Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 10
1.1 Понятие об образовательной ситуации в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Сущность и особенности педагогического проектирования
образовательных ситуаций 20
1.3. Характеристики психолого-педагогического сопровождения
педагогов при проектировании образовательных ситуаций 34
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 46
2.1. Изучение профессиональной деятельности педагогов начальной школы в аспекте проектирования образовательных ситуаций на начальном
этапе опытно-поисковой работы 46
2.2. Организация психолого-педагогического сопровождения
педагогов начальной школы при проектировании образовательных
ситуаций 59
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 104
Актуальность. Система образования всего мира находится в процессе существенных изменений. Россия - не исключение. Внедрение ФГОС и Профессионального стандарта педагога в общеобразовательной школе перед педагогическим сообществом ставит новые задачи и требования к кадровому составу.
Современной школе нужен новый учитель, имеющий креативные идеи, обладающий высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией, стремящийся к постоянному самообразованию и преобразованию своих педагогических идей.
Организуя педагогическую деятельность, сегодня педагогу приходиться выполнять проектирование образовательного процесса на разных его отрезках: проектирование учебной программы охватывает целый уровень образования, длящийся по несколько лет; тематическое и календарно-тематическое планирование выполняется на год и полугодие, проектированием уроков и образовательных ситуаций охватывает несколько часов, а порой сводиться к проектированию нескольких мгновений образовательного процесса.
Исследованием проблемы педагогического проектирования занимались следующие ученые, как Анищенко, В. А., Асмолов А.Г., Баева И. А, Гунбина С.Г., Панов В.А., Ясвин В.А., Яковслева Н.О.и др. С одной стороны в литературе проработана проблема проектирования, а с другой отмечается недостаток методических разработок по выполнению оперативных образовательных задач, которые могут решены в рамках образовательных ситуаций.
Образовательные ситуации являются важными составляющими ценностного педагогического взаимодействия. Сущность образовательной ситуации составляет противоречие между имеющимися знаниями обучающегося и новыми для него фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно; между знаниями и способами нахождения истины, то есть внутри самого познавательного процесса.
Проектирование образовательных ситуаций требует от педагога постоянной мобилизации сил и наращивания профессиональной компетентности, а значит стимулирует к непрерывному профессиональному росту. В условиях повышения нагрузки, а также с учетом индивидуальных различий профессиональной деятельности, необходимо принцип индивидуализации распространить и на практикующих педагогов, реализация которого продуктивно возможна на основе помогающей педагогики, в частности технологии сопровождения.
Изучению проблемы сопровождения в образовании посвятили исследования такие известные ученые, как Александрова Е.А., Анохина Т.В., Забоева М.А., Липский И. А., Сильченкова С.В., Соколова, Е.А., Субботина Л.Г. и др.
В теории и практике образования последнего десятилетия активно используется понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Однако, несмотря на большое количество публикаций по проблеме психолого- педагогического сопровождения, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к педагогу при проектировании образовательных ситуаций. Противоречие возникает между богатыми потенциальными возможностями образовательных ситуаций и ограниченным их использованием в практике образования.
Актуальность исследования заключается в необходимости оказания помощи педагогам образовательной организации при проектировании образовательных ситуаций.
Актуальность проблемы сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций позволила сформулировать тему магистерской диссертации следующим образом: «Психолого-педагогическое сопровождение педагогов образовательной организации при проектировании образовательных ситуаций».
Объект исследования: проектирование образовательных ситуаций в образовательном процессе.
Предмет исследования: комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций.
Цель данного исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать в школьной практике содержание и этапы психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций.
Гипотеза исследования: если психолого-педагогическое сопровождение педагогов, которое
- реализуется поэтапно в соответствии с логикой совместной деятельности сопровождаемого и тьютора;
- включает комплекс поддерживающих мероприятий, обеспечивающих развитие коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительских компетенций педагога, необходимых для эффективного решения оперативных образовательных задач;
- в каждом конкретном случае строится с учетом профессиональной готовность педагогов к разработке и реализации единиц образовательного процесса,
- в итоге позволит оптимизировать проектирование педагогами образовательных ситуаций для решения оперативных образовательных задач.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи.
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проектирования образовательных ситуаций .
2. Уточнить содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение педагогов при проектировании образовательных ситуаций».
3. Выделить специфические показатели компетентности педагога, обеспечивающие проектирование образовательных ситуаций, а также подобрать диагностические средства для их оценки.
4. Разработать и проверить на практике эффективность комплекса мероприятий психолого-педагогического сопровождения для педагогов, проектирующих образовательные ситуации .
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- идеи гуманизации как основа современного педагогического процесса (Амонашвили Ш.А., Бондаревская Е.В., Маслоу А., Роджерс К., Якиманская И.С. и др.);
- основные принципы деятельностного подхода и теории проектирования (Ананьев Б.Г., Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л. и др.);
- психолого-педагогические труды по вопросам оптимизации образовательного процесса в целом и проектирования образовательных ситуаций в частности (Беспалько В. П., Крюковой Е. А., Сагатовского В. И., Слободчикова В. И. и др.);
- теоретико-практические обоснования психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе (Александрова Е.А., Битянова М.Р., Газман О.С., Коротаева Е.В., Липский И.А., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. и др.).
Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе наблюдение, беседа, анкетирование, системный и качественный анализ полученных данных.
База опытно-поисковой работы: муниципальное автономное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 178 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 20 учителей начальных классов данной образовательной организации.
Научная новина исследования:
- уточнено понятие «образовательная ситуация» относительно образовательного процесса в школе, под которой понимается организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместную деятельность педагога и обучающихся с целью создания образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями обучающихся;
- обоснована дефиниция «психолого-педагогическое сопровождение педагогов при проектировании образовательных ситуаций», которая понимается как специфическая деятельность тьютора по реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительских компетенций педагога, необходимых для эффективного проектирования образовательных ситуаций, обеспечивающих решение оперативных образовательных задач;
- разработан комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций, которое позволяет выявить возможности педагога в освоении проектирования образовательных ситуаций, развитие коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительских компетенций педагога.
Апробация и внедрение результатов исследования представлены на научно-практических конференциях: «Научное и образовательной пространство: перспективы развития», «Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики»; обсуждались на итоговом педагогическом совете МАОУ СОШ №178.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Образовательная ситуация - организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместную деятельность педагога и обучающихся с целью создания образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями обучающихся.
2. Проектирование образовательных ситуаций представляет собой процесс активизации коммуникативных, прогностических и конструктивно- исполнительских компетенций педагога, обеспечивающих целостное построение образовательного процесса для решения оперативных образовательных задач.
3. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов при проектировании образовательных ситуаций представляет собой специфическую деятельность тьютора по реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительских компетенций педагога, необходимых для эффективного проектирования образовательных ситуаций, обеспечивающих решение оперативных образовательных задач.
4. Специфика комплекса мероприятий психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций в содержании включает два компонента: проектирование образовательного пространства, способствующего расширению опыта педагога; организацию педагогически целесообразных коммуникаций участников образовательного процесса.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы подтвердили актуальность исследуемой проблемы. Проблема психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций особенно актуальна в современном обществе.
В представленной работе выполнено теоретическое обоснование направлений психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций, описан ход и результаты их практической апробации.
В первой главе «Психолого-педагогические основы педагогического проектирования образовательных ситуаций» на основе анализа психолого-педагогической литературы показано, что понятие «образовательная ситуация» является составной частью образовательного процесса, характеризующей его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Проблеме проектирования образовательных ситуаций и образовательного процесса в целом посвящены исследования Кочнева А.М., Мещерякова А.С., Муравьевой Г.Е., Невзорова М.Н., Полички Н.П., Попова В.Б. и др.
В связи развитием общества и сферы образования в современной педагогике большое значение приобретает идея «сопровождения». Психолого-педагогическое сопровождение педагогов осуществляется в практике недостаточно широко. Данный вопрос предполагает более глубокое изучение, исследование в науке.
Анализ литературы показал, что для современного педагога одним из главных вопросов в повышении его мастерства при проектировании образовательных ситуаций является развитие компетенций.
Во время проведения опытно-поисковой работы мы подобрали и описали методику диагностирования коммуникативной компетенции педагогов. Для исследования прогностической компетенции разработали бланк самоанализа, а для анализа конструктивно-исполнительской компетенции разработали специальный бланк эксперта.
При первичной диагностике и её качественном и количественном анализе мы увидели сильные и слабые стороны педагогов при проектировании образовательных ситуаций. Это позволило нам запланировать экспериментальную часть.
В ходе формирующего этапа исследования нами был разработан комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций. Базой реализации комплекса мероприятий стала МАОУ СОШ № 178 г. Екатеринбурга. Во время
реализации комплекса мероприятий мы работали над повышением коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительской компетенций педагогов при проектировании образовательных ситуаций.
Для того, чтобы сделать выводы об эффективности организованного нами психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций и подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы нам необходимо было провести повторную диагностику.
Контрольный эксперимент был проведен в той же экспериментальной группе педагогов. При анализе качественных и количественных изменений по каждому показателю коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительской компетенций педагогов, у всех исследуемых педагогов произошли качественные изменения показателям. Сравнение и анализ полученных данных констатирующего и контрольного этапов исследования указывает на положительную динамику развития компетенций педагога при проектировании образовательных ситуаций. Это позволяет сделать вывод, что организованное нами психолого-педагогическое сопровождение обладает определенной эффективностью и оказывает положительное влияние.
В ходе проведенного анализа литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций были решены поставленные задачи, достигнута цель и подтверждена гипотеза исследования.
1. Акмамбетова, М. Е. Формирование компетентности будущего учителя в разрешении коллизийных педагогических ситуаций [Текст] : дис.... канд. пед. наук : 13.00.08 / Акмамбетова Марияш Елемесовна. - Астрахань, 2006. - 201 с.
2. Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества [Текст] / Е.А. Александрова. - М. : «Индрик», 2007. - 416 с.
3. Анохина, Т.В. «Педагогическая поддержка как реальность современного образования» [Текст] / Т. В. Анохина// Классный руководитель. - 2011. - № 3. - С.24-25.
4. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - с. 3.
5. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] /учеб. для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-пед. спец / В.С. Безрукова. - Екатеринбург : Деловая книга, 2000
6. Безрукова, B.C. Педагогика: учеб.пособие для инж.-пед. спец [Текст] / B.C. Безрукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
7. Битянова, М. Р. Психология в школе: содержание и организация работы [Текст] / М.Р.Битянова. -М., 2000.
8. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р.Битянова. - М.: Генезис, 2000. - 298 с.
9. Болотов, В.А., Проектирование профессионального педагогического образования [Текст]: В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков // Педагогика. - 2007. №4. С.67
10. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. Пособие [Текст] / Н.В. Борисова. - М., 2000.
11. Буханцева, Н. В. Подготовка будущих специалистов к педагогическому взаимодействию на базе электронных ресурсов [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Буханцева Нина Викторовна. - Волгоград, 2006. - 210 с.
12. Бывшева, М. В. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания [Текст]: дис. Бывшевой М.В. канд.пед.наук: 13.00.07 / М. В. Бышева. - Екатеринбург : УрГПУ, 2009. - 167 с.
13. Вахитова, Г. Х. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования [Текст] / Г.Х. Вахитова. - Т., 2011. - с.12
14. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В. Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С.51.
15. Воровщиков, С. Г. Школа должна учить мыслить, проектировать,
исследовать: управленческий аспект [Текст] : С. Г. Воровщиков, М. М.Новожилова. - М., 2007. - 352 с.
16. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] / Ю.В. Громыко. — М., 1996.
17. Гущина, Г.Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности
обучающегося [Текст] / Г.Н. Гущина // Педагогика: научно¬
теоретический журнал. М. - 2012. - № 2. - С. 50-57.
18. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль: В 4 т. - Спб., 2006.
19. Диагностика успешности учителя: сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителей школ [Текст] / под ред. Т.В. Морозова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - с. 160.
20. Дочкина, Т. В. Подготовка учителей к проектированию личностно-ориентированного взаимодействия с учащимися [Текст]: дис. . канд. пед.наук: 13.00.08 / Дочкина Татьяна Викторовна. - Волгогр. гос. пед. ун¬т ; научн. рук. Е. А. Крюкова - Калуга, 2003. - 276 с.
21. Жуковский, И. С. Проектировочная деятельность как средство развития воспитательного процесса [Текст] : И.С. Жуковский, А. А. Жуковская // Организация воспитательной работы в школе. - М., 2002. - 153 с.
22.Загвязинская, Э.В. Проектирование кодекса педагогического оценивания [Текст]: Э. В. Звягиснкая, А.И. Березенцева // Директор школы. - 2005. - №7. - С.34-38
23. Звонарева О. В. Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития детей дошкольного возраста с предпосылками интеллектуальной одаренности [Текст] / О.В. Звонарева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 54. - С. 373-3
24. Иванова О.Л. Педагогическое проектирование развития творческой индивидуальности ребенка в процессе изобразительной деятельности [Текст]: Автореф. . канд. пед. наук: 13.00.07 / О. Л. Иванова; Ур. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. - 210 с.
25. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 576 с.
26. Ильясов Д.Ф. Проектирование педагогических теорий [Текст] / Д.Ф. Ильясов // Педагогика. - 2004. - №9. - С. 13-21.
27. Исаев, Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога [Текст]: Е И. Исаев, С.Г. Косарецкий, В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - С. 57-66.
28. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М.С. Каган. -СПб., 2006. - 240 с.
29. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М., Педагогика, 2004. - 342 с.
30. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. [Текст] : Г.М.
Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. -176 с.
31. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. Заведений [Текст] / И.А. Колесникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
32. Комендровская, Ю.Г. Формирование проектировочной компетенции переводчика-референта в процессе профессиональной подготовки [Текст]: дис...канд.пед.наук: 13.00.08 / Ю.Г. Комендровская. - Иркутск, 2010. - 165 с
33. Коротов, В.М. Педагогическое проектирование и диагностика [Текст] / Коротов В.М. Введение в педагогику. - М.: Педагогика, 1999 . - 180 с.
34. Кригер, Е. Э. Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет исследования в психолого -педагогической науке [Текст] / Е.Э. Кригер // известия ПгПу им. в. г. белинского. - 2012. - № 28. - С. 823-826.
35. Кулюткин, Ю.Н., Моделирование педагогических ситуаций [Текст] : Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - М.: Педагогика, 2001. - 35 с.
36. Курбатов, В.И. Социальное проектирование [Текст]: Учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. - Ростов н/Д: "Феникс", 2011. - 416с.
37. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического
образования [Текст] / Левина М.М. - М., 2001. - 272 с.
38. Леонтьев, А. А. Общение и деятельность общения [Текст] /А. А. Леонтьев. - СПб. : Питер, 2001. - 512 с.
39. Липский, И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания [Текст] / И.А. Липский. - Волгоград, 2004. - 287с.
40. Литовченко, О. С. Содержание психолого-педагогического
сопровождения профессионального здоровья педагога [Текст] / О.С. Литовченко // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 695-697.
41. Макаренко, А.С. Сочинения [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983. - 231 с.
42. Масленникова, Т. В., Проектирование педагогических ситуаций как средство реализации личностно-ориентированного образования в начальной школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук:13.00.01 / Т.В. Масленникова; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2006. — 24 с.
43. Мендыбаева, М. М. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы [Текст] / М.М. Мендыбаева, Т.К. Дюсембаева.- Казань: Бук, 2016. - 91 с.
44. Михайлова, З. А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст] : З.А. Михайлова, Л.М. Кларина. Детство-Пресс, 2012. -160 с.
45. Монахова Г.А. Теория и практика проектирования учебного процесса в профессиональной деятельности учителя [Текст]: Автореф дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Г.А. Монахова. - Волгоград, 2006. - 349 с.
46. Морозова Г.А. Образовательная ситуация как эффективная форма организации детской деятельности [Текст] / Г.А. Морозова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сб.ст. гл.ред. О.Н. Широков. - Чебоксары, 2014. -С. 49-56.
47. Морозова О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе [Текст] / О.П. Морозова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
48. Образование взрослых на рубеже веков: вопрос методологии, теории и практик [Текст] / под. ре. В.И. Подобеда. - М.: СПб.: ИОВ РАО, 2000. - 114 с.
49. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности В 2-хкнигах [Текст]: Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского
государственного университета, 2003. - 174 с.
50.Оголь A.A. Формирование проектировочных умений у будущих учителей в условиях компьютерного обучения [Текст] : автореф дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / А.А.Оголь. - Волгоград, 2000. - 169 с.
51.Олифирович, Н.И. Формирование социальной идентичности студенческой молодежи [Текст] : учеб.-метод. пособие /
Н.И.Олифирович, С.И. Коптева, Т.В. Уласевич.- Минск, БГПУ, 2008. - 107 с.
52. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении: методическое пособие [Текст] : Н.С. Серюкова, Е.В. Посохина. - Белгород: БелРИПКППС, 2011. - 210 с.
53. Орлов, В.А. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды [Текст] : В.А. Орлов, В.П. Лебедева. Стандарты мониторинга в образовании. - 2000. - № 4. - С. 20-26.
54. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие [Текст] / под ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.
55. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М., 2006. - 258 с.
56. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] /гл. ред Б. М. Бим- Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.
57. Педагогическое сопровождение образовательной деятельности младших школьников: позиция тьютора, технологии тьюторского сопровождения, подготовка тьюторов [Текст] / под ред. И. Б. Ворожцовой. - Ижевск : ERGO, 2011. - 144 с.
58. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем [Текст] / Н.О. Яковлева. - Челябинск : Изд-во Челябинского гуманитарного института, 2008. - 279 с.
59. Петровский, А. В. Социальная психология [Текст] : А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др. / под ред. А. В. Петровского. - М., 2007. - 224 с.
60. Пономарева, Л. И., Соотношение парадигм сопровождения и поддержки в педагогической теории и практике [Текст] / Л.И. Пономарева. Педагогическое образование России. - 2014. - №10. - С. 28 - 34.
61. Попикова, Н. Ю. Формирование культуры межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Ю. Попикова . - Челябинск, 1998. - 170с.
62. Проектирование профессионального педагогического образования [Текст] : В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайденко // Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 23- 28.
63. Проектирование учебного занятия: методические рекомендации [Текст] : Сергеева Т.А., Уварова Н.М. - М. : «Интеллект-Центр», 2003. - 84 с.
64. Профессиональное обучение [Текст] : Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск : Изд-во Брянского государственного университета,
2013. - 174 с.
65. Психологический словарь [Текст] / Р. С. Немов. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
66. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] / под общей редакцией А. А. Бодалева. — М. : Когито-Центр, 2011. - 2280 с.
67. Решетников, П. Е. Профессионально-личностное развитие учителя на первой ступени педагогического образования [Текст]: дис. . докт. пед.наук : 13.00.08 / П. Е. Решетников. - Белгород, 2000. - 401 с.
68. Российской педагогической энциклопедии [Текст]: В 2 т. / гл. ред. В. Г. Панов, - М., 2003. -1160 с.
69. Синенко Т. Н. Учебная ситуация как средство формирования
способностей будущего педагога к межличностному взаимодействию профессиональной деятельности [Текст] : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т.Н. Синенко / Волгогр. гос. техн. Ун-та., 2015. - 168 с.
70. Синенко, Т. Н. Диалогичность учебной ситуации как предпосылка эффективности формирования способности будущего педагога к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности [Текст] / Т. Н. Синенко // Проблемы социально-гуманитарного знания. -
2014. - № 5. - С. 77 - 80.
71. Синенко, Т. Н. Потенциал учебной ситуации в формировании у будущего педагога способности к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности [Текст] / Т. Н Синенко // Проблемы социально-гуманитарного знания. - 2013. - № 9. - С. 146 - 148.
72. Сластенин, В.А., Педагогика [Текст] : учеб. для студ. учреждений высш. проф.образования / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2012.
- 608 с.
73. Сластенин, В. А. Анализ педагогических ситуаций и решение
воспитательных задач [Текст] / В. А. Сластенин // Программы педагогических институтов. - М., 2009. - 30 с.
74. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005.- 448 с.
75. Толковый словарь русского языка [Текст] : в 4 т. / сост. В. В. Виноградов [и др.] ; под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Рус. яз., 1994. - Т. 4. - 754 с.
76. Толковый словарь русского языка [Текст]: Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю.
- М. : ИТИ Технологии, 2006. - 654 с.
77. Федоров Н. Ф. Сочинения [Текст] / Н.Ф. Федоров. — М, 2002. — С. 429.
78. Философский словарь [Текст]/ Под ред. Фролова И.Т. М.: Республика, 2001. - 719 с.
79. Хуторской А. В. Эвристический тип образования: результаты научно¬
практического исследования [Электронный ресурс ] // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. URL:http://www.eidos.ru/iournal/1998/0707.htm(дата
обращения 11.10.2017)
80. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2010. -255 с.
81. Шилова С. А. Понятие педагогического сопровождения детей
дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном
процессе [Текст]: С.А. Шилова, Т.А. Чичканова. Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 210-212.
82. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование [Текст] / О.Н. Яковлева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. - 124 с.