоретическим уровнем рассмотрения независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) и методическим обеспечением построения комплексной модели оценки качества образования в практике развития региональной образовательной системы.
Обозначенные противоречия определили проблему исследования, состоящую в необходимости выявления и научного обоснования независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) и построения модели независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) с учетом ее специфики, особенностей и потенциальных возможностей.
Анализ существующих проблем в обозначенной области позволил сформулировать цель работы, которая состоит в теоретическом обосновании оценки качества дошкольного образования, создание показателей независимой оценки качества дошкольного образования, апробировать модель независимой оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета).
Объект диссертационного исследования - оценка качества дошкольного образования.
Предмет исследования - показатели независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета).
Задачи исследования:
1) рассмотреть научные аспекты независимой оценки качества
дошкольного образования;
2) проанализировать реализуемую систему независимой оценки
качества дошкольного образования;
3) разработать показатели независимой системы независимой оценки качества дошкольного образования в регионе;
4) оценить показатели независимой оценки качества дошкольного образования в регионе.
5) разработать и оценить технологию независимой оценки качества дошкольного образования.
Гипотеза: независимая система оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) в полной мере эффективно реализуется при условиях, если:
1. Принципы и подходы построения независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) определяются с учетом особенностей образовательной среды региона, взаимовлияния качества на развитие образовательной системы и образовательной системы на оценку самого качества.
2. Понятие «качество образования» определяется как интегративная характеристика образовательной деятельности, существенно влияющая на практику развития региональной образовательной системы.
3. В реализации региональной образовательной политики на основе комплексной оценки качества поэтапно присутствуют: оценка качества образования, анализ ее результатов, проектирование уровня качества образования, формирование региональной образовательной политики обеспечения качества образования, совершенствование образовательной системы региона и, как следствие, достижение проектируемого уровня качества образования.
Анализ научной и научно -методической литературы свидетельствует о наличии широты и различности подходов к изучению проблемы оценки качества образования:
- исследования образования как социально -педагогического явления (Е.Л. Белкин, Р.Г. Гурова, Л.В. Загрекова, В.А. Кальней, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, В.М. Соколов, Н.Ф. Талызина, В.Н. Шамардин, С.Е. Шишов, В.А. Якунин и др.);
- проблематика особенностей оценки качества общего образования (Г.С. Ковалева, А.А. Кузнецова, О.Е. Лебедев, С.Е. Шишов и др.).
Вместе с тем, проблема независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) не представлена объектом специальных исследований в системе педагогического знания.
Методологической основой исследования являются научные работы по исследованию проблем:
- интегративности понятия качества образования (В.А. Болотов, В.И. Звонникова, О.А. Горленко, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, Э.М. Короткова, В.А. Кальней, И.Я. Лернер, А.М. Моисеев, Д.Ш. Матрос, В.М. Полонский, М.М. Поташник, А.И. Субетто, Г.Б. Скок, Н.А. Селезнева, С.Е. Шишов, Т.И.Шамова, Е.В.Яковлева и др.);
- разработки методологии оценивания объектов образовательных систем (М.Л. Агранович, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Батурин, Ю.К. Бабанский, А.Г. Доманов, А.И. Захарова, И.Л. Лернер, В.Н. Мясищев, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, П.И. Пидкасистый, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин, В.Ф. Шаталов, Г.И. Щукина и др.);
- диагностики эффективности функционирования педагогических систем, (B.C. Аванесов, А. Анастази, С.И. Архангельский, Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Дж. Гласе, К. Ингенками, И.Б. Ительсон, Д.Н. Кеттелл, Э. Кроттерс, Г.С. Ковалева, А.Н. Майоров, В.П. Мизинцев, Е.А. Михайлычев, В.И. Огорелов, Е.Н. Перевощикова, М.М. Поташник, Н. Розенберг, Дж. Стэнли, A. И. Субетто, Н.А. Селезнева, A.M. Сохор, И.А. Цатурова, М.Б. Челышева, Е.В. Яковлева и др.).
Теоретическую основу исследования составили теории и концепции:
- стандартизации и оценки качества образования (B.C. Аванесов, М.Л. Агранович, А.Е. Бахмутский, В.А. Болотов, Г.С. Ковалева, А.К. Костин, Э.М. Коротков, М.Н. Лазутова, B.C. Леднев, А.Н. Майоров, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, Я.С. Турбовской, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова, И.Д. Чечель, С.Е. Шишков и др.);
- таксономии целей образования и теории педагогического мониторинга (Т.И. Алексеева, В.И. Андреев, Б.П. Беспалько, Б. Блум, Н. Гронлунд, В.А. Кальней, В.М. Кларин, О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, Т.Г. Михалева, С.Е. Шишов и др.);
- конструирования и технологизации учебного процесса (В.П. Беспалько, Г.А. Бордовский, Н.М. Зверева, В.А. Извощиков, М.В. Кларин, B. М. Монахов, Г.К. Селевко, М.А. Тарасов, М.А. Чошанов и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач, обоснования выносимых на защиту положений и гипотетических позиций, проверки исходных данных и полученных результатов в работе использовался комплекс методов и технологий:
- теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы и других информационных источников;
- компьютерное моделирование, экстраполяция независимых характеристик, методы математической обработки результатов эксперимента по внедрению модели;
- модельно-проектировочный подход к разработке сценариев, вероятностно-статистической методикой, вариативностью критериев и параметров оценки.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «независимая оценка качества образовательного процесса»,
-проанализирована система независимой оценки качества дошкольного образования;
- разработаны показатели независимой оценки образовательного процесса на уровне региона.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в обосновании теоретико -методологических подходов к организационно-педагогическим аспектам независимой оценки качества образовательной деятельности дошкольного учреждения с учётом деятельностного подхода;
- в расширении и уточнении концептуальных подходов к обоснованию содержания и технологических процессов проведения независимой оценки качества работы дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- в практику работы дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города Екатеринбурга внедрен мониторинг образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающий повышение качества дошкольного образования;
- разработан специальный инструментарий для проведения независимой оценки качества образования ДОУ;
- полученные результаты исследования могут быть использованы: в деятельности дошкольных образовательных учреждений города; в системе высшего и среднего профессионального образования при подготовке кадров для дошкольного образования; в системе повышения квалификации педагогов дошкольного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены исходными методологическими положениями, соответствующими современным тенденциям развития педагогической науки; использованием методов теоретического и эмпирического анализа, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования, а также опорой на данные констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
В то же время практически все регионы, в которых было проведено обсуждение предложенных критериев независимой оценки качества дошкольного образования самостоятельно занимаются разработкой подходов к определению критериев.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ особо указывается, что взаимодействие педагога с ребенком - центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста В процессе этого взаимодействия у ребенка происходит развитие способов (средств) действия, развивается познавательная мотивация и увлеченность, развиваются и транслируются культурные нормы - в том числе, нормы взаимодействия с другими людьми. Педагог подбирает средства развития (методы, формы, материал), тем самым возникают (не возникают) индивидуальные образовательные траектории. В нормативном контексте необходимо оценивать тип взаимодействия взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте.
Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально -экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Принципиально новым в данной Конвенции является то, что предлагается для осуществления независимой оценки качества дошкольного образования, необходимо обязательное участие граждан в развитии дошкольного образования. Также предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ.
Таким образом, в настоящее время реальная практика оценки качества дошкольного образования характеризуется следующими особенностями:
1) существующая система оценки качества дошкольного образования
(лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений) ориентирована, прежде всего, на оценку образовательных условий, а не результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. В тех же случаях, когда на муниципальном уровне разрабатываются параметры оценки именно результативности, происходит следующее: содержательные ориентиры дошкольного образования (представляющие собой основные новообразования дошкольного возраста), декларируемые в образовательных программах, на практике все чаще «вымываются» ориентирами школьными. Отчасти причиной является то, что инструменты диагностики дошкольных новообразований существенно сложнее, с одной стороны, и, с другой, гораздо менее известны педагогическому сообществу, чем традиционные способы диагностики учебных умений.
2) «центр тяжести» в действующих системах оценки качества дошкольного образования смещен в сторону оценки образовательных условий, в ее диапазон пригодности не входят возникающие формы (надомные группы, мини-сады, автономные некоммерческие организации, предлагающие услуги по дошкольному образованию, в т.ч. и группы кратковременного пребывания, и т.д.). Эта ситуация обусловлена как существующими нормативными документами (например, принятым на федеральном уровне «Положением о ДОУ»), так и тем, что бюджетное финансирование учреждений и организаций дошкольного образования на сегодняшний день не определяется напрямую качеством предлагаемого образования.
Повышение качества дошкольного образования, создание равных стартовых условий для детей, идущих в школу, за счет расширения образовательной сети для дошкольников требует создания системы независимой оценки качества, которая будет содержательно (т.е. в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки качества.
Исследование независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета)выявляет ряд противоречий организационного и методологического характера в практике педагогической деятельности между:
- изменившимися требованиями к результатам реализации образовательных программ с учетом федеральных государственных образовательных стандартов и отсутствием достаточного технологического инструментария системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) с учетом специфики региональных образовательных систем;
- теоретическим уровнем рассмотрения независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) и методическим обеспечением построения комплексной модели оценки качества образования в практике развития региональной образовательной системы.
Обозначенные противоречия определили проблему исследования, состоящую в необходимости выявления и научного обоснования независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) и построения модели независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) с учетом ее специфики, особенностей и потенциальных возможностей.
Анализ существующих проблем в обозначенной области позволил сформулировать цель работы, которая состоит в теоретическом обосновании оценки качества дошкольного образования, создание показателей независимой оценки качества дошкольного образования, апробировать модель независимой оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета).
Объект диссертационного исследования - оценка качества дошкольного образования.
Предмет исследования - показатели независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета).
Задачи исследования:
1) рассмотреть научные аспекты независимой оценки качества
дошкольного образования;
2) проанализировать реализуемую систему независимой оценки
качества дошкольного образования;
3) разработать показатели независимой системы независимой оценки качества дошкольного образования в регионе;
4) оценить показатели независимой оценки качества дошкольного образования в регионе.
5) разработать и оценить технологию независимой оценки качества дошкольного образования.
Гипотеза: независимая система оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) в полной мере эффективно реализуется при условиях, если:
1. Принципы и подходы построения независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) определяются с учетом особенностей образовательной среды региона, взаимовлияния качества на развитие образовательной системы и образовательной системы на оценку самого качества.
2. Понятие «качество образования» определяется как интегративная характеристика образовательной деятельности, существенно влияющая на практику развития региональной образовательной системы.
3. В реализации региональной образовательной политики на основе комплексной оценки качества поэтапно присутствуют: оценка качества образования, анализ ее результатов, проектирование уровня качества образования, формирование региональной образовательной политики обеспечения качества образования, совершенствование образовательной системы региона и, как следствие, достижение проектируемого уровня качества образования.
Анализ научной и научно -методической литературы свидетельствует о наличии широты и различности подходов к изучению проблемы оценки качества образования:
- исследования образования как социально -педагогического явления (Е.Л. Белкин, Р.Г. Гурова, Л.В. Загрекова, В.А. Кальней, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, В.М. Соколов, Н.Ф. Талызина, В.Н. Шамардин, С.Е. Шишов, В.А. Якунин и др.);
- проблематика особенностей оценки качества общего образования (Г.С. Ковалева, А.А. Кузнецова, О.Е. Лебедев, С.Е. Шишов и др.).
Вместе с тем, проблема независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) не представлена объектом специальных исследований в системе педагогического знания.
Методологической основой исследования являются научные работы по исследованию проблем:
- интегративности понятия качества образования (В.А. Болотов, В.И. Звонникова, О.А. Горленко, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, Э.М. Короткова, В.А. Кальней, И.Я. Лернер, А.М. Моисеев, Д.Ш. Матрос, В.М. Полонский, М.М. Поташник, А.И. Субетто, Г.Б. Скок, Н.А. Селезнева, С.Е. Шишов, Т.И.Шамова, Е.В.Яковлева и др.);
- разработки методологии оценивания объектов образовательных систем (М.Л. Агранович, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Батурин, Ю.К. Бабанский, А.Г. Доманов, А.И. Захарова, И.Л. Лернер, В.Н. Мясищев, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, П.И. Пидкасистый, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин, В.Ф. Шаталов, Г.И. Щукина и др.);
- диагностики эффективности функционирования педагогических систем, (B.C. Аванесов, А. Анастази, С.И. Архангельский, Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Дж. Гласе, К. Ингенками, И.Б. Ительсон, Д.Н. Кеттелл, Э. Кроттерс, Г.С. Ковалева, А.Н. Майоров, В.П. Мизинцев, Е.А. Михайлычев, В.И. Огорелов, Е.Н. Перевощикова, М.М. Поташник, Н. Розенберг, Дж. Стэнли, A. И. Субетто, Н.А. Селезнева, A.M. Сохор, И.А. Цатурова, М.Б. Челышева, Е.В. Яковлева и др.).
Теоретическую основу исследования составили теории и концепции:
- стандартизации и оценки качества образования (B.C. Аванесов, М.Л. Агранович, А.Е. Бахмутский, В.А. Болотов, Г.С. Ковалева, А.К. Костин, Э.М. Коротков, М.Н. Лазутова, B.C. Леднев, А.Н. Майоров, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, Я.С. Турбовской, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова, И.Д. Чечель, С.Е. Шишков и др.);
- таксономии целей образования и теории педагогического мониторинга (Т.И. Алексеева, В.И. Андреев, Б.П. Беспалько, Б. Блум, Н. Гронлунд, В.А. Кальней, В.М. Кларин, О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, Т.Г. Михалева, С.Е. Шишов и др.);
- конструирования и технологизации учебного процесса (В.П. Беспалько, Г.А. Бордовский, Н.М. Зверева, В.А. Извощиков, М.В. Кларин, B. М. Монахов, Г.К. Селевко, М.А. Тарасов, М.А. Чошанов и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач, обоснования выносимых на защиту положений и гипотетических позиций, проверки исходных данных и полученных результатов в работе использовался комплекс методов и технологий:
- теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы и других информационных источников;
- компьютерное моделирование, экстраполяция независимых характеристик, методы математической обработки результатов эксперимента по внедрению модели;
- модельно-проектировочный подход к разработке сценариев, вероятностно-статистической методикой, вариативностью критериев и параметров оценки.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «независимая оценка качества образовательного процесса»,
-проанализирована система независимой оценки качества дошкольного образования;
- разработаны показатели независимой оценки образовательного процесса на уровне региона.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в обосновании теоретико -методологических подходов к организационно-педагогическим аспектам независимой оценки качества образовательной деятельности дошкольного учреждения с учётом деятельностного подхода;
- в расширении и уточнении концептуальных подходов к обоснованию содержания и технологических процессов проведения независимой оценки качества работы дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- в практику работы дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города Екатеринбурга внедрен мониторинг образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающий повышение качества дошкольного образования;
- разработан специальный инструментарий для проведения независимой оценки качества образования ДОУ;
- полученные результаты исследования могут быть использованы: в деятельности дошкольных образовательных учреждений города; в системе высшего и среднего профессионального образования при подготовке кадров для дошкольного образования; в системе повышения квалификации педагогов дошкольного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены исходными методологическими положениями, соответствующими современным тенденциям развития педагогической науки; использованием методов теоретического и эмпирического анализа, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования, а также опорой на данные констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Настоящее исследование посвящено разработке технологии независимой оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения. Решая необходимые для доказательства данной гипотезы задачи , мы уточнили признаки понятия «качество образования в дошкольном образовательном учреждении», «качество деятельности дошкольного образовательного учреждения».
Понятие «качество деятельности дошкольного образовательного учреждения» рассматривается как интегрированная совокупность свойств, удовлетворяющих потребностям участников образовательного процесса (т.е. воспитанников, педагогов и родителей) и субъектов социального заказа ДОУ (т.е. государства, учредителя, семьи, школы). В работе рассмотрены цели и задачи функционирования дошкольного образовательного учреждения в рамках современной парадигмы образования.
Согласно типовому положению, дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, как то: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В работе представлена характеристика различных видов дошкольных образовательные учреждений. Рассмотрены виды образовательных услуг, оказываемые ДОУ родителям и дет, а также образовательные программы.
В результате анализа современного состояния системы оценки качества деятельности образовательных учреждений была выявлена актуальность проблемы разработки технологии независимой оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения. Разработанная технология независимой оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения включает в себя следующую последовательность действий:
- определение целей оценки;
- раскрытие структурности качества;
- определение номенклатуры взаимосвязанных показателей качества,
- определение значений показателей качества;
- оценка качества;
- свертка оценок показателей качества в единую комплексную оценку;
- анализ полученные результатов.
Целью оценки является определение уровня соответствия качества деятельности дошкольного образовательного учреждения определенным требованиям, нормативам.
Была разработана структура показателей качества деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Этот сложный и наукоемкий процесс опирался на философские основания категории качества, на ведущие положения системного подхода к оценке качества образования, на четкое понимание образования как сложной образовательной системы.
Основными положениями разработки показателей качества деятельности дошкольные образовательных учреждений являются:
-качество дошкольного образовательного учреждения описывается сложной иерархической структурой, вершиной которой является интегральный показатель качества;
-разработка структуры и номенклатуры показателей качества объектов образовательные систем основывалась на положении о целесообразности оценки качества целей через качество функций;
-детализация групповых показателей, входящих в комплексный показатель качества, производится до единичных (элементарные) показателей, которые количественно измеряются.
В основу структурирования был положен подход к рассмотрению качества деятельности через совокупности критериев: качество условий, качество образовательного процесса, качество результатов этого процесса, а также подходы к рассмотрению качества образования через совокупность основных функций ДОУ любого вида.
В предложенной нами структуре критерии качества образования - материально-технические, кадровые, организационно -методические условия и результаты образовательного процесса - выступают едиными основаниями для оценки разных функций и направлений содержания образования в ДОУ.
Оценки деятельности дошкольных образовательные учреждений, предполагает оценку готовности ребенка к школе (качество результатов) и потенциала учреждения (качество условий (материальных и нематериальных ) и образовательного процесса (организационно -методических условий)).
Апробация технологии проводилась на базе дошкольных образовательных учреждений г. В.Пышма. Анализ полученных рейтингов со специалистами из управления образованием показаг, что данные рейтингов по трем видам практически полностью совпадают с экспертными представлениями специалистов о положении ДОУ. Однако разработанная технология оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения обладает рядом преимуществ.
Общий анализ теоретических положений и результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил правомерность исходной гипотезы. Данное исследование, полученные результаты и вывода не исчерпывают всей полноты и сложности поставленной проблемы. Одним из возможных продолжений исследования является уточнение разработанной технологии с учетом корректирующей деятельности ДОУ, а также с учетом рассмотрения семьи и шкоды в качестве субъектов оценки качества деятельности ДОУ, в то время как сейчас субъектом оценки является государство.
Понятие «качество деятельности дошкольного образовательного учреждения» рассматривается как интегрированная совокупность свойств, удовлетворяющих потребностям участников образовательного процесса (т.е. воспитанников, педагогов и родителей) и субъектов социального заказа ДОУ (т.е. государства, учредителя, семьи, школы). В работе рассмотрены цели и задачи функционирования дошкольного образовательного учреждения в рамках современной парадигмы образования.
Согласно типовому положению, дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, как то: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В работе представлена характеристика различных видов дошкольных образовательные учреждений. Рассмотрены виды образовательных услуг, оказываемые ДОУ родителям и дет, а также образовательные программы.
В результате анализа современного состояния системы оценки качества деятельности образовательных учреждений была выявлена актуальность проблемы разработки технологии независимой оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения. Разработанная технология независимой оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения включает в себя следующую последовательность действий:
- определение целей оценки;
- раскрытие структурности качества;
- определение номенклатуры взаимосвязанных показателей качества,
- определение значений показателей качества;
- оценка качества;
- свертка оценок показателей качества в единую комплексную оценку;
- анализ полученные результатов.
Целью оценки является определение уровня соответствия качества деятельности дошкольного образовательного учреждения определенным требованиям, нормативам.
Была разработана структура показателей качества деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Этот сложный и наукоемкий процесс опирался на философские основания категории качества, на ведущие положения системного подхода к оценке качества образования, на четкое понимание образования как сложной образовательной системы.
Основными положениями разработки показателей качества деятельности дошкольные образовательных учреждений являются:
-качество дошкольного образовательного учреждения описывается сложной иерархической структурой, вершиной которой является интегральный показатель качества;
-разработка структуры и номенклатуры показателей качества объектов образовательные систем основывалась на положении о целесообразности оценки качества целей через качество функций;
-детализация групповых показателей, входящих в комплексный показатель качества, производится до единичных (элементарные) показателей, которые количественно измеряются.
В основу структурирования был положен подход к рассмотрению качества деятельности через совокупности критериев: качество условий, качество образовательного процесса, качество результатов этого процесса, а также подходы к рассмотрению качества образования через совокупность основных функций ДОУ любого вида.
В предложенной нами структуре критерии качества образования - материально-технические, кадровые, организационно -методические условия и результаты образовательного процесса - выступают едиными основаниями для оценки разных функций и направлений содержания образования в ДОУ.
Оценки деятельности дошкольных образовательные учреждений, предполагает оценку готовности ребенка к школе (качество результатов) и потенциала учреждения (качество условий (материальных и нематериальных ) и образовательного процесса (организационно -методических условий)).
Апробация технологии проводилась на базе дошкольных образовательных учреждений г. В.Пышма. Анализ полученных рейтингов со специалистами из управления образованием показаг, что данные рейтингов по трем видам практически полностью совпадают с экспертными представлениями специалистов о положении ДОУ. Однако разработанная технология оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения обладает рядом преимуществ.
Общий анализ теоретических положений и результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил правомерность исходной гипотезы. Данное исследование, полученные результаты и вывода не исчерпывают всей полноты и сложности поставленной проблемы. Одним из возможных продолжений исследования является уточнение разработанной технологии с учетом корректирующей деятельности ДОУ, а также с учетом рассмотрения семьи и шкоды в качестве субъектов оценки качества деятельности ДОУ, в то время как сейчас субъектом оценки является государство.
Подобные работы
- Развитие муниципально - частного партнерства в сфере дошкольного образования
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование муниципального управления развитием системы образования (на примере Кораблинского муниципального района Рязанской области)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Проектное управление развитием сферы образования в Копейском городском округе
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация исполнения бюджетов муниципальных образований
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В МЕСТНОМ СООБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО
УЧАСТИЯ В МЕСТНОМ СООБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Магистерская диссертация, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



