ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие лексической картины мира 7
1.2. Особенности обогащения лексической картины мира
младших школьников 23
1.3. Содержание и методы работы по обогащению лексической
картины мира в процессе языкового образования у младших школьников 39
1.4. Идеографический подход по обогащению лексической
картины мира в процессе языкового образования у младших школьников 49
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ОБОГАЩЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 59
2.1. Анализ УМК по русскому языку для начальной школы в аспекте обогащения лексической картины мира младших школьников. 59
2.2. Изучение исходного уровня владения лексическими
единицами, репрезентирующими фрагменты картины мира, освоенные ребенком младшего школьного возраста 61
2.3. Методическое обеспечение, направленное на обогащение
лексической картины мира младших школьников в процессе языкового образования 77
2.4. Анализ результатов опытно-поисковой работы на контрольном этапе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность данной научной работы обусловлена тем, что современная лингвистика или языковедение отличается тем, что ее внимание обращено не столько к системе языка, сколько к человеку, овладевающему этой системой языка и реализующему ее в своей деятельности. Антропоцентричность современной лингвистики предполагает некоторый пересмотр подходов к преподаванию языка в школе. Необходимость подобного пересмотра обусловлена также обращенностью курса «Русский язык» к личности ребенка. Языковое образование школьника - это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Таким образом, содержание современных программ и современных учебников по русскому языку ориентировано на развитие личности ребенка, тогда как изложение материала чаще предстает как обусловленное только системным характером языковой системы. Развитие личности в учебных комплексах чаще представлено как процесс социализации, а овладение языком - как средство, обеспечивающее вхождение ребенка в социум и языковое содружество.
В процессе формирования ребенка, а конкретно ученика начальных классов как личности, части социума происходит постепенное развитие его сознания от элементарных форм до развитых форм сознательного отражения действительности. В процессе становления индивида как личности и вступления в систему социальных отношений важное место занимает система социально значимых средств, которыми должен овладеть индивид, осознавая себя в обществе личностью. Общение - один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности ученика начальной школы.
Овладение родным или иностранным языком позволяет ребенку проникать в процесс социальных отношений в обществе. Таким образом, в систему социально значимых средств необходимо включить процесс овладения лексической, грамматической и синтаксической системой самого языка. Через родной язык человек отражает реальный мир, в котором он живет. Язык, как известно, является одним из компонентов культуры как продукта социальной активности человека и одновременно одной из форм созданной человеком культуры. В языке отражается весь познанный и практически освоенный человеком мир, а также сам человек как часть этого объективно существующего мира. В этом смысле языковая личность - это некое звено, соединяющее реально существующий мир и язык, отражающий этот мир.
С помощью системы языка человек отражает в своем сознании картину мира, которая является средством вербализации действительности, поэтому в формировании картины мира особая роль принадлежит языку.
Проблема исследования, которая заключается в обосновании и разработке учебно-методического обеспечения по обогащению лексической картины мира младших школьников в процессе языкового образования
Цель: теоретически обосновать процесс обогащения лексической картины мира младших школьников в процессе языкового образования, разработать комплекс упражнений, направленных на обогащение лексической картины мира младших школьников и выявить результативность данных упражнений.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и на этой основе конкретизировать понятие «лексическая картина мира;
2. раскрыть особенности формирования лексической картины мира у младших школьников в процессе языкового образования;
3. разработать критерии и показатели, уровни владения лексическими единицами, репрезентирующими фрагменты картины мира, освоенные ребенком младшего школьного возрастав процессе языкового образования;
4. разработать учебно-методическое обеспечение по обогащению лексической картины мира младших школьников в процессе языкового образования;
5. проверить эффективность использования учебно-методического обеспечения на уроках русского языка по обогащению лексической картины мира.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: для достижения обогащения лексической картины мира младших школьников в процессе языкового образования необходимо разработать специальное учебно-методическое обеспечение.
Объект: процесс обогащения лексической картины мира младших школьников в процессе языкового образования.
Предмет: учебно-методическое обеспечение по обогащению лексической картины мира младших школьников в процессе языкового образования.
В работе использованы следующие методы: аналитический, сопоставительный, индуктивный, дедуктивный. Важно отметить, что выбранная нами методология оказалось очень эффективной также при проведении исследования.
Практическая значимость и новизна заключаются в том, что предложенное учебно-методическое обеспечение представляет собой эффективную методику обогащения лексической картины мира младших школьников в процессе языкового образования.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Язык как общественный продукт - это национальный организм, который является не только вместилищем и выразителем предметов и явлений объективного мира, но и его создателем. Между строем языка, считал В. фон Гумбольдт, и успехами в других видах интеллектуальной деятельности существует бесспорная взаимосвязь. По его мнению, кроется эта связь в животворному веянии, которое сила создания мира через сам акт превращения мира в мысли, что осуществляется в языке, гармонично распространяет на все его сферы [67].
В условиях становления и укрепления новых форм образования одной из главных задач реализации новейших концепций обучения и воспитания является национально-языкового воспитание личности, формирование коммуникативной компетенции школьника.
Формирование коммуникативной компетенции вместе с обогащением знаний о лексической картине мира младших школьников является обеспечением лингвистической содержательной линии речевого развития, которая имеет целью расширение представлений учащихся о культуре своего народа и мира, о ее особенностях в различных регионах страны, воспитание ценностных ориентиров, этических и эстетических взглядов, национальных чувств.
Таким образом, успешное формирование коммуникативной компетенции учащихся начального звена образования возможно при условии владения учителями глубокими знаниями по психологии формирование языковой картины мира младшего школьника, ментальности современных людей, морально-этического развития нации. Процесс формирования коммуникативной компетенции должен быть сквозным, продолжаться в течение всего срока изучения языка в образовательном заведении, а также самообразования. Научно-методическое обоснование и обеспечение такого процесса, по нашему мнению, является делом многих ученых.
Таким образом, в данной работе было сделано следующее:
- изучено понятие лексической картины мира,
- проанализированы особенности обогащения лексической картины мира младших школьников,
- изучено содержание и методы работы по обогащению лексической картины мира в процессе языкового образования у младших школьников,
- проанализировано идеографический подход по обогащению лексической картины мира в процессе языкового образования у младших школьников
- предложено анализ программ учебных программ по изучению русского языка в младшей школе на предмет обогащения лексической картины мира,
- проведено исследование по методике изучения лексики русского языка в младшей школе на предмет обогащения лексической картины мира,
- сделано анализ эффективности проведенного исследования.
Преобразование современного общества предопределяют необходимость принятия человеком взвешенных решений относительно взаимодействия с окружающей средой и усиливают актуальность проблемы целостного восприятия действительности личностью. В то же время информация об окружающем мире довольно масштабная и разноплановая и удваивается каждые 6 - 7 лет, создает трудности полноценного усвоения человеком научной информации, особенно в условиях школьного обучения вообще и начального в частности. Поэтому необходимость формирования научных представлений об окружающем мире у подрастающего поколения в условиях глобализации образования, недостаточности научных разработок по обозначенной проблемы, ее социально педагогической важности и определяют актуальность этой проблемы. Для ее решения необходимо учитывать имеющийся зарубежный и национальный опыт.
1. Bugajski, M. Teoria j^zykoweg obrazu swiata w badaniu idiolektu pisarza [Текст] / M. Bugajski, A. Wojciechowska // Poradnik j?zykowy. — 1996. — Z. 3. — S. 34-38.
2. DANISH MINISTRY OF EDUCATION (2012).
[Электронный ресурс]. - Режим доступа. URL: :
http://eng.uvm.dk/News/~/UVMEN/Content/News/Eng/2010/Dec/101208Governmentssuesproposalforabetterprimaryandlowersecondaryschool(дата обращения: 28.05.2017).
3. EURYDICE (Network on Education Systems and Policies inEurope). Eurybase. The Information Database on Education Systemsin Europe. The Education System in Denmark. 2007/08 [Текст]. - Brussels :European Eurydice Unit, 2008. - 158 p.
4. Facts and Figures 2009. Key Figures in Education 2009. Statistical Publication no. 2. - The Danish Ministry of Education [Текст], 2010. - 103 р.
5. Garrouste, Ch. 100 Years of Educational Reforms in Europe: acontextual database [Текст] / Christelle Garrouste. - Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2010. - 338 p.
6. Grzegorczykowa, R. Poj^cie j^zykowego obrazuswiata [Текст] / R. Grzegorczykowa // J^zykowy obraz swiata /Red. J. Bartminski. — Lublin, 1990. — S. 39-47.
7. Hornby, А. S. Oxford Advanced Learning Dictionary of Current English Sixthedition [Текст]. - OxfordUniversityPress. - P. 11-55.
8. Kadyjewska, A. Problematyka obrazu swiata wbadaniach j^zyka pisarza (na przykladzie pism CyprianaNorwida) [Текст] / A. Kadyjewska // Semantyka tekstu artystycznego/ Red. A. Pajdzinska, R. Tokarski. — Lublin, 2001. — S. 321-333.
9. Littlewood, W. Communicative Language Teaching [Текст] / W. Littlewood.
10. Livingstone, C. Role-PlayinLanguageLearning [Текст] / C.
Livingstone. - M. : HigherSchoolPublishingHouse, 1988. - 127 c.
11. Livingstone C. RolePlayinLanguageLearning [Текст] /
Предисл.иприл.Н.Ы.Гез. - М. : Высшая школа, 1998. - 127 с.
12. Organisation of school time in Europe. Primary and generalsecondary education 2010/11 school year [Текст]. - EACEA. - 46 p.
13. Pajdzinska, A. Jczykowy obrazswiata — konwencja i kreacja [Текст] /
A. Pajdzinska, R. Tokarski // Pamictnik Literacki. — 1996. — LXXXVII. — Z. 4.— S. 145-158.
14. Rozwadowski, J. O poezji w jczyku [Текст] / J. Rozwadowski // Stylistyka polska. Wybor tekstow. — Warszawa, 1973. — S. 197-201.
15. Shaw, P. Role-Playing Exercises for Students of Englishas a Foreign Language [Текст] / P. Shaw, R. Wilkinson. - Boston, 1992. - 308 p.
16. The Communicative Approachto Language Teaching [Текст] / Ed. byCh. Brum.
17. W. Littlewood [Текст]. - Cambridge : CambridgeUniv. Press, 2007. - 108 с.
18. Whitby, K. International Review of Curriculum and Assessment Frameworks. Thematic Probe: the Teaching and Learning of Skills inPrimary and Secondary Education [Текст] / Karen Whitby, Matthew Walker, Sharon O'Donnell // INCA Thematic Probes. - London : INCA,QCA, NFER, 2006. - 152 p.
19. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания [Текст] / Ю.Д.Апресян // Вопросы языкознания. - 1995.- №1. - С. 34 - 41.
20. Бартминьский, Е. Языковой образ мира: очерки по
этнолингвистике [Текст] / Пер. с пол./ Е. Бартминьський. - М. : Индрик, 2005.-528 с.
21. Богомолова, Н. Н. Ситуативно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки [Текст] / Н. Н. Богомолова // Теоретические и методические проблемы социальной психологии. - М. : Изд-во Московского института, 1977. - C. 183-204.
22. Брутян Г. А. Гипотеза Сепира-Уорфа: Лекция, прочитанная вЛондонском университете в 1967 году [Текст] / Г. А. Брутян. - Ереван: Луйс, 1968. - C. 57.
23. Брутян, Г. А. Язык и картина мира [Текст] / Г. А. Брутян. // Науч. докл. высш. шк. Философ.науки. - 1973. - № 1. - С. 108 - 111.
24. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание. [Текст] / А. Вежбицкая. - М. : Русские словари, 1996. - 416 с.
25. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. - М. : Высш. Школа, 1991. - 206 с.
26. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: Общие вопросы [Текст] / Г. Д. Гачев - М. : Сов.писатель, 1988. - 445 с.
27. Голубовская, И. А. Этнические особенности языковых картин мира [Текст] / И. А. Голубовская. - К. : Узд.- полиграф.центр “Киевский университет”, 2002. - 293 с.
28. Горностай, П. П. Личность и роль : ролевой подход в социальной психологии личности [Текст] : [монографИя] / П. П. Горностай. - К. : Интерпресс ЛТД, 2007. - 317 с.
29. Горностай, П. П. Личность и роль : ролевой подход в социальной психологии личности [Текст] : [монография] / П. П. Горностай. - К. : Интерпресс ЛТД, 2007. - 317 с.
30. Грецов, А. Г. Тренинг общения для подростков [Текст] / А. Г. Грецов. - СПб. : Питер, 2005. - 160 с.
31. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию [Текст] /
В. Гумбольдт. - М., 1984. - 231 с.
32. Гумбольдт, В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода [Текст] / В. Гумбольдт // Хрестоматия по истории языкознания Х1Х- ХХ веков. - М., 1956. - С. 68 -
33. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию [Текст] / Пер. с нем. / В. Гумбольдт. - М. : ОАО ИГ “Прогресс”, 2000. - 400 с.
34. Даурова, Х. М. Система дошкольного и среднего образования современной Германии [Текст] / Х.М. Даурова, Ф.Н. Апиш. - Майкоп : Редакционноизд. отдел АГУ, 2004. - 64 с.
35. Джаббарова, О. А. Роль и место педагогических технологий в обучении [Текст] / О.А. Джаббарова.
36. Дубровицкая, М. И. Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы [Текст] / М. И. Дубровицкая // Иностр. яз.в школе. - 1978. - № 1. - С. 28-33.
37. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1978. - 159 с.
38. Караулов, Ю. Н. Общая и русская идеография [Текст] / Ю. Н. Краулов. - М. : Наука, 1976. - 355 с.
39. Коломиец, И. В. Методика проведения ролевой игры с учетом индивидуально-психологических особенностей [Текст] / И. В. Коломиец. - К. : Наука, 1992. - 252 с.
40. Комар, О. С. Етнокультурна парадигматика нацюнально- маркованихмовниходиниць [Текст] : автореф. дис. канд. фшолог. наук: 10.02.01 / О. С. Комар. - К. : КНУ 1м. Т.Г. Шевченка, 2009.
41. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку[Текст]. - СПб. : КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. -С. 57-81.
42. Корнилов, О. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов [Текст] / О. Корнилов. - М. : Изд-во МГУ, 1999. - 341 с.
43. Лапидус, Б. А. Интенсификация процесса обучения иноязычной речи (пути и приумы) [Текст] / Б. А. Лапидус. - М. : Высш. школа, 1970. - 128 с.
44. Лебедева, Л. Б. Лингвокультурные особенности картины мира Великобритании (коммуникативное поле “путешествие”) [Текст] : автореф. дис. канд. культурологии. 24.00.01. / Л. Б.Лебедева - М., 2008. - 23 с.
45. Леонтьев, А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языкам [Текст] / А. А. Леонтьев // Иностр. яз.в школе. - 1985.
46. Лихачов, Д. С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д.С.Лихачов. - 1993. - № 1. - С. 9. - (Изв. РАН. Сер.лит.и яз.).
47. Малетина, Л. В. Обучение иноязычному монологическому говорению во взаимосвязи с информативным чтением в процессе профессиональной подготовки будущего инженера [Текст] : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования" / Л. В. Малетина. - Пермь, 2007. - 20 с.
48. Михайлова, Н. Школьное образование в Германии [Электронный ресурс] / Н. Михайлова, Д. Кипнис, А. Кипнис. URL: http://www.lib.ru/TEXTBOOKS/GERMAN/schule.txt(дата обращения: 01.06.2017).
49. Монологической английской речи [Текст] / О. А. Джаббарова // Педагогические науки. - 2012. - № 6. - С. 25-28.
50. Морковкин, В. В. Идеографические словари В. В. Морковкин [Текст]. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1970. - 72 с.
51. Немецкая начальная школа - другая или плохая [Электронный ресурс]. URL: emigration.russie.ru/news/4/11679_1.html (дата обращения: 19.04.2017).
52. Олейник, Т. И. Ролевая игра в обучении английского языка [Текст] / Т. И. Олейник. - К. : Образование, 2002. - 128 с.
53. Основы методики преподавания иностранных языков [Текст] : [учебник] / В. А. Бухбиндер, В. Штраус. - К. : Высш. школа, 1986. - 335 с.
54. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках [Текст] / В. А. Бухдиндер. - Киев : Вища школа, 1980. - 247 с.
55. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории [Текст] / Б. Д. Парыгин. - М. : Мысль, 1971. - 315 с.
56. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е. И. Пассов. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1991. - 223 с.
57. Пассов, С. И. Коммуникативный метод обучения иноязычн. Говорению [Текст] / Е.И.Пассов. - М. : Просвещение, 1991. - С. 40.
58. Попова, З. Д. Понятие «концепт» в лингвистических
исследованиях [Текст] / З. Д. Попова, И. А.Стернин. - Воронеж, 1999. - 234 с.
59. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика [Текст] / З.Д. Попова, И. А. Стернин. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. - 314 с. - (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия).
60. Постовалова, В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека [Текст] / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М. : Наука, 1988. - С. 8-69.
61. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 1-4 классы [Текст]: программа для общеобразоват. учреждений / Т. Г. Рамзаева. - М. : Дрофа, 2006. - 47 с.
62. Рижский, И. Введение в круг словесности [Текст] / И. Рижский. - Х., 1806. - С. 50.
63. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. - М. : Просвещение, 1991. - 287 с.
64. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира [Текст] / Отв. ред. Б.А. Серебренников. - М. : Наука, 1988. - 214 с.
65. Сепир, Э. Язык. Введение в изучение речи [Текст] / Э.Сепир . - М.-Л., 1934. - С. 56.
66. Скалкин, Л. Обучение диалогической речи [Текст] / В. Л. Скалкин. - К. : Просвещение, 2005. - 158 с.
67. Скляренко, Н. К. Обучение речевой деятельности на английском языке в школе [Текст] / Н. К. Скляренко. - К. : Рад.школа, 1988. - 150 с.
68. Скляренко, Н. К. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры в VII классе [Текст] / Н. К. Скляренко, Т. И. Олейник // Иностр. яз. в школе. - 1985. - № 1. - С. 29-35.
69. Соловейчик, М. С. Программа по курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск : Ассоц.ХХ1 век, 2006. - 40 с.
70. Страздас, Н. Н. Система дидактических игр как средство формирования умелости и направленности [Текст] : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.01 / Страздас.
71. Телия, В. Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира [Текст] / В.Н. Телия. // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М. : Наука, 1988. - С. 173 - 204.
72. Филатов, В. М. Комплекс упражнений для обучения инициативному говорению (с использованием ситуативно-ролевых игр) [Текст] / В. М. Филатов // Иностр. яз.в школе. - 1985. - № 3. - С. 78-83.
73. Филатов, В. М. Методическая типология ролевых игр [Текст] / В. М. Филатов // Иностранные языки в школе. - 1988. - № 2. - С. 41-47.
74. Фуко, М. Археология знания [Текст] / М. Фуко; [пер. с фр.] - Киев, 1996. - 214 с.
75. Хроленко, А. Т. Основы лингвокультурологии [Текст] : Учебное пособие/ А. Т. Хроленко; [ред. В.Д. Бондалетова]. - 2 изд. - М. : Флинта: Наука, 2005.- 184 с.
76. Хужаниязова, Г. Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] / Г. Ю. Хужаниязова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). - Уфа : Лето, 2013. - С. 15-18.
77. Шмыгина, А. М. Лингводидактические основы обучения говорению на иностранном языке : материалы 77-й Международной научно-технической конференции ААИ [Текст] / А. М. Шмыгина., 2012. - Московский государственный технический университет "МАМИ", 2012. Кн. 14., 2012. - С. 235-244.
78. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. - Новосибирск, 1993. - 142 с.
79. Юнг, К-Г. Архетип и символ: Пер. с нем [Текст] / К-Г. Юнг. - М., 1991. - С. 25-26.
80. Ярмолинец, Л. Г. Способы реализации интерактивных форм обучения в практике преподавания иностранного языка [Текст] / Л. Г. Ярмолинец, Н. В. Щеглова, Н. Т. Агафонова // Историческая и социально-образовательная мысль. - Краснодар, 2012. - № 3. - С. 223-225.
81. Яцковская, Г. В. Иностранные языки в школе [Текст] / Г. В. Яцковская. - 1985. - № 5. - С. 12-17.