ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К
ИССЛЕДОВАНИЮ «ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ» И «ИДЕНТИЧНОСТИ» У СТУДЕНТОВ 7
1.1 Понятие «жизнестойкость» в работах отечественных и зарубежных
исследователей 7
1.2. Психологические особенности жизнестойкости личности в студентов 11
1.3. Социально-культурная обусловленность жизнестойкости 14
1.4. Роль этнической идентичности в формировании жизнестойкости
личности 19
1.5. Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ . 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Описание и анализ результатов исследования 27
2.3 Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К
ИССЛЕДОВАНИЮ «ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ» И «ИДЕНТИЧНОСТИ» У СТУДЕНТОВ 7
1.1 Понятие «жизнестойкость» в работах отечественных и зарубежных
исследователей 7
1.2. Психологические особенности жизнестойкости личности в студентов 11
1.3. Социально-культурная обусловленность жизнестойкости 14
1.4. Роль этнической идентичности в формировании жизнестойкости
личности 19
1.5. Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ . 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Описание и анализ результатов исследования 27
2.3 Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
В современном мире, все чаще встречаются глобальные изменения во всех сфера жизни - социальной, политической, экономической и пр. Повышение темпа жизни, учащение различных кризисов, возникающих в современном мире неуклонно ведут к повышению психосоматических и психических заболеваний. Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 65 лет количество больных неврозами увеличилось в 25 раз[14]. В последние пятнадцать лет, во всем мире наблюдается рост количества различных катастроф, оказывающих экстремальное воздействие на психику человека. Также отмечено увеличение посттравматических стрессовых расстройств, негативно отражающихся на качестве жизни, и уровне здоровья населения мир[14, 2,3].
В следствии повышения уровня стрессогенности, к личности и ее потенциалу, выдвигаются особые требования по возможности более эффективного решения проблем, саморегуляции и самоконтролю, как условия для позитивного функционирования. Разработки такой категории как личностный потенциал получили свое начало в рамках гуманистического направления в психологии. И была сформулирована в терминах «самоосуществление» (Ш. Бюллер), «самоактуализация» (А. Маслоу), «воля к смыслу» (В. Франкл) и др. В отечественной психологии проблема ресурса личности была сформулирована в термины «копинг» и «совладание» (А.А. Либин, Д Амирхан, С.К. Нартова-Бочавер, Ю.В. Постылякова, С.А. Хазова.), «личностный адаптационный потенциал» (Маклаков А.Г.).
На наш взгляд, наиболее полно и объёмно модель преодоления трудностей была раскрыта в понятии «жизнестойкость» («hardiness»), введенном Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди [39,40,41].
Вслед за С. Мадди, мы понимаем жизнестойкость как системную индивидуальную способность личности к зрелым и сложным формам
психофизической саморегуляции, позволяющим
преодолевать жизненные трудности при сохранении внутренней сбалансированности, соматического здоровья и успешности деятельности. Смысловая линия анализа жизнестойкости представляется для нас наиболее перспективной. Рассмотрим более подробно ценностно-смысловые корреляты жизнестойкости.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения и развития в будущем жизнестойкости индивида. Так как являясь мощным ресурсом для преодоления стрессовых, а также сложных жизненных ситуаций, жизнестойкость недостаточно освещена в современной психологической литературе.
Еще большую актуальность жизнестойкость и ее исследование приобретают в студенческий период, который характеризуется повышенным уровнем стрессогенности - с одной стороны и благоприятным, для развития жизнестойких стратегий и установок личности - с другой. Одним из каналов усвоения жизнестойких идей и стратегий могут выступать культурные традиции и ценности, однако
В психологической литературе в данный момент отмечается дефицит исследований жизнестойкости в культурно-обусловленной специфики ее развития.
Противоречие между практической потребностью в изучении особенностей жизнестойкости у студентов с разным типом этнической идентичности с одной стороны, и наличие возможностей в психологии в методологическом обеспечении исследований особенностей жизнестойкости у студентов с разным типом этнической идентичности с другой стороны определяет проблему нашего исследования.
Объект: жизнестойкость личности студентов.
Предмет: психологические особенности жизнестойкости студентов с разным типом этнической идентичности.
Гипотеза: существуют различия в психологических характеристиках жизнестойкости у студентов с разным типом этнической идентичности .
Задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ подходов к исследованию жизнестойкости студентов с разным типом этнической идентичности.
2) Подобрать психодиагностический инструментарий для исследования жизнестойкости и типа этнической идентичности студентов.
3) Организовать эмпирическое исследование жизнестойкости у студентов с разным типом этнической идентичности.
4) Проанализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования жизнестойкости студентов с разным типом этнической идентичности, сформулировать выводы.
Теоретико-методологическая база исследования: Теоретико¬
методологическим основанием работы является концепция жизнестойкости (С. Кобейса и С. Мадди). При анализе условий развития жизнестойкости мы придерживаемся основных положений концепции культурно-исторической обусловленности развития психики (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), атакже системного подхода к исследованию психики (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова- Славская). В нашем понимании, в ценностных детерминант жизнестойкости заложено положение о смысловой регуляции жизнедеятельности, о смысловых связях, как психологическом содержании личностной активности, сформулированных в русле деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев), а также зарубежных теориях гуманистической и экзистенциальной психологии (В. Франкл, Р.Мэй, А. Маслоу, А. Адлер и др.). Методы исследования:
• Теоретический анализ литературы;
• Психодиагностические методики: 1. Тест жизнестойкости С. Мадди,
адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой; 2. Тест
смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Леонтьева; 3. Методика исследования типов этнической идентичности Солдатовой Г.У., Рыжевой С.В.
• Методы статистического анализа: методы описательной статистики, и- критерий Манна Уитни.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования можно использовать в работе психолога для повышения уровня жизнестойкости у студентов, посредством формирования положительных типов этнической идентичности.
В следствии повышения уровня стрессогенности, к личности и ее потенциалу, выдвигаются особые требования по возможности более эффективного решения проблем, саморегуляции и самоконтролю, как условия для позитивного функционирования. Разработки такой категории как личностный потенциал получили свое начало в рамках гуманистического направления в психологии. И была сформулирована в терминах «самоосуществление» (Ш. Бюллер), «самоактуализация» (А. Маслоу), «воля к смыслу» (В. Франкл) и др. В отечественной психологии проблема ресурса личности была сформулирована в термины «копинг» и «совладание» (А.А. Либин, Д Амирхан, С.К. Нартова-Бочавер, Ю.В. Постылякова, С.А. Хазова.), «личностный адаптационный потенциал» (Маклаков А.Г.).
На наш взгляд, наиболее полно и объёмно модель преодоления трудностей была раскрыта в понятии «жизнестойкость» («hardiness»), введенном Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди [39,40,41].
Вслед за С. Мадди, мы понимаем жизнестойкость как системную индивидуальную способность личности к зрелым и сложным формам
психофизической саморегуляции, позволяющим
преодолевать жизненные трудности при сохранении внутренней сбалансированности, соматического здоровья и успешности деятельности. Смысловая линия анализа жизнестойкости представляется для нас наиболее перспективной. Рассмотрим более подробно ценностно-смысловые корреляты жизнестойкости.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения и развития в будущем жизнестойкости индивида. Так как являясь мощным ресурсом для преодоления стрессовых, а также сложных жизненных ситуаций, жизнестойкость недостаточно освещена в современной психологической литературе.
Еще большую актуальность жизнестойкость и ее исследование приобретают в студенческий период, который характеризуется повышенным уровнем стрессогенности - с одной стороны и благоприятным, для развития жизнестойких стратегий и установок личности - с другой. Одним из каналов усвоения жизнестойких идей и стратегий могут выступать культурные традиции и ценности, однако
В психологической литературе в данный момент отмечается дефицит исследований жизнестойкости в культурно-обусловленной специфики ее развития.
Противоречие между практической потребностью в изучении особенностей жизнестойкости у студентов с разным типом этнической идентичности с одной стороны, и наличие возможностей в психологии в методологическом обеспечении исследований особенностей жизнестойкости у студентов с разным типом этнической идентичности с другой стороны определяет проблему нашего исследования.
Объект: жизнестойкость личности студентов.
Предмет: психологические особенности жизнестойкости студентов с разным типом этнической идентичности.
Гипотеза: существуют различия в психологических характеристиках жизнестойкости у студентов с разным типом этнической идентичности .
Задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ подходов к исследованию жизнестойкости студентов с разным типом этнической идентичности.
2) Подобрать психодиагностический инструментарий для исследования жизнестойкости и типа этнической идентичности студентов.
3) Организовать эмпирическое исследование жизнестойкости у студентов с разным типом этнической идентичности.
4) Проанализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования жизнестойкости студентов с разным типом этнической идентичности, сформулировать выводы.
Теоретико-методологическая база исследования: Теоретико¬
методологическим основанием работы является концепция жизнестойкости (С. Кобейса и С. Мадди). При анализе условий развития жизнестойкости мы придерживаемся основных положений концепции культурно-исторической обусловленности развития психики (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), атакже системного подхода к исследованию психики (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова- Славская). В нашем понимании, в ценностных детерминант жизнестойкости заложено положение о смысловой регуляции жизнедеятельности, о смысловых связях, как психологическом содержании личностной активности, сформулированных в русле деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев), а также зарубежных теориях гуманистической и экзистенциальной психологии (В. Франкл, Р.Мэй, А. Маслоу, А. Адлер и др.). Методы исследования:
• Теоретический анализ литературы;
• Психодиагностические методики: 1. Тест жизнестойкости С. Мадди,
адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой; 2. Тест
смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Леонтьева; 3. Методика исследования типов этнической идентичности Солдатовой Г.У., Рыжевой С.В.
• Методы статистического анализа: методы описательной статистики, и- критерий Манна Уитни.
Практическая значимость исследования: результаты данного исследования можно использовать в работе психолога для повышения уровня жизнестойкости у студентов, посредством формирования положительных типов этнической идентичности.
Во время проведения нами исследования нами была изучена психологическая литература по темам этнопсихологии, этнической идентичности, вопросу жизнестойкости и соотношения данных показателей у индивидов с позитивной и негативной этнической идентичностью. Были выделены мнения различных авторов по данным вопросам, после чего мы выделили из них наиболее значимые части. В результаты мы на теоретическом уровне выделили и описали структуру этнической идентичности, проследили и описали историческое развитие понимания данного этнопсихологического феномена. Те же самые мероприятия были проведены с понятием «жизнестойкость». В конечном итоге мы выбрали те направления исследования данных феноменов, на которых основывали наше исследование.
В начале исследования нами была выдвинута гипотеза различии показателей жизнестойкости у студентов, имеющих разный тип этнической идентичности.
Жизнестойкость - совокупность ценностных установок и диспозиций, позволяющая сформулировать позитивный жизненный проект, рационально оценить существующие и потенциальные ресурсы, актуализировать рациональные потребности и положительно адаптироваться в заданных условиях.
Жизнестойкость на уровне психики и деятельности можно определить системой ценностей, а также личных смыслов индивида. Тем самым это согласуется с позицией С.Л. Рубинштейна, утверждающим то, что в основе развития личности лежит постоянное вхождение и преодоление трудностей на путях высших ценностей.
Ценности и смысложизненные ориентации, составляют формирующий компонент психологической и социальной культуры этноса, будучи зафиксированными в культуре, присущей данному этносу.
Этническая идентичность в свою очередь является эффективным средством повышения жизнестойкости посредством получения положительных установок, а также увеличении степени ответственности и осознанности за свои действия.
По отобранным методикам мы провели исследование особенностей жизнестойкости у респондентов с положительной и отрицательной этнической идентичностью. Нашу выборку мы поделили на 2 группы: группа с положительной и отрицательной этнической идентичностью. Далее, мы сравнивали уровень жизнестойкости у каждой из групп.
Респонденты с положительной этнической идентичностью характеризуются толерантным отношением к своей и другим этническим группам. Они наиболее эффективно устанавливают контакт с другими людьми, сне зависимости от их этнической принадлежности. Также, положительная этническая идентичность является детерминантой развития жизнестойкости индивида. Другими словами, положительная этническая идентичность позволяет индивиду использовать ресурс, накапливаемый предыдущими поколениями, использовать копинг-стратегии, основанные на опыте предыдущих поколений.
Индивиды с положительной этнической идентичностью отличаются высоким уровнем ответственности и интернальным локусом контроля. Также, посредством принятия культурных особенностей и ценностей, присущих определенному этносу, индивид получает возможность использовать предыдущий опыт для целеполагания и поиска своей роли в жизни. Таким образом развитие жизнестойкости позволяет индивиду более осознанно относится к жизни, ставить цели и добиваться их. Такой индивид наиболее эффективно выполняет свою деятельность, при этом получая от нее большее удовольствие, чем человек, который не использует свою этническую идентичность как ресурс.
Респонденты с высокими показателями смысложизненных ориентаций, такими как вовлеченность, контроль и принятие риска, чаще всего ведут наиболее осознанный образ жизни, наиболее вовлечены в свою деятельность и несут ответственность за выполняемые действия.
Высокий уровень жизнестойкости обеспечивает адаптивный и развивающий потенциал личности, который ведет к стабильному протеканию психических процессов, а также гармоничному развитию личности в процессе онтогенеза. Жизнестойкость обеспечивает наиболее эффективное совладание со стрессовыми ситуациями и преодоление жизненных трудностей в различные жизненные периоды и кризисы индивида.
Респонденты с низкой этнической идентичностью имеют более низкие показатели жизнестойкости, с связи с невозможностью использовать ресурсы, которые дает принадлежность к определенному этносу. Он не умеет идентифицировать себя с определенной группой, что в свою очередь н позволяет ему эффективно коммуницировать и выстраивать взаимовыгодные отношения.
Сравнение выборок оп U-критерию Манна-Уитни показало нам достоверные различия почти по всем шкалам. Это говорит о том, что наши методики отвечают поставленной перед нами проблеме. Респонденты с положительной этнической идентичностью отличаются высоким уровнем жизнестойкости.
Подводя итоги, мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Положительная этническая идентичность способствует высокому уровню жизнестойкости, что в свою очередь позволяет эффективно преодолевать жизненные трудности, а также вести наиболее осмысленный образ жизни и наиболее эффективно выстраивать деятельность индивида.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования полученных результатов при изучении вопросов, связанных с жизнестойкостью, а также смысловой сферы индивида.
Материалы исследования можно использовать в работе психолога для повышения уровня жизнестойкости у студентов, посредством формирования положительных типов этнической идентичности.
В начале исследования нами была выдвинута гипотеза различии показателей жизнестойкости у студентов, имеющих разный тип этнической идентичности.
Жизнестойкость - совокупность ценностных установок и диспозиций, позволяющая сформулировать позитивный жизненный проект, рационально оценить существующие и потенциальные ресурсы, актуализировать рациональные потребности и положительно адаптироваться в заданных условиях.
Жизнестойкость на уровне психики и деятельности можно определить системой ценностей, а также личных смыслов индивида. Тем самым это согласуется с позицией С.Л. Рубинштейна, утверждающим то, что в основе развития личности лежит постоянное вхождение и преодоление трудностей на путях высших ценностей.
Ценности и смысложизненные ориентации, составляют формирующий компонент психологической и социальной культуры этноса, будучи зафиксированными в культуре, присущей данному этносу.
Этническая идентичность в свою очередь является эффективным средством повышения жизнестойкости посредством получения положительных установок, а также увеличении степени ответственности и осознанности за свои действия.
По отобранным методикам мы провели исследование особенностей жизнестойкости у респондентов с положительной и отрицательной этнической идентичностью. Нашу выборку мы поделили на 2 группы: группа с положительной и отрицательной этнической идентичностью. Далее, мы сравнивали уровень жизнестойкости у каждой из групп.
Респонденты с положительной этнической идентичностью характеризуются толерантным отношением к своей и другим этническим группам. Они наиболее эффективно устанавливают контакт с другими людьми, сне зависимости от их этнической принадлежности. Также, положительная этническая идентичность является детерминантой развития жизнестойкости индивида. Другими словами, положительная этническая идентичность позволяет индивиду использовать ресурс, накапливаемый предыдущими поколениями, использовать копинг-стратегии, основанные на опыте предыдущих поколений.
Индивиды с положительной этнической идентичностью отличаются высоким уровнем ответственности и интернальным локусом контроля. Также, посредством принятия культурных особенностей и ценностей, присущих определенному этносу, индивид получает возможность использовать предыдущий опыт для целеполагания и поиска своей роли в жизни. Таким образом развитие жизнестойкости позволяет индивиду более осознанно относится к жизни, ставить цели и добиваться их. Такой индивид наиболее эффективно выполняет свою деятельность, при этом получая от нее большее удовольствие, чем человек, который не использует свою этническую идентичность как ресурс.
Респонденты с высокими показателями смысложизненных ориентаций, такими как вовлеченность, контроль и принятие риска, чаще всего ведут наиболее осознанный образ жизни, наиболее вовлечены в свою деятельность и несут ответственность за выполняемые действия.
Высокий уровень жизнестойкости обеспечивает адаптивный и развивающий потенциал личности, который ведет к стабильному протеканию психических процессов, а также гармоничному развитию личности в процессе онтогенеза. Жизнестойкость обеспечивает наиболее эффективное совладание со стрессовыми ситуациями и преодоление жизненных трудностей в различные жизненные периоды и кризисы индивида.
Респонденты с низкой этнической идентичностью имеют более низкие показатели жизнестойкости, с связи с невозможностью использовать ресурсы, которые дает принадлежность к определенному этносу. Он не умеет идентифицировать себя с определенной группой, что в свою очередь н позволяет ему эффективно коммуницировать и выстраивать взаимовыгодные отношения.
Сравнение выборок оп U-критерию Манна-Уитни показало нам достоверные различия почти по всем шкалам. Это говорит о том, что наши методики отвечают поставленной перед нами проблеме. Респонденты с положительной этнической идентичностью отличаются высоким уровнем жизнестойкости.
Подводя итоги, мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Положительная этническая идентичность способствует высокому уровню жизнестойкости, что в свою очередь позволяет эффективно преодолевать жизненные трудности, а также вести наиболее осмысленный образ жизни и наиболее эффективно выстраивать деятельность индивида.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования полученных результатов при изучении вопросов, связанных с жизнестойкостью, а также смысловой сферы индивида.
Материалы исследования можно использовать в работе психолога для повышения уровня жизнестойкости у студентов, посредством формирования положительных типов этнической идентичности.
Подобные работы
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ
ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Связь показателей этнической идентичности с ценностными ориентациями студентов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Кросс-культурные особенности психологической безопасности семьи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь этнической и личностной самооценки студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - «СВОЙ» / «ЧУЖОЙ» В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ СТУДЕНТОВ СПО Г. ТОМСКА
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2025 - Социально-культурные и психологические детерминанты психологической безопасности кыргызских семей
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2017 - ДЖАЗ В КОНТЕКСТЕ МАССОВОГО ИСКУССТВА (К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ И ТИПОЛОГИИ ИСКУССТВА)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ СИМВОЛДРАМЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018



