ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕКСТОВЫХ
УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1 Методологические основы начального общего образования 10
1.2 Целевые ориентиры обучения русскому языку в начальной школе 14
1.3 Особенности развития младших школьников 19
1.4 Особенности овладения текстовыми умениями обучающимися на
уровне ООП НОО 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 34
2.1 Анализ методического обеспечения развития текстовых умений
младших школьников на уроках русского языка 38
2.2 Инклюзивное образование как стратегия образовательной
деятельности 59
ГЛАВА 3. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Среди бесконечного разнообразия педагогических тем существует одна на данный момент достаточно новая. Это тема инклюзивного образования. Тема, поднятая не так давно в связи с тем, что в нашей странес1 сентября 2016 вступили в силу утвержденные Министерством образования и науки Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для обучающихся с инвалидностью. Также были разработаны методические рекомендации, направленные руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования ВК- 452/07, от 11 марта 2016.Теперь инклюзивное образование законодательно закреплено и становится государственной гарантией на всех ступенях образования. Введен стандарт образования, то есть совокупность требований, обязательных при реализации ООП НОО учреждениями, прописаны требования к результатам образования и структуре основных образовательных программ НОО, к условиям их реализации.
В результате указанных государственных решений огромное количество педагогических проблем приходится рассматривать сквозь призму инклюзивного образования. Следовательно, можно говорить о несомненной актуальности заявленной нами темы.
С другой стороны современное общество предъявляет высокие требования к качеству образования и сейчас проблема инклюзии в образовании, оформленная как приоритет образовательной политики и обеспечения прав детей с ОВЗ является предметом для дискуссий в профессиональных и родительских сообществах.
С позиции науки тема развития текстовых умений младших школьников на уроках русского языка прекрасно разработана, такими замечательными педагогами, как Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик. К данной теме обращались в своих работах М.Л. Кусова и С.В. Плотникова. Но в условиях инклюзивного образования, когда в классах есть дети с ограниченными возможностями здоровья, появилась необходимость адаптации программных средств и, следовательно, в полной мере разработанные методики не подходят. Это говорит о необходимости разработки и включения в уроки таких заданий, которые бы отвечали требованиям инклюзии.
Как показывает анализ практики, в современной школе обучаются разные категории детей, которым мы должны обеспечить успешное освоение образовательных программ, однако в образовательной деятельности условия инклюзивного образования не учитываются, в том числе и при формировании текстовых умений.
В результате возникают противоречия:
• в аспекте реализации инклюзивного образования и непоследовательным реагированием образовательных учреждений на изменения;
• между уровнем теоретической обоснованности развития текстовых умений младших школьников на уроках русского языка и недостаточной изученностью данного процесса в условиях массовой школы при реализации инклюзии;
• между степенью разработанности методики формирования текстовых умений на уроках русского языка и отсутствием методического обеспечения формирования текстовых умений младших школьников в условиях инклюзивного образования, суть которого состоит в определении методического обеспечения, ориентированного на образовательные запросы общества.
Указанные противоречия требуют нового концептуального подхода к теме «Развитие текстовых умений младших школьников», суть которого состоит в подборе оптимальных заданий, учебных средств, обеспечивающего образовательные запросы общества.
В данной диссертации тема «Развитие текстовых умений младших школьников на уроках русского языка» будет рассмотрена с учетом особенностей инклюзивного образования, так как автор, работая в школе, столкнулась с тем, что традиционные формы и методы не всегда подходят, когда в классе одновременно обучаются и дети одаренные, и дети, имеющие проблемы в развитии, и дети условного «среднего» уровня.
Цель исследования - на основе известных в науке положений разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение, направленное на развитие текстовых умений младших школьников на уроках русского языка в условиях инклюзивного образования.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
• изучить литературу, посвященную особенностям восприятия учебного текста детьми младшего школьного возраста и выявить причины плохого понимания информации, заключенной в тексте;
• разработать диагностику, позволяющую, по возможности, достоверно определить уровень развития текстовых умений младших школьников;
• разработать и провести апробацию методического обеспечения, направленную на формирование текстовых умений младших школьников на уроках русского языка в условиях инклюзивного образования;
• оценить результат проведённой работы;
• сделать вывод.
В диссертацию введены ограничения: развитие текстовых умений рассматривается на материале учебного текста, так как данный текст традиционно является сложным для восприятия младшими школьниками и порождения.
Объект исследования - процесс развития текстовых умений младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования - методическое обеспечение развития текстовых умений младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования развития текстовых умений:
1) ...если при постановке учебной задачи предлагаются варианты (одна и та же учебная задача представляется по - разному, с учетом категории детей);
2) .если реализация принципа доступности осуществляется с учётом разных категорий детей;
3) .если задания и текстовый материал строго дозированы по объёму, то формирование текстовых умений будет наиболее эффективно.
В рамках данной работы было проведено педагогическое исследование, направленное на исследование уровня развития текстовых умений младших школьников. Затем была подобрана, переработана и дополнительно разработана система упражнений, предусматривающая работу по развитию текстовых умений, выделенных Т.А. Ладыженской.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:
• теоретические: изучение и анализ лингвистической, психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по теме исследования; анализ действующих программ и учебников для начальной школы;
• наблюдение за учебным процессом, тестирование учащихся, изучение и обобщение опыта преподавания русского языка;
• проведение педагогического эксперимента в 2-3 классе;
количественный и качественный анализ работ учащихся;
• педагогическое наблюдение за деятельностью учителей и
учащихся в учебном процессе;
• констатирующий и обучающий эксперименты; изучение
продуктов деятельности младших школьников, полученных в результате
проведенной работы.
Опытно — поисковой базой исследования служил 2 «В» и 3 «В» класс (в общей сложности 27 человек) школы № 208, Железнодорожного района города Екатеринбурга.
Этапы реализации исследования
1. Подготовительный этап. Информационно-аналитический:
- изучалась и анализировалась литература по теме исследования;
определялись основные параметры исследовательской работы.
(Июнь 2016)
2. Основной этап.
Разрабатывалась гипотеза исследования, определялись задачи, отрабатывался понятийный аппарат. На этом этапе была составлена программа констатирующего и обучающего экспериментов, организована работа с целью определения педагогических условий необходимых для качественного развития текстовых умений младших школьников на уроках русского языка. (Ноябрь - декабрь 2016г.)
3.Заключительный этап.
На третьем этапе был осуществлён анализ результатов опытно - поисковой работы .На этом этапе проходила систематизация и обобщение результатов исследования. (Апрель — май 2017 г).
Элементы новизны данного исследования заключаются в том, что:
1) определена совокупность подходов для разработки методического обеспечения формирования текстовых умений;
2) выявлено, что методический аппарат учебников по русскому языку для начальной школы в недостаточной степени включает дифференцированные задания, что особенно очевидно в процессе анализа данного методического аппарата с позиции реализации инклюзивного образования;
3) методическое обеспечение формирования текстовых умений младших школьников в условиях инклюзивного образования опирается на следующие принципы:
• ориентация на индивидуально - психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;
• дозированность объёма изучаемого материала;
• систематичности и повторения изученного;
• инвариантности (изменение содержания программы,
комбинирования разделов, введение корректировки)
Выводы и практические наработки, полученные в результате опытно - поисковой работы можно использовать в дальнейшем, при планировании работы по развитию текстовых умений на уроках русского языка в 4 классе.
Внедрение результатов исследования проводится сейчас при продолжении работы в 4классе 208 школы.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
Поставленная в работе гипотеза исследования развития текстовых умений решена следующим образом.
• Изучена литература посвященная особенностям восприятия учебного текста детьми младшего школьного возраста и выявлены причины плохого понимания информации, заключенной в тексте;
• разработана диагностика, позволяющая, по возможности, достоверно определить уровень развития текстовых умений младших школьников;
Работа по развитию текстовых умений младших школьников на уроках русского языка рассматривается в соответствии с двумя основными группами принципов:
• Общедидактическими принципами (принципами дидактики): выделяются принципы научности, сознательности и активности, доступности, систематичности, последовательности, прочности, наглядности, связи теории с практикой, обучения с жизнью, воспитания в процессе обучения, развивающего обучения, проблемного обучения.
• Методическими: вызывание речевой активности у учащихся, углубление смыслового восприятия учебного текста, формирование некоторых понятий текста, проведение упражнений, развивающих связную речь, в системе.
• Работа по развитию текстовых умений младших школьников на уроках русского языка учащихся, рассматривалась с позиций системного подхода. Раскрыто содержание системы работы по развитию текстовых умений: описан характер необходимых знаний, приведена классификация коммуникативно-речевых умений, представлены требования в отношении упражнений по развитию связной речи по Т.А. Ладыженской.
• Анализ учебно-методической литературы, программ, наблюдение за учебным процессом, обобщение педагогического опыта учителей, результаты опытно - поисковой работы доказали необходимость использования специальной системы упражнений для развития связной речи младших школьников в процессе работы над текстом.
• Опытно - поисковая работа включала следующую систему упражнений:
1) сравнение, сопоставление небольшого текста и отдельных
предложений, не объединенных общей темой;
2) определение темы текста, озаглавливание текста;
3) выделение в тексте опорных слов, воспроизведение текста по опорным словам;
4) определение основной мысли текста;
5) выделение в тексте начала, середины и концовки;
6) придумывание к рассказу начала, середины или конца;
7) выбор наиболее подходящего начала или концовки к тексту;
8) восстановление деформированного текста;
9) составление содержательного и точного простого плана;
10) создание текстов на определенную тему: по опорным словам, по плану, по одной из части.
Важнейшими из дидактических принципов, положенных в основу системы текстовых упражнений, являлись принципы систематичности, доступности и последовательности.
• Результаты входной и итоговой диагностики свидетельствуют о том, что выдвинутая нами гипотеза о том, что для успешного развития текстовых умений младших школьников на уроках русского языка необходимы варианты при постановке учебной задачи; реализация принципа доступности; дозированность по объёму, то формирование текстовых умений будет наиболее эффективно.
• Это доказывает необходимость систематического включения в процесс обучения младших школьников упражнений по развитию текстовых умений.
1. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования [Текст] / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2014.- № 1. - С. 5-16.
2. Алёхина, С. В. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» [Электронный ресурс] // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». МГППУ, 2010. URL:http://www.inclusive- edu.ru/stat/1/254/(дата обращения 18.02 2017)
3. Банч, Гэри Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса[Текст]: пособие для учителей /Гэри Банч. - Toronto : Inclusion Press, 2008. - 64 с.
4. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе[Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368с.
5. Битянова, М. Р. Развивающие возможности урока [Текст] / М. Р. Битянова, Т. В. Меркулова // Педагогический университет «Первое сентября», 2014. — 44 c.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л. И. Божович. — Санкт - Петербург: Питер, 2008. — 398 с.
7. Воробьёва,Т. В. Использование исследовательских методов в лексической работе на уроках русского языка в основной школе [Текст] : диссертация:13.00.02 / Т. В. Воробьёва; Урал. гос. пед. ун-т — Екатеринбург, 2007. — 259с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст]/ Л. С. Выготский— М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136с.
9. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» [Электронный ресурс]: Доклад, представленный на соиск. уч. степени д-ра психол. Наук / Моск. государств. ун-т им. М. В. Ломоносова. — М., 1965. — 51 с. — URL: ййр://р8усЬ11Ь.ги/тс/аЬ81й.рйр?аЬ81й=163317(дата обращения 24.07 2017)
10. Горбунова, Е. А. О современных проблемах инклюзивного
образования [Текст]/ Е. А. Горбунова // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук. - 2016. — №5. - С.37 — 41.
11. Горецкий, В. Г. Азбука.1 класс [Текст]: учеб. для
общеобразоват. учреждений 2-х частях. ФГОС / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина. - М. : Просвещение, 2011. - 128с.
12. Давыдов, В. В. Теоретические основы развивающего обучения [Текст]/ В. В.Давыдов//Начальная школа. — 1999. — №7. — С.12 — 18.
13. Зубарев Д. Глава Минобрнауки: Развитие инклюзивного
образования не подразумевает закрытия коррекционных школ [Электронный ресурс] // Деловая газета «Взгляд». URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/materialy-mo/2012/07/01/chto-takoe-inklyuzivnoe-obrazovanie(дата обращения: 30.08. 2017)
14. Казакова, В. И. Развитие выразительности речи младших школьников [Текст]: диссертация:13.00.02/В.И. Казакова; Урал. гос. пед. ун¬т — Екатеринбург, 1998. — 143с.
15. Каленчук, М. Л. Русский язык.2 класс. В 3 ч. Ч. 1[Текст]:
учебник: / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. - М.:
Академкнига, 2011. - 160 с.
16. Каленчук, М. Л. Русский язык.2 класс В 3 ч. Ч. 2 [Текст]: учебник: / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. - М.: Академкнига, 2014. - 160 с.
17. Каленчук, М. Л. Русский язык. 2 класс. В 3 ч. Ч. 3[Текст]: учебник: / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. - М.: Академкнига, 2011. - 176 с.
18. Каленчук, М. Л. Русский язык. 3 класс.В 3 ч. Ч. 1 [Текст]: учебник / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. - М.: Академкнига, 2011. - 192 с.
19. Каленчук, М. Л. Русский язык.3 класс.В 3 ч. Ч. 2 [Текст]: учебник / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. - М.: Академкнига, 2011. - 176 с.
20. Каленчук, М. Л. Русский язык.3 класс В 3 ч. Ч. 3[Текст]: учебник / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. - М.: Академкнига, 2011. - 192 с.
21. Каленчук, М. Л. Русский язык. 4 класс.В 3 ч. Ч. 1 [Текст]:
учебник / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. - М.:
Академкнига, 2014. -: 192 с.
22. Каленчук, М. Л. Русский язык.4 класс. В 3 ч. Ч. 2 [Текст]: учебник / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. - М.:
Академкнига, 2011. - 160 с.
23. Каленчук, М. Л. Русский язык.4 класс. В 3 ч. Ч. 3 [Текст]: учебник / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. - М.:
Академкнига, 2014. - 192 с.
24. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс. Ч. 1[Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений в 2-х частях. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
- М.: Просвещение, 2011. - 143с.
25. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс.Ч. 2[Текст]: учеб. для
общеобразоват. учреждений в 2-х частях. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
- М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
26. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс.Ч. 1 [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений в 2-х частях. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
- М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
27. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс.Ч. 2 [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений в 2-х частях. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
- М.: Просвещение, 2012. - 152с.
28. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс.Ч. 1 [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений в 2-х частях. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
- М.: Просвещение, 2012. - 159 с.
29. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс.Ч. 2 [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений в 2-х частях. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
- М.: Просвещение, 2011. - 143с.
30. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст]/ В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик, М.: ТОО "Фирма "ЛИНКА-пресс", 1994. - 191с.
31. Ковалева, Т. М. Профессия «Тьютор» [Текст] / Т. М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С. Ю.Попова (Смолик), А. А.Теров, М. Ю.Чередилина; под ред. С. Ю.Поповой (Смолик). - Тверь: «СФК-офис», 2012. - 244 с.
32. Крылова, О. Н. Русский язык: 3 класс: контрольно - измерительные материалы [Текст] / О. Н. Крылова - М. : «Экзамен» 2014. - 94 с.
33. Кусова, М. Л. Комплексный анализ текста при изучении русского языка в основной школе [Текст]/ М. Л. Кусова //Филологический класс.—2005. — №13. — С.21 — 26.
34. Ладыженская, Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения [Текст]: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Т. А. Ладыженская.- М.: Просвещение, 1986.- 127 с.
35. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в
начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 3-е класс изд., стер. - М.: развития Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
36. Об утверждении положения о психолого-медико¬
педагогической комиссии. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 №1082 [Текст]/ Письмо Минобразования возрастным РФ от 27.03.2000 N 27/901-6 «О такой психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» //Минобрнауки России. - 2015.
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными группа нарушениями) [Текст] / Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1599. Зарегистрировано была в Минюсте России 3 февраля 2015 г. N 35850
38. Пашенцев, Д. А. Права и обязанности в правовом статусе
личности: проблемы взаимоотношений [Электронный ресурс] /Д.А.
Пашинцев // Евразийский юридический журнал. -2008. -№ 3(5) .URL:
http: //www.pressa-rf. ru/cat/1 /publ/4520/(дата обращения 16. 01. 2017)
39. Примерная основная образовательная программа начального
общего образования [Текст]/ Реестр примерных основных образовательных программ: Примерная основная образовательная программа начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) - 560 с.
40. Программа «Перспективная начальная школа» (ФГОС)
[Электронный ресурс]// Программы ООП НОО . 2016. URL:
https://schoolguide.ru/index.php/progs/perspekt-fgos.html(дата обращения
05.06.17)
41. Программа «Школа детей России» (ФГОС) [Электронный
ресурс]// Программы ООП НОО 2016. URL:
https://schoolguide.ru/index.php/progs/shkola-rossii.html( дата обращения
06.05.17)
42. Рабочая программа начального общего образования по русскому языку для 1-4 классов [Текст] / Разработчики: Безуглая Е .Ю., Боронникова Е. Г., Горбунова Е. А., Горелова О. Г., Керимова А. Н., Краева О. А., Потеряева Е. В. МАОУ СОШ № 208 с углубленным изучением отдельных предметов. Екатеринбург. -2016.
43. Репкин, В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] /В. В. Репкин //Начальная школа.-1999.-№7. - С.19— 24.
44. Роль психолого-медико-педагогического (психолого¬
педагогического) консилиума при введении ФГОС [Электронный ресурс] // Институт проблем инклюзивного образования
МГППУ.иКГ:ЬйрТ/^^^лпс1иыуе-еби.ги (дата обращения 24 мая 2016).
45. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения [Текст] /М.С. Соловейчик. - М.: Академия: 1997.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Приказ Минобрнауки РФ от «6» октября 2009 г. № 373(с изменениями на 18 мая 2015 года)иРЬ
47. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» [Текст] / № - 273 - ФЗ от 29 декабря 2012
URL: http: //www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения
21.05.2017)
48. Фундаментальноеядро содержания общего образования [Текст] / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с.
49. Храмкова, Е. Ю. Обучение младших школьников работе с учебно-научным текстом на уроках русского языка [Текст]: диссертация : 13.00.02 / Е. Ю. Храмкова. Урал. гос. пед. ун-т — Екатеринбург, 2012. — 211с.
50. Шипулина, И.А., Взаимосвязанное формирование у младших
школьников информационных умений при работес таблицами[Текст] / И. А.Шипулина, Г.С. Щеголева. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
alan777shien@mail .rugalina89@mail .ш(дата обращения 21.07.17)
51. Шуритенкова, В. А. Особенности формирования грамматических
понятийв начальной школе [Текст] / В. А. Шуритенкова //
Филологический класс. — 2005. — №13. — С.15 — 21.