Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки

Работа №99090

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 8
1.1. Характеристика понятия «нравственные представления» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Возможности волшебной сказки в формировании
нравственных представлений у детей 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ
СКАЗКИ 32
2.1. Диагностическое исследование сформированности
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 32
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67


Детство - период становления всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к культурной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Проблемы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека беспокоили общество всегда и во все времена. Особенно в настоящее время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Значимость нравственного воспитания обоснована введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором одной из ведущих задач является объединение обучения и воспитания в целостную образовательную деятельность на основе духовно-нравственного развития и воспитания, учитывающего принятие дошкольниками моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.
Художественные образы, воздействующие на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирующие устойчивые положительные или отрицательные отношения к реальности имеют огромное значение в нравственном воспитании дошкольника. В процессе общения с искусством ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Нравственный идеал приобретает в художественном произведении живое содержание. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сравнивая с идеалом собственные действия и поступки. Идеал, приобретенный в раннем возрасте, во многом определит его как личность.
Сказка - одно из действенных средств нравственного воспитания дошкольников. Многочисленные ученые-педагоги минувшего и нашего времени указывали на ту значимую роль, которую играет сказка в нравственном формировании личности дошкольника. Согласно их взгляду, все самое ценное, отшлифованное на протяжении множества веков, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка демонстрирует жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.
Волшебные сказки являются самым популярным и самым любимым детьми жанром художественной литературы. В волшебных сказках изображается особый фантастический мир. Всё, что происходит там, страшно, таинственно, волшебно. В сюжете волшебной сказки ключевой эпизод - это начало путешествия героя, на своем долгом пути он сталкивается с коварными противниками. Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в других сказках . Положительные герои наделены мужеством, храбростью, настойчивостью в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах ребенка наивысшую ценность. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
Актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки».
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать на практике комплекс занятий, направленный на формирование у дошкольников нравственных представлений на материале волшебной сказки.
Объектом исследования является процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий, направленный на формирование у дошкольников нравственных представлений на материале волшебной сказки.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы
охарактеризовать содержание понятия «нравственные представления».
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности
формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности волшебной сказки в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностический материал и выявить уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать на материале волшебной сказки комплекс занятий, направленный на формирование у дошкольников нравственных представлений, и апробировать его в опытно-поисковой работе.
Методологическая основа.
Проблеме нравственного воспитания посвящено довольно много исследований в педагогике и психологии. Русская философия и педагогическая мысль прошлого уделяла большое внимание идее взаимопонимания, вопросам переживания ребенка, что достаточно убедительно показывают в своих трудах философы Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский. В педагогических системах Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского уделено большое внимание развитию нравственной сферы личности ребенка. В исследованиях мыслителей, педагогов (В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Н.А. Баринова, Л.С. Высотина, А.А. Гусейнов, Л.А. Матвеева, А.М. Прихожан, Л.И. Рувинский, М.Г. Яновская и др.) нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. В трудах Л.С. Выготского акцентируется внимание на том, что переживание выступает единицей взаимодействия человека со средой, и подчеркивается его значимость в развитии личности. Важное значение для определения концептуальных основ исследуемой проблемы имеет теория о деятельности и общении как факторах социально - нравственного развития личности (С.Л Рубинштейн, А.Н Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия и др.).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; беседы; диагностики уровня сформированности нравственных представлений, качественный и количественный анализ полученных данных, их табличное и графическое изображение.
База исследования: подготовительная группа МАДОУ «Детский сад №12» - «Детский сад №65».
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из
содержания, введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Во время короткого периода дошкольного детства на всю жизнь закладываются основы личности человека. Дети приобретают знания об окружающем мире, формируют свое отношение к людям, к труду, вырабатывают характер, навыки и привычки верного поведения.
Нравственные представления ребенка выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения.
Нравственными представлениями выступают вторичные обобщенные психические образования, отражающие в сознании человека представления о качествах человека, помогающих ему действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом и включающих в себя знания о нормах и правилах поведения в общественной и частной жизни, о моральных качествах человека, в последующем влияющих на формирование нравственных оценок и мотивов поведения, опосредованных субъективным отношением и личностным смыслом, являющиеся категорией нравственного сознания, и входящих в состав когнитивного компонента нравственной сферы личности.
Формирование нравственных представлений дошкольников - это целенаправленный процесс педагогического взаимодействие педагога и воспитанников, на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми, при котором обеспечивается приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
В старшем дошкольном возрасте усиливается процесс общения, наблюдения и подражания. Активизируется саморегуляция, личностная и нравственная. Складывается определенная нравственная позиция. Наблюдается стремление к признанию и одобрению, потребность в достижении успехов, целеустремленность, самостоятельность,
ответственность, чувство долга. Определяется отношение к окружающим не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. Нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными.
У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. Ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.
Большую роль в формировании нравственных представлений личности играет чтение художественной литературы.
Во всем многообразии сказок, волшебная сказка занимает достойное место в процессе привития детям нравственных ориентиров и формирования и развития нравственных представлений. В процессе дифференциации представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает формирование нравственных представлений у ребенка.
Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Для выявления уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников было проведено диагностическое исследование на базе подготовительной к школе группе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад № 12» - «Детский сад № 65» г. Первоуральска.
Для проведения диагностики были определены показатели сформированности нравственных представлений и их уровни по методике А.С. Метелягина: компоненты (когнитивный, мотивационно-ценностный деятельностный) и их уровни (высокий, средний, низкий).
Для изучения мотивационно-ценностного компонента сформированности нравственных представлений была выбрана методика О.С. Богдановой «Перышко», деятельностного компонента - методика Р.С. Немова в модификации О.С. Богдановой «Какой Я!», когнитивного компонента - методика Л.М. Фридман «Беседа», деятельностного - наблюдения за детьми.
Диагностика показала, что в исследуемой группе уровень формированности нравственных представлений находится в основном на среднем и низком уровнях. Полученные данные исследования позволили спланировать, разработать и организовать работу по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
В разработанный план работы вошли такие мероприятия, как чтение, просмотр и обсуждение мультипликационных экранизаций волшебных сказок, непосредственно образовательная деятельность на материале волшебных сказок, дидактические игры, театрализованные постановки по мотивам данного вида сказок, просмотр и обсуждение иллюстраций, репродукций с картин художников, продуктивная и самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.
После проведенной работы в группе возросли результаты по всем показателям сформированности нравственных представлений.
Использование волшебных сказок в работе помогает детям выразить и закрепить в деятельности полученные знания о нравственных нормах, дети стали правильно оценивать поступки сказочных персонажей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены. Педагогические исследования подтверждают, что процесс формирования нравственных представлений
должен носить комплексный характер, присутствовать во всех видах деятельности дошкольников, осуществляться в специально организованных занятиях. Занятия с использованием волшебных сказок являются эффективным способом формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие /Г.С. Азаров. - М.: Академический Проект, 2014. - 704 с.
2. Аникин, В.П. Русские народные сказки [Текст] /В.П. Аникин. - М.: Детская литература, 2002. - 208 с.
3. Астахова, И. Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста (5-7 лет) [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru
/detskijsad/vozrastnye-osobenosti-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-5-7- let.html (дата обращения 11.08.2017).
4. Беленко, И. Взаимодействие педагога с узкими специалистами в ДОУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.psixologicheskoezerkalo.ru /vzaimodejstvie-pedagoga-s-uzkimi-specialistami-v-dou.html (Дата обращения 28.09.2017).
5. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей [Текст] /О.С. Богданова, Л.И. Катаева. - М.: Просвещение, 2013. -213 с.
6. Бойчук, И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством [Текст] /И.А. Бойчук. - М.: Детство-Прес, 2013. - 252 с.
7. Большая психологическая энциклопедия: самое полное
современное издание [Текст] / А. Б. Альмуханова [и др.]. - М.: Эксмо, 2007. - 542 с.
8. Братусь, Б.С. Нравственное познание личности [Текст]: учеб. пособие /Б.С. Братусь. - М.: Изд-во НПО МОДЭК, 2013. - 234 с.
9. Бунятова, А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста [Текст] /А.Р. Бунятова // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 6. - С. 85-88.
10. Гайнутдинова, Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольника средствами сказки (методические рекомендации)
[Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/78/601/5041.php (Дата
обращения 24.08.2017).
11. Грибоедова, Т.П. Педагогические условия по духовно -
нравственному развитию учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-podgotovki- uchitelej-k-dejatelnosti-po-duhovno.html (дата обращения 29.08.2017).
12. Грицай, Т.В. Духовно-нравственное воспитание как педагогическая категория [Текст] /Т.В. Грицай // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2016. - № 8. - С. 97-102.
13. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] В.И. Даль [и др.]. - М.: Общ-во любителей рос. словесности, учр. при Имп. Моск. ун-те, 1866-1867.
14. Духовно - нравственное развитие и воспитание дошкольников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / сост. А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2011. - 269 с.
15. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста /под ред. Т. М. Аникиной. М.: УЦ «Перспектива», 2012. 248 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ