ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 11
1.1. Понятие универсальных учебных действий в психолого-
педагогической литературе. Характеристика личностных универсальных учебных действий 11
1.2. Сущность, структура и содержание проектной деятельности,
метода проектов и их значимость в педагогической деятельности 32
1.3. Модель формирования универсальных учебных действий у
младших школьников в процессе организации проектной деятельности ... 53
Выводы по первой главе 70
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 72
2.1. Диагностический инструментарий определения сформированности личностных универсальных учебных действий у младших школьников 72
2.2. Программа организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста 80
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 105
Выводы по второй главе 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 155
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 165
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 180
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 182
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 11
1.1. Понятие универсальных учебных действий в психолого-
педагогической литературе. Характеристика личностных универсальных учебных действий 11
1.2. Сущность, структура и содержание проектной деятельности,
метода проектов и их значимость в педагогической деятельности 32
1.3. Модель формирования универсальных учебных действий у
младших школьников в процессе организации проектной деятельности ... 53
Выводы по первой главе 70
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 72
2.1. Диагностический инструментарий определения сформированности личностных универсальных учебных действий у младших школьников 72
2.2. Программа организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста 80
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 105
Выводы по второй главе 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 155
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 165
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 180
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 182
Сегодня перед школой стоят такие задачи, как разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности в социально позитивных видах деятельности; организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки и целенаправленное создание условий для формирования разных умений, для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации; повышение технологической, коммуникативной, проектной культуры.
Развитие современных механизмов и технологий общего образования, непосредственно развитие идей обучения и воспитания младших школьников находит отражение в российском законодательстве: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образованиях [73,74,104,105,106].
Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Определение наиболее эффективных средств, способствующих созданию условий для формирования универсальных учебных действий у младших школьников, одна из проблем педагогического исследования.
Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который положен в основу одной из форм ученической деятельности, а именно проектной деятельности.
В условиях обновляющегося процесса школе требуются такие формы обучения, которые помогут:
- сформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развить общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- сформировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, которые сопрягаются с опытом их применения в практической деятельности;
- развить познавательный интерес учащихся.
Эти формы обучения должны опираться на принцип связи обучения с жизненными ситуациями.
Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты через проектную деятельность школьников.
Действительно, в современной российской школе, в том числе и в ее начальном звене, наблюдается волна популяризации проектной деятельности, основе которой, как мы сказали, лежит метод проектов. Данный метод, в свою очередь, не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентностному, личностно-ориентированному, системно-деятельностному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.
Проблеме формирования универсальных учебных действий (далее УУД) посвящен обширный пласт научно-педагогической и методической литературы. Вопросы формирования универсальных учебных действий рассматривались в работах А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой и др. Тема формирования универсальных учебных действий рассматривалась в совокупности с проблемой самостоятельной деятельности в различных видах учебного и вне учебного процесса. Совокупностью этих вопросов занимались Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Марков, С. Л. Рубинштейн, Л. А. Теплоухова, Т. И. Шамова, Д.Б. Эльконин и другие. Освещение сути проектной деятельности, метода проектов, проблемного его характера, места в процессе обучения осуществлялось в исследованиях многих отечественных и зарубежных ученых, например, Дж. Дьюи, В. Килпатрик, Е.В. Евпалова, А.Д. Климова, И.В. Никитина, О.В. Ляпина, К. Н. Поливанова, Н.Л. Пелагейченко, В.Н. Стенберг и так далее. В трудах И. И. Банновой, О. А. Гребенниковой, Н. А. Гордеевой, Н. М. Конышевой, Н. В. Матяш, Т. В. Москвиной, С. В. Поповой, Н. В. Шагиповой и ряда других ученых раскрыта специфика организации проектной деятельности младших школьников. Исследователи А. Л. Блохин, Э. А. Бараз, И. И. Джужук и др. обращались к этой проблеме при изучении личностно ориентированного обучения.
Проведенный анализ научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне: между социально-обусловленными требованиями системы образования и недостаточной заинтересованностью школьников проектной деятельностью в начальной школе;
- на научно - педагогическом уровне: между необходимостью компетентного формирования универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточной разработанностью и систематизированностью теоретической основы их формирования;
- на научно-методическом уровне: между необходимостью использования проектной деятельности в обучении и недостаточным методическим со-провождением этого процесса, включенного в образовательную деятельность.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность диссертационного исследования, а также определяет его проблему: как организовать проектную деятельность, которая будет способствовать формированию универсальных учебных действий у младших школьников.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы диссертации: «Организация проектной деятельности младших школьников как одно из условий формирования универ-сальных учебных действий».
Исходя из выделенной проблемы, определена цель работы: разработка и научное обоснование использования проектной деятельности как условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования — формирование универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности.
В работе вводим ограничение: будем формировать личностные универсальные учебные действия.
Рабочая гипотеза исследования: проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников, если:
- образовательный процесс будет строиться на основе системно-деятельностного, компетентностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов;
- будет разработана и реализована модель формирования универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности;
- будет разработана программа проектной деятельности и реализована в форме кружка «Общество «Проектная деятельность»».
В соответствии с целью и гипотезой выделяются следующие задачи исследования:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы изучить историю и современное состояние проблемы исследования.
2. Построить модель формирования универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности.
3. Составить программу организации проектной деятельности младших школьников.
4. Подобрать средства диагностики, определить критерии, показатели и уровни сформированности личностных универсальных учебных действий.
5. Провести экспериментальную работу по организации проектной деятельности младших школьников и проверить результаты работы через подобранный диагностический инструментарий.
6. На основе экспериментальной работы и проверки результативности проектной деятельности в формировании личностных универсальных учебных действий проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические:
■ анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы, нормативных документов;
■ анализ состояния проблемы формирования универсальных учебных действий для начальной школы на основе проектов;
■ анализ учебных пособий и методических материалов по формированию универсальных учебных действий для младших школьников.
Эмпирические:
■ наблюдение за деятельностью учащихся младших классов;
■ рефлексия и анализ собственной педагогической деятельности;
■ изучение опыта учителей начальной школы;
■ дидактический эксперимент;
■ анкетирование;
■ тестирование;
■ документальное наблюдение;
■ систематизация педагогических фактов и их обобщение;
■ методы педагогических измерений и диагностики.
Экспериментальная база исследования —Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 140 города Екатеринбурга. В целом в исследовании приняло участие 2 педагога начальных классов, 49 учащихся начальных (3-4) классов.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в том, что:
1. Разработана модель формирования универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности, состоящая из мотивационно-целевого, организационно - методологического, содержательного, технологического и оценочно-результативного блоков. В разработанной модели отражены основные этапы проектной деятельности и формируемые универсальные учебные действия на каждом из этих этапов.
2. Предложена взаимосвязанная система подходов и базовых принципов организации проектной деятельности, среди которых - компетентностный, системно - деятельностный, практико - и личностно - ориентированные подходы, а также опирающиеся на данные подходы принципы: природосообразности, гуманизма, систематичности и последовательности, преемственности, активности и самостоятельности.
З. Подобран диагностический инструментарий, определяющий результаты формирования универсальных учебных действий.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
1. Теоретические положения доведены до уровня практического применения, апробированы во внеурочном процессе: программа организации проектной деятельности младших школьников в форме кружка «Общество «Проектная деятельность»»; методические рекомендации для детей, осуществляющих проектную деятельность; диагностика, определяющая результаты формирования универсальных учебных действий.
2. Представлены результаты о влиянии проектной деятельности на формирование универсальных учебных действий у младших школьников.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на методических семинарах в экспериментальной школе.
Содержание исследования, его результаты докладывались, обсуждались и получали одобрение на педагогическом совете в экспериментальной школе. Основные результаты диссертационного исследования получили свое отражение в двух печатных работах общим объемом 0,7п.л., в международном научно-исследовательском журнале «Успехи современной науки и образования» №8,Том 1,2016г, в научном журнале «Вопросы педагогики» №6 [июнь] 2017г.
Положения, выносимые на защиту:
1. Универсальные учебные действия младших школьников в процессе организации проектной деятельности формируются в ходе взаимного сотрудничества учеников и педагога. Проектная деятельность имеет потенциал для формирования универсальных учебных действий, в частности, личностных, так как происходит активный мыслительный процесс, развитие памяти, а также дает возможность овладеть приемами самостоятельного поиска и применения информации на практике, саморазвития и самовоспитания.
2. Процесс обучения должен строиться на следующих подходах: компетентностный, системно-деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный. Они отображают общие правила определения целей и содержания образования, организации образовательного процесса и
оценки результатов; рассматривают процесс деятельности человека как систему с взаимосвязанными элементами; предусматривают получение новых знаний и применение их для разрешения жизненно-важных задач; базируются на индивидуальных особенностях ученика.
3. Созданная модель формирования универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности включает пять блоков:
о мотивационно-целевой блок, включающий в себя цель, задачи;
о организационно-методологический блок, определяющий принципы и подходы образовательного процесса;
о содержательный блок, в котором отмечены основное содержание экспериментальной работы и формируемые универсальные учебные действия;
о технологический блок, включающий в себя этапы взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемого в процессе организации проект-ной деятельности и формируемые УУД на каждом этапе;
о оценочно-результативный блок, ориентирующий на решение постав-ленных в модели задач.
4. Проектная деятельность, организованная во внеурочное время, способствует развитию проектных умений, навыки которых могут быть сформированы в ходе организации кружка. Успешный результат выполнения проекта младшими школьниками зависит от поэтапной, последовательной работы, цепочка которой состоит из: целеполагания, планирования, реализации проекта, оформления, защиты, рефлексии.
Цель, задачи и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (120 наименований) и 6 приложений. Общий объем диссертации (без приложений) составляет 149 страниц. Диссертация содержит 18 таблиц, 15 рисунков.
Развитие современных механизмов и технологий общего образования, непосредственно развитие идей обучения и воспитания младших школьников находит отражение в российском законодательстве: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образованиях [73,74,104,105,106].
Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Определение наиболее эффективных средств, способствующих созданию условий для формирования универсальных учебных действий у младших школьников, одна из проблем педагогического исследования.
Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который положен в основу одной из форм ученической деятельности, а именно проектной деятельности.
В условиях обновляющегося процесса школе требуются такие формы обучения, которые помогут:
- сформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развить общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- сформировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, которые сопрягаются с опытом их применения в практической деятельности;
- развить познавательный интерес учащихся.
Эти формы обучения должны опираться на принцип связи обучения с жизненными ситуациями.
Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты через проектную деятельность школьников.
Действительно, в современной российской школе, в том числе и в ее начальном звене, наблюдается волна популяризации проектной деятельности, основе которой, как мы сказали, лежит метод проектов. Данный метод, в свою очередь, не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентностному, личностно-ориентированному, системно-деятельностному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.
Проблеме формирования универсальных учебных действий (далее УУД) посвящен обширный пласт научно-педагогической и методической литературы. Вопросы формирования универсальных учебных действий рассматривались в работах А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой и др. Тема формирования универсальных учебных действий рассматривалась в совокупности с проблемой самостоятельной деятельности в различных видах учебного и вне учебного процесса. Совокупностью этих вопросов занимались Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Марков, С. Л. Рубинштейн, Л. А. Теплоухова, Т. И. Шамова, Д.Б. Эльконин и другие. Освещение сути проектной деятельности, метода проектов, проблемного его характера, места в процессе обучения осуществлялось в исследованиях многих отечественных и зарубежных ученых, например, Дж. Дьюи, В. Килпатрик, Е.В. Евпалова, А.Д. Климова, И.В. Никитина, О.В. Ляпина, К. Н. Поливанова, Н.Л. Пелагейченко, В.Н. Стенберг и так далее. В трудах И. И. Банновой, О. А. Гребенниковой, Н. А. Гордеевой, Н. М. Конышевой, Н. В. Матяш, Т. В. Москвиной, С. В. Поповой, Н. В. Шагиповой и ряда других ученых раскрыта специфика организации проектной деятельности младших школьников. Исследователи А. Л. Блохин, Э. А. Бараз, И. И. Джужук и др. обращались к этой проблеме при изучении личностно ориентированного обучения.
Проведенный анализ научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне: между социально-обусловленными требованиями системы образования и недостаточной заинтересованностью школьников проектной деятельностью в начальной школе;
- на научно - педагогическом уровне: между необходимостью компетентного формирования универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточной разработанностью и систематизированностью теоретической основы их формирования;
- на научно-методическом уровне: между необходимостью использования проектной деятельности в обучении и недостаточным методическим со-провождением этого процесса, включенного в образовательную деятельность.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность диссертационного исследования, а также определяет его проблему: как организовать проектную деятельность, которая будет способствовать формированию универсальных учебных действий у младших школьников.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы диссертации: «Организация проектной деятельности младших школьников как одно из условий формирования универ-сальных учебных действий».
Исходя из выделенной проблемы, определена цель работы: разработка и научное обоснование использования проектной деятельности как условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования — формирование универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности.
В работе вводим ограничение: будем формировать личностные универсальные учебные действия.
Рабочая гипотеза исследования: проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников, если:
- образовательный процесс будет строиться на основе системно-деятельностного, компетентностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов;
- будет разработана и реализована модель формирования универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности;
- будет разработана программа проектной деятельности и реализована в форме кружка «Общество «Проектная деятельность»».
В соответствии с целью и гипотезой выделяются следующие задачи исследования:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы изучить историю и современное состояние проблемы исследования.
2. Построить модель формирования универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности.
3. Составить программу организации проектной деятельности младших школьников.
4. Подобрать средства диагностики, определить критерии, показатели и уровни сформированности личностных универсальных учебных действий.
5. Провести экспериментальную работу по организации проектной деятельности младших школьников и проверить результаты работы через подобранный диагностический инструментарий.
6. На основе экспериментальной работы и проверки результативности проектной деятельности в формировании личностных универсальных учебных действий проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические:
■ анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы, нормативных документов;
■ анализ состояния проблемы формирования универсальных учебных действий для начальной школы на основе проектов;
■ анализ учебных пособий и методических материалов по формированию универсальных учебных действий для младших школьников.
Эмпирические:
■ наблюдение за деятельностью учащихся младших классов;
■ рефлексия и анализ собственной педагогической деятельности;
■ изучение опыта учителей начальной школы;
■ дидактический эксперимент;
■ анкетирование;
■ тестирование;
■ документальное наблюдение;
■ систематизация педагогических фактов и их обобщение;
■ методы педагогических измерений и диагностики.
Экспериментальная база исследования —Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 140 города Екатеринбурга. В целом в исследовании приняло участие 2 педагога начальных классов, 49 учащихся начальных (3-4) классов.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в том, что:
1. Разработана модель формирования универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности, состоящая из мотивационно-целевого, организационно - методологического, содержательного, технологического и оценочно-результативного блоков. В разработанной модели отражены основные этапы проектной деятельности и формируемые универсальные учебные действия на каждом из этих этапов.
2. Предложена взаимосвязанная система подходов и базовых принципов организации проектной деятельности, среди которых - компетентностный, системно - деятельностный, практико - и личностно - ориентированные подходы, а также опирающиеся на данные подходы принципы: природосообразности, гуманизма, систематичности и последовательности, преемственности, активности и самостоятельности.
З. Подобран диагностический инструментарий, определяющий результаты формирования универсальных учебных действий.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
1. Теоретические положения доведены до уровня практического применения, апробированы во внеурочном процессе: программа организации проектной деятельности младших школьников в форме кружка «Общество «Проектная деятельность»»; методические рекомендации для детей, осуществляющих проектную деятельность; диагностика, определяющая результаты формирования универсальных учебных действий.
2. Представлены результаты о влиянии проектной деятельности на формирование универсальных учебных действий у младших школьников.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на методических семинарах в экспериментальной школе.
Содержание исследования, его результаты докладывались, обсуждались и получали одобрение на педагогическом совете в экспериментальной школе. Основные результаты диссертационного исследования получили свое отражение в двух печатных работах общим объемом 0,7п.л., в международном научно-исследовательском журнале «Успехи современной науки и образования» №8,Том 1,2016г, в научном журнале «Вопросы педагогики» №6 [июнь] 2017г.
Положения, выносимые на защиту:
1. Универсальные учебные действия младших школьников в процессе организации проектной деятельности формируются в ходе взаимного сотрудничества учеников и педагога. Проектная деятельность имеет потенциал для формирования универсальных учебных действий, в частности, личностных, так как происходит активный мыслительный процесс, развитие памяти, а также дает возможность овладеть приемами самостоятельного поиска и применения информации на практике, саморазвития и самовоспитания.
2. Процесс обучения должен строиться на следующих подходах: компетентностный, системно-деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный. Они отображают общие правила определения целей и содержания образования, организации образовательного процесса и
оценки результатов; рассматривают процесс деятельности человека как систему с взаимосвязанными элементами; предусматривают получение новых знаний и применение их для разрешения жизненно-важных задач; базируются на индивидуальных особенностях ученика.
3. Созданная модель формирования универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности включает пять блоков:
о мотивационно-целевой блок, включающий в себя цель, задачи;
о организационно-методологический блок, определяющий принципы и подходы образовательного процесса;
о содержательный блок, в котором отмечены основное содержание экспериментальной работы и формируемые универсальные учебные действия;
о технологический блок, включающий в себя этапы взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемого в процессе организации проект-ной деятельности и формируемые УУД на каждом этапе;
о оценочно-результативный блок, ориентирующий на решение постав-ленных в модели задач.
4. Проектная деятельность, организованная во внеурочное время, способствует развитию проектных умений, навыки которых могут быть сформированы в ходе организации кружка. Успешный результат выполнения проекта младшими школьниками зависит от поэтапной, последовательной работы, цепочка которой состоит из: целеполагания, планирования, реализации проекта, оформления, защиты, рефлексии.
Цель, задачи и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (120 наименований) и 6 приложений. Общий объем диссертации (без приложений) составляет 149 страниц. Диссертация содержит 18 таблиц, 15 рисунков.
Выполненное диссертационное исследование подтвердило гипотезу и показало эффективность теоретически обоснованной и реализованной в ходе опытно-поисковой работы модели формирования универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности.
Проведенное исследование дает основание для определения ряда выводов, сделанных в ходе исследования:
1. В ходе исследования проанализирована научно-педагогическая, психолого-педагогическая литература. Изучена история метода проектов, проектной деятельности. Рассмотрено современное состояние проблемы исследования как организовать проектную деятельность, которая будет способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий.
2. Установлено, что формирование универсальных учебных действий у младших школьников является целью педагогической деятельности общеобразовательного учреждения.
3. Теоретически обоснована и апробирована модель формирования универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности. Она включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, теоретико-методологический, содержательный, технологический и контрольно-результативный блоки. Данные компоненты ориентированы на учет педагогических особенностей, например, таких, как необходимость развития эмоционально-ценностных отношений к событиям общественной жизни и целенаправленное использование педагогических ситуаций. Модель опирается на психолого-педагогическую готовность младших школьников к использованию метода проектов в совместной деятельности во внеурочное время.
4. Составлена и предложена к реализации программа организации проектной деятельности младших школьников. Разработка данной программы проходила с опорой на Федеральный государственный образовательный стандарт и прочее законодательство в области образования. Были учтены моменты применения метода проектов в учебном процессе, темы проектов кружка не совпадали с темами учебных проектов в экспериментальном классе.
5. В ходе исследования на начальном этапе были подобраны средства диагностики, определены критерии, показатели и уровни сформированности личностных универсальных учебных действий. Критериями выступили: самооценка, мотивированность, ориентированность на нравственно-этические нормы. Показателями критерия «самооценка» являлись: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Показателем к критерию «мотивированность» была сформированность учеб-ной мотивации. Такой показатель, как умение отличать хорошие поступки от плохих относился к критерию «ориентированность на нравственно-этические нормы». Уровни сформированности по данным показателям были определены как высокий, средний, низкий.
6. Проведена экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников. Осуществление данной деятельности проходило в формате кружка «Общество «Проектная деятельность»» во вне-урочное время. Деятельность осуществлялась на основании проблемного метода, а также словесных, наглядных практических методов обучения.
7. Результаты работы проверены через подобранный диагностический инструментарий. Сравнив и проведя анализ показателей, мы сделали вывод об уровне сформированности личностных универсальных учебных действий . Результаты показали, что средний процент детей, имеющих высокий и средний уровни сформированности личностных УУД, вырос на 10,36% и на 3,45%, соответственно, при этом процент учащихся с низким уровнем сформированности личностных универсальных действий на конец исследования упал почти на 14%. Анализ результатов экспериментальной работы, динамика сформированности личностных универсальных учебных действий у младших школьников указывают на эффективность разработанной модели, апробированной в условиях общеобразовательного учреждения.
8. Анализ полученных результатов позволяет определить перспективы дальнейшей работы над проблемой, расширить сферу научных исследований процесса формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе организации проектной деятельности с учетом возрастных особенностей.
Положительная динамика результатов педагогического эксперимента подтвердила корректность гипотезы, эффективность избранной логики диссертационного исследования и практическую эффективность разработанной модели. Представленное авторское диссертационное исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение проблемы формирования универ-сальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности.
Дальнейшее изучение предполагает исследование преемственности в содержании программы проектной деятельности и формирования универ-сальных учебных действий на двух ступенях образовательного процесса: плавный продуманный переход от формирования УУД у младших школьников к формированию указанных действий учеников среднего звена с применением метода проектов в образовательной организации.
Проведенное исследование дает основание для определения ряда выводов, сделанных в ходе исследования:
1. В ходе исследования проанализирована научно-педагогическая, психолого-педагогическая литература. Изучена история метода проектов, проектной деятельности. Рассмотрено современное состояние проблемы исследования как организовать проектную деятельность, которая будет способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий.
2. Установлено, что формирование универсальных учебных действий у младших школьников является целью педагогической деятельности общеобразовательного учреждения.
3. Теоретически обоснована и апробирована модель формирования универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности. Она включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, теоретико-методологический, содержательный, технологический и контрольно-результативный блоки. Данные компоненты ориентированы на учет педагогических особенностей, например, таких, как необходимость развития эмоционально-ценностных отношений к событиям общественной жизни и целенаправленное использование педагогических ситуаций. Модель опирается на психолого-педагогическую готовность младших школьников к использованию метода проектов в совместной деятельности во внеурочное время.
4. Составлена и предложена к реализации программа организации проектной деятельности младших школьников. Разработка данной программы проходила с опорой на Федеральный государственный образовательный стандарт и прочее законодательство в области образования. Были учтены моменты применения метода проектов в учебном процессе, темы проектов кружка не совпадали с темами учебных проектов в экспериментальном классе.
5. В ходе исследования на начальном этапе были подобраны средства диагностики, определены критерии, показатели и уровни сформированности личностных универсальных учебных действий. Критериями выступили: самооценка, мотивированность, ориентированность на нравственно-этические нормы. Показателями критерия «самооценка» являлись: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Показателем к критерию «мотивированность» была сформированность учеб-ной мотивации. Такой показатель, как умение отличать хорошие поступки от плохих относился к критерию «ориентированность на нравственно-этические нормы». Уровни сформированности по данным показателям были определены как высокий, средний, низкий.
6. Проведена экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников. Осуществление данной деятельности проходило в формате кружка «Общество «Проектная деятельность»» во вне-урочное время. Деятельность осуществлялась на основании проблемного метода, а также словесных, наглядных практических методов обучения.
7. Результаты работы проверены через подобранный диагностический инструментарий. Сравнив и проведя анализ показателей, мы сделали вывод об уровне сформированности личностных универсальных учебных действий . Результаты показали, что средний процент детей, имеющих высокий и средний уровни сформированности личностных УУД, вырос на 10,36% и на 3,45%, соответственно, при этом процент учащихся с низким уровнем сформированности личностных универсальных действий на конец исследования упал почти на 14%. Анализ результатов экспериментальной работы, динамика сформированности личностных универсальных учебных действий у младших школьников указывают на эффективность разработанной модели, апробированной в условиях общеобразовательного учреждения.
8. Анализ полученных результатов позволяет определить перспективы дальнейшей работы над проблемой, расширить сферу научных исследований процесса формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе организации проектной деятельности с учетом возрастных особенностей.
Положительная динамика результатов педагогического эксперимента подтвердила корректность гипотезы, эффективность избранной логики диссертационного исследования и практическую эффективность разработанной модели. Представленное авторское диссертационное исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение проблемы формирования универ-сальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности.
Дальнейшее изучение предполагает исследование преемственности в содержании программы проектной деятельности и формирования универ-сальных учебных действий на двух ступенях образовательного процесса: плавный продуманный переход от формирования УУД у младших школьников к формированию указанных действий учеников среднего звена с применением метода проектов в образовательной организации.
Подобные работы
- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование исследовательских универсальных учебных действий у младших школьников в урочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии в третьем классе (Костромской государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ по средствам использования элементов исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



