Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

Работа №99069

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО¬ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Содержание понятия «невербальные коммуникативные
умения» 6
1.2. Особенности развития невербальных коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности музыкально-игровой деятельности в развитии невербальных коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО¬ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Диагностика развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 27
2.2. Содержание работы по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64


Развитие коммуникативных умений у детей - актуальная проблема дошкольной педагогики. В ФГОС ДО выделена образовательная область - социально-коммуникативное развитие, где определены задачи, связанные с развитием общения дошкольника со сверстниками и взрослыми на основе эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности. Коммуникативные умения выступают одними из важнейших качественных характеристик личности, которые позволяют реализовать её потребности в уважении, социальном признании, способствует успешному процессу социализации. Неразвитость коммуникативных умений у детей провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствует появлению замкнутости или чувства отверженности.
Невербальные коммуникативные умения помогают старшим дошкольникам ориентироваться в разных складывающихся социальных ситуациях и регулировать свои поведенческие реакции, глубже понимать намерения и эмоциональное состояние партнера и адекватно взаимодействовать с ним, корректировать свои действия.
Одним из способов развития коммуникативных умений выступает музыкально-игровая деятельность, создающая условия для различных способов невербального взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым (музицирование, совместное пение, музыкально-ритмические движения и пр.) Музыкально-игровая деятельность относится к творческому процессу, поэтому обладает сильным воздействием на внутренний мир личности, вызывая яркие эмоции.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать в опытно-поисковой работе комплекс заданий, направленный на развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития невербальных
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить содержание понятия «невербальные коммуникативные умения»;
2. Выявить особенности развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в развитии невербальных коммуникативных умений у дошкольников;
4. Провести диагностику развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы;
5. Разработать комплекс заданий по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности и апробировать его в опытно-поисковой работе.
Теоретическая основа исследования. В своем исследовании мы опирались на работы отечественных и зарубежных учёных, посвященные коммуникативным умениям как характеристики взаимодействия людей, способности к общению (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Ю.М. Жуков, С.В. Коноваленко, О.П. Солодилова); концепции развития коммуникативной компетентности личности (В.И. Кабрин, И.С. Кон, В.Н. Куницына, В.Х. Манеров, Л.Б. Филонов, Е.А. Хорошелова); работы о невербальной стороне общения как базового инструмента общения между людьми (Т.П. Авдулова, И.А. Ахьямова, И.О. Карелина, С.В. Коноваленко, О.Л. Леханова, В.П. Морозов); исследования о сензитивности дошкольного возраста для формирования коммуникативных умений (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, K.M. Гуревич, Г.С. Никифоров, Е.Ф. Рыбалко, A.A. Смирнов); о роли музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных умений в дошкольном возрасте (Н.А. Ветлугина, Н.Г. Куприна, О.П. Радынова, Н.Ф. Сорокина).
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение нормативных документов и научно-методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №5, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Заводская, 32а.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования были решены поставленные задачи.
На основе анализа литературы раскрыто понятие «коммуникативные умения».
Коммуникативная деятельность, являясь сложной и многогранной по своей сути и природе, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Коммуникативные умения - комплекс сложных и осознанных коммуникативных действий человека и его способность правильно строить свое поведение, творчески управлять им в соответствии с задачами общения.
Выявлены особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст сензитивен для формирования коммуникативных умений, так как у дошкольников потребность в общении, в принятии другими являются основными. В 5-7 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами в любом виде деятельности, чем взрослый. Начинает развиваться инициативность и самостоятельность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками по- прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Раскрыты возможности музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных умений у детей. Ее возможности в решении задач развития коммуникативных умений связаны с тем, что она позволяет перевести знание ребенка о способах коммуникации в практическую форму, позволяет обогатить опыт вариативного и творческого применения детьми умений общения. Музыкально-игровая деятельность позволяет ребенку самостоятельно и осознанно применять освоенные умения, корректировать процесс их выполнения в соответствии с жизненно значимыми задачами общения. Музыкальные игры и упражнения направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, обогащение эмоциональной сферы.
Опытно-поисковая работа проведена на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад №5, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Заводская, 32а.
Проведена диагностика уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
За основу взяты следующие показатели: готовность к общению, выразительность общения и эмпатия в общении.
По результатам проведенного исследования было установлено, что по всем педагогическим замерам на констатирующем этапе 60% (12 детей) имеют низкий уровень развития коммуникативных умений. Эти дети выполняют игровые задания и принимают роли, порой не понимают суть игры и не воспринимают партнера по игре, они испытывают определенное напряжение при реализации игровых действий или при вступлении в контакт.
Средний уровень развития коммуникативных умений диагностирован у 25% (5 детей). Дети этой группы имеют частично развитые коммуникативные умения получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог. Они имеют приподнятое настроение, но иногда испытывают отсутствие желания производить игровые действия. Они избирательно принимают роли и партнеров для выполнения игрового действия, понимая то, что им требуется выполнить.
И лишь у 15% (3 детей) имеется высокий уровень развития коммуникативных умений. Дошкольники естественны в своих проявлениях, готовы помочь партнеру по игре, стремятся занять главные и ведущие роли в игре и стараются вживаться в персонажа.
Полученные результаты подтвердили необходимость создания комплекса заданий, направленных на развитие невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Комплекс заданий состоит из 3-х разделов: «Готовность к общению»; «Эмпатия в общении», «Выразительность общения».
Результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии показателей невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с применением музыкально-игровой деятельности.


1. Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Текст] : учебное пособие / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский педагогический гос. ун-т". - Москва : МИГУ : Прометей, 2013. - 135 с.
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 288 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 376 с.
4. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта [Текст] : [как читать эмоции и складывать из них радость и вдохновение] / И. Н. Андреева. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2014. - 287, [1] с.
5. Ахьямова, И. А. Формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 [Текст] / И. А. Ахьямова. - Екатеринбург, 2002. - 140 с.
6. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология) / М. Б. Баюта, Т. Н. Князева. - Москва : Логос, 2011. - 306 с.
7. Болдырев, А А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Флинта : Наука, 2013. - 168 с.
8. Ветлугина, Н. А. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы [Текст]: пособие для воспитателя и муз. руководителя / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. - М. : Просвещение, 2014. - 208 с.
9. Волков, Б. С. Психология развития человека [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Академический проект, 2014. - 224 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное [Текст] / Текстологический комментарий И. В. Пешкова. - М.: Лабиринт, 2011. - 368 с.
11. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: сборник статей [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская, В. М. Погольша. - М.: ГАРДАРИКИ, 2012. - 480 с.
12. Григорьева, С. А. Словарь языка русских жестов [Текст] / С. А. Григорьева, Н. В. Григорьев, Г. Е. Крейдлин. - М. : Яз. рус. культуры ; Вена : Wiener Slawistiscer Almanach, 2001. - 254 с. : ил.; 24 см. - (Язык. Семиотика. Культура).
13. Детская практическая психология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / [Т. Д. Марцинковская и др.] ; под ред. Т. Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2005. - 252 с.
14. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 314 с.
15. Екинцев, В. И. Педагогическое общение [Текст] : учебное пособие / В. И. Екинцев, А. В. Черданцева ; Забайкальский гос. гуманитарно-пед. ун¬т им. Н. Г. Чернышевского. - 2-е изд., испр. - Чита : ЗабГГПУ, 2010. - 131 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ