Управление методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 12
1.1. Подходы к организации методической работы в дошкольной
образовательной организации 12
1.2. Управление методической работой в дошкольной
образовательной организации: теория и практика 26
1.3. Повышение квалификации педагогических кадров в системе
методической работы в дошкольной образовательной организации 38
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 52
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 54
2.1. Задачи и содержание экспериментальной работы
2.2. Реализация модели управления методической работой по 54
повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации 60
2.3. Оценка эффективности управления повышением
квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации 74
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 92
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 12
1.1. Подходы к организации методической работы в дошкольной
образовательной организации 12
1.2. Управление методической работой в дошкольной
образовательной организации: теория и практика 26
1.3. Повышение квалификации педагогических кадров в системе
методической работы в дошкольной образовательной организации 38
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 52
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 54
2.1. Задачи и содержание экспериментальной работы
2.2. Реализация модели управления методической работой по 54
повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации 60
2.3. Оценка эффективности управления повышением
квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации 74
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 92
Актуальность исследования. Современная ситуация развития в стране связана с определением курса на восстановление Россией статуса ведущей экономической державы к 2020 году и переходом на инновационный тип развития. В связи с этим приоритетным направлением государственной образовательной политики является образование подрастающего поколения. Фундаментом всей образовательной системы, несомненно, является дошкольное образование. Это подтверждается Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Соответственно, предъявлены высокие требования к качеству подготовки выпускников дошкольных образовательных организаций. Выполнения этих требований возможно при условии высокого уровня профессиональной компетентности педагогов и непрерывного совершенствования уровня их профессиональной квалификации.
Подтверждением тому может служить Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. №1662-р, где определяется «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», которое предлагает опираться на «талант, креативность и инициативность человека как на важнейший человеческий ресурс экономического и социального развития» и диктует «новый образ педагога — «это исследователь, консультант, руководитель проектов».
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», рассчитанной на период до 2025 года, акцент делается на том, что в современных условиях общество нуждается «в высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий».
Введение с 2012 года новых Федеральных государственных образовательных стандартов и вступление в силу Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» требует создания нового комплекса условий для полноценной их реализации, отвечающих современным требованиям. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов право педагогического работника на повышение квалификации и профессиональную переподготовку становится и обязанностью педагога.
Кроме того, «Профессиональный стандарт», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н и вступивший в силу с 1 января 2017 года (п.п. 3.2.1.), требует от воспитателя наличия соответствующих компетенций для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, которые содержатся в п.п. 3.2.1.
На современном этапе развития образования дошкольной образовательной организации необходимы педагоги, которые выступают носителями новой системы профессионально-педагогических ценностей, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства, способные органично адаптироваться к изменениям во внешней среде и соответствовать вызовам XXI века, а также мотивированные к непрерывному профессионально-личностному развитию и саморазвитию, самореализации в педагогическом творчестве.
Таким образом, усложняются социально-профессиональные функции педагога, остро встает вопрос о его профессиональной квалификации, предъявляются новые требования к его профессиональным, личностным и творческим способностям.
В то же время в практике образовательных организаций огромное количество примеров, подтверждающих затруднения педагогов дошкольного образования в осуществлении изменившихся функций по воспитанию и обучению детей. Следовательно, качество дошкольного образования остается не на высоком уровне, что является следствием невысокой профессиональной квалификации педагогических работников, низкого уровня их активности и инициативы в ее повышении. Одним из основных путей повышения мастерства педагогов, их профессиональной компетентности является грамотно организованная методическая работа. В этом случае следует пересмотреть модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров.
Традиционно в управлении методической работой опираются на функциональный подход, при котором деятельность представляется в виде набора функций, закрепленных за функциональными подразделениями: научно-методическим советом, цикловыми методическими комиссиями, временными творческими группами педагогов и т.д. Поскольку они выполняют свои задачи, то их видение происходящего чаще всего не выходит за рамки подразделений, поэтому они перестают видеть совокупность конечных результатов самого образовательного процесса.
Между тем, в теории управления разработан процессный подход, который рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления и ориентирует на конечный качественный результат образовательного процесса и удовлетворение его потребителей, рациональное использование ресурсов, непрерывность и постоянное совершенствование деятельности.
Целесообразность и возможность применения программно-целевого принципа в управлении повышением квалификации педагогических работников обосновываются в работах В.П. Ворошиловой, В.В. Давиденко, Д.Ф. Ильясова, С.Г. Молчанова, В.А. Худякова и др.
Исследования В.Д. Забурьяновой, В.И. Зверевой, Е.А. Корчагина, ЛМ. Моисеева, О.М. Моисеевой, Н.В. Немовой, Л.Л. Петренко, Ю.В. Подповетной, М.М. Поташника, В.С. Симонова, В.А. Сластенина, П.И. Третьякова, Н.Н. Червяковой, Т.Н. Шамовой и др. раскрывают сущность и роль методической работы в образовательных организациях, функции управления в определении перспектив и направлений её развития, рассматривают технологические подходы к планированию и организации методической и научно-методической работы, однако по большому счету исследования касаются методической службы школ.
Известно, что качественный состав педагогического коллектива определяется, прежде всего, результатами аттестации, при которой дается комплексная оценка уровню квалификации, педагогическому профессионализму и результативности деятельности.
В настоящее время при аттестации используют экспертный инструментарий, предложенный в 2012 году Институтом развития образования Свердловской области «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников Свердловской области в соответствии с переходом на новый порядок аттестации», в котором представлены рекомендации для «организации процедуры проведения аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)».Однако остается не совсем понятным, каким образом педагогу выстроить свою профессиональную деятельность, чтобы достичь повышения уровня профессиональной компетентности.
Таким образом, в теории и практике управление методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в высококвалифицированных педагогических кадрах и недостаточно эффективной системой управления методической работой по повышению квалификации в дошкольных образовательных организациях;
- на научно-теоретическом уровне - между необходимостью научно-педагогического обоснования управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях и недостаточностью теоретической разработкой данного вопроса;
- на научно-методическом уровне - между необходимостью повышения эффективности управлением методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях и недостаточностью научно-методических разработок в данном направлении.
Выявленные противоречия определяют проблему исследования: как обеспечить направленность управления методической работой в дошкольных образовательных организациях на повышение квалификации педагогических кадров?
Анализ актуальности, противоречий и проблемы исследования обусловил выбор темы исследования: «Управление методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - процесс управления методической работой в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования -теоретически обосновать, разработать и апробировать модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования. Управление методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации будет результативным, если:
- данный процесс осуществляется на основе модели управления, структура которой включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, в свою очередь, работа над которыми состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, организационно- процессуального и результативного;
- определены педагогические условия процесса управления методической работой (нормативно-регламентирующие, перспективно-целевые, деятельностно-стимулирующие, информационно-коммуникативные);
- разработана программа повышения квалификации педагогических кадров на основании видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
2. Обосновать и апробировать модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации с учетом современных требований.
3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия процесса управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной, позволяющие достичь повышения профессиональной компетентности педагогов.
4. Разработать и реализовать программу повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Методологической и теоретической основой исследования являются психологические теории личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский); подходы к управлению персоналом (Т.О. Базаров, В.Р. Веснин, О.С. Виханский) и его оценке (Е.Л. Борисова, С.В. Ильинский, М.Х. Мескон, И.Х. Салимжанов); концепции совершенствования педагогического мастерства и развития профессиональной культуры педагогических кадров (М.М. Поташник, В.П. Симонов, Н.В. Немова, А.К. Маркова, В.М. Рогожкин, П.В. Худоминский, А.М. Моисеев, С.Г. Молчанов и др.); идеи профессиональной готовности педагогов (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая).
Выбор методов исследования был сделан с учетом особенностей объекта и предмета исследования, обоснован логикой достижения поставленной цели. Были использованы теоретические методы анализа психолого-педагогической научной литературы; периодических изданий, диссертационных исследований; изучения педагогического опыта; обобщения; сравнения; эмпирические: диагностические методы (беседа, наблюдение, анкетирование).
Опытно-экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №18 «Яблонька» города Серова Свердловской области.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- разработана модель управления повышением квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации, структура которой включает включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, в свою очередь, работа над которыми состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативного;
- выявлен комплекс педагогических условий процесса управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации (нормативно-регламентирующие, перспективно-целевые, деятельностно-стимулирующие, информационно-коммуникативные);
- разработана программа повышения квалификации
педагогических кадров дошкольной образовательной организации на основании видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности.
Теоретическая значимость исследования определяется обогащением:
- теории управления образованием - обоснованием модели управления методической работой в дошкольной образовательной организации на современном этапе развития образования;
- теории педагогической системы - разработкой программы повышения квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации на основании видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности педагогов.
Практическая значимость работы состоит:
- во внедрении в управленческую практику дошкольной образовательной организации модели управления повышением квалификации педагогических кадров, структура которой включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, в свою очередь, работа над которыми состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативного;
- в систематизации видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности;
- в возможности использования материалов исследования в работе дошкольных образовательных организаций.
Положения, выносимые на защиту.
1. Модель управления повышением квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, а также характеризуется наличием целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативного блоков.
2. Программа повышения квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации разработана на основании видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности.
3. Эффективность управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации определяется комплексом педагогических условий (нормативно - регламентирующих, перспективно-целевых, деятельностно-стимулирующих, информационно-коммуникативных).
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на VI Международной научно-практической конференции «Молодежь в науке и образовании: проблемы и перспективы развития» (Екатеринбург, 2016), на II Международном круглом столе «Традиции и инновации в педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2016), на III Международном круглом столе «Традиции и инновации в педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2017).
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений, содержит 84страницы машинописного текста, таблицы, рисунки.
Подтверждением тому может служить Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. №1662-р, где определяется «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», которое предлагает опираться на «талант, креативность и инициативность человека как на важнейший человеческий ресурс экономического и социального развития» и диктует «новый образ педагога — «это исследователь, консультант, руководитель проектов».
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», рассчитанной на период до 2025 года, акцент делается на том, что в современных условиях общество нуждается «в высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий».
Введение с 2012 года новых Федеральных государственных образовательных стандартов и вступление в силу Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» требует создания нового комплекса условий для полноценной их реализации, отвечающих современным требованиям. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов право педагогического работника на повышение квалификации и профессиональную переподготовку становится и обязанностью педагога.
Кроме того, «Профессиональный стандарт», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н и вступивший в силу с 1 января 2017 года (п.п. 3.2.1.), требует от воспитателя наличия соответствующих компетенций для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, которые содержатся в п.п. 3.2.1.
На современном этапе развития образования дошкольной образовательной организации необходимы педагоги, которые выступают носителями новой системы профессионально-педагогических ценностей, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства, способные органично адаптироваться к изменениям во внешней среде и соответствовать вызовам XXI века, а также мотивированные к непрерывному профессионально-личностному развитию и саморазвитию, самореализации в педагогическом творчестве.
Таким образом, усложняются социально-профессиональные функции педагога, остро встает вопрос о его профессиональной квалификации, предъявляются новые требования к его профессиональным, личностным и творческим способностям.
В то же время в практике образовательных организаций огромное количество примеров, подтверждающих затруднения педагогов дошкольного образования в осуществлении изменившихся функций по воспитанию и обучению детей. Следовательно, качество дошкольного образования остается не на высоком уровне, что является следствием невысокой профессиональной квалификации педагогических работников, низкого уровня их активности и инициативы в ее повышении. Одним из основных путей повышения мастерства педагогов, их профессиональной компетентности является грамотно организованная методическая работа. В этом случае следует пересмотреть модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров.
Традиционно в управлении методической работой опираются на функциональный подход, при котором деятельность представляется в виде набора функций, закрепленных за функциональными подразделениями: научно-методическим советом, цикловыми методическими комиссиями, временными творческими группами педагогов и т.д. Поскольку они выполняют свои задачи, то их видение происходящего чаще всего не выходит за рамки подразделений, поэтому они перестают видеть совокупность конечных результатов самого образовательного процесса.
Между тем, в теории управления разработан процессный подход, который рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления и ориентирует на конечный качественный результат образовательного процесса и удовлетворение его потребителей, рациональное использование ресурсов, непрерывность и постоянное совершенствование деятельности.
Целесообразность и возможность применения программно-целевого принципа в управлении повышением квалификации педагогических работников обосновываются в работах В.П. Ворошиловой, В.В. Давиденко, Д.Ф. Ильясова, С.Г. Молчанова, В.А. Худякова и др.
Исследования В.Д. Забурьяновой, В.И. Зверевой, Е.А. Корчагина, ЛМ. Моисеева, О.М. Моисеевой, Н.В. Немовой, Л.Л. Петренко, Ю.В. Подповетной, М.М. Поташника, В.С. Симонова, В.А. Сластенина, П.И. Третьякова, Н.Н. Червяковой, Т.Н. Шамовой и др. раскрывают сущность и роль методической работы в образовательных организациях, функции управления в определении перспектив и направлений её развития, рассматривают технологические подходы к планированию и организации методической и научно-методической работы, однако по большому счету исследования касаются методической службы школ.
Известно, что качественный состав педагогического коллектива определяется, прежде всего, результатами аттестации, при которой дается комплексная оценка уровню квалификации, педагогическому профессионализму и результативности деятельности.
В настоящее время при аттестации используют экспертный инструментарий, предложенный в 2012 году Институтом развития образования Свердловской области «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников Свердловской области в соответствии с переходом на новый порядок аттестации», в котором представлены рекомендации для «организации процедуры проведения аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)».Однако остается не совсем понятным, каким образом педагогу выстроить свою профессиональную деятельность, чтобы достичь повышения уровня профессиональной компетентности.
Таким образом, в теории и практике управление методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в высококвалифицированных педагогических кадрах и недостаточно эффективной системой управления методической работой по повышению квалификации в дошкольных образовательных организациях;
- на научно-теоретическом уровне - между необходимостью научно-педагогического обоснования управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях и недостаточностью теоретической разработкой данного вопроса;
- на научно-методическом уровне - между необходимостью повышения эффективности управлением методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях и недостаточностью научно-методических разработок в данном направлении.
Выявленные противоречия определяют проблему исследования: как обеспечить направленность управления методической работой в дошкольных образовательных организациях на повышение квалификации педагогических кадров?
Анализ актуальности, противоречий и проблемы исследования обусловил выбор темы исследования: «Управление методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - процесс управления методической работой в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования -теоретически обосновать, разработать и апробировать модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования. Управление методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации будет результативным, если:
- данный процесс осуществляется на основе модели управления, структура которой включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, в свою очередь, работа над которыми состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, организационно- процессуального и результативного;
- определены педагогические условия процесса управления методической работой (нормативно-регламентирующие, перспективно-целевые, деятельностно-стимулирующие, информационно-коммуникативные);
- разработана программа повышения квалификации педагогических кадров на основании видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
2. Обосновать и апробировать модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации с учетом современных требований.
3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия процесса управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной, позволяющие достичь повышения профессиональной компетентности педагогов.
4. Разработать и реализовать программу повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Методологической и теоретической основой исследования являются психологические теории личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский); подходы к управлению персоналом (Т.О. Базаров, В.Р. Веснин, О.С. Виханский) и его оценке (Е.Л. Борисова, С.В. Ильинский, М.Х. Мескон, И.Х. Салимжанов); концепции совершенствования педагогического мастерства и развития профессиональной культуры педагогических кадров (М.М. Поташник, В.П. Симонов, Н.В. Немова, А.К. Маркова, В.М. Рогожкин, П.В. Худоминский, А.М. Моисеев, С.Г. Молчанов и др.); идеи профессиональной готовности педагогов (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая).
Выбор методов исследования был сделан с учетом особенностей объекта и предмета исследования, обоснован логикой достижения поставленной цели. Были использованы теоретические методы анализа психолого-педагогической научной литературы; периодических изданий, диссертационных исследований; изучения педагогического опыта; обобщения; сравнения; эмпирические: диагностические методы (беседа, наблюдение, анкетирование).
Опытно-экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №18 «Яблонька» города Серова Свердловской области.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- разработана модель управления повышением квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации, структура которой включает включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, в свою очередь, работа над которыми состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативного;
- выявлен комплекс педагогических условий процесса управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации (нормативно-регламентирующие, перспективно-целевые, деятельностно-стимулирующие, информационно-коммуникативные);
- разработана программа повышения квалификации
педагогических кадров дошкольной образовательной организации на основании видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности.
Теоретическая значимость исследования определяется обогащением:
- теории управления образованием - обоснованием модели управления методической работой в дошкольной образовательной организации на современном этапе развития образования;
- теории педагогической системы - разработкой программы повышения квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации на основании видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности педагогов.
Практическая значимость работы состоит:
- во внедрении в управленческую практику дошкольной образовательной организации модели управления повышением квалификации педагогических кадров, структура которой включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, в свою очередь, работа над которыми состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативного;
- в систематизации видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности;
- в возможности использования материалов исследования в работе дошкольных образовательных организаций.
Положения, выносимые на защиту.
1. Модель управления повышением квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, а также характеризуется наличием целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативного блоков.
2. Программа повышения квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации разработана на основании видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности.
3. Эффективность управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации определяется комплексом педагогических условий (нормативно - регламентирующих, перспективно-целевых, деятельностно-стимулирующих, информационно-коммуникативных).
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на VI Международной научно-практической конференции «Молодежь в науке и образовании: проблемы и перспективы развития» (Екатеринбург, 2016), на II Международном круглом столе «Традиции и инновации в педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2016), на III Международном круглом столе «Традиции и инновации в педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2017).
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений, содержит 84страницы машинописного текста, таблицы, рисунки.
Данное исследование посвящено проблеме обеспечения направленности управления методической работой в дошкольной образовательной организации на повышение квалификации педагогических кадров.
Результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Для повышения квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации необходима специально организованная система управления методической работой. Проектирование такой системы осуществлялось на основе системного и деятельностного подходов.
2. Разработана модель управления методической работой, структура которой включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, в свою очередь, работа над которыми состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативного.
3. Определены педагогические условия процесса управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации, позволяющие достичь наибольшей эффективности проведения данного процесса: нормативно- регламентирующие, перспективно-целевые, деятельностно-стимулирующие, информационно-коммуникативные
4. Результаты опытно-экспериментальной деятельности показали, что разработанная модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации и комплекс педагогических условий ее реализации способствует совершенствованию профессиональной компетентности педагогических работников.
5. Программа повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации позволила объективно оценить степень профессиональной компетентности.
Проведенное исследование не исключает перспектив дальнейшей работы по изучению проблемы обеспечения направленности управления методической работой в дошкольной образовательной организации на повышение квалификации педагогических кадров в связи с тем, что реализация модели управления проводилась в течение одного учебного года и только в одной образовательной организации.
Результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Для повышения квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации необходима специально организованная система управления методической работой. Проектирование такой системы осуществлялось на основе системного и деятельностного подходов.
2. Разработана модель управления методической работой, структура которой включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, в свою очередь, работа над которыми состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативного.
3. Определены педагогические условия процесса управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации, позволяющие достичь наибольшей эффективности проведения данного процесса: нормативно- регламентирующие, перспективно-целевые, деятельностно-стимулирующие, информационно-коммуникативные
4. Результаты опытно-экспериментальной деятельности показали, что разработанная модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации и комплекс педагогических условий ее реализации способствует совершенствованию профессиональной компетентности педагогических работников.
5. Программа повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации позволила объективно оценить степень профессиональной компетентности.
Проведенное исследование не исключает перспектив дальнейшей работы по изучению проблемы обеспечения направленности управления методической работой в дошкольной образовательной организации на повышение квалификации педагогических кадров в связи с тем, что реализация модели управления проводилась в течение одного учебного года и только в одной образовательной организации.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Повышение квалификации педагогов по проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение педагогов дошкольной образовательной организации в профессиональной подготовке
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность руководителя по обеспечению качества образования в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Проектирование онлайн-курса повышения квалификации педагогов в области анализа и визуализации данных на основе проблемных практико-ориентированных заданий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2016



