ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО¬ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Содержание понятия «невербальные коммуникативные
умения» 6
1.2. Особенности развития невербальных коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности музыкально-игровой деятельности в развитии невербальных коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО¬ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Диагностика развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 27
2.2. Содержание работы по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
Развитие коммуникативных умений у детей - актуальная проблема дошкольной педагогики. В ФГОС ДО выделена образовательная область - социально-коммуникативное развитие, где определены задачи, связанные с развитием общения дошкольника со сверстниками и взрослыми на основе эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности. Коммуникативные умения выступают одними из важнейших качественных характеристик личности, которые позволяют реализовать её потребности в уважении, социальном признании, способствует успешному процессу социализации. Неразвитость коммуникативных умений у детей провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствует появлению замкнутости или чувства отверженности.
Невербальные коммуникативные умения помогают старшим дошкольникам ориентироваться в разных складывающихся социальных ситуациях и регулировать свои поведенческие реакции, глубже понимать намерения и эмоциональное состояние партнера и адекватно взаимодействовать с ним, корректировать свои действия.
Одним из способов развития коммуникативных умений выступает музыкально-игровая деятельность, создающая условия для различных способов невербального взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым (музицирование, совместное пение, музыкально-ритмические движения и пр.) Музыкально-игровая деятельность относится к творческому процессу, поэтому обладает сильным воздействием на внутренний мир личности, вызывая яркие эмоции.
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать в опытно-поисковой работе комплекс заданий, направленный на развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Объект исследования: процесс развития невербальных
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить содержание понятия «невербальные коммуникативные умения»;
2. Выявить особенности развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в развитии невербальных коммуникативных умений у дошкольников;
4. Провести диагностику развития невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы;
5. Разработать комплекс заданий по развитию невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности и апробировать его в опытно-поисковой работе.
Теоретическая основа исследования. В своем исследовании мы опирались на работы отечественных и зарубежных учёных, посвященные коммуникативным умениям как характеристики взаимодействия людей, способности к общению (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Ю.М. Жуков, С.В. Коноваленко, О.П. Солодилова); концепции развития коммуникативной компетентности личности (В.И. Кабрин, И.С. Кон, В.Н. Куницына, В.Х. Манеров, Л.Б. Филонов, Е.А. Хорошелова); работы о невербальной стороне общения как базового инструмента общения между людьми (Т.П. Авдулова, И.А. Ахьямова, И.О. Карелина, С.В. Коноваленко, О.Л. Леханова, В.П. Морозов); исследования о сензитивности дошкольного возраста для формирования коммуникативных умений (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, K.M. Гуревич, Г.С. Никифоров, Е.Ф. Рыбалко, A.A. Смирнов); о роли музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных умений в дошкольном возрасте (Н.А. Ветлугина, Н.Г. Куприна, О.П. Радынова, Н.Ф. Сорокина).
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение нормативных документов и научно-методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная, качественная и графическая обработка полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №5, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Заводская, 32а.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В результате исследования были решены поставленные задачи.
На основе анализа литературы раскрыто понятие «коммуникативные умения».
Коммуникативная деятельность, являясь сложной и многогранной по своей сути и природе, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Коммуникативные умения - комплекс сложных и осознанных коммуникативных действий человека и его способность правильно строить свое поведение, творчески управлять им в соответствии с задачами общения.
Выявлены особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст сензитивен для формирования коммуникативных умений, так как у дошкольников потребность в общении, в принятии другими являются основными. В 5-7 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами в любом виде деятельности, чем взрослый. Начинает развиваться инициативность и самостоятельность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками по- прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Раскрыты возможности музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных умений у детей. Ее возможности в решении задач развития коммуникативных умений связаны с тем, что она позволяет перевести знание ребенка о способах коммуникации в практическую форму, позволяет обогатить опыт вариативного и творческого применения детьми умений общения. Музыкально-игровая деятельность позволяет ребенку самостоятельно и осознанно применять освоенные умения, корректировать процесс их выполнения в соответствии с жизненно значимыми задачами общения. Музыкальные игры и упражнения направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, обогащение эмоциональной сферы.
Опытно-поисковая работа проведена на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад №5, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Заводская, 32а.
Проведена диагностика уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
За основу взяты следующие показатели: готовность к общению, выразительность общения и эмпатия в общении.
По результатам проведенного исследования было установлено, что по всем педагогическим замерам на констатирующем этапе 60% (12 детей) имеют низкий уровень развития коммуникативных умений. Эти дети выполняют игровые задания и принимают роли, порой не понимают суть игры и не воспринимают партнера по игре, они испытывают определенное напряжение при реализации игровых действий или при вступлении в контакт.
Средний уровень развития коммуникативных умений диагностирован у 25% (5 детей). Дети этой группы имеют частично развитые коммуникативные умения получать информацию в общении, употреблять вежливые слова, вести простой диалог. Они имеют приподнятое настроение, но иногда испытывают отсутствие желания производить игровые действия. Они избирательно принимают роли и партнеров для выполнения игрового действия, понимая то, что им требуется выполнить.
И лишь у 15% (3 детей) имеется высокий уровень развития коммуникативных умений. Дошкольники естественны в своих проявлениях, готовы помочь партнеру по игре, стремятся занять главные и ведущие роли в игре и стараются вживаться в персонажа.
Полученные результаты подтвердили необходимость создания комплекса заданий, направленных на развитие невербальных коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.
Комплекс заданий состоит из 3-х разделов: «Готовность к общению»; «Эмпатия в общении», «Выразительность общения».
Результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии показателей невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с применением музыкально-игровой деятельности.
1. Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Текст] : учебное пособие / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский педагогический гос. ун-т". - Москва : МИГУ : Прометей, 2013. - 135 с.
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 288 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 376 с.
4. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта [Текст] : [как читать эмоции и складывать из них радость и вдохновение] / И. Н. Андреева. - Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2014. - 287, [1] с.
5. Ахьямова, И. А. Формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 [Текст] / И. А. Ахьямова. - Екатеринбург, 2002. - 140 с.
6. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология) / М. Б. Баюта, Т. Н. Князева. - Москва : Логос, 2011. - 306 с.
7. Болдырев, А А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Флинта : Наука, 2013. - 168 с.
8. Ветлугина, Н. А. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы [Текст]: пособие для воспитателя и муз. руководителя / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. - М. : Просвещение, 2014. - 208 с.
9. Волков, Б. С. Психология развития человека [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Академический проект, 2014. - 224 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное [Текст] / Текстологический комментарий И. В. Пешкова. - М.: Лабиринт, 2011. - 368 с.
11. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: сборник статей [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская, В. М. Погольша. - М.: ГАРДАРИКИ, 2012. - 480 с.
12. Григорьева, С. А. Словарь языка русских жестов [Текст] / С. А. Григорьева, Н. В. Григорьев, Г. Е. Крейдлин. - М. : Яз. рус. культуры ; Вена : Wiener Slawistiscer Almanach, 2001. - 254 с. : ил.; 24 см. - (Язык. Семиотика. Культура).
13. Детская практическая психология : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / [Т. Д. Марцинковская и др.] ; под ред. Т. Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2005. - 252 с.
14. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 314 с.
15. Екинцев, В. И. Педагогическое общение [Текст] : учебное пособие / В. И. Екинцев, А. В. Черданцева ; Забайкальский гос. гуманитарно-пед. ун¬т им. Н. Г. Чернышевского. - 2-е изд., испр. - Чита : ЗабГГПУ, 2010. - 131 с.
...