ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 12
1.1. Подходы к организации методической работы в дошкольной
образовательной организации 12
1.2. Управление методической работой в дошкольной
образовательной организации: теория и практика 26
1.3. Повышение квалификации педагогических кадров в системе
методической работы в дошкольной образовательной организации 38
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 52
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 54
2.1. Задачи и содержание экспериментальной работы
2.2. Реализация модели управления методической работой по 54
повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации 60
2.3. Оценка эффективности управления повышением
квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации 74
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 92
Актуальность исследования. Современная ситуация развития в стране связана с определением курса на восстановление Россией статуса ведущей экономической державы к 2020 году и переходом на инновационный тип развития. В связи с этим приоритетным направлением государственной образовательной политики является образование подрастающего поколения. Фундаментом всей образовательной системы, несомненно, является дошкольное образование. Это подтверждается Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». Соответственно, предъявлены высокие требования к качеству подготовки выпускников дошкольных образовательных организаций. Выполнения этих требований возможно при условии высокого уровня профессиональной компетентности педагогов и непрерывного совершенствования уровня их профессиональной квалификации.
Подтверждением тому может служить Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. №1662-р, где определяется «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», которое предлагает опираться на «талант, креативность и инициативность человека как на важнейший человеческий ресурс экономического и социального развития» и диктует «новый образ педагога — «это исследователь, консультант, руководитель проектов».
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», рассчитанной на период до 2025 года, акцент делается на том, что в современных условиях общество нуждается «в высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий».
Введение с 2012 года новых Федеральных государственных образовательных стандартов и вступление в силу Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» требует создания нового комплекса условий для полноценной их реализации, отвечающих современным требованиям. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов право педагогического работника на повышение квалификации и профессиональную переподготовку становится и обязанностью педагога.
Кроме того, «Профессиональный стандарт», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н и вступивший в силу с 1 января 2017 года (п.п. 3.2.1.), требует от воспитателя наличия соответствующих компетенций для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, которые содержатся в п.п. 3.2.1.
На современном этапе развития образования дошкольной образовательной организации необходимы педагоги, которые выступают носителями новой системы профессионально-педагогических ценностей, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства, способные органично адаптироваться к изменениям во внешней среде и соответствовать вызовам XXI века, а также мотивированные к непрерывному профессионально-личностному развитию и саморазвитию, самореализации в педагогическом творчестве.
Таким образом, усложняются социально-профессиональные функции педагога, остро встает вопрос о его профессиональной квалификации, предъявляются новые требования к его профессиональным, личностным и творческим способностям.
В то же время в практике образовательных организаций огромное количество примеров, подтверждающих затруднения педагогов дошкольного образования в осуществлении изменившихся функций по воспитанию и обучению детей. Следовательно, качество дошкольного образования остается не на высоком уровне, что является следствием невысокой профессиональной квалификации педагогических работников, низкого уровня их активности и инициативы в ее повышении. Одним из основных путей повышения мастерства педагогов, их профессиональной компетентности является грамотно организованная методическая работа. В этом случае следует пересмотреть модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров.
Традиционно в управлении методической работой опираются на функциональный подход, при котором деятельность представляется в виде набора функций, закрепленных за функциональными подразделениями: научно-методическим советом, цикловыми методическими комиссиями, временными творческими группами педагогов и т.д. Поскольку они выполняют свои задачи, то их видение происходящего чаще всего не выходит за рамки подразделений, поэтому они перестают видеть совокупность конечных результатов самого образовательного процесса.
Между тем, в теории управления разработан процессный подход, который рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления и ориентирует на конечный качественный результат образовательного процесса и удовлетворение его потребителей, рациональное использование ресурсов, непрерывность и постоянное совершенствование деятельности.
Целесообразность и возможность применения программно-целевого принципа в управлении повышением квалификации педагогических работников обосновываются в работах В.П. Ворошиловой, В.В. Давиденко, Д.Ф. Ильясова, С.Г. Молчанова, В.А. Худякова и др.
Исследования В.Д. Забурьяновой, В.И. Зверевой, Е.А. Корчагина, ЛМ. Моисеева, О.М. Моисеевой, Н.В. Немовой, Л.Л. Петренко, Ю.В. Подповетной, М.М. Поташника, В.С. Симонова, В.А. Сластенина, П.И. Третьякова, Н.Н. Червяковой, Т.Н. Шамовой и др. раскрывают сущность и роль методической работы в образовательных организациях, функции управления в определении перспектив и направлений её развития, рассматривают технологические подходы к планированию и организации методической и научно-методической работы, однако по большому счету исследования касаются методической службы школ.
Известно, что качественный состав педагогического коллектива определяется, прежде всего, результатами аттестации, при которой дается комплексная оценка уровню квалификации, педагогическому профессионализму и результативности деятельности.
В настоящее время при аттестации используют экспертный инструментарий, предложенный в 2012 году Институтом развития образования Свердловской области «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников Свердловской области в соответствии с переходом на новый порядок аттестации», в котором представлены рекомендации для «организации процедуры проведения аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)».Однако остается не совсем понятным, каким образом педагогу выстроить свою профессиональную деятельность, чтобы достичь повышения уровня профессиональной компетентности.
Таким образом, в теории и практике управление методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:
- на социально-педагогическом уровне - между потребностью общества в высококвалифицированных педагогических кадрах и недостаточно эффективной системой управления методической работой по повышению квалификации в дошкольных образовательных организациях;
- на научно-теоретическом уровне - между необходимостью научно-педагогического обоснования управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях и недостаточностью теоретической разработкой данного вопроса;
- на научно-методическом уровне - между необходимостью повышения эффективности управлением методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольных образовательных организациях и недостаточностью научно-методических разработок в данном направлении.
Выявленные противоречия определяют проблему исследования: как обеспечить направленность управления методической работой в дошкольных образовательных организациях на повышение квалификации педагогических кадров?
Анализ актуальности, противоречий и проблемы исследования обусловил выбор темы исследования: «Управление методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - процесс управления методической работой в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования -теоретически обосновать, разработать и апробировать модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования. Управление методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации будет результативным, если:
- данный процесс осуществляется на основе модели управления, структура которой включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, в свою очередь, работа над которыми состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, организационно- процессуального и результативного;
- определены педагогические условия процесса управления методической работой (нормативно-регламентирующие, перспективно-целевые, деятельностно-стимулирующие, информационно-коммуникативные);
- разработана программа повышения квалификации педагогических кадров на основании видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
2. Обосновать и апробировать модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации с учетом современных требований.
3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия процесса управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной, позволяющие достичь повышения профессиональной компетентности педагогов.
4. Разработать и реализовать программу повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Методологической и теоретической основой исследования являются психологические теории личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский); подходы к управлению персоналом (Т.О. Базаров, В.Р. Веснин, О.С. Виханский) и его оценке (Е.Л. Борисова, С.В. Ильинский, М.Х. Мескон, И.Х. Салимжанов); концепции совершенствования педагогического мастерства и развития профессиональной культуры педагогических кадров (М.М. Поташник, В.П. Симонов, Н.В. Немова, А.К. Маркова, В.М. Рогожкин, П.В. Худоминский, А.М. Моисеев, С.Г. Молчанов и др.); идеи профессиональной готовности педагогов (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая).
Выбор методов исследования был сделан с учетом особенностей объекта и предмета исследования, обоснован логикой достижения поставленной цели. Были использованы теоретические методы анализа психолого-педагогической научной литературы; периодических изданий, диссертационных исследований; изучения педагогического опыта; обобщения; сравнения; эмпирические: диагностические методы (беседа, наблюдение, анкетирование).
Опытно-экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №18 «Яблонька» города Серова Свердловской области.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- разработана модель управления повышением квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации, структура которой включает включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, в свою очередь, работа над которыми состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативного;
- выявлен комплекс педагогических условий процесса управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации (нормативно-регламентирующие, перспективно-целевые, деятельностно-стимулирующие, информационно-коммуникативные);
- разработана программа повышения квалификации
педагогических кадров дошкольной образовательной организации на основании видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности.
Теоретическая значимость исследования определяется обогащением:
- теории управления образованием - обоснованием модели управления методической работой в дошкольной образовательной организации на современном этапе развития образования;
- теории педагогической системы - разработкой программы повышения квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации на основании видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности педагогов.
Практическая значимость работы состоит:
- во внедрении в управленческую практику дошкольной образовательной организации модели управления повышением квалификации педагогических кадров, структура которой включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, в свою очередь, работа над которыми состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативного;
- в систематизации видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности;
- в возможности использования материалов исследования в работе дошкольных образовательных организаций.
Положения, выносимые на защиту.
1. Модель управления повышением квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, а также характеризуется наличием целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативного блоков.
2. Программа повышения квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации разработана на основании видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности.
3. Эффективность управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации определяется комплексом педагогических условий (нормативно - регламентирующих, перспективно-целевых, деятельностно-стимулирующих, информационно-коммуникативных).
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на VI Международной научно-практической конференции «Молодежь в науке и образовании: проблемы и перспективы развития» (Екатеринбург, 2016), на II Международном круглом столе «Традиции и инновации в педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2016), на III Международном круглом столе «Традиции и инновации в педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2017).
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений, содержит 84страницы машинописного текста, таблицы, рисунки.
Данное исследование посвящено проблеме обеспечения направленности управления методической работой в дошкольной образовательной организации на повышение квалификации педагогических кадров.
Результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Для повышения квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации необходима специально организованная система управления методической работой. Проектирование такой системы осуществлялось на основе системного и деятельностного подходов.
2. Разработана модель управления методической работой, структура которой включает управляющую, управляемую и инструментальную подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, в свою очередь, работа над которыми состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативного.
3. Определены педагогические условия процесса управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации, позволяющие достичь наибольшей эффективности проведения данного процесса: нормативно- регламентирующие, перспективно-целевые, деятельностно-стимулирующие, информационно-коммуникативные
4. Результаты опытно-экспериментальной деятельности показали, что разработанная модель управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации и комплекс педагогических условий ее реализации способствует совершенствованию профессиональной компетентности педагогических работников.
5. Программа повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации позволила объективно оценить степень профессиональной компетентности.
Проведенное исследование не исключает перспектив дальнейшей работы по изучению проблемы обеспечения направленности управления методической работой в дошкольной образовательной организации на повышение квалификации педагогических кадров в связи с тем, что реализация модели управления проводилась в течение одного учебного года и только в одной образовательной организации.
1. Абдуллина, О.А. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической квалификации [Текст] // Сб. науч. трудов. - Санкт-Петербург, 1992. -90 с.
2. Абдурахмонова, Н.С. Методическая работа в образовательном
учреждении: организация, содержание, эффективность [Текст] / Н.С.
Абдурахмонова // Школьная педагогика. 2015. - №2. - С. 17-19.
3. Аверьянов, А.Н. Система: философская категория и реальность [Текст] / А.Н. Аверьянов. - М.: Мысль, 1976. - 188 с.
4. Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста [Текст] : материалы V междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: Л.В. Трубайчук и др. - Челябинск : изд-во «Образование», 2007. - 350 с.
5. Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Л.Н. Атмахова. - Екатеринбург,2006.- 177 с.
6. Бабанский, Ю. К. Методическая работа в школе: организация и управление [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1986.
7. БалгабаеваК.С. Особенности управления дошкольной организацией в современных условиях [Электронный ресурс] URL: http: //www.rusnauka. com/6_NiTSB_2009/Pedagogica/41659.doc.htm
8. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. - М.:«Сфера», 2010. - 96 с.
9. Богославец, Л.Г. Положение, регламентирующие деятельность ДОО [Текст]:Учебно-метод. пособие.- М.:«Сфера», 2014. - 128 с.
10. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической квалификации [Текст] // Сб. науч. трудов. - Санкт-Петербург, 1992. -90 с.
11. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы[Текст] метод.пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М.:Айрисс-пресс, 2008. -192 с.
12. Волобуева Л.М. Новое в организации методической службы детского сада[Электронный ресурс] /Л.М. Волобуева URL: http://erdetsad.ru/topic/novoe-v-organizatsii-metodicheskoy-sluzhbyi-detskogo- sada/
13. Волобуева, Л.М. Организация работы методиста [Текст] / Л.М. Волобуева //Управление дошкольным образовательным учреждением. -2002.- № 1. - С. 83-93.
14. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 95 с.
15. Головань, Т.М. Проблема управления методическим сопровождением в дошкольном образовательном учреждении в современной теории и практике [Текст]/ Головань Т.М., Чернова М.Н. // Педагогика и методика в современной системе образования: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 30 апреля 2017. - г. Екатеринбург: Научно-издательский центр «Открытое знание», 2017. - С. 9-25.
16. Дуброва, В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текст]:методическое пособие/В.П.Дуброва, Е.П. Милашевич. - М. : Новая школа, 1995.-128с.
17. Дубровина, И.В. Практическая психология образования [Текст]/ И.В. Дубровина. - СПб., 2009. - 592 с.
18. Зубкова, Е.Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Молодой ученый, 2013. - С. 38-41.
19. Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства [Текст] / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич. - М.: Педагогика, 1989. -302с.
20. Ивлев, С.А. Методическая работа в образовательном учреждении [Текст] / С.А. Ивлев. - М., 2014.
21. Ильенко, Л.П. Новые модели методической службы в образовательных учреждениях [Текст] / Л. П. Ильенко. - М.: Аркти, 1999. - 144 с.
22. Ильенко, Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2003. - 95 с.
23. Климентьева, З.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации[Текст] / З.А. Климентьева; Каз.федер.ун-т. - Казань, 2013.
24. Кривых, В.В. Управление научно-методической работой в профессиональной образовательной организации на основе процессного подхода [Текст]:дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В.В. Кривых.-Казань: Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, 2014.- 168 с.
25. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL.: http: //www.ifap .ru/ofdocs/rus/rus006. pdf
26. Корчинская, Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций [Текст]// Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. № 6.-
Новосибирск: СибАК, 2011.
27. Котлярова, И.О. Становление профессионально-педагогической квалификации [Текст]: науч.-метод. реком. для руковод. / И.О. Котлярова. - Челябинск: Образование, 1998.
28. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] /Н.В. Кузьмина// Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 20-26.
29. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: «Сфера», 1984. - 311 с.
30. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П.Н. Лосев. - М. : ТЦ «Сфера», 2005. - 155 с.
31. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] /А.К. Маркова. - М.: Новая школа, 1996. - 308 с.
32. Маханева, М.Д. Управление развитием ДОУ: проблемы,
планирование, перспективы [Текст] / М.Д. Маханева. - Москва : ТЦ «Сфера»,2007.- 122 с.
33. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников Свердловской области в соответствии с переходом на новый порядок аттестации [Текст] / Екатеринбург: ИРО, 2012.
34. Молчанов, С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений [Текст]/ Челябинск: Челябинский государственный университет, 1998. - 255 с.
35. Морозова, А.Н. Управление методической работой в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / А.Н. Морозова. - Москва, 2000. - 244 с.
36. Морозова, Т.П. Педагогические основы управления развитием дошкольного образовательного учреждения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Т.П. Морозова. - Ростов н/Д, 2002. - 216 с.
37. Москвина, Л.А. Методические рекомендации по организации управленческого содействия работникам образовательного учреждения в осуществлении профессиональной деятельности [Текст] / Л.А. Москвина. - Челябинск: Образование, 2004. - 65 с.
38. Москвина, Л.А. Педагогические условия развития профессиональной квалификации кадров в образовательном учреждении [Текст]/ Л.А. Москвина//Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. - Челябинск: Образование, 2002. - Ч. 2. - С. 115-117.
39. Москвина, Л.А. Управленческое содействие педагогическим
работникам дошкольного образовательного учреждения в
совершенствовании их профессиональной квалификации [Текст]: автореф. дис. ...канд. педагог.наук: 13.00.07 / Москвина Людмила Александровна; ГОУ ДПО Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. - Челябинск, 2007. -195с.
40. Назмутдинов, В.Я. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности [Текст]/ Назмутдинов, В.Я., Яруллин И.Ф. - Казань: ТРИ «Школа», 2013.
41. Немов, Р.С. Психология: Кн. 3: Экспериментальная
педагогическая психология и психодиагностика [Текст] /Р.С. Немов. - М.: Владос, 1997.
42. Новицкая, В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / В.А. Новицкая. - СПб., 2007.- 20 с.
43. Новоселова, С.В. Модель методической службы дошкольного
образовательного учреждения [Электронный ресурс] URL:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/03/26/model-metodicheskoy- sluzhby-doshkolnogo-obrazovatelnogo
44. Постановление Правительства Российской Федерации от 4
октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]
URL: https: //rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
45. Поташник, М.М. Управление качеством образования [Текст]: учебник / М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
46. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А.
Дмитриевой, В. М. Снеткова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - С.181¬184.
47. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] URL: http://www.edustandart.ru/wpcontent/uploads/2017/04/rofessionalnyj_
standart_pedagoga_2013 .pdf
48. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. №1662- р[Электронный ресурс]URL: https: //ido .tsu.ru/normdocs/dpo/2020.pdf
49. Реализация непрерывности педагогического образования [Текст]: науч.-метод. Пособие / Репин С.А., Котлярова И.О., Циринг Р.А. ; Гл. упр. образования администрации Челяб. обл., Гос. учреждение, Информ.-изд. учеб.-метод центр "Образование". - Челябинск: Образование, 1999. - 204 с.
50. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: [Текст]: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1999.
51. Сафонова, О.А. Системный подход в управлении ДОУ [Текст] / О.А. Сафонова // Управление дошкольным образовательным учреждением. -2003.- № 1 (7). - С. 4-15.
52. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением. Часть
1: Явление и понятия[Текст]:учебник для студентов педагогических
специальностей/ Г. Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, ИЦ «Уральская Академия», 2008. - 280 с.
53. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением. Часть
2: Элементы теории[Текст]:учебник для студентов педагогических
специальностей / Г. Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, ИЦ «Уральская Академия», 2008. - 280 с.
54. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами[Текст] / В.П.Симонов. : ТЦ «Сфера», - М.: Педагогическое общество России, 1999.
55. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.
56. Солодянкина, О.В. Система планирования в дошкольном учреждении [Текст] / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2009. - 172 с.
57. Султанова, Т.А. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией [Текст] / Т.А. Султанова, Е.В. Ткачева // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 613-616.
58. Тарабаринова Ю.Ю. Особенности управления дошкольной организацией в современных условиях [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/12/15/osobennosti- upravleniya-doshkolnoy-organizatsiey-v-sovremennyh
59. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: Новая школа, 2001. - 150 с.
60. Трошкина, А.В. Программно-целевой подход в управлении ДОУ [Текст] / А.В. Трошкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2003. - № 5 (11). - С. 15-18.
61. Управление дошкольным учреждением [Текст]: словарь-
справочник / Сост. С. Д. Сажина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
62. Управленческое содействие педагогам ДОУ в осуществлении инновационной деятельности [Текст] : метод.рекомендации / сост.: Г.В. Яковлева, Д.Ф. Ильясов. - Челябинск : Образование, 2004. - 66 с.
63. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : пособие для рук. ДОУ / Л.И. Фалюшина. - М. : АРКТИ, 2003. - 259 с.
64. Фарфоровская, Е.Г. Система непрерывного повышения квалификации в условиях модернизированного образования организации [Текст] / Е.Г. Фарфоровская// Практика управления в ДОУ. - 2015. - №7 (34). - С. 1-4.
65. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
66. Шабанова Ю.В. Сущность педагогического мониторинга как средства повышения качества обучения[Электронный ресурс] URL: http: //открытыйурок.рф/статьи/527973/
67. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст]: учебное пособие для вузов / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Медиа, 2010.
68. Шушарина, Н.В. Организация методической работы в дошкольной образовательной организации [Текст] / Н.В. Шушарина // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 1078-1080.
69. Яковлева, Г.В. Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Г.В. Яковлева. - Челябинск, 2003. - 21 с.
70. Янбердина, Л.Х. Управление процессом повышения квалификации педагогических кадров в дошкольном образовательном учреждении[Текст]/ Л.Х. Янбердина [Электронный ресурс] URL: http: //открытыйурок.рф/статьи/527973/