ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Сущность понятия читательская деятельность 8
1.2. Содержание работы по формированию читательской
деятельности младших школьников 15
1.3. Формы и методы работы по формированию читательских
умений младших школьников 21
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Формы и методы организации внеурочной деятельности
младших школьников 31
2.2. Методы организации внеурочной деятельности младших
школьников с книгой 41
2.3. Анализ программ внеурочной деятельности в аспекте
совершенствования читательских умений младших школьников 46
Выводы по второй главе 53
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 55
3.1. Диагностика исходного уровня читательских умений у младших школьников 55
3.2. Опыт организации внеурочной деятельности, направленной
на развитие читательских умений младших школьников 65
Выводы по третей главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
Актуальность исследования. Современный человек все чаще включается в поисковую, творческую деятельность, а это возможно при наличии различных умений, формирование которых начинается в начальной школе. В этот период максимально активно развивается интеллектуальная сфера ребенка, происходит перемена ведущего вида деятельности, увеличиваются потребности в самовыражении.
В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения целью обучения чтению в начальной школе становится формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательских умений как средства самообразования, самореализации, включения его в активную исследовательскую деятельность, создающую возможность для успешного самостоятельного усвоения субъективно-нового знания. От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как на начальной, так и на последующих ступенях образования.
Проблема формирования читательских умений младших школьников рассматривалась в трудах В.П. Острогорского, Н.А. Рубакина, М.А. Рыбниковой, К.Д. Ушинского и др. В современной психолого-педагогической и методической литературе вопросы обучения чтению затрагиваются в работах таких ученых, как М.П. Воюшина, Г.Г. Граник, А.А. Гречихин, Н.А. Ипполитова, В.А. Кудряшова, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, О.В. Сосновская, Г.А. Цукерман и др.
Несмотря на то что теоретические аспекты проблемы формирования читательских умений младших школьников в достаточной мере раскрыты в научной литературе, в практике педагоги сталкиваются со значительными трудностями при обучении детей чтению и пониманию читаемого, о чем свидетельствуют и результаты международных исследований читательской грамотности учащихся (PISA, PIRLS).
Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является организация занятий по направлениям внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта, так как обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной деятельностью в рамках уроков: она организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Внеурочная работа по литературе является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Именно внеурочная деятельность детей с книгой может формировать их как грамотных, квалифицированных читателей, способных самостоятельно выбирать и читать книги, осваивать содержание прочитанного, так как при ее организации можно учитывать индивидуальные интересы и предпочтения детей, поддерживать и совершенствовать их читательскую мотивацию.
Проблема исследования состоит в том, что, с одной стороны, разработаны теоретические основы и методическое обеспечение процесса формирования читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения, а с другой стороны, недостаточно используется потенциал внеурочной деятельности для привлечения детей к чтению как средству познавательной деятельности и формирования у них читательских умений.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и проверить в опытном обучении методическое обеспечение процесса совершенствования читательских умений младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования - процесс совершенствования читательских умений младших школьников.
Предмет исследования - методическое обеспечение процесса совершенствования читательских умений младших школьников во внеурочной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза: целенаправленная работа по развитию читательских умений, опирающаяся на разработанную программу внеурочной деятельности с применением метода проектов, приведет к формированию читательских умений посредством познавательной и творческой деятельности.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме совершенствования читательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности;
2. Проанализировать программы внеурочной деятельности в аспекте совершенствования читательских умений младших школьников;
3. Выявить в ходе диагностики уровень сформированности читательских умений младших школьников и с учетом ее результатов разработать методическое обеспечение программы внеурочной деятельности, направленной на совершенствование читательских умений учащихся;
4. Внедрить в образовательный процесс разработанную программу внеурочной деятельности и проверить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение литературы, анализ программ, моделирование экспериментального обучения (методическое обеспечение), анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем;
2. Эмпирические: беседа, эксперимент, педагогическое тестирование.
Элементы новизны, представленные в работе: разработано методическое обеспечение программы внеурочной деятельности, направленной на совершенствование читательских умений младших школьников в процессе выполнения учебных проектов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Немаловажным фактором совершенствования читательских умений является внеурочная деятельность, обусловленная интересами и потребностями младших школьников.
2. Применение на занятиях внеурочной деятельности метода проектов, благотворно влияет на совершенствование читательских умений младших школьников, благодаря своей универсальности.
Структура ВКР: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.
Читательская деятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская деятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.
Чтобы стать грамотным читателем младшему школьнику необходимо овладеть всеми видами читательской деятельности. А для полноценной читательской деятельности необходимо в полной мере овладеть следующими читательскими умениями:
1. Умение найти и извлечь информацию из текста;
2. Умение интегрировать и интерпретировать информацию;
3. Умение осмыслить и оценить содержание текста;
4. Умение ориентироваться в различных источниках информации.
В основном читательские умения у младших школьников формируются на уроках литературного чтения. Для формирования читательских умений младших школьников методистами разработаны различные методы и формы работы с книгой.
Немаловажным фактором совершенствования читательских умений является внеурочная деятельность, она имеет огромное развивающее и обучающее, воспитательное значение.
Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.
Проведенные исследования показали, что применение на занятиях внеурочной деятельности различных форм и методов, в том числе и метода проектов, благотворно влияет на совершенствование читательских умений младших школьников, благодаря своей универсальности. Все занятия проводятся в игровой форме. Перед учениками ставятся интересные цели и задачи, в зависимости от их интересов. Младшие школьники с увлечением решают поставленные перед ними задачи, благодаря применению различных читательских умений.
Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении совершенствования читательских умений младших школьников, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем. Считаем в дальнейшем целесообразным разработать и использовать в воспитательной деятельности программу, включающую цикл мероприятий, направленных на совершенствование читательских умений младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основные черты формирования личности.
Результаты проведенного исследования подтвердили, что читательские умения младших школьников совершенствуются, если проводится целенаправленная и систематичная работа по их развитию во внеурочной деятельности.
В процессе опытно-экспериментальной части работы наша гипотеза подтверждена.
1. Андреев, В.И. Внеклассная работа по литературе в начальной школе / В.И. Андреев. - М., 1999. - С. 314-315.
2. Боброва, Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе / Т.Н. Боброва // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. - Вологда, 1984. - С. 54-59.
3. Бодрова, Н.А. Внеклассное чтение как социальная и педагогическая проблема / Н.А. Бодрова // Литература в школе. - 1977. - №1. - С. 43-54.
4. Болотина, Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Болотина Л.Р., Латышина Д.И. - М. : Просвещение, 1978.
-С. 6-9.
5. Бородина, А.В. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты. дис. ... д-ра наук по специальности «Библиотековедение, книговедение, библиографоведение» / А.В. Бородина. - Санкт-Петербург, 2007. - 371 с.
6. Бушнина, Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению. Пособие для учителя / Е.И Бушнина. - М., 2008. - 59 с.
7. Васильева, М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. - М. : Педагогика, 1977.
8. Воюшина, М.П. Анализ художественного произведения / М.П. Воюшина // Начальная школа. - 1989. - №5.
9. Вульфов, В.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы / Вульфов В.З., Поташник М.М. - М. : Просвещение. 1983. - С. 14-18.
10. Г олубков, В.В. Методы преподавания литературы / В.В. Г олубков.
- М., 1962.
11. Гречихин, А.А. Социология и психология чтения / А.А. Гречихин.
- СПб, 2007. - 312 с.
12. Джежелей, О.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения / О.В. Джежелей, А.В. Сергеева, Т.В. Игнатьева. - М. : АРКТИ ЛАРГОС, 1997. - С. 28-41.
13. Збарский, И. С. Системное руководство чтением и формирование читательской самостоятельности учащихся средней школы: теоретические основы и практика: автореф. дис. ... д-ра пед. Наук / И.С. Збарский. - М., - 1993. - 56 с.
14. Зобнина, М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? / М.А. Зобнина // Начальная школа. - 2007. - №8. - С. 35-43.
15. Зубарева Н.В. Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» [Электронный ресурс] / Копилка уроков URL: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/planirovanie/proghramma-vnieurochnoi- dieiatiel-nosti-volshiebnyi-mir-knigh.
16. Ионин, Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу / Г.Н. Ионин. - Л., 1986. - С. 12-22.
17. Ипполитова, Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе / Н.А. Ипполитова. - М. : Флинта, 1998. - 126 с.
18. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е.Н. Кабанова-Миллер. - М. : Просвещение, 2008. - 288 с.
19. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С. Карпинская. - М., 1972.
20. Козырева, А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения / А.С. Козырева // Начальная школа. - 1990 - №3.
21. Копылова, Н.А. После уроков. Организация внеклассной работы с учащимися по литературе / Н.А. Копылова. - М., 1989. - С. 78-82.
22. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы / Н.И. Кудряшев. - М., 1981.
23. Кудряшова, В.А. Обучение реферативному чтению на уроках русского языка. КД / В.А. Кудряшова. - М., - 1994. - 134 с.
24. Левин, В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В.А. Левнина. - М. : Лаида, 1994.
25. Леонтьев, А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы / А.А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1981.
26. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т / А.Н. Леонтьев. - М., 1983. - С. 214-267.
27. Липкина, А.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах / А.И. Липкина, М.И. Оморокова. - М. : Просвещение, 1967.
28. Локалова, Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению / Н.П. Локалова // Начальная школа. - 2007. - №12.
29. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / В.Г. Горецкий, М.Р Львов, О.В. Сосновская. - М. : Академия, 2004.
30. Макаренко, А.С. Проблемы школьного советского воспитания / А.С. Макаренко. - Соч., т. 5. - М., 1983, - С. 123-168.
31. Малахова, Е.П. О восприятии книги детьми младшего возраста / Е.П. Малахова // Вопросы детской литературы. - М. : Детгиз, 1955.
32. Мануйлов, В.А. Литературные игры [Текст] : сборник : пособие для руководителей литературных кружков и библиотекарей / сост. В.А. Мануйлов. - М. - Л. : Гос-ое учебно-пед. изд-во, 1938. - 215 с.
33. Маранцман, В.Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе / В.Г. Маранцман, Т.В. Чирковская. - М., - 1977.
34. Маранцман, В.Г. Труд читателя: от восприятия литературного произведения к анализу: Кн. для уч-ся / В.Г. Маранцман. - М. : Просвещение, 1986. - 124 с.
35. Мельников, Н.А. Внеклассная работа по литературе в начальной школе: Метод. пособие для студентов по специальности "Русский язык и литература" / Н.А. Мельников. - Гродно, 1989. - 112 с.
36. Методика обучения литературе в начальной школе : учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева ; под ред. М. П. Воюшиной. - М. : Академия, 2010. - 288 с.
37. Методика преподавания литературы : учебник для пед.вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана - в 2 ч. Ч.1. - М. : Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.
38. Надулишняк, М.Д. Внеурочная деятельность в начальной школе / М.Д. Надулишняк, О.Н. Шаршон // Журнал управление начальной школой. - 2013. - №7.
39. Нечаев, А.П. Когда следует начинать учить ребенка чтению? / А.П. Нечаев // Психология и школа / Под ред. А.А. Никольской. - М. : «Ин-т практической психологии» ; - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1977.
40. Ниталимова, Л.В., Развитие читательского интереса младших школьников / Л.В. Ниталимова, С.Н. Семенова. - М. : Ментор, 2007. - №1. - С. 11-13.
41. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Метод. пособ. для учителя. / М.И. Оморокова - 2-е изд., испр. и доп. - М., - 2001. 46 с.
42. Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы PIRLS. Методическое пособие. - Астана : НЦОСО, 2013. - 176 с.
43. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М. : АРКТИ, 2003.
44. Писарева, Н.Г. Рабочая программа внеурочной деятельности Развивающий курс «В гостях у книжки» / О.В. Катюкова, Е.В. Моцная, Н.Г. Писарева. 2016.
45. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учеб. Пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 365 с.
46. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М. : Просвещение, 2011. - 342 с.
47. Программно- методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. - 2-е изд. - М. : Дрофа, 1999.
48. Самойлова А.П. Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Читалочка» [Электронный ресурс]/ Инфоурок URL:
https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti- chitalochka-756347.html.
49. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2011. - 168 с.
50. Светловская, Н.Н Наука становления личности средствами чтения-общения: словарь-справочник / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. - М. : Экон-Информ, 2011. - 213 с.
51. Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения: книга для учителя / Н.Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1991. - 206 с.
52. Светловская, Н. Н. Обучение чтению / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 2000. - № 2.
53. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. - 2003. - №1. - С. 11-18.
54. Светловская, Н.Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 1965. — №7.
55. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2005. - 80 с.
56. Сосновская, О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Сосновская. - М. : Издательский центр "Академия", 2008. - 112 с.
57. Степанов, В.К. Активизация внеурочной работы в начальной школе / В.К. Степанов. - М. : Просвещение, 1991, - 48 с.
58. Тумина, Л.Е. Кружок сочини сказку / Л.Е. Тумина. - М., 1995, - С. 313-325.
59. Усова, А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным / А.В. Усова // Педагогика. - 2000. - №4. - С. 30.
60. Ушаков, Н.Н. Внеклассные занятия в начальных классах / Н.Н. Ушаков. - М. : Просвещение, 1978, - С. 4-10.
61. Цукерман, Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению / Г.А. Цукерман. - М., 2010. - 67 с.
62. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева. - М., 2002, - 135 с.
63. Ярошевская, И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время / И.Х Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - С. 13-17.