Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на материале художественной культуры Урала

Работа №99034

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛА 8
1.1 Сущность понятия «патриотическое воспитание» 8
1.2 Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Художественная культура Урала как средство патриотического
воспитания детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УРАЛА 27
2.1 Диагностическое исследование уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-
поисковой работы 27
2.2 Содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57


В силу различных исторических, социальных, культурных причин в нашей стране произошли огромные изменения за последние годы. Актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Приоритетной государственной задачей нашей страны в настоящее время является возрождение духовно - нравственных ценностей, воспитание патриотичной личности.
Одной из целей «Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 г.» является: «воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью...» [36].
Значимость патриотического воспитания подрастающего поколения подчёркивается и в других нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании в РФ», «Концепция патриотического развития и воспитания гражданина Российской Федерации», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и др.). Следовательно, патриотическое воспитание детей является важным компонентом социального заказа для образования.
Патриотическое воспитание ребёнка необходимо начинать уже в дошкольный период, так как в этом возрасте происходит формирование культурных, ценностных ориентиров, развиваются чувства, эмоции, мышление, механизмы социальной адаптации в обществе, осознание самого себя в окружающем мире. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.
К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Невозможно воспитать в ребёнке чувства патриотизма без опоры на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, к его малой Родине. Всё это позволяет судить о том, что изучение вопросов патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения.
Проанализировав научную литературу по данной теме, можно сказать, что проблемой патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, С.А. Козлова,
Н.Ф. Виноградова, М.Ю. Новицкая, О.В. Толстикова, А.М. Виноградова, В.С. Мухина, Р.И. Жуковская, Т.С. Комарова, Е.Н. Бородина и др.
В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Большое количество работ содержат лишь общие характеристики патриотического воспитания, основывающиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. Зачастую в ней освещаются, лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
Очень важным, а может и самым главным условием, является четко продуманный и правильно организованный процесс воспитания для положительного усвоения ребенком опыта общественной жизни. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за неё - необходимо в любое время.
Выше обозначенные положения позволили сформулировать проблему исследования: как необходимо организовать воспитательный процесс в ДОУ, чтобы обеспечить выполнение задач патриотического воспитания старших дошкольников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительной
деятельности на материале художественной культуры Урала направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности на материале художественной культуры Урала направленный на патриотическое воспитании детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа научной, методической литературы и нормативно-правовых документов уточнить понятие «патриотическое воспитание».
2. Выявить психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить потенциал художественной культуры Урала как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Проведение опытно-поисковой работы по выявлению уровней патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе.
5. Разработка и проведение комплекса занятий по изобразительной деятельности на материале художественной культуры Урала направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнительно - аналитический, индуктивный и дедуктивный;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов художественной деятельности дошкольников.
Практическая значимость: полученные в процессе опытно - поисковой работы, положения и выводы могут использоваться в практике педагогов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное Казённое
Дошкольное Образовательное Учреждение Шалинского Городского Округа «Детский сад №3 - р.п Шаля» Филиал №1 - Детский сад р.п Шаля. В опытно - поисковой работе приняло участие 24 воспитанника подготовительной к школе группы.
Опытно-поисковая работа по патриотическому воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась научная, методическая, литература, нормативно — правовых документов по проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого — педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, выявлялся потенциал художественной культуры Урала в патриотическом воспитании, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приёмы, направленные на развитие выделенных нами критериев патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Выявлена сущность понятия «патриотическое воспитание»:
Определение Е.Н. Бородиной в полной мере раскрывает сущность понятия «патриотическое воспитание применительно к детям старшего дошкольного возраста — процесс педагогического воздействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанность к семье, родному дому и краю» [7, с. 12].
- Результатом патриотического воспитания является патриотическая воспитанность включающая следующие критерии и показатели:
Критерии и показатели патриотической воспитанности. (Бородина Е.Н)
- Образно - содержательный:
- Эмоционально-мотивационный
—Действенно-практический:
2. Выявили психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
- художественно-эстетическая восприимчивость, преобладание образных форм познания ценностей окружающего мира;
- потребность в совместной деятельности (познавательной, художественно - продуктивной, игровой) со сверстниками и взрослыми;
- стремление к подражанию взрослым в освоении модели поведения;
- потребность в эмоциональной поддержке близких взрослых в оценке действий, нравственных выборов в проблемных игровых ситуациях, продуктов художественной деятельности. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает воспитатель, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе.
- значимость родителей, семьи в усвоении правил и норм поведения, принятых в обществе, в формировании ценностного отношения к традициям своего народа, страны.
3. В соответствии с задачей исследования, изучив и проанализировав
педагогические труды и программно — методическое обеспечение, по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста выявили потенциал художественной культуры Урала как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Соприкосновение с искусством даёт возможность эмоционального переживания патриотических ценностей выраженных в художественных образах. Процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста представлен как постепенный: от сопереживания художественным образам при их
восприятии через выражение своих чувств в практической деятельности к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях, на занятии. В настоящее время народные промысла России практически забываются, в том числе народные промыслы и художественная культура Урала, которая с давних времен славилась своей красотой, богатством и роскошью. В современном мире важно не потерять эту ниточку с прошлым и давать детям с дошкольных лет возможность прикоснуться и проникнуться к истории своей малой Родины.
4. Провели опытно-поисковую работу по выявлению уровней патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе. — Большая часть детей справилась с предложенными нами заданиями: они с удовольствием рассказывали о своей семье, о традициях своей семьи, сопоставляли содержание художественных произведений с личным опытом. Кроме того, творческие задания предложенные нами, заинтересовали детей. Они стали проявлять больший интерес к художественным образам, к теме культурных традиций.
— На недостаточный уровень патриотической воспитанности указывает то, что некоторые дети недостаточно активны в эмоциональных и личностных переживаниях, им сложно самостоятельно без помощи педагога сопоставлять поступки героев художественных произведений с собственными поступками, поступками своих близких. В творческих заданиях эти дети часто повторяют действия и суждения других детей.
— У двоих детей группы художественные произведения не вызвали ни какого интереса. Они с равнодушием включались в выполнение предложенных заданий, стесняясь сказать или сделать что - то не так, проявить инициативу, были пассивны, замкнуты.
Проанализировав, результаты педагогической диагностики на констатирующем этапе опытно — поисковой работы мы убедились в необходимости разработки комплекса занятий направленного на патриотическое воспитание старших дошкольников на материале художественной культуры Урала. Целенаправленная работа в этом направлении будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических ценностей.
5. Разработали и провели комплекс занятий по изобразительной деятельности на материале художественной культуры Урала с учётом критериев и показателей патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
При проведении данных занятий все дети проявляли интерес, эмоциональную отзывчивость к образам произведений с патриотической проблематикой старались соотнести ценностно - смысловое содержание произведений с личным опытом, с удовольствием переносили свои впечатления от восприятия предметов в изобразительной деятельности. Включение в занятие сюрпризных, развлекательных моментов, физ. минуток, использование разнообразных техник рисования, богатый наглядный материал, помогало вызвать интерес детей, сконцентрировать внимание, не допустить переутомления.



1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. [Текст] / Ю. П. Азаров. - СПб.: Питер, 2001. - 400с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»]
2. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения. [Тест] / В. Г. Белинский. - М., 1982. - 287с.
3. Большой толковый словарь по культурологии / под ред. Б.И.Кононенко. 2003.
4. Бородина, А. В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. [Текст] / А. В. Бородина. - Изд. 2-е. - М., 2007.
5. Бородина, Е. Н. Модель нравственно-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3; URL: www/science-education.ru/23-20011 (дата обращения: 24.07.2015).
6. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е. Н. Бородина; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург,
2015. - 176с.
7. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст] : автореф. дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук : 15.01.16 / Е. Н. Бородина ; Екатеринб. гос. ун - т. — Екатеринбург,
2016. — 24с.
8. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие: [Текст] :/ Р. С. Буре. — Мозаика синтез; М.; 2011. (Серия «Библиотека программа «От рождения до школы».
9. Виноградова А. М. Формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной
литературы. [Текст]: /
А. М. Автореферат.дис.канд.пед.наук. - М.1974 - 18 с.
10. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие/ [Текст]: /Под ред. Т. Я. Шпикаловской, Г. А .Поровской. -М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2000. - 272 с.
11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на период 2011-2015 гг.Гарант.РУ Информационно -правовой портал.
12. Даль, В .И. Толковый словарь.[Текст]: / В. И. Даль. - М.: Изд.Центр «Терра», 1995. В 2 т. с. 558
13. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России: стандарты второго
поколения / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков, - М.:
Просвещение, 2009. - 24с., с.11
14. Духовно нравственное развитие дошкольников в условиях реализации
ФГОС: Материалы межрегиональной научно-практической
конференции, Екатеринбург, 28 апреля 2015 г. / Отв. ред. Н.Г. Куприна.
- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. - 212с.
15. Дыбина, О .В. Направленность ребенка на мир семьи в контексте
патриотического воспитания. [Текст]: / О. В. Дыбина// Ребенок в
детском саду. - 2009. - №2. - С.3-5.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ