Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности

Работа №99071

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 7
1.2. Особенности творческого воображения детей 21
младшего школьного возраста 21
1.3. Методические основы развития творческого воображения у детей
младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности 29
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41
2.1. Диагностика развитости творческого воображения детей младшего
школьного возраста 41
2.2. Комплекс занятий по развитию творческого воображения детей
младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72


На современном этапе развития общества остро стоит проблема востребованности творчески мыслящих людей, способных предлагать неординарные решения возникающих проблем. Данный социальный заказ предъявляет новые требования к Российскому образованию, которое на сегодняшний день характеризуется качественными изменениями в области содержания, и направлено на творческое развитие учащихся. Эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно¬воспитательный процесс обеспечивает развитие творческого воображения каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной деятельности.
В соответствии с ФГОС успешность выпускника начальной школы определяется компетентностью в использовании новых технологий, активной жизненной позицией, ориентированностью на рациональное использование времени и проектирование своего будущего. Такие установки присущи творческой личности, способной эффективно и нестандартно решать разнообразные задачи в процессе жизнедеятельности. В основе всего этого лежит умение нестереотипно мыслить, что напрямую связано с развитием у ребенка творческого воображения. Творческое воображение играет важную роль в развитии младших школьников, ведь с помощью воображения человек способен преобразовывать действительность, создавать естественно¬общественные условия жизни, оживлять абстрактные образы, с помощью воображения углубляется и распространяется процесс познания. Некоторые специалисты отмечают, что воображение стимулирует деятельность человека, создавая образы мечты.
Младший школьный возраст представляет собой важный этап в развитии творческого воображения. Дети младшего школьного возраста любят фантазировать, рисовать, придумывать различные истории, сочинять сказки, т.е. с удовольствием создают новое и интересное. Именно в этот период необходимо развивать творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее.
Вопросом развития творческого воображения занимались Я.Л Коломенский, Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, Е.И. Игнатьев, Н.А. Шинкарева, А.А. Иванова, Л.С. Коршунова и другие. НА Шинкарева, АА Иванова, творческое воображение необходимо развивать с самого раннего возраста создавая благоприятные условия в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без нее существовать.
Огромный потенциал в развитии творческого воображении младших школьников содержит интегрированная художественная деятельность. Обращение к разным видам художественной деятельности позволяет обогатить творческие стремления детей младшего школьного возраста, развивает нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Однако, несмотря на потенциал, заключенный в интегрированной художественной деятельности, ее возможности в развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста используется не в полной мере.
Таким образом, в педагогической практике существует противоречие: между социальной потребностью в развитии творческого воображения у детей младшего школьного возраста, как компонента творчески развитой личности и недостаточной разработанностью содержания интегрированной художественной деятельности в развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить успешное развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике эффективность комплекса занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы характеризовать понятие «творческое воображение».
2. Проанализировать методические основы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности.
3. Выделить показатели (критерии) развития творческого воображения, охарактеризовать уровни их развития в младшем школьном возрасте;
4. Разработать комплекс занятий для развития творческого воображения и на практике проверить их эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- работы В.Н. Дружинина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера, Д.Б. Богоявленской, В.А. Кудрявцева, О.М. Дьяченко, A.M. Матюшкина, К. Хеллера, Н.С. Лейтеса, Дж. Гилфорда о развитии креативности, творческого воображения и способностей детей;
- работы Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Н.А. Курочкиной, О.С. Ушаковой по изучению интегрированной художественной деятельности.
- работы А.В. Антоновой, О.В. Дыбиной, М.Б. Зацепиной, О.В. Вепревой, Н.Л. Дьячковой, С.П. Козыревой, О.Ю. Зыряновой, Е.В. Клюевой, Г.П. Новиковой, Г.А. Савостиной, Е.К. Янакиевой по использованию опыта художественно-интегрированной деятельности в развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость - результаты работы могут быть использованы в практической деятельности педагогов начальных классов по развитию у младших школьников творческого воображения.
Методы научного исследования:
- изучение и анализ научно-методической, педагогической, психологической литературы;
- беседа, наблюдение, изучение продуктов творчества детей;
- развивающие игры и творческие задания;
- диагностика, анализ полученных данных, представление их в таблицах.
База проектировочной работы - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 18 с углубленным изучением отдельных предметов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы развития творческого воображения младших школьников обусловлена необходимостью научно обоснованного решения практических задач начального образования, поиском направлений совершенствования организации творческой деятельности обучающихся.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыто понятие творческого воображения у детей младшего школьного возраста, которое Б.М. Теплов определяет, как самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, позволяющей получить в результате оригинальные и ценные продукты.
Огромный потенциал в развитии творческого воображении младших школьников содержит интегрированная художественная деятельность. Обращение к разным видам художественной деятельности позволяет обогатить творческие стремления детей младшего школьного возраста, развивает нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Особенность интегрированной художественной деятельности заключается в том, что мы не ограничиваем учащихся одним видом художественной деятельности, а предлагаем им широкий спектр возможностей для самовыражения в любом виде искусства. Благодаря интегрированной художественной деятельности создаем условия для пробуждения, активизации у учащихся творческих импульсов, для познания творчества, развития творческого воображения. Обращение к интегрированной художественной деятельности это условие того, что творческие возможности учеников реализуются во всех сферах деятельности. Интегрированная художественная деятельность, рассматривается как деятельность, основанная на объединении разных видов искусства и художественной деятельности, обеспечивающая целостность
художественного мировосприятия ребенка.
Для проведения проектировочной работы на основе определения творческого воображения были выделены следующие показатели: выразительность, оригинальность, вариативность, творческое
преобразование. Разработана характеристика уровней развитости творческого воображения.
На констатирующем этапе проектировочной работы был выявлен преимущественно низкий уровень развития творческого воображения: 11 детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, что составляет 62% общего количества исследуемых детей, всего пятеро детей имеют средний уровень развития воображения (27%), и два ребенка - высокий уровень (11%).
На основе полученных результатов констатирующего этапа проектировочной работы был разработан комплекс занятий для развития творческого воображения в процессе интегрированной художественной деятельности. В результате реализации данного комплекса занятий отмечалась положительная динамика в развитии выделенных нами показателей. Так дети стали проявлять больше выразительности в создаваемых образах, предлагать нестандартные подходы к решению поставленных задач, стали порождать намного большее количество творческих идей, выраженных в разных видах деятельности, стали проявлять готовность к творческому преобразованию окружающей действительности.
Таким образом, проектировочная работа подтвердила правомерность избранного пути в развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста на основе интегрированной художественной деятельности.



1. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 2011. - 224 с.
2. Адлер, Г. Лекции по аналитической психологии [Текст] / Пер с англ. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2010. - 130 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник [для
факультетов психологии университетов] [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Изд- во МГУ, 2014. - 415 с.
4. Бергсон, А. Творческая эволюция [Текст] / Пер. с фр. В.А. Флеровой. - М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 2014.
5. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Психол. журнал. 1995. т. 16. - № 5. - С. 49-58.
6. Введение в психологию [Текст] / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 230 с.
7. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников [Текст] / Под ред. проф. Г.П. Шевченко и проф. Б.П. Юсова. - Луганск, 2011. - 430 с.
8. Вундт, В. Фантазия как основа искусства [Текст] / В. Вундт. - СПб. - М., 2003. - 111 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М.:
Просвещение.2014. - 690 с.
10. Гердт, Н. Интеграция искусства [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. 2009. № 7 С.42-46
11. Гирнинов, Г. Наука и творчество [Текст] / Г. Гиринов. - М., 2009. - 217 с.
12. Грановская, Р. М. Крижанская, Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов [Текст] / Р. М. Грановская. - СПб, 2010. - 540 с.
13. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева. - М., 1999. - 344с.
14. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2014. - 240 с.
15. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 2013. - 544 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ