Развитие нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1. Особенности психического развития детей младшего школьного
возраста 13
1.2. Нравственные основы личности младшего школьника как
психолого - педагогическая категория 19
1.3. Методологические основы развития нравственных основ
личности младших школьников 32
1.4. Внеурочная деятельность как составляющая образовательного
процесса 38
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 48
2. 1. Диагностика нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности 48
2.2. Формирующий этап опытно - поисковой работы по развитию
нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности 61
2.3. Диагностика нравственных основ личности младшего школьника
по итогам опытно-поисковой работы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.1. Особенности психического развития детей младшего школьного
возраста 13
1.2. Нравственные основы личности младшего школьника как
психолого - педагогическая категория 19
1.3. Методологические основы развития нравственных основ
личности младших школьников 32
1.4. Внеурочная деятельность как составляющая образовательного
процесса 38
Выводы по первой главе 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 48
2. 1. Диагностика нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности 48
2.2. Формирующий этап опытно - поисковой работы по развитию
нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности 61
2.3. Диагностика нравственных основ личности младшего школьника
по итогам опытно-поисковой работы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На протяжении длительного времени система российского образования переживает период модернизации, осуществляются попытки привести образование, как общее, так и профессиональное, в соответствие с потребностями развивающегося общества. Инновационные процессы в системе общего образования коснулись многих его сторон. Совершенствование современного отечественного образования связано с поиском новых путей обновления образовательного процесса на всех его уровнях. Нравственное развитие школьников всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего развития личности. Его проблемам посвещено много исследований в педагогике и психологии [36,41].
На социально - педагогическом уровне актуальность проблемы продиктована тем, что в сложившихся сегодня условиях периода перехода от одних общественных отношений к другим, кризиса политических и социально-экономических реформ, первостепенную важность приобретают изменение духовно-нравственных ориентиров и ценностей, освобождение их от идеологических догм. Итак, с одной стороны мы наблюдаем потребности общества: для общества значима нравственно развитая личность, однако, с другой стороны современное образование нередко ориентировано на реализацию знаниевой парадигмы, при этом нравственному развитию обучающегося уделяется меньше внимания [41].
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы развития нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности обусловлена тем, что современная наука определила понятия воспитания и развития нравственной личности, методы нравственного воспитания детей; были заложены основы личностно-ориентированного подхода, разработаны и освоены технологии, которые способствуют повышению эффективности формирования нравственных ценностей младших школьников, описан потенциал внеурочной деятельности, принципы, на которых она основывается, направления и виды, однако, теоретическая обоснованность нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности определена фрагментарно и эпизодически [45].
На научно-методическом уровне актуальность исследования определена тем, что наблюдается недостаточная методическая и содержательная разработанность проблемы развития нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности. С позиции практики методически обеспечены достижения младшими школьниками предметных результатов во внеурочной деятельности, однако, недостаточно разработано методическое сопровождение нравственного развития личности младшего школьника во внеурочной деятельности [69].
В современной педагогической литературе нравственное воспитание рассматривается, как процесс, направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств и стремлений [7]. Нравственное воспитание должно быть неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Актуальность темы так же вытекает из гуманистической парадигмы современной педагогики, нацеленной на формирование личности, способной выжить в сложных социальных условиях и найти свое место в жизни, не потеряв человеческого достоинства, не нарушая прав и свобод человека.
Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится еще более актуальной. Бороться с этим нехорошим воздействием необходимо всем, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение - учителям, психологам, воспитателям [65].
Нравственные нормы общественной жизни должны найти свое воплощение в опыте растущего человека уже с ранних лет. С начальных классов необходимо развивать у школьников такие интегративные нравственные качества и черты, как осознанное уважение к любому виду полезного труда, любовь к родной земле и своему народу, доброту и милосердие, правдивость и честность, стойкость, смелость и принципиальность, неприятие негативных явлений в окружающей жизни. Все более актуальным становится формирование культуры межнационального общения, воспитание гражданского сознания и национального самосознания [12].
Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром [7].
JI.C. Выготский считает, что основы нравственного облика, качеств личности школьника, закладываются именно в младшем школьном возрасте. Не сформированные своевременно, эти свойства не только препятствуют развитию личности, но и могут послужить причиной отклонения в развитии в подростковом возрасте, которое проявляется в асоциальном поведении [16].
Нравственное развитие младших школьников теоретически достаточно освещено, однако, оно практически не рассматривается в контексте внеучебной деятельности обучающихся. Разработаны программы по внеурочной деятельности, которые позволяют младшим школьникам на более высоком уровне усвоить те или иные предметные области, однако, методические рекомендации, направленные на нравственное развитие младших школьников, практически отсутствуют [19].
Таким образом, развитие нравственных основ личности в младшем школьном возрасте представляет собой серьезную научную проблему.
Степень разработанности проблемы исследования.
Изучением проблемы нравственного развития личности занимались такие деятели, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Н. Вентцель, Н.И. Пирогов, Я. Корчак, И.Г. Песталоцци, Ж. Пиаже. В их трудах описаны понятия воспитания и развития нравственной личности, и методы нравственного воспитания детей.
На необходимость проведения специальной воспитательной работы в области формирования нравственных ценностей указывает в своих трудах современный педагог и психолог Ш.А. Амонашвили.
Проблемами развития личности младшего школьника во внеурочной деятельности занимались Д.В. Григорьев, Е.Н. Степанов, А.В. Брагуца, Е.Ю. Ривкин, С.И. Сабельникова, В.П. Созонов [11, 19, 62, 66, 67].
Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн основывались на личностно-ориентированном подходе [16,33]., рассматривая личность как субъект, который формируется в деятельности и общении с другими людьми и определяет характер этой деятельности и общения.
Такой подход формирования нравственных ценностей заключается в активном, деятельном участии в судьбе другого человека, в сочувствии, сопереживании, сострадании чужой беде и позволяет личности испытать моральное удовлетворение от ценности своего поведения.
В современной психолого-педагогической литературе личностно-ориентированное образование представлено работами Д.А. Белухина, Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, И.С. Якиманской и других исследователей.
Анализ нормативно - правовых документов и научной и методической литературы по проблеме исследования позволили выявить ряд противоречий различного уровня:
На социально - педагогическом уровне противоречие между необходимостью развития нравственных основ личности в современном поликультурном обществе и недостаточной степенью решения этой проблемы в современном образовании.
На научно - теоретическом уровне противоречие между степенью теоретического освещения нравственного развития младших школьников и недостаточной теоретической обоснованностью нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности.
На практическом уровне противоречие между методической обеспеченностью достижения младшими школьниками предметных результатов во внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью методического сопровождения нравственного развития личности.
Проблема исследования: каковы пути формирования духовно-нравственных ориентиров младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект: процесс нравственного развития младших школьников.
Предмет: методическое сопровождение развития нравственных основ личности младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать методическое сопровождение развития нравственных основ личности младших школьников во внеурочной деятельности, разработать данное сопровождение и оценить его результативность.
Гипотеза исследования - развитие нравственных основ личности младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если
- нравственные основы личности младшего школьника определяются как овладение этическими нормами, обусловленными общечеловеческими ценностями;
-данный процесс опирается на следующие методологические подходы: системно-деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический;
-реализуется программа, ориентированная на исследовательскую деятельность детей и переживания младшими школьниками ценностного отношения к явлениям действительности;
- в процессе занятий во внеурочной деятельности реализуется следующий алгоритм:
- активизация внимания путем нестандартных приветствий, жестовых обращений, постановки проблемных вопросов;
- поиск путей решения поставленной проблемы и анализ предлагаемых путей решения, в том числе в контексте развития нравственных основ личности младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и разработать теоретическую базу развития нравственных основ личности младших школьников;
2. Разработать методическое сопровождение развития нравственных основ личности младших школьников во внеурочной деятельности;
3. Разработать диагностику развития нравственных основ личности младших школьников;
4. Оценить результативность предложенного методического сопровождения.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют:
- теории, определяющие особенности психического развития младших школьников Ж. Пиаже, Л.И. Божович, И.С. Славина, Б.Г. Ананьев;
- теоретические положения, раскрывающие сущность системно-деятельностного подхода в образовании Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Краевский, Л.В. Моисеева;
- исследования, раскрывающие основы личностно-ориентированного подхода Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, Д.А. Белухина, В.В. Давыдова;
- аксиологический подход к содержанию учебного процесса М. Рокич, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев, Богуславский, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, И.Б. Котова, ГИ. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург;
- положения, определяющие организацию внеурочной деятельности младших школьников Д.В. Григорьев, Е.Н. Степанов, А.В. Брагуца, Е.Ю. Ривкин, С.И. Сабельникова, В.П. Созонова.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
Эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ, констатирующий и формирующий эксперимент;
Теоретические: анализ, синтез, моделирование (схемы, графики), цитирование.
Элементы научной новизны исследования:
• Выделены теоретико-методологические подходы к развитию нравственных основ личности младшего школьника;
• Сформулировано понятие «нравственные основы личности» как нравственно - эстетические нормы, обоснована связь процесса развития нравственных основ личности младших школьников с усвоением ими определенного набора духовно - нравственных ценностей;
• Внесен вклад в формирование системы диагностики нравственных качеств младших школьников;
• Предложено методическое обеспечение развития нравственных основ личности младших школьников.
На защиту выносятся следующие положения:
-развитие нравственных основ личности младшего школьника есть процесс освоения и усвоения содержания нравственных ценностей;
-на основе стандарта и учитывая возрастные и психологические особенности у детей младшего школьного возраста необходимо формировать ценности «Семья», «Родина», «Добро»;
-формирование нравственных основ личности младшего школьника обеспечивается методическим сопровождением, включающим методическую разработку с учетом тем, направленных на развитие данных ценностей;
-методическое сопровождение предполагает соотношение урочной и внеурочной деятельности, учет специфики внеурочной деятельности.
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе (2015-2016 г.) была изучена и проанализирована литература касательно темы исследования; обобщен педагогический опыт в области нравственного воспитания младших школьников с целью определения теоретических основ и современных тенденций нравственного образования.
Второй этап (2015-2016 г.) был посвящен определению проблемы, цели, объекта и предмета исследования, уточнению гипотезы исследования, разработке условий формирования нравственного сознания, чувств, мышления; проведению формирующего эксперимента, накоплению и обработке полученных данных.
На третьем этапе (2016-2017 г.) анализировались, обобщались и систематизировались, интерпретировались полученные результаты исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе научной и практической деятельности, содержание которой отражено в 2 публикациях:
1. Шестакова, О.Г. Развитие нравственных основ младшего школьника / О.Г. Шестакова // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под общ. ред. Ю.Н. Галагузовой. - Екатеринбург: [ б.м.] , 2017. - С. 140-144.
2. Шестакова, О.Г. Развитие нравственных основ младшего школьника во внеурочной деятельности / О.Г. Шестакова // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник научных статей. Выпуск 5.
Основные выводы и результаты исследования обсуждались на круглом столе «Традиции и инновации в педагогическом образовании», на заседании кафедры и на школьном методическом совете.
Практическая база исследования - образовательное учреждение г. Екатеринбурга - МАОУ гимназия №116.
Апробация результатов осуществлялась:
- с помощью процесса вовлеченности учащихся 4 классов в занятия факультатива «Мир Добра и Красоты»;
- в процессе диагностики нравственной воспитанности путём анкетирования детей.
Структура исследования: диссертация состоит из следующих частей: введение, две главы, основная часть, заключение, список литературы и приложения. Общий объём работы без приложений составил 76 страниц.
На социально - педагогическом уровне актуальность проблемы продиктована тем, что в сложившихся сегодня условиях периода перехода от одних общественных отношений к другим, кризиса политических и социально-экономических реформ, первостепенную важность приобретают изменение духовно-нравственных ориентиров и ценностей, освобождение их от идеологических догм. Итак, с одной стороны мы наблюдаем потребности общества: для общества значима нравственно развитая личность, однако, с другой стороны современное образование нередко ориентировано на реализацию знаниевой парадигмы, при этом нравственному развитию обучающегося уделяется меньше внимания [41].
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы развития нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности обусловлена тем, что современная наука определила понятия воспитания и развития нравственной личности, методы нравственного воспитания детей; были заложены основы личностно-ориентированного подхода, разработаны и освоены технологии, которые способствуют повышению эффективности формирования нравственных ценностей младших школьников, описан потенциал внеурочной деятельности, принципы, на которых она основывается, направления и виды, однако, теоретическая обоснованность нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности определена фрагментарно и эпизодически [45].
На научно-методическом уровне актуальность исследования определена тем, что наблюдается недостаточная методическая и содержательная разработанность проблемы развития нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности. С позиции практики методически обеспечены достижения младшими школьниками предметных результатов во внеурочной деятельности, однако, недостаточно разработано методическое сопровождение нравственного развития личности младшего школьника во внеурочной деятельности [69].
В современной педагогической литературе нравственное воспитание рассматривается, как процесс, направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств и стремлений [7]. Нравственное воспитание должно быть неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Актуальность темы так же вытекает из гуманистической парадигмы современной педагогики, нацеленной на формирование личности, способной выжить в сложных социальных условиях и найти свое место в жизни, не потеряв человеческого достоинства, не нарушая прав и свобод человека.
Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится еще более актуальной. Бороться с этим нехорошим воздействием необходимо всем, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение - учителям, психологам, воспитателям [65].
Нравственные нормы общественной жизни должны найти свое воплощение в опыте растущего человека уже с ранних лет. С начальных классов необходимо развивать у школьников такие интегративные нравственные качества и черты, как осознанное уважение к любому виду полезного труда, любовь к родной земле и своему народу, доброту и милосердие, правдивость и честность, стойкость, смелость и принципиальность, неприятие негативных явлений в окружающей жизни. Все более актуальным становится формирование культуры межнационального общения, воспитание гражданского сознания и национального самосознания [12].
Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром [7].
JI.C. Выготский считает, что основы нравственного облика, качеств личности школьника, закладываются именно в младшем школьном возрасте. Не сформированные своевременно, эти свойства не только препятствуют развитию личности, но и могут послужить причиной отклонения в развитии в подростковом возрасте, которое проявляется в асоциальном поведении [16].
Нравственное развитие младших школьников теоретически достаточно освещено, однако, оно практически не рассматривается в контексте внеучебной деятельности обучающихся. Разработаны программы по внеурочной деятельности, которые позволяют младшим школьникам на более высоком уровне усвоить те или иные предметные области, однако, методические рекомендации, направленные на нравственное развитие младших школьников, практически отсутствуют [19].
Таким образом, развитие нравственных основ личности в младшем школьном возрасте представляет собой серьезную научную проблему.
Степень разработанности проблемы исследования.
Изучением проблемы нравственного развития личности занимались такие деятели, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Н. Вентцель, Н.И. Пирогов, Я. Корчак, И.Г. Песталоцци, Ж. Пиаже. В их трудах описаны понятия воспитания и развития нравственной личности, и методы нравственного воспитания детей.
На необходимость проведения специальной воспитательной работы в области формирования нравственных ценностей указывает в своих трудах современный педагог и психолог Ш.А. Амонашвили.
Проблемами развития личности младшего школьника во внеурочной деятельности занимались Д.В. Григорьев, Е.Н. Степанов, А.В. Брагуца, Е.Ю. Ривкин, С.И. Сабельникова, В.П. Созонов [11, 19, 62, 66, 67].
Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн основывались на личностно-ориентированном подходе [16,33]., рассматривая личность как субъект, который формируется в деятельности и общении с другими людьми и определяет характер этой деятельности и общения.
Такой подход формирования нравственных ценностей заключается в активном, деятельном участии в судьбе другого человека, в сочувствии, сопереживании, сострадании чужой беде и позволяет личности испытать моральное удовлетворение от ценности своего поведения.
В современной психолого-педагогической литературе личностно-ориентированное образование представлено работами Д.А. Белухина, Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, И.С. Якиманской и других исследователей.
Анализ нормативно - правовых документов и научной и методической литературы по проблеме исследования позволили выявить ряд противоречий различного уровня:
На социально - педагогическом уровне противоречие между необходимостью развития нравственных основ личности в современном поликультурном обществе и недостаточной степенью решения этой проблемы в современном образовании.
На научно - теоретическом уровне противоречие между степенью теоретического освещения нравственного развития младших школьников и недостаточной теоретической обоснованностью нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности.
На практическом уровне противоречие между методической обеспеченностью достижения младшими школьниками предметных результатов во внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью методического сопровождения нравственного развития личности.
Проблема исследования: каковы пути формирования духовно-нравственных ориентиров младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект: процесс нравственного развития младших школьников.
Предмет: методическое сопровождение развития нравственных основ личности младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать методическое сопровождение развития нравственных основ личности младших школьников во внеурочной деятельности, разработать данное сопровождение и оценить его результативность.
Гипотеза исследования - развитие нравственных основ личности младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если
- нравственные основы личности младшего школьника определяются как овладение этическими нормами, обусловленными общечеловеческими ценностями;
-данный процесс опирается на следующие методологические подходы: системно-деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический;
-реализуется программа, ориентированная на исследовательскую деятельность детей и переживания младшими школьниками ценностного отношения к явлениям действительности;
- в процессе занятий во внеурочной деятельности реализуется следующий алгоритм:
- активизация внимания путем нестандартных приветствий, жестовых обращений, постановки проблемных вопросов;
- поиск путей решения поставленной проблемы и анализ предлагаемых путей решения, в том числе в контексте развития нравственных основ личности младшего школьника.
В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и разработать теоретическую базу развития нравственных основ личности младших школьников;
2. Разработать методическое сопровождение развития нравственных основ личности младших школьников во внеурочной деятельности;
3. Разработать диагностику развития нравственных основ личности младших школьников;
4. Оценить результативность предложенного методического сопровождения.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют:
- теории, определяющие особенности психического развития младших школьников Ж. Пиаже, Л.И. Божович, И.С. Славина, Б.Г. Ананьев;
- теоретические положения, раскрывающие сущность системно-деятельностного подхода в образовании Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Краевский, Л.В. Моисеева;
- исследования, раскрывающие основы личностно-ориентированного подхода Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, Д.А. Белухина, В.В. Давыдова;
- аксиологический подход к содержанию учебного процесса М. Рокич, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев, Богуславский, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, И.Б. Котова, ГИ. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург;
- положения, определяющие организацию внеурочной деятельности младших школьников Д.В. Григорьев, Е.Н. Степанов, А.В. Брагуца, Е.Ю. Ривкин, С.И. Сабельникова, В.П. Созонова.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
Эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ, констатирующий и формирующий эксперимент;
Теоретические: анализ, синтез, моделирование (схемы, графики), цитирование.
Элементы научной новизны исследования:
• Выделены теоретико-методологические подходы к развитию нравственных основ личности младшего школьника;
• Сформулировано понятие «нравственные основы личности» как нравственно - эстетические нормы, обоснована связь процесса развития нравственных основ личности младших школьников с усвоением ими определенного набора духовно - нравственных ценностей;
• Внесен вклад в формирование системы диагностики нравственных качеств младших школьников;
• Предложено методическое обеспечение развития нравственных основ личности младших школьников.
На защиту выносятся следующие положения:
-развитие нравственных основ личности младшего школьника есть процесс освоения и усвоения содержания нравственных ценностей;
-на основе стандарта и учитывая возрастные и психологические особенности у детей младшего школьного возраста необходимо формировать ценности «Семья», «Родина», «Добро»;
-формирование нравственных основ личности младшего школьника обеспечивается методическим сопровождением, включающим методическую разработку с учетом тем, направленных на развитие данных ценностей;
-методическое сопровождение предполагает соотношение урочной и внеурочной деятельности, учет специфики внеурочной деятельности.
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе (2015-2016 г.) была изучена и проанализирована литература касательно темы исследования; обобщен педагогический опыт в области нравственного воспитания младших школьников с целью определения теоретических основ и современных тенденций нравственного образования.
Второй этап (2015-2016 г.) был посвящен определению проблемы, цели, объекта и предмета исследования, уточнению гипотезы исследования, разработке условий формирования нравственного сознания, чувств, мышления; проведению формирующего эксперимента, накоплению и обработке полученных данных.
На третьем этапе (2016-2017 г.) анализировались, обобщались и систематизировались, интерпретировались полученные результаты исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе научной и практической деятельности, содержание которой отражено в 2 публикациях:
1. Шестакова, О.Г. Развитие нравственных основ младшего школьника / О.Г. Шестакова // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под общ. ред. Ю.Н. Галагузовой. - Екатеринбург: [ б.м.] , 2017. - С. 140-144.
2. Шестакова, О.Г. Развитие нравственных основ младшего школьника во внеурочной деятельности / О.Г. Шестакова // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник научных статей. Выпуск 5.
Основные выводы и результаты исследования обсуждались на круглом столе «Традиции и инновации в педагогическом образовании», на заседании кафедры и на школьном методическом совете.
Практическая база исследования - образовательное учреждение г. Екатеринбурга - МАОУ гимназия №116.
Апробация результатов осуществлялась:
- с помощью процесса вовлеченности учащихся 4 классов в занятия факультатива «Мир Добра и Красоты»;
- в процессе диагностики нравственной воспитанности путём анкетирования детей.
Структура исследования: диссертация состоит из следующих частей: введение, две главы, основная часть, заключение, список литературы и приложения. Общий объём работы без приложений составил 76 страниц.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать выводы о том, что не уточнена сущность понятия «развитие нравственных основ личности». Развитие нравственных основ младшего школьника во внеурочной деятельности методически обеспечено недостаточно.
Проведенное исследование показало, что совокупность таких подходов, как системно - деятельностный, личностно - ориентированный и аксиологический, включенность младших школьников в различные виды деятельности в рамках их нравственного развития на основе знакомства с общечеловеческими ценностями, расширение культурного опыта детей в совместной работе учителя и учеников, а также внеурочная деятельность являются формами, способствующими развитию нравственных основ личности ребенка. Именно такие пути развития нравственных основ личности, основанные на совместной деятельности, учитывающие психолого-педагогические особенности детей данного возраста и сензитивные периоды нравственного развития личности, на наш взгляд, имеют огромный потенциал в работе над освоением содержания нравственных ценностей, степень сформированности которых влияет не только на процесс их социализации и развития личности в целом, но и на результативность обучения детей.
Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что:
- Среди испытуемых есть дети, у которых понятие и представления о ценностях «Семья, «Родина», «Добро» не сформированы или сформированы фрагментарно;
- значительная часть детей нуждается в формировании данных представлений;
- необходимо провести целенаправленную работу по формированию представления ценностей у младшеклассников.
В ходе формирующего эксперимента нами было разработано методическое сопровождение развития нравственных основ младших школьников во внеурочной деятельности - «Мир Добра и Красоты», опирающаяся на такие основополагающие принципы, как: деятельностный, личностный, аксиологический, творческий и другие.
После подведения итоговых результатов исследования можно сделать вывод о том, что уровень развития нравственных основ личности младших школьников качественно повысился, увеличилось количество детей, получивших представления о ценностях «семья», «Родина», «добро», улучшилось их отношение к этим ценностям.
Усвоение данных ценностей обеспечило переход внешних по отношению к ребенку нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Общение в коллективе стало более доброжелательным, уменьшилось количество конфликтов, общий психологический климат улучшился, дети стали более дружны, улучшилось взаимодействие с родителями.
Стоит отметить, что вместе с развитием нравственных основ личности школьников повысились и другие показатели. Дети стали увереннее чувствовать себя в окружении сверстников, успешнее вступать в учебный диалог и выступать на таких уроках, как литературное чтение, русский язык, окружающий мир и пр.
Таким образом, в процессе исследования мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и решили поставленные задачи.
Проведенное исследование показало, что совокупность таких подходов, как системно - деятельностный, личностно - ориентированный и аксиологический, включенность младших школьников в различные виды деятельности в рамках их нравственного развития на основе знакомства с общечеловеческими ценностями, расширение культурного опыта детей в совместной работе учителя и учеников, а также внеурочная деятельность являются формами, способствующими развитию нравственных основ личности ребенка. Именно такие пути развития нравственных основ личности, основанные на совместной деятельности, учитывающие психолого-педагогические особенности детей данного возраста и сензитивные периоды нравственного развития личности, на наш взгляд, имеют огромный потенциал в работе над освоением содержания нравственных ценностей, степень сформированности которых влияет не только на процесс их социализации и развития личности в целом, но и на результативность обучения детей.
Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что:
- Среди испытуемых есть дети, у которых понятие и представления о ценностях «Семья, «Родина», «Добро» не сформированы или сформированы фрагментарно;
- значительная часть детей нуждается в формировании данных представлений;
- необходимо провести целенаправленную работу по формированию представления ценностей у младшеклассников.
В ходе формирующего эксперимента нами было разработано методическое сопровождение развития нравственных основ младших школьников во внеурочной деятельности - «Мир Добра и Красоты», опирающаяся на такие основополагающие принципы, как: деятельностный, личностный, аксиологический, творческий и другие.
После подведения итоговых результатов исследования можно сделать вывод о том, что уровень развития нравственных основ личности младших школьников качественно повысился, увеличилось количество детей, получивших представления о ценностях «семья», «Родина», «добро», улучшилось их отношение к этим ценностям.
Усвоение данных ценностей обеспечило переход внешних по отношению к ребенку нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Общение в коллективе стало более доброжелательным, уменьшилось количество конфликтов, общий психологический климат улучшился, дети стали более дружны, улучшилось взаимодействие с родителями.
Стоит отметить, что вместе с развитием нравственных основ личности школьников повысились и другие показатели. Дети стали увереннее чувствовать себя в окружении сверстников, успешнее вступать в учебный диалог и выступать на таких уроках, как литературное чтение, русский язык, окружающий мир и пр.
Таким образом, в процессе исследования мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и решили поставленные задачи.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



