Психолого-педагогическое сопровождение педагогов образовательной организации при проектировании образовательных ситуаций
|
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 10
1.1 Понятие об образовательной ситуации в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Сущность и особенности педагогического проектирования
образовательных ситуаций 20
1.3. Характеристики психолого-педагогического сопровождения
педагогов при проектировании образовательных ситуаций 34
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 46
2.1. Изучение профессиональной деятельности педагогов начальной школы в аспекте проектирования образовательных ситуаций на начальном
этапе опытно-поисковой работы 46
2.2. Организация психолого-педагогического сопровождения
педагогов начальной школы при проектировании образовательных
ситуаций 59
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 104
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 10
1.1 Понятие об образовательной ситуации в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Сущность и особенности педагогического проектирования
образовательных ситуаций 20
1.3. Характеристики психолого-педагогического сопровождения
педагогов при проектировании образовательных ситуаций 34
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 46
2.1. Изучение профессиональной деятельности педагогов начальной школы в аспекте проектирования образовательных ситуаций на начальном
этапе опытно-поисковой работы 46
2.2. Организация психолого-педагогического сопровождения
педагогов начальной школы при проектировании образовательных
ситуаций 59
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 104
Актуальность. Система образования всего мира находится в процессе существенных изменений. Россия - не исключение. Внедрение ФГОС и Профессионального стандарта педагога в общеобразовательной школе перед педагогическим сообществом ставит новые задачи и требования к кадровому составу.
Современной школе нужен новый учитель, имеющий креативные идеи, обладающий высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией, стремящийся к постоянному самообразованию и преобразованию своих педагогических идей.
Организуя педагогическую деятельность, сегодня педагогу приходиться выполнять проектирование образовательного процесса на разных его отрезках: проектирование учебной программы охватывает целый уровень образования, длящийся по несколько лет; тематическое и календарно-тематическое планирование выполняется на год и полугодие, проектированием уроков и образовательных ситуаций охватывает несколько часов, а порой сводиться к проектированию нескольких мгновений образовательного процесса.
Исследованием проблемы педагогического проектирования занимались следующие ученые, как Анищенко, В. А., Асмолов А.Г., Баева И. А, Гунбина С.Г., Панов В.А., Ясвин В.А., Яковслева Н.О.и др. С одной стороны в литературе проработана проблема проектирования, а с другой отмечается недостаток методических разработок по выполнению оперативных образовательных задач, которые могут решены в рамках образовательных ситуаций.
Образовательные ситуации являются важными составляющими ценностного педагогического взаимодействия. Сущность образовательной ситуации составляет противоречие между имеющимися знаниями обучающегося и новыми для него фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно; между знаниями и способами нахождения истины, то есть внутри самого познавательного процесса.
Проектирование образовательных ситуаций требует от педагога постоянной мобилизации сил и наращивания профессиональной компетентности, а значит стимулирует к непрерывному профессиональному росту. В условиях повышения нагрузки, а также с учетом индивидуальных различий профессиональной деятельности, необходимо принцип индивидуализации распространить и на практикующих педагогов, реализация которого продуктивно возможна на основе помогающей педагогики, в частности технологии сопровождения.
Изучению проблемы сопровождения в образовании посвятили исследования такие известные ученые, как Александрова Е.А., Анохина Т.В., Забоева М.А., Липский И. А., Сильченкова С.В., Соколова, Е.А., Субботина Л.Г. и др.
В теории и практике образования последнего десятилетия активно используется понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Однако, несмотря на большое количество публикаций по проблеме психолого- педагогического сопровождения, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к педагогу при проектировании образовательных ситуаций. Противоречие возникает между богатыми потенциальными возможностями образовательных ситуаций и ограниченным их использованием в практике образования.
Актуальность исследования заключается в необходимости оказания помощи педагогам образовательной организации при проектировании образовательных ситуаций.
Актуальность проблемы сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций позволила сформулировать тему магистерской диссертации следующим образом: «Психолого-педагогическое сопровождение педагогов образовательной организации при проектировании образовательных ситуаций».
Объект исследования: проектирование образовательных ситуаций в образовательном процессе.
Предмет исследования: комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций.
Цель данного исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать в школьной практике содержание и этапы психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций.
Гипотеза исследования: если психолого-педагогическое сопровождение педагогов, которое
- реализуется поэтапно в соответствии с логикой совместной деятельности сопровождаемого и тьютора;
- включает комплекс поддерживающих мероприятий, обеспечивающих развитие коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительских компетенций педагога, необходимых для эффективного решения оперативных образовательных задач;
- в каждом конкретном случае строится с учетом профессиональной готовность педагогов к разработке и реализации единиц образовательного процесса,
- в итоге позволит оптимизировать проектирование педагогами образовательных ситуаций для решения оперативных образовательных задач.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи.
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проектирования образовательных ситуаций .
2. Уточнить содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение педагогов при проектировании образовательных ситуаций».
3. Выделить специфические показатели компетентности педагога, обеспечивающие проектирование образовательных ситуаций, а также подобрать диагностические средства для их оценки.
4. Разработать и проверить на практике эффективность комплекса мероприятий психолого-педагогического сопровождения для педагогов, проектирующих образовательные ситуации .
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- идеи гуманизации как основа современного педагогического процесса (Амонашвили Ш.А., Бондаревская Е.В., Маслоу А., Роджерс К., Якиманская И.С. и др.);
- основные принципы деятельностного подхода и теории проектирования (Ананьев Б.Г., Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л. и др.);
- психолого-педагогические труды по вопросам оптимизации образовательного процесса в целом и проектирования образовательных ситуаций в частности (Беспалько В. П., Крюковой Е. А., Сагатовского В. И., Слободчикова В. И. и др.);
- теоретико-практические обоснования психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе (Александрова Е.А., Битянова М.Р., Газман О.С., Коротаева Е.В., Липский И.А., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. и др.).
Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе наблюдение, беседа, анкетирование, системный и качественный анализ полученных данных.
База опытно-поисковой работы: муниципальное автономное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 178 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 20 учителей начальных классов данной образовательной организации.
Научная новина исследования:
- уточнено понятие «образовательная ситуация» относительно образовательного процесса в школе, под которой понимается организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместную деятельность педагога и обучающихся с целью создания образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями обучающихся;
- обоснована дефиниция «психолого-педагогическое сопровождение педагогов при проектировании образовательных ситуаций», которая понимается как специфическая деятельность тьютора по реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительских компетенций педагога, необходимых для эффективного проектирования образовательных ситуаций, обеспечивающих решение оперативных образовательных задач;
- разработан комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций, которое позволяет выявить возможности педагога в освоении проектирования образовательных ситуаций, развитие коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительских компетенций педагога.
Апробация и внедрение результатов исследования представлены на научно-практических конференциях: «Научное и образовательной пространство: перспективы развития», «Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики»; обсуждались на итоговом педагогическом совете МАОУ СОШ №178.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Образовательная ситуация - организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместную деятельность педагога и обучающихся с целью создания образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями обучающихся.
2. Проектирование образовательных ситуаций представляет собой процесс активизации коммуникативных, прогностических и конструктивно- исполнительских компетенций педагога, обеспечивающих целостное построение образовательного процесса для решения оперативных образовательных задач.
3. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов при проектировании образовательных ситуаций представляет собой специфическую деятельность тьютора по реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительских компетенций педагога, необходимых для эффективного проектирования образовательных ситуаций, обеспечивающих решение оперативных образовательных задач.
4. Специфика комплекса мероприятий психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций в содержании включает два компонента: проектирование образовательного пространства, способствующего расширению опыта педагога; организацию педагогически целесообразных коммуникаций участников образовательного процесса.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
Современной школе нужен новый учитель, имеющий креативные идеи, обладающий высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией, стремящийся к постоянному самообразованию и преобразованию своих педагогических идей.
Организуя педагогическую деятельность, сегодня педагогу приходиться выполнять проектирование образовательного процесса на разных его отрезках: проектирование учебной программы охватывает целый уровень образования, длящийся по несколько лет; тематическое и календарно-тематическое планирование выполняется на год и полугодие, проектированием уроков и образовательных ситуаций охватывает несколько часов, а порой сводиться к проектированию нескольких мгновений образовательного процесса.
Исследованием проблемы педагогического проектирования занимались следующие ученые, как Анищенко, В. А., Асмолов А.Г., Баева И. А, Гунбина С.Г., Панов В.А., Ясвин В.А., Яковслева Н.О.и др. С одной стороны в литературе проработана проблема проектирования, а с другой отмечается недостаток методических разработок по выполнению оперативных образовательных задач, которые могут решены в рамках образовательных ситуаций.
Образовательные ситуации являются важными составляющими ценностного педагогического взаимодействия. Сущность образовательной ситуации составляет противоречие между имеющимися знаниями обучающегося и новыми для него фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно; между знаниями и способами нахождения истины, то есть внутри самого познавательного процесса.
Проектирование образовательных ситуаций требует от педагога постоянной мобилизации сил и наращивания профессиональной компетентности, а значит стимулирует к непрерывному профессиональному росту. В условиях повышения нагрузки, а также с учетом индивидуальных различий профессиональной деятельности, необходимо принцип индивидуализации распространить и на практикующих педагогов, реализация которого продуктивно возможна на основе помогающей педагогики, в частности технологии сопровождения.
Изучению проблемы сопровождения в образовании посвятили исследования такие известные ученые, как Александрова Е.А., Анохина Т.В., Забоева М.А., Липский И. А., Сильченкова С.В., Соколова, Е.А., Субботина Л.Г. и др.
В теории и практике образования последнего десятилетия активно используется понятие «психолого-педагогическое сопровождение». Однако, несмотря на большое количество публикаций по проблеме психолого- педагогического сопровождения, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к педагогу при проектировании образовательных ситуаций. Противоречие возникает между богатыми потенциальными возможностями образовательных ситуаций и ограниченным их использованием в практике образования.
Актуальность исследования заключается в необходимости оказания помощи педагогам образовательной организации при проектировании образовательных ситуаций.
Актуальность проблемы сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций позволила сформулировать тему магистерской диссертации следующим образом: «Психолого-педагогическое сопровождение педагогов образовательной организации при проектировании образовательных ситуаций».
Объект исследования: проектирование образовательных ситуаций в образовательном процессе.
Предмет исследования: комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций.
Цель данного исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать в школьной практике содержание и этапы психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций.
Гипотеза исследования: если психолого-педагогическое сопровождение педагогов, которое
- реализуется поэтапно в соответствии с логикой совместной деятельности сопровождаемого и тьютора;
- включает комплекс поддерживающих мероприятий, обеспечивающих развитие коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительских компетенций педагога, необходимых для эффективного решения оперативных образовательных задач;
- в каждом конкретном случае строится с учетом профессиональной готовность педагогов к разработке и реализации единиц образовательного процесса,
- в итоге позволит оптимизировать проектирование педагогами образовательных ситуаций для решения оперативных образовательных задач.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи.
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проектирования образовательных ситуаций .
2. Уточнить содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение педагогов при проектировании образовательных ситуаций».
3. Выделить специфические показатели компетентности педагога, обеспечивающие проектирование образовательных ситуаций, а также подобрать диагностические средства для их оценки.
4. Разработать и проверить на практике эффективность комплекса мероприятий психолого-педагогического сопровождения для педагогов, проектирующих образовательные ситуации .
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- идеи гуманизации как основа современного педагогического процесса (Амонашвили Ш.А., Бондаревская Е.В., Маслоу А., Роджерс К., Якиманская И.С. и др.);
- основные принципы деятельностного подхода и теории проектирования (Ананьев Б.Г., Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л. и др.);
- психолого-педагогические труды по вопросам оптимизации образовательного процесса в целом и проектирования образовательных ситуаций в частности (Беспалько В. П., Крюковой Е. А., Сагатовского В. И., Слободчикова В. И. и др.);
- теоретико-практические обоснования психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе (Александрова Е.А., Битянова М.Р., Газман О.С., Коротаева Е.В., Липский И.А., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. и др.).
Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе наблюдение, беседа, анкетирование, системный и качественный анализ полученных данных.
База опытно-поисковой работы: муниципальное автономное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 178 г. Екатеринбурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 20 учителей начальных классов данной образовательной организации.
Научная новина исследования:
- уточнено понятие «образовательная ситуация» относительно образовательного процесса в школе, под которой понимается организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместную деятельность педагога и обучающихся с целью создания образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями обучающихся;
- обоснована дефиниция «психолого-педагогическое сопровождение педагогов при проектировании образовательных ситуаций», которая понимается как специфическая деятельность тьютора по реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительских компетенций педагога, необходимых для эффективного проектирования образовательных ситуаций, обеспечивающих решение оперативных образовательных задач;
- разработан комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций, которое позволяет выявить возможности педагога в освоении проектирования образовательных ситуаций, развитие коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительских компетенций педагога.
Апробация и внедрение результатов исследования представлены на научно-практических конференциях: «Научное и образовательной пространство: перспективы развития», «Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики»; обсуждались на итоговом педагогическом совете МАОУ СОШ №178.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Образовательная ситуация - организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместную деятельность педагога и обучающихся с целью создания образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями обучающихся.
2. Проектирование образовательных ситуаций представляет собой процесс активизации коммуникативных, прогностических и конструктивно- исполнительских компетенций педагога, обеспечивающих целостное построение образовательного процесса для решения оперативных образовательных задач.
3. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов при проектировании образовательных ситуаций представляет собой специфическую деятельность тьютора по реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительских компетенций педагога, необходимых для эффективного проектирования образовательных ситуаций, обеспечивающих решение оперативных образовательных задач.
4. Специфика комплекса мероприятий психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций в содержании включает два компонента: проектирование образовательного пространства, способствующего расширению опыта педагога; организацию педагогически целесообразных коммуникаций участников образовательного процесса.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы подтвердили актуальность исследуемой проблемы. Проблема психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций особенно актуальна в современном обществе.
В представленной работе выполнено теоретическое обоснование направлений психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций, описан ход и результаты их практической апробации.
В первой главе «Психолого-педагогические основы педагогического проектирования образовательных ситуаций» на основе анализа психолого-педагогической литературы показано, что понятие «образовательная ситуация» является составной частью образовательного процесса, характеризующей его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Проблеме проектирования образовательных ситуаций и образовательного процесса в целом посвящены исследования Кочнева А.М., Мещерякова А.С., Муравьевой Г.Е., Невзорова М.Н., Полички Н.П., Попова В.Б. и др.
В связи развитием общества и сферы образования в современной педагогике большое значение приобретает идея «сопровождения». Психолого-педагогическое сопровождение педагогов осуществляется в практике недостаточно широко. Данный вопрос предполагает более глубокое изучение, исследование в науке.
Анализ литературы показал, что для современного педагога одним из главных вопросов в повышении его мастерства при проектировании образовательных ситуаций является развитие компетенций.
Во время проведения опытно-поисковой работы мы подобрали и описали методику диагностирования коммуникативной компетенции педагогов. Для исследования прогностической компетенции разработали бланк самоанализа, а для анализа конструктивно-исполнительской компетенции разработали специальный бланк эксперта.
При первичной диагностике и её качественном и количественном анализе мы увидели сильные и слабые стороны педагогов при проектировании образовательных ситуаций. Это позволило нам запланировать экспериментальную часть.
В ходе формирующего этапа исследования нами был разработан комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций. Базой реализации комплекса мероприятий стала МАОУ СОШ № 178 г. Екатеринбурга. Во время
реализации комплекса мероприятий мы работали над повышением коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительской компетенций педагогов при проектировании образовательных ситуаций.
Для того, чтобы сделать выводы об эффективности организованного нами психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций и подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы нам необходимо было провести повторную диагностику.
Контрольный эксперимент был проведен в той же экспериментальной группе педагогов. При анализе качественных и количественных изменений по каждому показателю коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительской компетенций педагогов, у всех исследуемых педагогов произошли качественные изменения показателям. Сравнение и анализ полученных данных констатирующего и контрольного этапов исследования указывает на положительную динамику развития компетенций педагога при проектировании образовательных ситуаций. Это позволяет сделать вывод, что организованное нами психолого-педагогическое сопровождение обладает определенной эффективностью и оказывает положительное влияние.
В ходе проведенного анализа литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций были решены поставленные задачи, достигнута цель и подтверждена гипотеза исследования.
В представленной работе выполнено теоретическое обоснование направлений психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций, описан ход и результаты их практической апробации.
В первой главе «Психолого-педагогические основы педагогического проектирования образовательных ситуаций» на основе анализа психолого-педагогической литературы показано, что понятие «образовательная ситуация» является составной частью образовательного процесса, характеризующей его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Проблеме проектирования образовательных ситуаций и образовательного процесса в целом посвящены исследования Кочнева А.М., Мещерякова А.С., Муравьевой Г.Е., Невзорова М.Н., Полички Н.П., Попова В.Б. и др.
В связи развитием общества и сферы образования в современной педагогике большое значение приобретает идея «сопровождения». Психолого-педагогическое сопровождение педагогов осуществляется в практике недостаточно широко. Данный вопрос предполагает более глубокое изучение, исследование в науке.
Анализ литературы показал, что для современного педагога одним из главных вопросов в повышении его мастерства при проектировании образовательных ситуаций является развитие компетенций.
Во время проведения опытно-поисковой работы мы подобрали и описали методику диагностирования коммуникативной компетенции педагогов. Для исследования прогностической компетенции разработали бланк самоанализа, а для анализа конструктивно-исполнительской компетенции разработали специальный бланк эксперта.
При первичной диагностике и её качественном и количественном анализе мы увидели сильные и слабые стороны педагогов при проектировании образовательных ситуаций. Это позволило нам запланировать экспериментальную часть.
В ходе формирующего этапа исследования нами был разработан комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций. Базой реализации комплекса мероприятий стала МАОУ СОШ № 178 г. Екатеринбурга. Во время
реализации комплекса мероприятий мы работали над повышением коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительской компетенций педагогов при проектировании образовательных ситуаций.
Для того, чтобы сделать выводы об эффективности организованного нами психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций и подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы нам необходимо было провести повторную диагностику.
Контрольный эксперимент был проведен в той же экспериментальной группе педагогов. При анализе качественных и количественных изменений по каждому показателю коммуникативных, прогностических и конструктивно-исполнительской компетенций педагогов, у всех исследуемых педагогов произошли качественные изменения показателям. Сравнение и анализ полученных данных констатирующего и контрольного этапов исследования указывает на положительную динамику развития компетенций педагога при проектировании образовательных ситуаций. Это позволяет сделать вывод, что организованное нами психолого-педагогическое сопровождение обладает определенной эффективностью и оказывает положительное влияние.
В ходе проведенного анализа литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения педагогов при проектировании образовательных ситуаций были решены поставленные задачи, достигнута цель и подтверждена гипотеза исследования.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДАМ
И КОНКУРСАМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения
старшеклассников в условиях общеобразовательной
школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2020 - Индивидуализация психолого-педагогическое сопровождения младших дошкольников с OHP II уровня в процессе реализации адаптированных образовательных программ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение социокультурного развития детей дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение родителей как субъектов семейного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



