ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8
1.1. Особенности психического развития детей среднего дошкольного
возраста 8
1.2. Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста
произведений художественной литературы 12
1.3. Программное обеспечение ознакомления детей среднего
дошкольного возраста с произведениями художественной литературы 18
1.4. Организация деятельности педагога по ознакомлению детей
среднего дошкольного возраста с произведениями художественной литературы 27
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АВТОРСКОЙ СКАЗКОЙ 37
2.1. Выявление готовности педагога к знакомству с авторской сказкой
детей среднего дошкольного возраста 37
2.2. Описание содержания деятельности педагога по ознакомлению
детей среднего дошкольного возраста с авторской сказкой 48
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по организации
деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с авторской сказкой 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
Актуальность исследования полноценного воспитания детей дошкольного возраста в широком смысле слова можно отнести к числу проблем, поставленных на протяжении всего развития человечества. Любая эпоха в соответствии с конкретными для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует обязательность нравственно-гармонического воспитания.
Процесс общения дошкольника с художественной литературой является процессом становления в нем личности. О важнейшем значении художественной литературы в формировании гармоничной личности человека с самого раннего детства в последнее время говориться достаточно много. Художественная литература должна и может оказывать качественное влияние на интеллектуальную, духовно-эмоциональную сферу личности ребенка. Ряд ученых (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова) подчеркивают, что «ранние инъекции» интереса к художественной литературе крайне необходимы. Проблема раннего пробуждения и формирования устойчивого интереса к художественной литературе в современных условиях является крайне острой.
Авторская сказка (вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством этой прозы) занимает достойное место в формировании нравственных и этических представлений дошкольников. Она помогает ребенку понимать реальную действительность.
По словам Н.М. Ведерниковой, сказка помогает усваивать нравственные ориентиры, развивать эмоциональную отзывчивость, творческий потенциал, мотивирует поступать в соответствии с нравственными ориентирами, вырабатывая нормы и правила поведения [6].
Проблема воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы рассматривалась в целом ряде исследовании (Л.М. Гурович, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, О.И. Соловьёва, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флёрина и др.).
Анализ психолого-педагогических исследований(Л.С. Выготский, Л.М. Гурович, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и др.) показал, что чтение художественной литературы активно используется в целях воспитания нравственных качеств личности, формирования эстетического восприятия, развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с художественной литературой обеспечивает литературное развитие дошкольников (З.Л. Гриценко), формирует у детей дошкольного возраста действенность речи (И.В. Чуйкова).
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указано, что «...воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развитие России. Для решения этих задач нужно обращаться к содержанию произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; фольклора народов России» [22].
Об этом упоминается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В разделе 2 пункт 2.6 указано, что «.речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы ...» [43].
Постановка проблемы исследования. Но в современной практике наблюдается противоречие между реальными возможностями художественной литературы в формировании личности детей и уровнем подготовки педагогов ДОУ к работе с книгой, а также недостаточной разработанностью вопроса в теории и практике.
Объект исследования: содержание деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с авторской сказкой.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по организации деятельности педагога по ознакомлению детей с авторской сказкой.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по ознакомлению детей с авторской сказкой.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Теоретически описать особенности психического развития детей и восприятия детьми среднего дошкольного возраста произведений художественной литературы;
2. Изучить организацию деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с произведениями художественной литературы;
3. Провести констатирующее комплексное исследование готовности педагога к знакомству с авторской сказкой детей среднего дошкольного возраста и исследование читательских умений детей среднего дошкольного возраста;
4. Разработать и обосновать содержание деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с авторской сказкой;
5. Апробировать данное содержание и оценить его результативность.
Методология исследования: принцип культурно-исторического развития Л.С. Выготского, то есть психические свойства, процессы и явления имеют тенденцию изменяться с течением времени так же, как процессы практической деятельности, приобразуясь в опосредованные . Понимание и восприятие произведений художественной литературы рассматриваются как одни из ключевых на уровне дошкольного образования в работах: А.Д. Андреевой, С.П. Барановой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Н.В. Калининой, И.Н. Карачевцевой, У.В. Кочерга, Е.В. Ушаковой.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение нормативных
документов и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: анкетирование педагогов, тестирование детей, качественная и количественная обработка полученных данных, опытно-поисковая работа.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Изучив литературу по психическому развитию детей среднего дошкольного возраста, мы установили, что внимание детей находится на достаточном уровне, поэтому ребенок может воспринимать произведения художественной литературы значительного объема. Развита память, ребенок может произвольно запоминать стихотворения, в деталях пересказать сказку и т.д. Развито воображение, ребенок может представить, о чем идет речь в художественных произведениях, представить героев, особенности их внешнего вида. У детей преобладает наглядно-образное мышление, они могут понять идейное содержание произведения.
Дети среднего дошкольного возраста могут воспринимать произведения значительного объема, произвольно запоминать стихотворения, пересказать сказку, могут представить содержание произведения, героев произведения, особенности их внешнего вида, понять суть произведения, сочувствовать и сопереживать героям.
Изучив общеобразовательные программы: «Детство», «Успех», «От рождения до школы» по вопросу ознакомления детей среднего дошкольного возраста с произведениями художественной литературы, мы пришли к выводу, что в Программах уделяется внимание чтению художественной литературы, ставятся задачи по этому вопросу, учитываются возрастные особенности детей, предложен круг произведений для каждого возраста. Но как организовать деятельность педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста, в каких формах и видах деятельности проводить не уделено должного внимания и не прописано.
Организация деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с авторской сказкой строится на принципах: системности, воспитывающего обучения, развивающего обучения, наглядности, доступности, осознания процесса обучения. При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные формы и приемы для полноценного восприятия произведений детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
На основании проведенного теоретического анализа по проблеме организации деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с произведениями художественной литературы была сформулирована цель педагогического исследования: теоретически исследовать психолого-педагогические условия организации деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с авторской сказкой и создать комплекс мероприятий, направленных на развитие читательской деятельности у детей.
В педагогической работе приняли участие 21 дошкольник в возрасте 4-5 лет (средняя группа).
Реализация поставленной цели педагогического исследования по проблеме исследования определили педагогический инструментарий: критерии читательских умений у детей среднего дошкольного возраста, показатели, приемы (анкетирование, наблюдения, индивидуальные беседы).
Критерии читательских умений были определены на практическом уровне (все общеобразовательные программы обращают внимания на данные умения):
- умение слушать произведения художественной литературы;
- сочувствовать и сопереживать героям произведений художественной литературы;
- умение использовать собственный читательский опыт во всех видах деятельности.
По всем диагностическим заданиям на констатирующем этапе педагогической работы24% (5 детей) имеют низкий уровень сформированности читательских умений, 55% (12 детей) - средний уровень. Высокий уровень сформированности нравственных представлений диагностирован у 21% (4 ребенка).
В целом, результаты констатирующего этапа исследования выявили потребность в разработке и апробации проекта по организации деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с авторской сказкой в условиях детского сада.
На этапе формирующего этапа исследования воспитание интереса у детей к художественному слову осуществлялось с использованием различных форм работы с дошкольниками, в частности:
1. «Театральный фестиваль»;
2.Экскурсии в городскую библиотеку;
3. Библиотека в группе;
4. Читательский клуб «Вместе с книгой мы растем»;
5. Творческие конкурсы: конкурс самодельной книги «Сделаем книгу сами, своими руками»; конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии», номинация «Сказочная полянка»; конкурс поделок и рисунков «Любимый сказочный герой»; конкурс художественно-прикладного творчества «Мастерим сказку».
6. Авторские дидактические игры и пособия, такие как: книжка из фетра «В гостях у сказки», макет «Русская изба»;
Полученные показатели после формирующих мероприятий свидетельствуют о положительной динамике формирования читательских умений у детей среднего дошкольного возраста.
После проведенного комплекса мероприятий детей с низким уровнем по всем трем критериям нет. Увеличилось количество детей со средним уровнем по двум критериям: умение сочувствовать и сопереживать героям произведений художественной литературы - 71% (15 детей); умение использовать собственный читательский опыт во всех видах деятельности- 86% (18детей). По критерию «умение слушать произведения художественной литературы»- увеличилось количество детей с высоким уровнем - 43% (9 детей). При этом дети, которые были на среднем и высоком уровнях и остались на этих уровнях, теперь отличаются тем, что показатели по некоторым умениям изменялись, увеличиваясь на несколько баллов. У этих детей выражена мотивация к прослушиванию произведений художественной литературы, в свободное время постоянно обращаются к книжному уголку, просматривают любимые книжки, иллюстрации, рисуют любимых героев, используют свой читательский опыт в различных видах деятельности.
По всем диагностическим заданиям на контрольном этапе педагогической работы детей с низким уровнем сформированности читательских умений нет, 71% (15 детей) - со средним уровнем. Высокий уровень сформированности нравственных представлений диагностирован у 29% (6 детей).
Осведомленность педагогов по ознакомлению детей с авторской сказкой повысилась: стали внимательнее относится к выбору сказок, выделяя авторские сказки; определили задачи, которые необходимо решить при знакомстве со сказкой; стали применять различные методы и приемы при ознакомлении детей со сказкой; стараются включать в разные виды деятельности детей знакомство с авторской сказкой.
Таким образом, в ходе исследования были сформулированы обобщенные выводы о том, что формирование понимания и восприятия детьми среднего дошкольного возраста авторских сказок на уровне дошкольного образования будет эффективно в случаях, если:
- методический и дидактический материал будет соответствовать концепции развивающего обучения;
- в учебно-воспитательной деятельности будут систематически использоваться различные формы ознакомления с произведениями художественной литературы (например, «Театральный фестиваль», занятия детей в кружках в книжном центре, читательский клуб «Вместе с книгой мы растем» и др.).
В целом, цель и задачи педагогического исследования достигнуты в полном объеме.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 187 с.
2. Аникин, В. М. Устное народное творчество [Текст] / В. М. Аникин. - М. : Академия, 2012. - 144 с.
3. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е. А. Антипина. - М.: Просвещение, 2014. - 243 с.
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2008. - 386 с.
5. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика[Текст] : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов.- 2-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 240 с.
6. Ведерникова, Н. М. Русская народная сказка [Текст]/
Н. М. Ведерникова. - М.: «Наука», 2010. - 342 с.
7. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
8. Горбатова, Т. О. Возрастные особенности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://догЬа1оуа1о.Ь1одзро1.ги/р/Ь1од-раде_167.й1ш1и (дата обращения: 17.09.2017).
9. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. А. Григорович. - М.: Просвещение, 2011. - 367 с.
10. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: В 4 т./ В. И. Даль. - М.: АСТ, 2015. - 986 с.
11. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 25 с.
12. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
13. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2015. - 356 с.
14. Дунаева, Н. А. Совершенствование подготовки воспитателей дошкольных учреждений к работе с детской книгой в системе повышения квалификации [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Н. А. Дунаева ; ГОУВПО «МПГУ» - М., 2014. - 190 с.
15. Жучкова, Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики [Текст] / Г. Н. Жучкова. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. - 225 с.
16. Золотые сказки [Текст] / пер. Е. Павловой. - М.: Издательский дом Диадема Пресс, 2011. - 224 с.
17. Игнатьева О.А Содержание психолого-педагогической работы
по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» [Электронный ресурс] //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».- Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/625572/(дата обращения: 17.09.2017)
18. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей [Текст] /Т. И. Исаева // Школьный логопед. - 2012. - №4. - С.7-16.
19. Карачевцева, И. Н. Направления пропедевтической работы по формированию смыслового компонента чтения у старших дошкольников [Текст] / И. Н. Карачевцева // Логопед в детском саду. - 2013. - №1. - С. 18-21.
20. Карачевцева, И. Н. Пропедевтика чтения у старших дошкольников [Текст] / И. Н. Карачевцева // Дошкольная педагогика. - 2013. - №3(52). - С. 32-34.
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 9-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 215 с.
22. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe- obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya- lichnosti-grazhdanina-rossii.htm(дата обращения: 17.09.2017).
23. Короткова, Л. Д. Сказка - для светлого ума закваска. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы [Текст] / Л. Д. Короткова. - М.: Педагогическое Общество России, 2014. - 226 с.
24. Люблинская, А. А. Детская психология[Текст] /
А. А. Люблинская. - СПб.Нева, 2012. - 246 с.
25. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности [Текст] / И. С. Марьенко. - М.: Наука, 2015. - 254 с.
26. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина.
- М.: Просвещение, 2015. - 239 с.
27. Наваренко, А. Н. Особенности диагностики воспитательного
процесса в образовательном комплексе «Начальная школа - детский сад» [Электронный ресурс] / А. Н. Наваренко // Первое сентября. - Режим доступа: http: //festival .1 september. ru/subj ects/22/?n-(дата обращения: 17.09.2017).
28. Никитина, М. А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника [Текст] / М. А. Никитина. - Мн. : Народная асвета, 2013. - 215 с.
29. Никольская, Е. В. Формирование готовности студентов
педагогических вузов к музыкально-фольклорной работе
с детьми дошкольного возраста [Текст] : монография / Е. В. Никольская ; М- во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский педагогический гос. ун-т». - М. : МИГУ : Прометей, 2012. - 152 с.
30. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 33 с.
31. Померанцева, Э. В. Русская народная сказка[Текст] / Э. В. Померанцева. - М.: Просвещение, 2013. - 145 с.
32. Психологическая практика в системе образования [Текст] / М. В. Ермолаева, А. Е. Захарова. Л. И. Калинина, С. И. Наумова. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. - 325 с.
33. Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии [Текст] / Л. С. Рубинштейн. - СПб. : Нева, 2012. - 135 с.
34. Сапогова, Е. Е. Психологияразвитиячеловека[Текст] / Е. Е. Сапогова. - М.: Аспект пресс, 2013. - 345 с.
35. Смирнова, Е. О. Моральное и нравственное развитие дошкольников [Текст] / Е. О. Смирнова //Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С.12-18.
36. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д. Ю. Соколов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011. - 291 с.
37. Способы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/22/sposoby-oznakomleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-khudozhestvennoy(дата обращения: 17.09.2017).
38. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б. М. Теплов // Педагогика.- 2010. - № 6. - С. 96-105.
39. Тихомирова, И. И. Растить сердечного читателя [Текст] / И. И. Тихомирова // Начальная школа. - №11. - 2013. - С. 38-52.
40. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Академия, 2014. - 308 с.
41. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов, рук. авт. колл. Н. В. Федина]. - М.: Просвещение, 2014. - 256 с.
42. Фабер, А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. [Текст] / пер. с англ. А. Завельской. - М. : Эскимо, 2012. - 117 с.
43. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013, зарегистрирован в минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), вступил в силу с 1 января 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/7page_id - 11003(дата обращения: 17.09.2017).
44. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. Ф. Харламов. - М. : Просвещение, 2011. - 245 с.
45. Художественный образ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/120/043.htm-(дата обращения: 17.09.2017)
46. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. - Мн.: Народная асвета, 2011. - 318 с.
47. Шапалова, Ф. Д. Этическая беседа (услышать сердце человека) [Текст] / Ф. Д. Шапалова // Начальная школа. - 2015.- № 5. - С. 44-57.
48. Шестерикова, Н. Н. Консультация для воспитателей Тема: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» [Текст] / Н. Н. Шестерикова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2.- С.26-29.
49. Штольц, Х.Как воспитать нравственное поведение? [Текст] / Х. Штольц, Р. Рудольф. - М.: Ореол, 2011. - 165 с.
50. Яновская, М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М. Г. Яновская // Классный руководитель. - 2013.- № 4. - С. 24-29