Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации

Работа №99047

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Образовательная среда, ее характеристика 6
1.2. Педагогические условия проектирования безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации 17
1.3. Анализ образовательных программ дошкольного образования в аспекте проектирования безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации 27
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 33
2.1. Оценка безопасности и психологической комфортности
образовательной среды в дошкольной организации 33
2.2. Проект по созданию безопасной и психологически комфортной
образовательной среды в дошкольной организации 51
2.3. Результаты реализации проекта по созданию безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что система современного дошкольного образования сегодня переживает кардинальные изменения. Это продиктовано запросами общества, государства на качественно новое образование, что нашло свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Переход дошкольных организаций на рельсы нового стандарта необходимо начинать непосредственно с преобразования и наполнения окружающего пространства.
Одной из ключевых задач ФГОС ДО является проектирование безопасной, комфортной, развивающей среды с целью обеспечения психологического здоровья детей дошкольного возраста. Сегодня проектирование во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогике, - это «универсальный инструментарий, который позволяет обеспечивать системность, целеориентированность и результативность этой деятельности» [24, с. 80].
Педагогическое проектирование - это специфический вид деятельности педагога имеет, который является фундаментальной основой для решения задач образовательной деятельности.
По мнению многих ученых и педагогов-практиков, образовательная среда является важным фактором развития детей дошкольного возраста. Дошкольные образовательные организации (далее - ДОО), имеющие определенную образовательную среду, могут сформировать личность, отличающуюся творческим подходом в решению проблем, обладающую такими качествами, как активность, самостоятельность, инициативность, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми. Такая личность легче адаптируется и самоопределяется в быстроменяющихся условиях современного общества.
Чтобы достичь этих целей образовательная среда дошкольной организации должна быть безопасной и психологической комфортной.
Однако вопросы теоретического обоснования организации образовательной среды в ДОО для ребенка дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации остаются фактически неисследованными.
Цель исследования - определить эффективность проект по созданию безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации.
Объект исследования - образовательная среда дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - проектирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации.
Гипотеза исследования: образовательная среда дошкольной организации будет безопасной и психологически комфортной, если она:
- соответствует определенным принципам;
- учитывает возрастные психологические особенности детей;
- разделена на зоны для разных видов детской деятельности;
- соответствует требованиям образовательной программы дошкольного образования и возрастным особенностям детей;
- является творческой, эмоционально насыщенной и обеспечивает положительный психологический климат в коллективе детей и педагогов.
Задачи исследования.
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести изучение безопасности и психологической комфортности детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и внедрить в образовательную деятельность детского сада проект по созданию безопасной и психологически комфортной образовательной среды.
Теоретическая база исследования: теоретические положения о развитии личности в зависимости от влияния среды (В.А. Аверин, О.В. Леонтьева, В.А. Петровский и др.); концептуальные идеи об организации образовательной среды психологов и педагогов (Г.Ю. Беляев, Е.В. Коротаева, Л.А. Максимова, Ю.С. Мануйлов, В.И. Слободчиков, И.Г. Шендрик, В.А. Ясвин и др.); основные подходы к проектированию безопасной и комфортной образовательной среды (В.П. Бедерханова, Н.Ю. Ерофеева, Л.Е Зарипова, К.Е. Изард, Е.П. Ильин, А.И. Кудрявцева, Н.В. Микляева, Н.В. Нищева, С.Н. Новоселова, М.Н. Полякова и др.).
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
1) теоретические - (анализ и обобщение педагогической, психологической литературы; построение гипотез, прогнозирование и моделирование, содержательная интерпретация и анализ результатов);
2) практические - диагностика детей методы обработки данных диагностики (количественные, графические) и их качественный анализ.
Научная новизна исследования состоит в обосновании успешности обеспечения безопасности и психологической комфортности детей в дошкольной организации, где в качестве приоритетного направления выбрана организация творческой образовательной среды в ДОО.
Практическая значимость исследования состоит в том, что внедренный нами проект может быть успешно использован специалистами, занимающихся проблемой создания безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема безопасной и психологической комфортной образовательной среды - актуальная проблема в деятельности дошкольных организаций.
Исходя из классификации В.А. Ясвина, самой психологически комфортной и безопасной образовательной средой является творческая среда, в которой созданы условия для развития свободной и активной личности и самостоятельных творческих проявлений каждого - и детей и педагогов.
Безопасная и психологически комфортная образовательная среда дошкольной организации - это такая среда, в которой каждый ребенок постоянно испытывает чувство эмоционального благополучия, чувствует себя защищенным от любых опасностей, это среда, в которой нет места агрессивности и конфликтам и поэтому нет необходимости защищаться от кого-либо или чего-либо.
Анализ литературы позволил выделить следующие условия проектирования безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации: выполнение определенных принципов, мобильность, вариативность среды, соответствие требованиям образовательной программы, учет возрастных особенностей детей, эмоциональная насыщенность и создание положительной психологической атмосферы.
В основных программах дошкольного образования («От рождения до школы», «Детство», «Радуга») даны краткие сведения о том, что такое безопасная и комфортная образовательная среда, о ее назначении, принципах организации, содержании. Эту информацию необходимо использовать при проектировании образовательной среды в дошкольной организации.
Для успешного проектирования образовательной среды в группах детского сада необходимо провести диагностическое изучение безопасности и психологической комфортности детей. В нашем исследовании для этого использовались 5 методик. По результатам исходной диагностики было установлено, что большинство детей показали средний и низкий уровни безопасности и психологической комфортности.
Для повышения уровня безопасности и психологической комфортности детей нами была спроектирована и внедрена образовательная среда в подготовительных группах детского сада. Работа велась в рамках проекта по созданию безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации под названием «Моя любимая группа в нашем детском саду».
Для придания образовательной среде творческой направленности основное внимание уделялось созданию художественно-развивающей среде. В группах созданы 2 зоны:
1) изобразительно-просветительская зона, включающая выставки книг, фотографий альбомов по изобразительной деятельности; выставки детских работ; технические средства обучения; мини-музей декоративно-прикладного искусства; уголок народных промыслов;
2) зона рисования и художественного труда, где проводятся занятия с детьми, организована выставка детских работ, отведено место для оборудования и материалов для продуктивных видов деятельности детей.
Сравнение результатов исходной и итоговой диагностики детей показало положительную динамику в безопасности и психологической комфортности. После реализации проекта на 38% (19 чел.) увеличилось количество детей с высоким уровнем безопасности и психологической комфортности, на 20% (10 чел.) уменьшилось количество детей со средним уровнем. Не осталось детей с низким уровнем. Это результат эффективности реализации нашего проекта.
Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась. Действительно, образовательная среда дошкольной организации будет безопасной и психологически комфортной, если она: соответствует определенным принципам; учитывает возрастные психологические особенности детей; разделена на зоны для разных видов детской деятельности; соответствует требованиям образовательной программы дошкольного образования и возрастным особенностям детей; является творческой, эмоционально насыщенной и обеспечивает положительный психологический климат в коллективе детей и педагогов.
Разработанный нами проект по созданию безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации добавил жизни и радости в жизнь детей в детском саду. Скучные лестницы стали яркими, очень интересными и познавательными. Яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы и детские работы (рисунки, поделки) украсили интерьер групп, они дали детям ощущения веры в свои творческие силы, нужности другим людям, помогли обрести навыки межличностного общения, привить любовь к своему детскому саду, а также побудить бережное отношение ко всему созданному руками человека. Дети, участвующие в проекте, создавая красоту, материальные ценности для людей, преобразуя среду, в которой они живут, приобрели опыт социализации, они стали занимают более активную жизненную позицию, что важно для будущей взрослой жизни самих детей и жизни местного сообщества.
Этот проект может стать одной из творческих форм публичного отчета старших дошкольников перед местным сообществом и привлечет в детски сад контингент новых воспитанников.



1. Аверин, В. А. Психология личности [Текст] / В. А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2014. - 289 с.
2. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду [Текст] / Е. А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 127 с.
3. Бедерханова, В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: учеб. пособие / В. П. Бедерханов, П. Б. Бондарев. - Краснодар: Краснодар. краевой инст-т доп. проф. пед. образования, 2012. - 195 с.
4. Бедрина, В. В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия [Текст] / В. В. Бедрина, А. В. Личутин // Вестник практической психологии образования. - 2010. - №1(22). - С. 33-41.
5. Беляев, Г. Ю. Формирование термина образовательная среда в психолого-педагогической литературе конца XX века - начала XXI века (Образовательная среда как предмет профессиональной деятельности педагога-воспитателя) [Электронный ресурс] // URL:/ htt: / dzd. communist.ru/ Science be 106. htm (дата обращения 20.06.17).
6. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста [Текст] / В. И. Вернадский. - М.: Академический Проект, 2014. - 416 с.
7. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада [Текст]: учеб. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. - 324 с.
8. Демидова, Н. И. Анализ подходов к понятию «образовательная среда» в научной мысли XX века [Текст] / Н. И. Демидова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. - Т. 9. - Вып. 4. - С. 113-116.
9. Детство: Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования [Текст] / Авт.-сост.: Т. И. Бабаева,
А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 321 с.
10. Дридзе, Т. М. Основы социокультурного проектирования [Текст]: учеб. пособие / Т. М. Дридзе. - М.: РИК, 2014. - 148 с.
11. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е. С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64с.
12. Ерофеева, Н. Ю. Проектирование педагогических систем [Текст] / Н. Ю. Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2012. - № 3. - С. 10-21.
13. Зарипова, Л. Е. Комфортность образовательной среды [Текст] / Л. Е. Зарипова, Р. С. Миниханов // Управление современной школой. Завуч. -
2015. - № 3. - С.23-27.
14. Изард, К. Е. Психология эмоций [Текст] /К. Е. Изард. - СПб.: Питер
2013. - 278 с.
15. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова - М.: Академия, 2015. - 288 с.
16. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер,
2014. - 783 с.
17. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р. А. Кирьянова. - М.: Детство-Пресс. 2010. - 96 с.
18. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / Л. Г. Киреева. - М.: Учитель. 2009. - 234 с.
19. Колесникова, И. А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование [Текст] / И. А. Колесникова. - М.: Академия, 2013. - 285 с.
20. Комарова, О. А. Наполнение развивающей среды ДОО в соответствии с образовательными областями [Текст] / О. А. Комарова // Справочник старшего воспитателя. - 2014. - №8. - С.41-43.
21. Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия [Текст] / Е. В. Коротаева. - М.: Профит Стайл, 2012. - 224 с.
22. Коротаева, Е. В. Проблемы создания эмоционально-развивающей среды для детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Коротаева, Л. А. Максимова // Плюс до и после. - 2014. - № 5. - С.12-14.
23. Корчак, Я. Как любить ребенка [Текст] / Я. Корчак // Педагогическое наследие. - М.,: Просвещение, 2012. - С. 19-174.
24. Кудрявцева, А. И. Педагогическое проектирование как метод
управления инновационным процессом в ДОУ [Текст] / А. И. Кудрявцева // Проблемы и перспективы развития образования. -
Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.
25. Левашов, В. К. Глобализация и социальная безопасность [Текст] /
B. К. Левашов // Социологические исследования. 2015. № 3. С. 23-26.
26. Леонтьева, О. В. Культурно-образовательная среда вуза как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Сайт «Образование и общество» // URL: http://www.jeducation.ru/6_2009/106.html(дата обращения: 15.06.2017).
27. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П. Ф. Лесгафт. - М.: Просвещение, 2013. - 200 с.
28. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2002. - 184 с.
29. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю. С. Мануйлов // Педагогика. - 2010. - № 7. - С. 35-39.
30. Мануйлов, Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании [Текст] / Ю. С. Мануйлов // Вестник УРАО. - 2013. - № 1. -
C. 42-49.
31. Марецкая, Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального развития дошкольника [Текст] / Н. И. Марецкая. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 126 с.
32. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики [Текст] / Н. В. Микляева. - М.: Владос, 2010. - 264 с.
33. Микляева, Н. В. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГОС ДО [Текст] / Н. В. Микляева. - М.: Сфера, 2012. - 128 с.
34. Микляева, Н. В. Детский сад Будущего [Текст] / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, С. Н. Толстикова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
35. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Н. В. Нищева. - М.: Детство-Пресс. 2010. - 128 с.
36. Новоселова, С. Н. Развивающая предметная среда: Метод. рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С. Н. Новоселова. - М.: Айресс Пресс, 2011. - 119 с.
37. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Оникс, 2015. - 976 с.
38. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 334 с.
39. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст]; под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2013. - 346 с.
40. Перегуд, А. И. Технология создания эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды в условиях опытно-экспериментальной работы [Текст] / А. И. Перегуд // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 7. -
С.45-48.
41. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский. - М.: МОДЭК, 2013. - 211 с.
42. Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка- дошкольника. Ближние и дальние горизонты [Текст] / Н. Н. Поддьяков. - М.: Обруч, 2013. - 192 с.
43. Полякова, М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ [Текст] / М. Н. Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 96 с.
44. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении
[Текст]: метод. рекомендации / Авт.-сост. В. А. Коломийченко,
Е. Ф. Олейниченко, А. А. Метечко // Организация предметно-развивающей среды по «Программе социального развития» Л.В. Коломийченко. - Пермь, 2013. - 74 с.
45. Правдов, М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Правдов. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. - 184 с.
46. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Авт.-сост. С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова [и др.]. - М.: Просвещение, 2016. - 212 с.
47. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты [Текст]: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011. - 517 с.
48. Синицына, М. В. Проблемы психологической комфортности
образовательной среды [Электронны ресурс] // URL:
https://rae.ru/forum2012/268/1441 (дата обращения: 28.05.2017).
49. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры [Текст] / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования. - М.: Просвещение, 1999 - С. 177-184.
50. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2010. - 416 с.
51. Социальная психология [Текст]; под ред. А. Л. Журавлева. - СПб.: Питер, 2016. - 312 с.
52. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева, Ю. Л. Афонькина. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
53. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 23.05.2017).
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 20.05.2017).
55. Шендрик, И. Г. Образовательное пространство субъекта и его формирование [Текст] / И. Г. Шендрик. - М.: Академический проект, 2013. - 284 с.
56. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования
к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2011. - 365 с.
57. Ясвин, В. А. Системная психолого-педагогическая экспертиза школы [Электронный ресурс] // URL: http://pandia.ru/text/78/433/21515.php(дата обращения: 23.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ