Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Работа №99028

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 7
1.1 Понятие и сущность экологической культуры 7
1.2. Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 17
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры дошкольников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Уровень сформированности экологической культуры у
старших дошкольников на начальном этапе исследования 35
2.2. Реализация педагогических условий по формированию
экологической культуры детей старшего дошкольного возраста 51
2.3. Анализ сформированности экологической культуры у детей на
заключительном этапе исследования 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ! 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Актуальность исследования. В современных условиях проблемы окружающей среды приобретают первостепенное значение. Важной задачей стало принятие мер и решений по защите и охране природы от разрушения и загрязнения, сохранение жизни на планете. В настоящее время главенствующей стала задача по экологическому образованию и просвещению нынешнего поколения. При этом первостепенное значение придается экологическому образованию подрастающего поколения.
5 января 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом экологии. Важность этого года заключается в том, чтобы привлечь внимание жителей России к проблемным вопросам, которые назрели в сфере экологии, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
Экологическое образование (образование в сфере экологии) представляет непрерывный и целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития личности, который направлен на формирование нравственно-ценностных ориентаций, норм и правил поведения, их обязанностей и ответственного отношения к взаимодействию человека с социальной, природной и техногенной средой, а также на получение практических навыков и специальных знаний по охране окружающей среды, экологической безопасности и природопользованию.
Правовую основу реализации и развития экологического просвещения и образования составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды, образовании, особо охраняемых природных территориях, общественных объединениях, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, культуре, средствах массовой информации, иные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование.
Главная цель экологического образования - формирование начальной экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей среде, к себе и людям как части природы [64].
Степень и уровень разработанности проблемы. В последнее время продолжаются научные поиски и исследования в области экологического образования и формирование экологической культуры.
Ученые, занимающиеся экологией (И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, Б.Т. Лихачев, Н.Н. Моисеев, И.Т. Суравегина, Л.В. Тарасов, А.Д. Урсов и другие) понимают, что на этапе развития цивилизации в целом, бурных планетарных открытий и изменений, именно экологическая культура станет ядром личности человека, она позволит спасти человечество и планету, вывести на качественно новый уровень развития.
Программы: Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа»; Н.Н. Вересова «Мы - земляне» направленно на развитие элементов экологического сознания; Е. Рылеевой «Открой себя» строется на индивидуализации личностного развития ребенка; Н.А. Андреева и Г.Б. Степановой «Жизнь вокруг нас»; Ж.Л. Васякина-Новиковой «Паутинка»; В.М. и С.Г. Ашиковых «Семицветик», основана на совместной творческой деятельности детей и взрослых в детском саду, в семье.
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ по экологической культуре детей старшего дошкольного возраста, недостаточно хорошо изученной остается проблема формирования знаний о природе и окружающем мире детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Проблема исследования. Комплекс каких педагогических условий будет способствовать формированию экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Цель исследования. Выявить, теоретически обосновать педагогические условия, способствующие формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования. Процесс ознакомления с природой детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Педагогические условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Формирование экологической культуры дошкольников будет протекать эффективно, если в учебно-воспитательный процесс будут включены следующие педагогические условия: экологизация среды ДОУ и внедрение комплексных занятий в этой среде.
Задачи исследования:
1. проанализировать литературу по проблеме формирования экологической культуры в процессе ознакомления с природой детей дошкольного возраста;
2. выявить особенности формирования экологической культуры у детей;
3. теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста;
4. опытно-поисковым путем подтвердить эффективность выявленных педагогических условий формирования экологической культуры старших дошкольников.
Теоретическая база. В основу исследования положены работы Н.Н. Мамедова, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, И.Т. Суравегиной.
База исследования. Филиал МБ ДОУ «Детство» детский сад №10 г. Екатеринбург, ул. Ломоносова, 67. Воспитатель Ю.А. Поташева.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность настоящего исследования определяется социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием личности, способной к конструктивному взаимодействию с окружающей природной средой и активному ее преобразованию, и недостаточной разработанностью методик для реализации такого заказа; необходимостью повышения уровня экологической культуры подрастающего поколения и недостаточным методическим обеспечением данного процесса; необходимостью разработки методики развивающего экологического воспитания дошкольников и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы.
Экологическая культура - это результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой.
Важнейшим компонентом экологической культуры личности выступает гуманное отношение к природе, которое рассматривается как вид взаимосвязи человека с природной средой, обеспечивающий гармоничное единение с ней, проявляющийся в восприятии, переживании и оценке природы, как ценности, последовательном познании законов и закономерностей её развития, утверждению нравственно-экологических принципов природопользования и активной созидательной деятельности по её сбережению, сохранению и восстановлению.
Старший дошкольный возраст выступает начальным периодом формирования субъекта деятельности. Переход к дошкольному детству характеризуется тем, что ребенка перестают удовлетворять простые манипуляторные действия, в данном возрасте формируется целеполагание, волевой компонент субъекта деятельности. Период старшего дошкольного возраста является сензитивным для формирования экологической культуры дошкольника.
Для исследования педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников организована опытно-поисковая работа, состоящая из этапов - констатирующего, формирующего и контрольного с тестированием по отобранным диагностическим заданиям до и после реализации педагогических условий.
В опытно-поисковой работе приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, посещающих филиал МБДОУ «Детство» детского сада №10 г. Екатеринбурга, в возрасте 5-6 лет с согласия родителей, условно разделенных на 2 подвыборки по 20 человек (по 50% соответственно).
На основании теоретического анализа проблемы исследования, мы определили критерии сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста: научно-познавательный, ценностный практически-деятельностный.
Анализ результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы показал следующее. В обеих группах выявлен низкий уровень сформированности экологической культуры (ЭГ - 10% (2 детей); КГ - 30% (6 детей). Дети со средним уровнем сформированности экологической культуры распределились таким образом: ЭГ - 75% (15 детей); КГ - 60% (12 детей). Наиболее незначительная группа с детьми, имеющими высокий уровень сформированности экологической культуры (ЭГ - 15% (5 детей); КГ - 10% (2 детей).
Учитывая актуальность высокого уровня развития экологической культуры для каждого человека, были реализованы педагогические условия по формированию экологической культуры в экспериментальной группе. При проектировании педагогических условий были учтены следующие организационные моменты в условиях ДОУ - это экологизация среды ДОУ и внедрение комплексных занятий по развитию экологической культуры. Именно эти положения заложены в гипотезу исследования, которая определяет эффективность учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Анализ эффективности формирующего этапа опытно-поисковой работы оценен путем повторной диагностики детей, результаты которой показали, что имеются существенные различия в уровневом распределении сформированности экологической культуры у старших дошкольников после реализации педагогических условий. В частности, низкий уровень не представлен в ЭГ, а в КГ составляет 20% (4 человека). Высокий уровень имеется в ЭГ у 30% (6 человек), а в КГ только у 10% (2 человека).
Соответственно, выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась, что формирование экологической культуры дошкольников будет протекать эффективно, если в учебно-воспитательный процесс будут включены следующие педагогические условия: экологизация среды ДОУ и внедрение комплексных занятий по развитию экологической культуры занятий в условиях ДОУ.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, задачи решены, цель достигнута. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований могут стать следующие: разработка целостной концепции и частных методик развивающего экологического воспитания дошкольников; осуществление преемственности между дошкольниками и учащимися начальной школы в процессе развивающего экологического образования и другие.



1. Андриенко, А. С. Взаимодействие ДОО с родителями в рамках работы по формированию основ экологической культуры старших дошкольников [Электронный ресурс] / А. С. Андриенко // Научные исследования современных ученых : сб. материалов XV Междунар. науч,- практ. конф., 30 окт. 2016 г. - М., 2016. - С. 384-386. - URL : http://olimpiks.rU/d/-1340546/d/sbomik_materialov_xv_konferentsii.pdf(дата обращения: 12.03.2017).
2. Андросова, Т. М. Формирование экологической культуры дошкольника [Электронный ресурс] / Т. М. Андросова. - URL : https://infourok.ru/-formirovanie-ekologicheskoy-kulturi-u-doshkolnikov- 991568.html(дата обращения: 10.03.2017).
3. Антонова, М. Ю. Формирование элементов экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Ю. Антонова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования : материалы науч.-практ. конф, преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, 2015 г. / Моск. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. П. Ходакова, А. В. Калинченко. -М.. 2015. - С. 193-196.
4. Бабич, Е. В. Повышение уровня готовности воспитателей к формированию экологической культуры дошкольников на основе экологических стандартов [Текст] / Е. В. Бабич, Ю. К. Чернова ; Тольяттин. гос. ун-т. - Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2008. - 140 с.
5. Безлепкина, П. В. Организация экологического воспитания в общеобразо-вательном учреждении [Текст] / П. В. Безлепкина // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. - 2012. - № 6. - С. 4-8.
6. Бирюкова, Н. А. Становление и развитие системы непрерывного экологического образования в России: (на примере профессионального медицинского образования) [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Бирюкова ; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. - М.., 2006.-311 с.
7. Бобылева, Л. О формах и методах экологического образования дошколь-ников [Текст] / Л. Бобылева, О. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 45-49.
8. Бурлакова, Т. Ю. Педагогические условия организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Ю. Бурлакова ; Ин-т изучения детства, семьи и воспитания РАО. - М., 2016. - 21 с.
9. Вакуленко, Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников [Текст] : экол. праздники, викторины, занятия и игры / Ю. А. Вакуленко. - Волгоград : Учитель, 2016. - 157 с.
10. Волков, Б. С. Психология развития человека [Текст] : учеб, пособие для студентов вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Акад. Проект, 2014. - 224 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное [Текст] / Л. С. Выготский. -М. : Лабиринт, 2011. - 368 с.
12. Гайнуллова, Ф. С. Программно-методические основы непрерывности технологий экологического образования [Текст] / Ф. С. Гайнуллова // Технологии непрерывного образования в детском саду и школе : метод, пособие для воспитателей дет. садов и учителей нач. кл. / О. В. Буданова [и др.]; под ред. Н. В. Микляевой. - М., 2011. - С. 86-88.
13. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб, пособие для студентов пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Пед. о-во России, 2013. - 219 с.
14. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с.
15. Голицына, Н. С. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] : перспектив, планирование работы с детьми 3-7 лет / Н. С. Голицына. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 40 с.
16. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] : сред, группа, ст. группа, подгот. группа / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО,
2015. -235 с.
17. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] : учеб, пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2012. - 480 с.
18. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст]: учеб, пособие для студентов вузов / С. Д. Дерябо, В. А. Левин. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 347 с.
19. Детство [Текст] : пример, образоват. программа дошкол. образования / Т. И. Бабаева [и др.]. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 321 с.
20. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб, пособие для пед. училищ / В. И. Ядэшко [и др.] ; под ред.: В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1986. -415 с.
21. Ермаков, Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся [Текст] / Д. С. Ермаков. - М. : МИОО, 2011. - 180 с.
22. Женпиесова, Ж. М. Экологическое воспитание детей в условиях ДОО [Текст] / Ж. М. Женпиесова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. / Чуваш, гос. ун-т им. Н. И. Ульянова ; гл. ред. О. Н. Широков. - Чебоксары, 2016.. - С. 78-82.
23. Зенина, Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ [Текст] : игровые семинары по эколог, культуре : учеб, пособие / Т. Н. Зенина. - М. : Центр пед. образования, 2016. - 159 с.
24. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С. 3-10.
25. Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абрамян [и др.] ; под ред. С. Л. Новоселовой. -М. : Просвещение, 1989. -286 с.
26. Игра и дошкольник [Текст] : развитие детей ст. дошкол. возраста в игровой деятельности / под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой. - СПб. : Детство-пресс, 2014. - 192 с.
27. Истоки и развитие экологической культуры, этики и эстетики [Текст] : коллектив, моногр. / В. А. Зимин [и др.] ; Самар, обществ, гуманит.-эстет, акад. ; под ред. В. А. Зимина, А. В. Виноградова. - Самара : Ас Гард, 2011. - 545 с.
28. Каюрова, А. И. Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. И. Каюрова, Л. В. Кудрина, В. Ф. Попова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч, конф., июль 2012 г., г. Уфа. / отв. ред. Г .А. Кайнова. - Уфа, 2012. - URL : https://moluch.ru/conf/-ped/archive/60/2567/(дата обращения: 22.04.2017).
29. Киселева, Г. М. Теория и методика экологического образования дошкольников [Текст] : учеб, пособие / Г. М. Киселева ; Шадрин, гос. пед. ин-т. -Шадринск : Исеть, 2005. - 127 с.
30. Клепинина, 3. А. Природоведение. 2, 3 классы [Текст] : учеб, для трехлет. нач. шк. / 3. А. Клепинина, Л. Ф. Мельчаков. - М. : Просвещение, 1989. -271 с.
31. Ковтун, Т. Ю. Воспитание экологической культуры дошкольников на основе природы родного края [Текст] : монография / Т. Ю. Ковтун ; Моск. гос. обл. ун-т. - М. : Изд-во МГОУ, 2013. - 130 с.
32. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст] : метод, пособие / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2014.-246 с.
33. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст] : сценарии занятий / Н. В. Коломина. - М. : Сфера, 2013. - 144 с.
34. Лучин, М. В. Детям о природе [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада/М. В. Лучин. -М. : Просвещение, 1989. - 143 с.
35. Мир природы и ребенок [Текст] : методика экол. воспитания дошколь-ников : учеб, пособие для пед. училищ / под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Акцидент, 1998. - 318 с.
36. Миронов, А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО [Текст] : деятельност. и экол. подходы, виды, формы и методы деятельности / А. В. Миронов. - Волгоград : Учитель,
2016. -260 с.
37. Настольная книга методиста детского сада [Текст] / авт,- сост. Н. Ю. Честнова. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 672 с.
38. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учеб, пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2012 - 224 с.
39. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 253 с.
40. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Новая шк., 2013. - 269 с.
41. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб, пособие для студентов пед. вузов / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2О12.-336с.
42. Николаева, С. Н. Юный эколог [Текст] : система работы в ст. группе дет. сада : для работы с детьми 5-6 лет / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2017.- 152 с.
43. Никулыпина, О. А. Система работы по формированию у дошкольников экологической культуры в ДОО [Текст] / О. А. Никулыпина, О. А. Скути-на // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. -2015. - № 1 (3). - С. 229-231.
44. Новолодская, Е. Г. Методика изучения сезонных изменений с учащимися начальной школы [Текст] / Е. Г. Новолодская // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 7. - С. 60-68.
45. Обухова, Л. Ф. Детская психология [Текст] : теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. - М. : Тривола, 1995. - 357 с.
46. От рождения до школы [Текст] : основ, общеобразоват. программа дошкол. образования / Н. А. Арапова-Пискарева [и др.] ; под ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.-361 с.
47. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] : для работы с детьми 5-7 лет / А. Ю. Кузина [и др.]. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.
48. Першина, Л. А. Возрастная психология [Текст] : учеб, пособие для вузов / Л. А. Першина. - М. : Акад. Проект, 2013. - 256 с.
49. Пономарева, Л. И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников [Текст] : монография / Л. И. Пономарева. - СПб. : МИНПИ : Астерион, 2015. - 183 с.
50. Попова, Н. Н. Изучение природных сообществ в курсе природоведения [Текст] / Н. Н. Попова // Начальная школа. - 1992. - № 9/10. - С. 36-40.
51. Психология и педагогика [Текст] : учеб, пособие для студентов вузов / К. А. Абульханова [и др.] ; goд ред. А. А. Бодалева. - М. : Ин-т Психотерапии, 2012. - 585 с.
52. Психология межличностного познания [Текст] / под ред. А. А. Бодале-ва. -М. : Педагогика, 1981. - 184 с.
53. Психолого-педагогическая диагностика в образовании [Текст] : опыт гуманит. экспертизы / под ред. Б. Г. Юдина, Е. Г. Юдиной. - М. : Ин-т человека РАН, 2013. - 164 с.
54. Развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического образования [Текст] / Л. В. Моисеева [и др.]. - Екатеринбург : [б. и.], 2012. - 213 с.
55. Рыжова, Н. О программах экологического образования дошкольников [Электронный ресурс] / Н. Рыжова. - URL : http://dob. lseptember.ru/-article. php?ID=200401102 (дата обращения: 21.02.2017).
56. Рыжова, Н. А. Экологический проект «Мое дерево» [Текст] / Н. А. Рыжова. - М. : Карапуз-Дидактика : Сфера, 2006. - 256 с.
57. Симонова, Л. П. Виды деятельности в экологическом образовании школьников [Текст] / Л. П. Симонова // Экологическое образование. - 2003. - № 3. - С. 10-18.
58. Современное экологическое образование в дошкольном учреждении [Текст] : материалы I Всерос. науч.-практ. конф., 21 июля 2014 г. / гл. ред. А. В. Степанова. - Чебоксары : INCERTUM, 2014. - 279 с.
59. Солодилова, О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах [Текст] : учеб, пособие / О. П. Солодилова. - М. : Проспект, 2012. -288 с.
60. Суркина, С. А. Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб, пособие / С. А. Суркина. - Саратов : Саратов, источник, 2013. - 91 с.
61. Суркина, С. А. Экологическое образование дошкольников [Текст] : учеб, пособие / С. А. Суркина. - Саратов : Саратов, источник, 2011. - 104 с.
62. Тайчинов, М. М. Духовно-нравственное воспитание в процессе общения с природой [Текст] / М. М. Тайчинов // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 5. - С. 23-24.
63. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб, пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2012. - 336 с.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155. - М. : Просвещение, 2015.-34 с.
65. Формирование экологической культуры дошкольников [Текст] : планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. - Волгоград : Учитель, 2016. -283 с.
66. Хафизова, Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе [Текст] / Л. М. Хафизова // Начальная школа. - 1988. - № 8. - С. 40-46.
67. Цветкова,, И. В. Экология для начальной школы [Текст] : игры и проекты : популяр, пособие для родителей и педагогов / И. В. Цветкова. - Ярославль : Акад, развития, 2015. - 189 с.
68. Чернухин, О. А. Детские игровые конкурсы как механизм развития экологического образования [Текст] / О. А. Чернухин // Экологическое образование в эпоху глобализации : материалы VII семинара «Проблемы экол. образования и воспитания» / Новосиб. гос. ун- т. - Новосибирск, 2015. - С. 32-36.
69. Шепилова, Н. А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учеб, пособие для вузов / Н. А. Шепилова ; Магнитогор. гос. техн, ун-т им. Г. И. Носова. - Магнитогорск : Изд-во МГТУ, 2015. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
70. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] : учеб,- метод. пособие / Т. В. Воркунова [и др.] ; сост. Т. В. Воркунова [и др.]. - М. : Маска, 2015. - 249 с.
71. Яковлева, Е. Л. Экологическая культура [Текст] : монография / Е. Л. Яковлева, О. В. Григорьева, Е. В. Байбакова ; Ин-т экономики, упр. и права ; под ред. Е. Л. Яковлевой, О. В. Григорьевой. - Казань : Познание, 2013. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ