Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика деструктивных проявлений конфессиональных отношений в образовательной среде

Работа №99070

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ 8
1.1. Типы и виды деструктивных проявлений 8
1.2. История российского общества деструктивных проявлений и
зарубежный опыт 12
1.3. Современное общество и деструктивные проявления
конфессиональных отношений в современной
России 20
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ 31
2.1. Нормативная основа обучающихся образовательных учреждений.31
2.2. Судебная практика деструктивных проявлений конфессиональных
отношений в Российской
Федерации 33
2.3. Зарубежный опыт по профилактике деструктивных проявлений конфессиональных
отношений 49
ГЛАВА 3. СОЦАЛЬНО-ПДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ
КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 55
3.1 Исследование деструктивного поведения конфессиональных
отношений в образовательной
среде 55
3.2. Дорожная карта для родителей детей - жертв деструктивного
поведения 69
3.3. Методические рекомендации по информационному противодействию терроризма и экстремизма в образовательной
среде 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность. Как правило, коренные жители, тех или иных государств не особо приветствуют иностранных граждан. По религиозным и национальным мотивам, цвету кожи, другому языку происходит неприятие и отторжение иностранных граждан, что зачастую ведет к непониманию и конфликтам. Иностранцы, приезжая в Россию, несут с собой определенный культурный и религиозный багаж, с которым они выросли, который им привили родители и образ жизни, в России - наоборот, их образ жизни не принимают. Если взрослый человек, в силу своего жизненного опыта и культурного уровня может вести себя адекватно, то в образовательной среде, где основная масса - подростки, очень часто возникают межконфессиональные непонимания, выраженное в деструктивном поведении.
По этой теме писали работы З. Фрейд, Э. Берн, Э. Фромм, В.Н.Дружинин, Б.Карлоф, Ю.Козелецкий.
Между тем внимание многих ученых привлекали частные проявления деструкции, каковыми являются убийство, самоубийство, террористическая деятельность, секты.
Одна из наиболее известных теорий, объясняющих наличие разрушительного начала в природе человека, - концепция основателя психоанализа З. Фрейда. Концепцию З. Фрейда поддерживает известный психолог и психотерапевт Э. Берн. Однако данные исследователи лишь констатируют наличие деструктивных тенденций в природе человека, не проводя их глубокого анализа.
Исследованием деструктивности занимался известный американский ученый Э. Фромм.
К основным причинам деструктивности Э. Фромм относит отсутствие возможностей для творческой самореализации, нарциссизм, ощущение изолированности и «никчемности». В настоящее время рост деструктивности наблюдается в связи с распространением свободы, которая несет не только положительные перемены, но и приводит к утрате чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Свободе сопутствуют чувство одиночества, собственной незначимости и отчужденности. Люди стремятся преодолеть их, «убежать от свободы». Одним из способов «бегства от свободы», по Э. Фромму, и является деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других.
Некоторые исследователи указывают на связь деструкции и творчества. Так, В.Н. Дружинин выделяет два вида преобразования: творческое поведение, создающее новую среду, и разрушение - дезадаптивное поведение, не создающее, а уничтожающее прежнюю среду. Он отмечает, что творчество и деструкцию объединяет то, что их причиной является отчуждение человека от природы и мира в целом. Б. Карлоф подчеркивает, что в самом творческом акте неизбежно присутствует элемент деструкции. Он пишет о двух видах поведения: адаптивном, связанном с имеющимися в распоряжении человека ресурсами, и креативном, которое он определяет, как «созидательное разрушение». Интересен подход польского ученого Ю. Козелецкого к данной проблеме. По его мнению, человеку присуща «трансгрессия» - стремление к постоянному преодолению своих прежних достижений и результатов, желание выйти за пределы того, чем он обладает. Ю. Козелецкий выделяет конструктивную, созидающую трансгрессию - творчество, и деструктивную трансгрессию - действия, приводящие к разрушению прежнего.
Тема работы: «Профилактика деструктивного поведения
конфессиональных отношений в образовательной среде» направлена прежде всего на профилактику, то есть на недопущение деструкции в образовательной среде между конфессиями.
База исследования: МБОУ СОШ № 48 г. Екатеринбурга.
В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 85 подростков в возрасте 10-14 лет.
Цель: научное обоснование процесса профилактика деструктивного поведения конфессиональных отношений в образовательной среде.
Задачи:
1. Исследовать теоретическую базу по профилактике деструктивного поведения.
2. Исследовать нормативную базу по профилактике деструктивного поведения.
3. Проектирование в образовательной среде профилактики деструктивного поведения.
4. Составить дорожную карту для родителей - детей жертв деструктивного поведения.
5. Провести эмпирическое исследование деструктивного поведения конфессиональных отношений в образовательной среде.
Объект исследования: процесс профилактики деструктивного поведения межконфессиональных отношений в образовательной среде.
Предмет исследования: деструктивное поведение
межконфессиональных отношений в образовательной среде.
Метод исследования: теоретический, эмпирический.
Гипотеза: профилактика деструктивного поведения конфессиональных отношений в образовательной среде будет эффективной, если в образовательной среде все участники образовательного процесса буду проводить разъяснительную работу в отношении конфессиональных отношений.
Научная новизна исследования:
Расширено педагогическое знание о профилактике деструктивного поведения конфессиональных отношений в образовательной среде, за счет обоснования сущности процесса профилактики деструктивного поведения.
Выявлены педагогические условия профилактики деструктивного поведения конфессиональных отношений в образовательной среде, которые включают:
- наличие авторской педагогической программы профилактики деструктивного поведения конфессиональных отношений в образовательной среде, основанной на сочетании принципов организации и самоорганизации, и ее направленность на самораскрытие личности под воздействием внутренних и внешних факторов взаимовлияния образовательной среды и активной позиции человека, формирование определенных умений и навыков, установок и позиций;
- интеграцию усилий администрации, педагогов, психологов, обслуживающего персонала для осуществления педагогической программы профилактики деструктивного поведения конфессиональных отношений в образовательной среде;
- педагогически организованную систему жизнедеятельности
обучающихся с учетом возрастных и индивидуально-личностных
особенностей развития;
- партнерство педагога и обучающегося в процессе профилактики и коррекции деструктивного поведения конфессиональных отношений в образовательной среде.
Разработана модель профилактики деструктивного поведения подростков в образовательной среде, представляющая собой совокупность принципов, форм, методов, условий, средств, выступающих как основополагающий компонент нейтрализации негативных факторов, оказывающих влияние на формирование личности подростка.
Разработана комплексная педагогическая программа профилактики деструктивного поведения подростков включающая современные формы организации досуга подростков, направленные на повышение уровня самооценки личности, развитие мотивационной сферы, снятие эмоциональной напряженности. Данная программа ориентирована на развитие положительной эмоциональной сферы подростков, развитие коммуникативных качеств личности, формирование толерантного отношения к окружающим и предотвращение конфликтов, развитие способностей реализовать свой творческий потенциал.
Противоречия: с одной стороны, в образовательной среде много возможностей для реализации творческого потенциала, с другой стороны в образовательных учреждениях много представителей других
национальностей и других государств, что ведет национальным, культурным, этническим конфликтам.
Педагогическая профилактика вовлечения детей и молодежи в деструктивные религиозные секты как часть общей системы воспитания направлена на формирование гуманистических ценностных ориентаций, позитивной самооценки и культуры поведения, способствующего повышению автономности личности и обеспечению психологической защиты в ситуациях риска, на развитие навыков противостояния групповому давлению, конструктивному решению конфликтных ситуаций и профилактику деструктивного поведения конфессиональных отношений в образовательной среде.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Деструктивное поведение подростков определяется отношениями присутствия в формальных и неформальных социальных структурах школы. Оно формулируется с опорой на представление о развитии социальной идентичности и новообразований, вызванных этим процессом.
Недостатки социальной идентификации, а также желание обучающегося изменить обретенную социальную идентичность представляются одной из возможных предпосылок деструктивного поведения. Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на изучение изменений в социальной идентичности подростков в связи с риском деструктивного поведения, а также содержания образовательной среды школы как фактора противодействия деструктивности школьников.
Россия всегда, испокон веков, была многонациональным государством, которая постепенно прирастала новыми территориями, населением, которое было зачастую других национальностей и вероисповеданий. В современных российских школьных учреждениях нет и не может быть мононациональных групп: с самого раннего детства дети встречаются с представителями иных народов, и в любом случае процесс воспитания осуществляется в России, на базе российской культуры, и он должен способствовать выработке естественно положительного отношения к представителям любых народов, с одной стороны, и к великой русской культуре и русскому языку - с другой. Каких бы национальностей ни были дети, им важно и полезно с самого раннего детства проникнуться духом здорового интернационализма и полюбить Россию, будь она их родиной или только временным местом проживания. В современной России проблема приобщения подрастающих поколений к нормам равноправного, уважительного и естественного общения представителей различных национальностей - задача, не только педагогических, но как показывает практика - правоохранительных органов, и являющаяся частью системы обеспечения национальной безопасности, сохранения стабильности государства и приумножения культуры многонациональной России. Только непрерывное поддержание здорового баланса дружественных, осведомленных и простых отношений между народами и отдельными гражданами, может способствовать прогрессу многонационального общества, которое, в противном случае, неизбежно определяется по национальному признаку.
Рассматривая профилактику деструктивного поведения как педагогическую проблему воспитания культуры межнационального общения у школьников, необходимо определить саму сущность понятия «культура межнационального общения школьников», роль этого явления в единстве процессов воспитания, необходимых данной возрастной группе, а также социально - историческую специфику этно-воспитательных технологий, реализуемых в условиях современной России. Ни одна нация не имеет преимуществ перед другой: все - люди. И каждая нация обладает своими специфическими чертами, качествами, особенностями национального характера, культуры, поведения, которые обеспечивают ее своеобразие, и могут, с одной стороны, вызвать ее неприятие, а с другой - наоборот, интерес и симпатию. Все зависит от способа подачи информации о ней.
Интерпретируя ответы, можно сказать, что некоторые обучающиеся не знают свою национальность и путаются между понятиями национальность, гражданство и названием гражданина, проживающего в городе, некоторые из них указали ответ «екатеринбуржец».
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Часть нынешнего поколения не придает особого значения национальности;
2) Почти все опрошенные вне зависимости от национальности, думают на русском языке;
3) Национализму больше подвержены те респонденты, которые не являются русскими;
4) Обучающиеся не знают элементарных понятий, как следствие, становятся уязвимыми и подверженными в различные рода вовлечения секты, группировки, сообщества.
5) . Деструктивное поведение межнациональных конфликтов
обусловлено незнанием других религий, культур, особенностей характера.
Предложения по профилактике деструктивного поведения межконфессиональных отношений в образовательной среде:
1) Разработать программу межконфессиональных отношений в образовательном учреждении на федеральном уровне;
2) Внедрение программы в образовательные учреждения с начальной школы.
Гипотеза о том, чтопрофилактика деструктивного поведения межконфессиональных отношений будет эффективной, если в образовательной среде все участники образовательного процесса буду проводить разъяснительную работу в отношении межконфессиональных отношений подтвердилась.
В процессе профилактики деструктивного поведения
конфессиональных отношений в образовательной среде должна проводится систематическая, комплексная работа, чтобы у обучающихся формировалась целостное представление о конфессиях, о религии,
Можнопойти путем не как в Европе, терпимость, толерантность, а можно с детства детям рассказывать про все религии и национальности. Говоритьо том, что, все религии имеют право на существование, они не хуже и не лучше, они- другие. Со своими особенностями и характерными чертами.
Знакомить обучающихся с другими вероисповеданиями и относится к ним лояльно, тогда может меньше будут вербовать детей и внушать им негативную информацию.
Данная тема является актуальной в изучении этого вопроса.



1. Конституция РФ от 12.12.1993 с доп. и изм. на 2017 год.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. - № 273-ФЗ.
3. Федеральный закон «Об экстремизме и терроризме» от 25.07. 2002. - № 114 - ФЗ.
4. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 25.09.1997. - № 125-ФЗ.
5. План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р [Электронный ресурс]
6. Приказ Минрегиона России от 14.10.2013 N 444 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий» от 14 октября 2013 г. - № 444.
7. Указ Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». - М., 19 декабря 2012 года. - № 1666.
8. Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации» от 31.12.1996 - №1 - ФКЗ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
9. Баранов П.П. Конституция Российской Федерации и
регулирование межконфессиональных отношений
[Текст]/П.П.Баранов//Северокавказский юридический вестник. - 2015.- №1.- С.88-90
10. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. -СПб. - 2001.- 512с.
11. Беспалов Д. В. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в молодежных группах//Концепт. - 2012. - № 9.
12. Бисалиев Р. В., Кубекова А. С., Хаджимурадов А. В. Агрессивное поведение в структуре соматических расстройств//Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С.619.
13. Богдан С. С. Экзистенциально-гуманистический подход к проблеме человеческой деструктивности/С.С. Богдан//Система ценностей современного общества. - 2010. - № 16. - С.42-46.
14. Богдан С.С. Человеческаядеструктивность как социальный феномен/ С.С.Богдан// Молодой ученый. - 2015.- №1.- С.78-86
15. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. -СПб. - 2001.-352с.
16. Волкова Я. А. Пространственное поведение коммуникантов в деструктивном общении//Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 2 ч. Тамбов, 2013. - № 8 (26). - Ч. 1. - С 46-50.
17. Волкова Я. А. Деструктивное общение: к определению понятия//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. - 2012. - № 2 (16). - С.205-209.
18. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Психология вандального поведения: монография. Екатеринбург, 2014. - 322 с.
19. Ворошилова М.Б. Речь учителя как инструмент экстремистской деятельности или еще раз о профилактике экстремизма в школе//Педагогическое образование в России. - 2015.- №2.- С.139-142.
20. Голованов М.О., Артемьева Е.В. О некоторых аспектах конституционно-правового регулирования межэтнических отношений в Российской Федерации и Эстонской Республике//Научный аспект. - 2013.- №1. С. 24-26
21. Давыдов Д. Г. Причины молодежного экстремизма и его профилактика в образовательной среде//Социология образования. - 2013. - №10. - C. 4-18.
22. Даутова О. Б., Крылова О. Н., Матина Г. О., Пивчук Е. А. Управление введением ФГОС основного общего образована. — СПб., 2013. — 160 с.
23. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. -СПб. 2000.-320с.
24. Елишев С.О. Зарубежный опыт и деструктивные факторы в практике осуществления государственной молодёжной политики в Российской Федерации. - М.,2014.- 342с.
25. Зеленов Ю. Н. К вопросу формирования системы педагогической профилактики молодежного экстремизма в современных условиях// Педагогическое образование в России. - 2014. - №1. - С. 160-164.
26. Злоказов К.В., Муслумов Р.Р. Психологические особенности вовлечения несовершеннолетних в молодежные экстремистские группировки//Педагогическое образование в России. - 2014.- № 5. - С. 81-87.
27. Злоказов К.В. Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения подростков в школе//Педагогическое образование в России. -2016.- №5.- С.71-8.
28. Кирсанов А. И., Давыдов Д. Г., Завальский А. В., Скрибцова Н. А. Характеристика экстремизма в молодежной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса)// Психологическая наука и образование. - 2014.- № 1.
29. Криницына Е. В. Проблемы профилактики экстремизма в воспитательном пространстве современного вуза//Педагогическое образование в России.- 2014. - № 12.- С. 135-137.
30. Локтева Р. Ш. Профилактика экстремизма и воспитание толерантности как составляющие нравственного формирования личности обучающегося профессионального колледжа (на примере опыта мегионскогопрофессионального колледжа»)//Педагогическое образование в России. - 2013. - №4.- С.268-270.
31. Майсак, Н.В., Великанова, Л.П. Девиативные тенденции в профессиях: сравнительны//Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10. - С.879-885.
32. Метод структурирования процессов развития на основе «дорожных карт» [Электронный ресурс].
33. Мухина Т.К. Просвещение родителей о деятельности
деструктивных религиозных организаций//Молодой ученый. -2015. -
№23(103) декабрь. -. С. 987- 990.
34. Панченко Т. М. Школа как институт
социализации//Информационно - гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2013. - № 1 (январь—февраль).
35. Парсонс Т. О структуре социальной деятельности/Т. Парсонс. - М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.
36. Парсонс Т. Система современных обществ/Т. Парсонс.- М.: Аспект Пресс, 1998.-270с.
37. Привалова М. Е. Межнациональные коммуникации молодежи в полиэтничномрегионе: социологический анализ//Культурное пространство регионов России: тез. участников Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград: Волгоград.науч. изд-во, 2012. С. 19.
38. Степанова А. А. Феномен этнической отчужденности: сущность, основные характеристики, психологическая профилактика//Педагогическое образование в России. 2014. - № 9. - С.218-223.
39. Степанова А. А. Психологическая профилактика этнической отчужденности мигрантов//Педагогическое образование в России. - 2015.- №2.- С.63-67
40. Суслонов П. Е., Злоказов К. В. Методика проведения социально¬психологических исследований по проблемам экстремизма и деструктивности в молодежной среде//Российский науч. журн. - 2013. - № 5 (36).- С. 219-224.
41. Тард Г. Законы подражания. -СПБ. - 1892.- 370с.
42. Учебные дорожные карты как средство личностно - ориентированного обучения [Электронный ресурс]
43. Фромм. Э. Анатомия человеческойдеструктивности. - М., 2007.-624с.
44. Цыбулевская О. И. - Нравственные основания современного российского права: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. - Саратов, 2004.- 430 с.
45. Экстремистский текст и деструктивная личность: моногр. Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ