Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИМЕНЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1. Научные аспекты качества дошкольного образования 11
1.2. Критерии, показатели оценки независимой оценки качества
дошкольного образовательного учреждения 28
1.3. Независимая оценка как особый вид научной теории и практики:
сущность, содержание, технологии организации 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 46
2.1. Разработка показателей качества деятельности дошкольного
образовательного учреждения 46
2.2. Технология независимой оценки качества деятельности 60
дошкольного образовательного учреждения 60
2.3. Анализ результатов опытно -экспериментальной работы по реализации
технологии независимой оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 92
Проблема определения качества дошкольного образования и сегодня остается дискуссионной. Ограниченность процесса стандартизации российского дошкольного образования в настоящее время отчетливо осознается научным сообществом, практическими работниками и руководителями всех уровней управления. До настоящего времени на федеральном уровне отсутствуют единые подходы к определению критериев оценки качества дошкольного образования.
В то же время практически все регионы, в которых было проведено обсуждение предложенных критериев независимой оценки качества дошкольного образования самостоятельно занимаются разработкой подходов к определению критериев.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ особо указывается, что взаимодействие педагога с ребенком - центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста В процессе этого взаимодействия у ребенка происходит развитие способов (средств) действия, развивается познавательная мотивация и увлеченность, развиваются и транслируются культурные нормы - в том числе, нормы взаимодействия с другими людьми. Педагог подбирает средства развития (методы, формы, материал), тем самым возникают (не возникают) индивидуальные образовательные траектории. В нормативном контексте необходимо оценивать тип взаимодействия взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте.
Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально -экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Принципиально новым в данной Конвенции является то, что предлагается для осуществления независимой оценки качества дошкольного образования, необходимо обязательное участие граждан в развитии дошкольного образования. Также предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ.
Таким образом, в настоящее время реальная практика оценки качества дошкольного образования характеризуется следующими особенностями:
1) существующая система оценки качества дошкольного образования
(лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений) ориентирована, прежде всего, на оценку образовательных условий, а не результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. В тех же случаях, когда на муниципальном уровне разрабатываются параметры оценки именно результативности, происходит следующее: содержательные ориентиры дошкольного образования (представляющие собой основные новообразования дошкольного возраста), декларируемые в образовательных программах, на практике все чаще «вымываются» ориентирами школьными. Отчасти причиной является то, что инструменты диагностики дошкольных новообразований существенно сложнее, с одной стороны, и, с другой, гораздо менее известны педагогическому сообществу, чем традиционные способы диагностики учебных умений.
2) «центр тяжести» в действующих системах оценки качества дошкольного образования смещен в сторону оценки образовательных условий, в ее диапазон пригодности не входят возникающие формы (надомные группы, мини-сады, автономные некоммерческие организации, предлагающие услуги по дошкольному образованию, в т.ч. и группы кратковременного пребывания, и т.д.). Эта ситуация обусловлена как существующими нормативными документами (например, принятым на федеральном уровне «Положением о ДОУ»), так и тем, что бюджетное финансирование учреждений и организаций дошкольного образования на сегодняшний день не определяется напрямую качеством предлагаемого образования.
Повышение качества дошкольного образования, создание равных стартовых условий для детей, идущих в школу, за счет расширения образовательной сети для дошкольников требует создания системы независимой оценки качества, которая будет содержательно (т.е. в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки качества.
Исследование независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета)выявляет ряд противоречий организационного и методологического характера в практике педагогической деятельности между:
- изменившимися требованиями к результатам реализации образовательных программ с учетом федеральных государственных образовательных стандартов и отсутствием достаточного технологического инструментария системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) с учетом специфики региональных образовательных систем;
- теоретическим уровнем рассмотрения независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) и методическим обеспечением построения комплексной модели оценки качества образования в практике развития региональной образовательной системы.
Обозначенные противоречия определили проблему исследования, состоящую в необходимости выявления и научного обоснования независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) и построения модели независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) с учетом ее специфики, особенностей и потенциальных возможностей.
Анализ существующих проблем в обозначенной области позволил сформулировать цель работы, которая состоит в теоретическом обосновании оценки качества дошкольного образования, создание показателей независимой оценки качества дошкольного образования, апробировать модель независимой оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета).
Объект диссертационного исследования - оценка качества дошкольного образования.
Предмет исследования - показатели независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета).
Задачи исследования:
1) рассмотреть научные аспекты независимой оценки качества
дошкольного образования;
2) проанализировать реализуемую систему независимой оценки
качества дошкольного образования;
3) разработать показатели независимой системы независимой оценки качества дошкольного образования в регионе;
4) оценить показатели независимой оценки качества дошкольного образования в регионе.
5) разработать и оценить технологию независимой оценки качества дошкольного образования.
Гипотеза: независимая система оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) в полной мере эффективно реализуется при условиях, если:
1. Принципы и подходы построения независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) определяются с учетом особенностей образовательной среды региона, взаимовлияния качества на развитие образовательной системы и образовательной системы на оценку самого качества.
2. Понятие «качество образования» определяется как интегративная характеристика образовательной деятельности, существенно влияющая на практику развития региональной образовательной системы.
3. В реализации региональной образовательной политики на основе комплексной оценки качества поэтапно присутствуют: оценка качества образования, анализ ее результатов, проектирование уровня качества образования, формирование региональной образовательной политики обеспечения качества образования, совершенствование образовательной системы региона и, как следствие, достижение проектируемого уровня качества образования.
Анализ научной и научно -методической литературы свидетельствует о наличии широты и различности подходов к изучению проблемы оценки качества образования:
- исследования образования как социально -педагогического явления (Е.Л. Белкин, Р.Г. Гурова, Л.В. Загрекова, В.А. Кальней, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, В.М. Соколов, Н.Ф. Талызина, В.Н. Шамардин, С.Е. Шишов, В.А. Якунин и др.);
- проблематика особенностей оценки качества общего образования (Г.С. Ковалева, А.А. Кузнецова, О.Е. Лебедев, С.Е. Шишов и др.).
Вместе с тем, проблема независимой системы оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета) не представлена объектом специальных исследований в системе педагогического знания.
Методологической основой исследования являются научные работы по исследованию проблем:
- интегративности понятия качества образования (В.А. Болотов, В.И. Звонникова, О.А. Горленко, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, Э.М. Короткова, В.А. Кальней, И.Я. Лернер, А.М. Моисеев, Д.Ш. Матрос, В.М. Полонский, М.М. Поташник, А.И. Субетто, Г.Б. Скок, Н.А. Селезнева, С.Е. Шишов, Т.И.Шамова, Е.В.Яковлева и др.);
- разработки методологии оценивания объектов образовательных систем (М.Л. Агранович, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Батурин, Ю.К. Бабанский, А.Г. Доманов, А.И. Захарова, И.Л. Лернер, В.Н. Мясищев, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, П.И. Пидкасистый, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин, В.Ф. Шаталов, Г.И. Щукина и др.);
- диагностики эффективности функционирования педагогических систем, (B.C. Аванесов, А. Анастази, С.И. Архангельский, Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Дж. Гласе, К. Ингенками, И.Б. Ительсон, Д.Н. Кеттелл, Э. Кроттерс, Г.С. Ковалева, А.Н. Майоров, В.П. Мизинцев, Е.А. Михайлычев, В.И. Огорелов, Е.Н. Перевощикова, М.М. Поташник, Н. Розенберг, Дж. Стэнли, A. И. Субетто, Н.А. Селезнева, A.M. Сохор, И.А. Цатурова, М.Б. Челышева, Е.В. Яковлева и др.).
Теоретическую основу исследования составили теории и концепции:
- стандартизации и оценки качества образования (B.C. Аванесов, М.Л. Агранович, А.Е. Бахмутский, В.А. Болотов, Г.С. Ковалева, А.К. Костин, Э.М. Коротков, М.Н. Лазутова, B.C. Леднев, А.Н. Майоров, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, Я.С. Турбовской, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова, И.Д. Чечель, С.Е. Шишков и др.);
- таксономии целей образования и теории педагогического мониторинга (Т.И. Алексеева, В.И. Андреев, Б.П. Беспалько, Б. Блум, Н. Гронлунд, В.А. Кальней, В.М. Кларин, О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, Т.Г. Михалева, С.Е. Шишов и др.);
- конструирования и технологизации учебного процесса (В.П. Беспалько, Г.А. Бордовский, Н.М. Зверева, В.А. Извощиков, М.В. Кларин, B. М. Монахов, Г.К. Селевко, М.А. Тарасов, М.А. Чошанов и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач, обоснования выносимых на защиту положений и гипотетических позиций, проверки исходных данных и полученных результатов в работе использовался комплекс методов и технологий:
- теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы и других информационных источников;
- компьютерное моделирование, экстраполяция независимых характеристик, методы математической обработки результатов эксперимента по внедрению модели;
- модельно-проектировочный подход к разработке сценариев, вероятностно-статистической методикой, вариативностью критериев и параметров оценки.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «независимая оценка качества образовательного процесса»,
-проанализирована система независимой оценки качества дошкольного образования;
- разработаны показатели независимой оценки образовательного процесса на уровне региона.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в обосновании теоретико -методологических подходов к организационно-педагогическим аспектам независимой оценки качества образовательной деятельности дошкольного учреждения с учётом деятельностного подхода;
- в расширении и уточнении концептуальных подходов к обоснованию содержания и технологических процессов проведения независимой оценки качества работы дошкольных образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- в практику работы дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города Екатеринбурга внедрен мониторинг образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающий повышение качества дошкольного образования;
- разработан специальный инструментарий для проведения независимой оценки качества образования ДОУ;
- полученные результаты исследования могут быть использованы: в деятельности дошкольных образовательных учреждений города; в системе высшего и среднего профессионального образования при подготовке кадров для дошкольного образования; в системе повышения квалификации педагогов дошкольного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены исходными методологическими положениями, соответствующими современным тенденциям развития педагогической науки; использованием методов теоретического и эмпирического анализа, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования, а также опорой на данные констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Настоящее исследование посвящено разработке технологии независимой оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения. Решая необходимые для доказательства данной гипотезы задачи , мы уточнили признаки понятия «качество образования в дошкольном образовательном учреждении», «качество деятельности дошкольного образовательного учреждения».
Понятие «качество деятельности дошкольного образовательного учреждения» рассматривается как интегрированная совокупность свойств, удовлетворяющих потребностям участников образовательного процесса (т.е. воспитанников, педагогов и родителей) и субъектов социального заказа ДОУ (т.е. государства, учредителя, семьи, школы). В работе рассмотрены цели и задачи функционирования дошкольного образовательного учреждения в рамках современной парадигмы образования.
Согласно типовому положению, дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, как то: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В работе представлена характеристика различных видов дошкольных образовательные учреждений. Рассмотрены виды образовательных услуг, оказываемые ДОУ родителям и дет, а также образовательные программы.
В результате анализа современного состояния системы оценки качества деятельности образовательных учреждений была выявлена актуальность проблемы разработки технологии независимой оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения. Разработанная технология независимой оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения включает в себя следующую последовательность действий:
- определение целей оценки;
- раскрытие структурности качества;
- определение номенклатуры взаимосвязанных показателей качества,
- определение значений показателей качества;
- оценка качества;
- свертка оценок показателей качества в единую комплексную оценку;
- анализ полученные результатов.
Целью оценки является определение уровня соответствия качества деятельности дошкольного образовательного учреждения определенным требованиям, нормативам.
Была разработана структура показателей качества деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Этот сложный и наукоемкий процесс опирался на философские основания категории качества, на ведущие положения системного подхода к оценке качества образования, на четкое понимание образования как сложной образовательной системы.
Основными положениями разработки показателей качества деятельности дошкольные образовательных учреждений являются:
-качество дошкольного образовательного учреждения описывается сложной иерархической структурой, вершиной которой является интегральный показатель качества;
-разработка структуры и номенклатуры показателей качества объектов образовательные систем основывалась на положении о целесообразности оценки качества целей через качество функций;
-детализация групповых показателей, входящих в комплексный показатель качества, производится до единичных (элементарные) показателей, которые количественно измеряются.
В основу структурирования был положен подход к рассмотрению качества деятельности через совокупности критериев: качество условий, качество образовательного процесса, качество результатов этого процесса, а также подходы к рассмотрению качества образования через совокупность основных функций ДОУ любого вида.
В предложенной нами структуре критерии качества образования - материально-технические, кадровые, организационно -методические условия и результаты образовательного процесса - выступают едиными основаниями для оценки разных функций и направлений содержания образования в ДОУ.
Оценки деятельности дошкольных образовательные учреждений, предполагает оценку готовности ребенка к школе (качество результатов) и потенциала учреждения (качество условий (материальных и нематериальных ) и образовательного процесса (организационно -методических условий)).
Апробация технологии проводилась на базе дошкольных образовательных учреждений г. В.Пышма. Анализ полученных рейтингов со специалистами из управления образованием показаг, что данные рейтингов по трем видам практически полностью совпадают с экспертными представлениями специалистов о положении ДОУ. Однако разработанная технология оценки качества деятельности дошкольного образовательного учреждения обладает рядом преимуществ.
Общий анализ теоретических положений и результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил правомерность исходной гипотезы. Данное исследование, полученные результаты и вывода не исчерпывают всей полноты и сложности поставленной проблемы. Одним из возможных продолжений исследования является уточнение разработанной технологии с учетом корректирующей деятельности ДОУ, а также с учетом рассмотрения семьи и шкоды в качестве субъектов оценки качества деятельности ДОУ, в то время как сейчас субъектом оценки является государство.
1. Аванесов, B. C. Куда ведут реформы образования? [Текст] / B. C. Аванесов // Народное образование. - 2011. - № 5.
2. Азгальдов, Г. Г. Квалиметрия - наука об измерении качества продукции [Текст] / Г. Г. Азгальдов [и др.] // Стандарты и качество. - 2007. - №4. - С.62-63.
3. Азгальдов, Г. Г. Количественная оценка качества [Текст] / Г. Г. Азгальдов, Л.А. Азгальдов. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 176 с.
4. Азгальдов, Г. Г. Методы измерения и оценки качества [Текст] / Г. Г. Азгальдов // Стандарты и качество. - 1969. - №1.
5. Азгальдов, Г.Г. Потребительская стоимость и ее измерение [Текст] / Г. Г. Азгальдов. - М.: Экономика, 1971. - 167 с.
6. Азгальдов, Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии) [Текст] / Г. Г. Азгальдов. - М.: Экономика, 1982. - 256 с.
7. Акинфиевой, Н. В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований [Текст] / Н. В. Акинфиевой // Педагогика. - 1998. - №4. - С. 30-35.
8. Алямовская, В. Г. О некоторых подходах к организации кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении [Текст] / В. Г. Алямовская // Обруч. - 2011. - № 1.
9. Ананьев, Б. Г. Избр. психол. тр.: в 2 т. [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М., 1980.
10. Ю.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л., 1968. -336 с.
11. П. Андреева, В. В. Технология аттестации образовательных учреждений : Сб. науч. - метод. и инструктив. материалов [Текст] / Андреева В. В., Гаврилин А.В. - М. : АРКТИ, 2000. - 151 с. : ил.; 20 см. - (Методическая библиотека).; ISBN 5-89415-097-3
12. В. В. Андреева, А. В. Гаврилин. Экспертные оценки и методология их использования [Текст] / Н. Е. Архангельский, С. А. Валуев. - М.: Мысль, 1974. - 307 с.
13. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. [Текст] / - М: Изд-во ACT, 2015. - 431 с.
14. Аттестация и государственная аккредитация дошкольные
образовательных учреждений в Челябинской области (из опыта, работы) [Текст] / под ред. С.Ф. Багаутдиновой, А. Н. Троян, Г. А. Панкратовой. - Челябинск: ИИУМ1 [ «Образование», 2010. - 100 с.
15. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ [Текст] / -М.: РИПКРО, 2004. - Вып. 1. - 173 с.
16. Афанасьева, Т. П. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании / Т. П. Афанасьева, И. А. Елисеева, И. В. Немом. - М. : ЦСЭИ, 1996.
17. Афанасьев, В.Г. О системном подходе в социальном познании / В. Г. Афанасьев // Вопросы философии. - 1973. - №6.
18. Багаутдинова, С. Ф. Оценка целостного образовательного процесс! / С. Ф. Багаутдинова, Л. Н. Санникова // Качество дошкольного образования: исследования и практический опш : сборник материалов региональной научно-практической конференции / под ред. В. В. Садырина, Е.С. Комаровой. - Челябинск : ИИУМ1 [ «Образование», 2005.-С. 24-29.
19. Багаутдинова, С. Ф. Совершенствование процедуры аттестации ДОУ [Текст] / С. Ф. Багаутдинова // Управление дошкольным образовательны! учреждением. - 2004. - №6. - С. 46-49.
20. Багаутдинова, С. Ф. Управление дошкольным образованием : учеб .- метод. комплекс [Текст] / С. Ф. Багаутдинова. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - 60 с.
21. Батурин, Н. А. Проблема, оценивания и оценки в общей психологии [Текст] / Н. А. Батурин // Вопросы психологии. - 1989. - №2. - С. 81-89.
22. Безносов, СП. Особенное™ оценочного стиля личности : дис. .. .канд. психол. наук [Текст] / СП. Безносов. - Л., 1982. - 207 с.
23. Белая, К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: ACT, 1996. - 393 с.
24. Белая, К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. -М.: ACT, 2002.
25. Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам[Текст] / К. Ю. Белая, П. И. Третьяков. - М.: Нова! школа, 2001. - 297 с.
26. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание [Текст] / Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986.-420 с.
27. Бернштейн, Н. А. Физиологи! движения и активности [Текст] / Н.
А. Бернштейн. - М.: Наука, 1990. - 494 с.
28. Беспалько, В. П. О возможности системного подхода в педагогике [Текст] / В. П. Беспалько // Советская педагогика. -1990. - №7. - С. 59-60.
29. Блауберг, И. В. Системный подход как современное общенаучное направление [Текст] / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдип // Диалектика и системный анализ. - М.: Наука, 1986. - 300 с.
30. Боголюбов, Л.Н. К вопросу об универсальном образовании [Текст] / Л. Н. Боголюбов // Современная гимназия и универсальное образование. - М, 1995.-С. 36-45.
31. Бодалев, А. А. К вопросу об оценочных эталонах [Текст] / А. А. Бодалев //Вестник ЛГУ. - 1970. - № 17. - Вып. 3. - С. 54-57.
32. Бодалев, А. А. О социальных эталонах и стереотипам [Текст] / А. А. Бодалев, В. Н. Куницина, В. Н. Панферов // Человек и общество. - Л.: ЛГУ, 1971. - Вып. 9.-С. 17-25.
33. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна ; авт. вступ, ст. Д. И. Фельдштейн. - 2¬е изд. - М. : Издательство «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
34. Болотов, В. А. Аттестаты и оценка качества работы образовательных учреждений в Российской Федерации [Текст] / В. А. Болотов // Контроль качества и оценка в образовании : матер, междунар. конф. - СПб., 1998.
35. Болотов, В. А. Реформа педагогического образования [Текст] / В. А. Болотов, В. Б. Новичков // Педагогика. - 1992. - № 7-8.
36. Болтов, В. А. Система оценки качества российского образования [Текст] / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - № 1. - С 22¬31.
37. Бондаренко, А. К. Заведующий дошкольным учреждением [Текст] / А. К. Бондаренко, Л. В. Поздняк, В. И. Шкатулла. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.
38. Бордовский, Г. А. Управление качеством образовательного процесса : монография. [Текст] / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, СЮ. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГГС/ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
39. Братченко, С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования [Текст] / С. Л. Братченко. -М.: Смысл, 1999. - 137 с.
40. Брожик, В. Марксистская теория оценки [Текст] / В. Брожик. - М.: Б. И., 1982. - 119 с.
41. Бухвалов, В. А. Педагогическая экспертиза, школы [Текст] / В. А. Бухвалов, Я. Г. Плинер. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 180 с.
42. Валицкая, А. П. Современные стратегии образования, варианта выбора [Текст] / А.П. Валицкая // Педагогика. - 1997. - № 2.
43. Валянский, С. И. Правда о реформе образования [Текст] / С.И. Валянский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 5.
44. Василенко, В. О. Ценность и оценка [Текст] / В. О. Василенко. - Киев, 1964. - 148 с.
45. Виноградом, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ : метод, пособие [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева . - М.: Айрис-пресс, 2006. -192 с.
46. Волков, В. И. Информационно-аналитические методы экспертных оцееюк в системах управления и образования : учеб. пособие [Текст] / В. И. Волков, В. А. Трайнев - М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1996. - 181 с.
47. Волченко, М.А. Подготовка студентов вуза к управлению качеством образования в дошкольном учреждении : дис. ...канд. пед. наук [Текст] / М.
A. Волченко. - Магнитогорск, 2005. - 210 с.
48. Воровщиков, С. Г. Управление качеством образования: вхождение в проблему [Текст] / С. Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко // Управление образования администрации Курчатовского района г. Челябинска, Консалтинговый центр «Педагогические инновации». - Челябинск, 1995.
49. Воронина, A. M. Ценности: проблема обоснования : дис. ...канд. филос. наук [Текст] / A. M. Воронина. - М., 1994. - 149 с.
50. Вульфсон, В. Л. Развитие образования в современном мире [Текст] /
B. Л. Вульфсон // Педагогика. - 1995. - № 6.
51. Выжглецов, Г. П. Оценка как аксиологическая категория [Текст] / Г. П. Выжглецов // Вопросы философии и социологии. - Л., 1972. - С. 94-98.
52. Гая зов, А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире [Текст] / А.С. Гаязов. - М.: Наука, 2003. - 256 с.
53. Герасимов, Б. И. Управление качеством : учеб. пособие [Текст] / Б. И. Герасимов, Н. В. Злобина, С. П. Спирионов. - М.: КНОРУС, 2005. - 272 с.
54. Гличев, А. В. Оценка качества количественными методами - задачи квалиметрии [Текст] / А. В. Гличев // Метода: количественной оценки качества продукции (квалиметрия): матер. ЕОКК. - М., 1972. - С.3-14.
55. Гордон, Т. Новы подходы к методу Дельфи [Текст] / Т. Гордон ; под ред. Дж. Брайта // Научно-техническое прогнозирование для промышленности и правительственных учреждений. - М., 1972.
56. Горленко, О. А. Менеджмент качества : анализ основных определений [Текст] / О. А. Горленко // Метода: менеджмента качества. -
2004. - № 12. - С. 34-36.
57. Горячкова, С. А. Оценка в теории и практике дошкольного образования : автореф. дис. ...канд. пед. наук [Текст] / С. А. Горячкова. - Архангельск, 2001. -16 с.
58. Гохберг, Л. М. Индикаторы образования : статически! сборник [Текст] / Л. М. Гохберг [и др.]. - М.: ГУ-ВШЭ, 2006. - 160 с.
59. Гохберг, Л. М. Статистика образования: новый инструментарий : информационный бюллетень [Текст] / Л. М. Гохберг [и др.]. - М. : ГУ-ВШЭ, НФПК, 2006. - 88 с.
60. Гранин, Ю. Д. О гносеологическом содержании понятия «оценка» [Текст] / Ю. Д. Гранин // Вопросы философии. - 1987. -№ 6. - С.69-75.
61. Гребнев, Л. С. Управление содержанием гуманитарного образования в России : правовой, целевой и технологический аспекты. [Текст] / Л. С. Гребнев. -М.,2000.
62. Гузеев, В. В. Оценка, рейтинг, тест [Текст] / В. В. Гузеев // Школьные технологии. - М., 1998. - С.3-24.
63. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и
образовательная технология [Текст] / В. В. Гузеев. - М.: Народное
образование, 2000. - 240 с.
64. Гутник, Г. В. Информационное обеспечение систешл качества образования в регионе [Текст] / Г. В. Гутник // Информатика и образование. -
1999. -№1.- С.7-12.
65. Гутник, Г. В. Проектное управление качеством образования в регионе [Текст] / Г. В. Гутник // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 2. - С. 12-18.
66. Давыдова, Л. Н. Различные подходы к определению качества образования [Текст] / Л. Н. Давыдова // Качество. Инновации. Образование. -
2005. -№2. - С.5-8.
67. Дмитриенко, В. А. Образование как социальный институт: тенденции и перспективы развития [Текст] / В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрья. - Красноярск : Изд-во Красноярск, ун-та, 1989.
68. Днепров, Э. Д. Проблемы образования в контексте общего процесс! модернизации России [Текст] / Э. Д. Днепров // Педагогика. - 1996. - № 5.
69. Доблаев, Л. П. К постановке проблемы оценивания в психологии [Текст] / Л. П. Доблаев // Проблема оценивания в психологии. - Саратов, 1984. - С. 3-5.
70. Дошкольное образование в России : сборник действующих нормативно-правовых документов и научно -методических материалов [Текст] / ред.-сост. Р.Б. Стеркина. - М.: ACT, 2016. - 336 с.
71. Дошкольное образование России в документах и материалам
сборник действующих нормативно-правовых документов и
программно -методических материалов [Текст] / -М.: Изд-во «ГномиД», 2011.
72. Ерунов, Б. А. О социальной психологи! познания и оценки [Текст] / Б. А. Ерунов // Социальная психологи! и философия. - Л., 1971. - С. 62-107.
73. Жариков, Е. С. О логическом аспекте изучения оцееюк [Текст] / Е.
С. Жариков // Проблемы методологии логики науки. - Томск, 1965. - С. 63-68.
74. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] // Российская газета. - 1992.-№172.
75. 3еер, Э. Ф. Личностно -ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э. Ф. Зеер, Г. Л. Романцев // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 16-21.
76. Зеленова, Л. П. Потребительская оценка качества образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении : учеб.-практич. пособие по организации социологического исследования [Текст] / Л. П. Зеленова. - М.: АПК и ПРО, 2012.
77. 3отова, Н. К. Аттестация как способ повышения квалификации учителей : автореф. дис.... канд. пед. наук [Текст] / Н. К. Зотова. - СПб., 1997. -21с.
78. Ивин, А. А. Основания логики оцееюк [Текст] / А. А. Ивин. - М.: МГУ, 1970. - 230 с. 79.
79. «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника [Текст] / Л. А. Парамонова [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.-303 с.
80. Каданцева, Г. Г. Тотальное управление качеством образования и новые информационные технологии [Текст] / Г. Г. Каданцева, С. Д. Коровкин , В. Н. Нуждин // Проблемы информатизации высшей школы. - 1998. - №1-2. С.135-151.
81. Казанович, В. Г. Образовательная система, как объект оценивания.
82. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике Казанович, В. Г. Образовательная система, как объект оценивания [Текст] / М.В. Кларин. - Рига, 2005.
83. Колесникова, Т.А. Аттестация образовательных, учреждений : автореф. дис. ...канд. пед. наук [Текст] / Т. А. Колесникова. - Кемерово, 2001. - 24 с.
84. Комарова, Е.С. Как оценить работу детского сада : пособие для рук.
дошк. образоват. учреждений [Текст] / Е.С. Комарова. - 2-е изд. - М.:
Просвещение, 2016. - 127 с.
85. Компенсирующее обучение в России : сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов [Текст] / - М., 1997.
86. Конаржевский, Ю. А. Инспектирование состояния управления дошкольным учреждением [Текст] / Ю. А. Конаржевский, А. Н. Троян // Деятельность органов народного образования по руководству дошкольными учреждениями. - М.: Министерство просвещения СССР, 1980.-С. 18-20.
87. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. [Текст] - М.: Инфра-М, 2004. - 24 с.
88. Контроль качества и оценка в образовании: матер, междунар. конф. [Текст] / - СПб.: РГПУ им. Герцена, 1998. - 158 с.
89. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [Текст] // Начальная школа. - 2015. - №4. - С.4-19.
90. Концепция управления качеством образования [Текст] //Вестник образования. - М, 1992.-№6-7.-С. 25-48.
91. Коротков, Э. М. Управление качеством образования : учеб. пособие для вузов [Текст] / Э. М. Короткое. - М.: Академический Проект: Мир, 2006. - 320 с.
92. Красильникова, Е. В. Оценка качества образования с учетом требований потребителей [Текст] / Е. В. Красильникова, Т. С. Ванеркина // Экономика образования. - 2016. - № 1. - С. 49.
93. Крахмалев, А. Л. Качество образования как актуальная проблема управления [Текст] / А. Л. Крахмалев. - Омск: [б. и.], 2001. - С. 15-16.
94. Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. - М.: Академия, 2002. - 112 с.
95. Кузьмина, Н. В. Исследование оценки и самооценки учащихся в условиях успеха и неудачи в учебной деятельности [Текст] / Н. В. Кузьмина // Новые исследования в психологии. - 1973. - №1. - С. 62-64.
96. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 114 с.
97. Лебедева, Е. А. Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворенность потребителя» : дис. ...канд. пед. наук [Текст] / Е. А. Лебедева. - Новосибирск, 2004.-132 с.
98. Личностно-ориентированное образование в Алтайском крае: опш, проблемы перспективы [Текст] : матер, краевой науч.-практ. конф. 12-13 апр. 2004 г. - Барнаул: АКИПКРО, 2004. - 260 с.
99. Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 9000 - ИСО 9004, ИСО 8402. [Текст] - М.: Издательство стандартов, 1988.
100. Миронов, М.Г. Управление качеством : учеб. пособие [Текст] / М. Г. Миронов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 228 с.
101. Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях [Текст] / Л. М. Митин! // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 28-38.
102. Михайленко, Н. Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования : метод, рекомендации [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М.: Малое предприятие «Новая школа», 1993.-31 с.
103. Мишин, В. М. Управление качеством : учеб. пособие для вузов [Текст] / В. М. Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303 с.
104. Моисеев, A. M. Как различать результаты образования [Текст] / A. M. Моисеев, М. М. Поташник // Народное образование. - 1999. - №9. - С. 123-134.
110. Моисеев, A. M. Качество образования в разных образовательные практиках [Текст] / A. M. Моисеев, М. М. Поташник // Народное образование. -1999. -№9.- С. 159-168.
111. Моисеев, A. M. Управление качеством образования [Текст] / A. M. Моисеев, М. М. Поташник // Народное образование. - 1999. - №7-8. -С. 91-101.
112. Молодин, В. И. Реформа системы образования: что мы теряем [Текст] / В. И. Молодит // ЭКО, 2001. - № 4.
113. Молчанов, С. Г. Аттестация: современный подход [Текст] / С. Г. Молчанов // Народное образование. - 2000. - № 1. - С. 23-29.
114. Мочалом, Н. Управление качеством образования на
диагностической основе [Текст] / Н. Мочалом. // Народное образование. -
2000. -№7.- С.62-69. t.
115. Назарова, Т. Г. Критерии оценки качества деятельности региональной (муниципальной) системы дошкольного образования [Текст] / Т. Г. Назарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2003. - № 5. - С. 25-29.
116. Настольная книга, руководителя ДОУ [Текст] / сост. Г. Л. Фриш. - М.: ACT, 2002.
117. Настольная книга заведующей детского сада [Текст] / автор- сост. Н. Ю. Честном. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
118. Никандров, Н. Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, политики и культуры в современно! России [Текст] / Н. Д. Никандров // Социально-политический журнал. - 1997. -№ 2.
119. Никандров, Н. Д. Российская национальная идея и воспитание [Текст] / Н. Д. Никандров. - СПб: Смольный университет, 1999. -№ 1.
120. Никитин, В. М. Оценка качества деятельности инновационных общеобразовательных учреждений : дис. ...канд. пед. наук [Текст] / В. М. Никитин. - Калуга, 2004. - 155 с.
121. Новаков, И. Мониторинг образовательного процесса [Текст] / И. Новаков [и др.] // Высшее образование в России. - 2003. -№ 6. - С. 15-22.
122. Новоселова, С. Л. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника [Текст] / С. Л. Новоселова // Развитие личности. - 2001. -№3-4.
123. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
124. О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о ДОУ от 14.02.97 [Текст] // Вестник образования. - 1997. - № 10.