Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ РЕГЕНТСКИХ КУРСОВ

Работа №99027

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

музыка

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ РЕГЕНТСКИХ КУРСОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКИ 9
1.1. Содержание понятия «музыкальная культура» 9
1.2. Русская православная музыка в регентской
деятельности 13
1.3. Основные направления формирования музыкальной культуры
учащихся регентских курсов 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ РЕГЕНТСКИХ КУРСОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКИ 26
2.1. Начальная диагностика сформированности музыкальной культуры
учащихся регентских курсов 26
2.2. Специфика образовательной деятельности регентских курсов 43
2.3. Итоговая диагностика 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность работы. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, указывается на необходимость укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. В ней формулируются цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания молодежи, определяется система базовых национальных ценностей, среди которых одно из первых мест занимает искусство и Православная религия.
Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения
осуществляется в различных сферах отечественного образования, как государственного, так и негосударственного (духовного). Так, с 1 сентября 2012 года Министерством образования и науки Российской Федерации введен учебный предмет Основы православной культуры (ОПК) в школьную программу (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно¬нравственной культуры народов России» с целью ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России реализуется в сфере духовного образования на всех уровнях: начальном (воскресные школы), среднем (духовные училища и гимназии, также - богословские, катехизаторские, педагогические и регентские курсы при высших учебных заведениях) и высшем
(Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, духовные академии Московская и Санкт-Петербургская, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российский Православный университет, духовные семинарии, богословские (теологические) факультеты светских высших учебных заведений).
Все перечисленные учреждения православного духовного образования призваны осуществлять духовное развитие молодежи и профессиональную подготовку служителей Православной Церкви, преподавателей богословских дисциплин духовных учреждений всех уровней, специалистов-богословов, способных освоить и передать литургические знания, православные традиции, православную культуру другим людям.
Музыкальная культура Православия является частью общей музыкальной культуры, всего музыкального наследия России. Церковно-певческие традиции Русской Церкви складывались в течение столетий, и сейчас представляют собой сокровищницу древних напевов и чинопоследований служб. Усвоение церковно-певческой традиции, обучение музыкальному языку православного богослужения - это одна из задач отечественного духовного образования.
В духовном образовании создана система специальных музыкальных учреждений: регентские школы, регентские отделения семинарий,
регентские курсы, которые готовят квалифицированных певцов и регентов (руководителей церковных хоров) для Русской Православной Церкви.
В настоящем исследовании, согласно заявленной теме, будет употребляться термин «регентские курсы», под которым понимается специальное учреждение духовного музыкального образования.
Регентские курсы способствует приобщению молодежи к отечественному музыкальному наследию, религиозно-философским ценностям нашего народа, освоению православной музыкальной культуры. Поэтому изучение Русской православной духовной музыки является базовым компонентом их образовательной программы.
Исполнение духовной музыки в соответствии с Православной традицией, изучение, усвоение и передача этой традиции и музыкально - литургического опыта Церкви, формирование регентской музыкальной культуры - эти задачи призвано решить регентское образование. Однако, определение эффективных методов и приёмов формирования музыкальной культуры учащихся регентских курсов, подбор необходимого репертуара из образцов Русской православной духовной музыки - вопросы, которые редко освящаются в педагогике музыкального образования.
Проблема формирования регентской музыкальной культуры, тесно связанная с хоровым пением и Русской православной духовной музыкой, изучается на протяжении многих десятков лет, с момента возникновения хорового пения на Руси и до сегодняшнего дня. Изучением этой проблемы занимались педагоги, ученые, музыканты: И.А. Гарднер, С.Г. Зверева,
A. Д. Кастальский, Н.М. Ковин, Е.С. Кустовский, Н.В. Матвеев,
B. М. Металлов, А.В. Никольский, Д.В. Разумовский, М.П. Рахманова, П.И. Сикур, С.В. Смоленский, Н.Г. Тагильцева М.В. Фортунато, П.Г. Чесноков, О.Е. Шелудякова и др.
Сегодня эта проблема актуальна в свете возрождения духовного образования в России, воссоздания регентских курсов и певческо-
регентских отделений при духовных семинариях. Более того, реформы, проводимые в сфере церковного образования сегодня, ставят проблему формирования духовной культуры и регентской музыкальной культуры, в частности, в ряд первоочередных задач.
В связи с этим существует следующее противоречие: между необходимостью формирования музыкальной культуры учащихся
регентских курсов (средствами Русской православной музыки) и недостаточной освещенностью и разработанностью данного вопроса в музыкальной педагогике.
Сформулированное противоречие позволило определить тему выпускной квалификационной работы: «Русская православная музыка как средство формирования музыкальной культуры учащихся регентских курсов».
Объект исследования: процесс формирования музыкальной культуры учащихся регентских курсов.
Предмет исследования: методы и приемы формирования
музыкальной культуры учащихся регентских курсов в опоре на образцы
Русской православной духовной музыки.
Цель работы: выявить, теоретически и практически обосновать методы и приемы формирования музыкальной культуры учащихся регентских курсов, основываясь на образцах Русской Православной д музыки.
Гипотеза исследования: для формирования музыкальной культуры учащихся регентских курсов средствами Русской православной музыки необходимо:
-установить компоненты музыкальной культуры учащихся
регентских курсов;
-выявить ведущие дисциплины учебных модулей регентского образования, способствующие формированию музыкальной культуры учащихся регентских курсов;
- определить методы и приемы формирования музыкальной культуры учащихся регентских курсов и педагогический репертуар (образцы Русской православной духовной музыки), применяемые на выбранных дисциплинах.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть содержание понятий «музыкальная культура», «музыкальная культура учащихся регентских курсов»
2. выявить особенности Русской православной музыки с позиции регентской деятельности
3. установить основные направления формирования музыкальной
культуры учащихся регентских курсов, определить структуру
музыкальной культуры учащихся регентских курсов
4. определить критерии сформированности музыкальной культуры учащихся регентских курсов и провести начальную диагностику учащихся по данным критериям
5. выделить ведущие дисциплины образовательной программы регентских курсов, выявить и раскрыть содержание используемых приемов и методов формирования музыкальной культуры учащихся и представить репертуар
6. провести итоговую диагностику и определить эффективность использования предложенных методов и приемов, педагогического репертуара в формировании музыкальной культуры учащихся регентских курсов
Теоретико-методологической основой работы явились: положения об исторических этапах развития и особенностях отечественной духовной музыки (О.Ануфриева, И.А. Гарднер, Н.М. Ковин, В.И. Мартынов, В.Металлов, О.Е. Шелудякова), идеи о включении молодежи в процесс духовного развития (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»), положения о специфике процесса развития музыкальной культуры школьников (М.Б. Осипова, Н.Г. Тагильцева), положения о специфике регентского образовании и требованиях к профессиональной подготовке регента (Т.И. Королёва, В.Ю. Перелешина), положения о богослужебном пении и методики вокально-хоровой работы с церковным хором (Е.С. Кустовский, Н.В.Матвеев, Н.Г. Тагильцева, Н.В. Несмеянова (монахиня Ольга), П.Г. Чесноков, П.И. Сикур).
В работе использовались следующие методы: изучение литературы по теме исследования, в том числе рабочих программ преподавателей регентских курсов по дисциплинам: «Сольфеджио», «Церковное пение», «Церковный обиход», «История церковного пения» и проч., анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация, педагогическое наблюдение, диагностика.
Опытная база исследования: певческо-регентское отделение
Екатеринбургской Духовной семинарии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ философской, педагогической, духовной литературы и рабочих программ преподавателей регентских курсов, а также результаты опытной работы позволили сделать следующие выводы:
1. Музыкальная культура как сложный и многогранный феномен рассматривалась различными авторами с двух сторон - как культура общества и как культура личности. В опоре на работы авторов (И.А. Гарднера, Т.И. Королёвой, В.Ю. Перелешиной, М.Б. Осиповой, Н.Г. Тагильцевой) в данном исследовании было сформулировано такое определение музыкальная культуры учащихся регентских курсов: музыкальная культура является интегративным качеством личности, которое формируется в процессе музыкальной и литургической деятельности и проявляется в наличии системы музыкальных и литургических знаний, умений и навыков, способности применять их в регентской деятельности при участии в богослужении
2. С позиции регентской деятельности Русская православная духовная музыка имеет следующие особенности:
1) она является автономной областью в рамках вокально¬
хоровой музыки, имеющей свои собственные эстетические законы (отличные от общих музыкальных законов,
поскольку регулируется Церковным Уставом и певческой традицией) и звучащей во время православного богослужения. Базовую часть Русской православной духовной музыки составляет православное богослужебное пение
2) она является необходимым атрибутом православного
богослужебного пения, имеющего структуру: система Осмогласия, песнопения Обихода, произведения церковных композиторов и композиторов-классиков, исполняемые во время богослужения
3) она обладает особой звуковой эстетикой; учитывает специфику церковно-славянского языка, на котором
совершается богослужение и пропеваются тексты;
ориентируется на сложившуюся веками церковно-
певческую традицию в определении темпа произведений, динамических оттенков и агогических отклонений в них. Она отличается характером исполнения произведений, который определяется Уставом и певческой традицией; восприятием песнопения как элемента литургического творчества, проживанием исполнителем (регентом и хором) канонического текста, «литургическим рассуждением» во время исполнения песнопения; несимметричным метром и размером песнопений; исполнением a capella всех ее примеров
3. Установлены основные компоненты МК учащихся регентских курсов: когнитивыный и деятельностно-практический.
Когнитивыный компонент МК учащихся регентских курсов - наличие системы знаний в области Русской православной духовной музыки (о системе Осмогласия, песнопениях Обихода и произведениях церковных композиторов и композиторов-классиков, произведения которых исполняются при богослужении) и основ музыкальной грамоты, способность применять полученные знания на богослужебной практике.
Деятельностно-практическийкомпонент МК учащихся регентских курсов - владение разными видами музыкальной деятельности и, прежде всего, владение певческими навыками: умением петь по нотам обиходные и композиторские песнопения, умением исполнить литургический текст на модель певческого гласа по памяти, умением исполнить на инструменте образец Осмогласия (наизусть, по памяти) или Обихода (по нотам). Так же учащиеся должны уметь узнавать и сравнивать музыку светских композиторов с образцами Русской православной духовной музыки.
4. Определены следующие критерии сформированности МК учащихся регентских курсов:
1.Знания, необходимые для регентской деятельности («Знания»)
2. Умения, необходимые для регентской деятельности(«Умения»)
Каждый из критериев имеет показатели. В качестве показателей критерия «Знания» были выбраны:
1.1.Знания о теории музыки
1.2. Знания об Осмогласии
1.3. Знания об Обиходе
1.4.Знания о композиторах-классиках и церковных композиторах
В качестве показателей критерия «Умения» были выбраны:
2.1. Умение петь по нотам
2.2. Умение исполнить образец Осмогласия
2.3. Умение исполнить образец Обихода
2.4. Умение узнавать на слух, сравнить и исполнить произведения композиторов-классиков и церковных композиторов
5. Специфика образовательной деятельности регентских курсов заключается в том, что Русская православная духовная музыка, как базовый элемент учебного процесса, изучается на всех дисциплинах регентских курсов. Ведущими дисциплинами учебных модулей, на которых формируются компоненты МК учащихся регентских курсов, определены следующие: «Сольфеджио», «Церковное пение», «Церковный обиход», «История церковного пения», «Богослужебный хор»
6. На выбранных дисциплинах применялся комплекс следующих
общепедагогических методов и методов педагогики музыкального образования: словесный (объяснение), репродуктивный, проблемный, метод сравнения, наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, практический
(в т.ч. методы вокально-хоровой работы), метод перспективы и ретроспективы, метод варьирования разных видов музыкальной деятельности, метод «восприятие - певческая деятельность», метод междисциплинарного взаимодействия. На данных дисциплинах использовался отобранный репертуар, включающий в себя образцы Русской православной духовной музыки (см. Приложение 3,4,5,6).
7. В ходе сопоставления результатов начальной и итоговой диагностики учащихся по одним и тем же критериям и показателям было выявлено: повышение уровня сформированности МК у всех учащихся и
отсутствие низкого уровня сформированности МК у учащихся, что свидетельствует о правильном выборе дисциплин, об эффективности применения на них выбранных методов формирования МК и целесообразном подборе педагогического репертуара.
Полученные результаты итоговой диагностике учащихся позволяют сделать вывод о том, что гипотеза выпускной квалификационной работы доказана и цель достигнута.



1. Абовян И.С. Особенности работы над русской духовной музыкой в
хоре//Проблемы и перспективы развития образования: материалы
1Умеждунар. науч. конф. Пермь : Меркурий, 2013. С. 117-122.
2. Александр Васильевич Никольский// Русская духовная музыка в документах и материалах/Под ред. С.Г. Зверевой. М.: Москва, 1998. С.338-339.
3. Ануфриева О. 50 бесед о русском церковном пении и духовной музыке. Пермь, 2009. -613с.
4. Арчажникова,Л.Г. Профессия - учитель музыки [Текст] /
Л.Г.Арчажникова. М., Просвещение, 1984. 146 с.
5. Балуева Н.В. Протоиерей Михаил Фортунато: регентский жест в литургическом контексте. М.: Изд-во Рыбинск-Михайлов посад, 2004. 73 с.
6. Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2004. 488 с.
7. Зверева С.Г. Александр Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба. М.: Вузовская книга, 1999. С.43-50.
8.Звуковое пространство православной культуры: сб. тр.: выпуск 173 /отв.ред. Ю.А. Артамонова, Н.В. Заболотная; РАМ им.Гнесиных. М., 2008. 248 с.
9. Ковин Н.М. Управление церковным хором. М.: Москва, 2000. 67с.
10. Королёва Т.И. Регентское мастерство: учеб.пособие [Текст] / Королёва Т.И., В.Ю. Перелешина ; Издательство ПСТГУ. Москва, 2010. 214 с.
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: / А.Я Данилюк, А.М Кондаков., В.А. Тишков. Рос. Акад. Образования. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)
12. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка [Текст]: учеб.пособ. для студентов муз.-пед.училищ и вузов: в 2 кн / И.В. Кошмина. Москва: Владос, 2001. Кн.1 : История.Стили.Жанры. 220 с.
13. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка : учеб.пособ. для студентов муз.-пед.училищ и вузов: в 2 кн / И.В. Кошмина. Москва: Владос, 2001. Кн.2 : Программы. Методические рекомендации. 158 с.
14. Кустовский Е.С. Дирижёрская техника на клиросе. М.: Москва, 2003. 122 с.
15. Кустовский Е.С. Пасхальные песнопения обихода московской традиции.
М.: Москва, 1997. 143 с.
16. Кустовский Е., Потемкина Н. Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции. М.: Москва, 2006. 78с.
17. Матвеев Н.В. Хоровое пение. М.: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. 284 с.
18. Мартынов В.И.История богослужебного пения. М: РИО ФА, 1994. 238с.
19. Металлов В.М. Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем. М., 1911. 123 с.
20. Музыкальная культура христианского мира[Текст]: матер. междунар. науч.конф.,Ростов-н/Д , 2001г./Ростов.гос.конс.им.С.В. Рахманинова, 2001. 500с.
21. Музыкальная энциклопедия / Под ред. Г.В. Келдыша. М.: Советская энциклопедия, 1982. 6400с.
22. Наумов А.А. Памяти Н.М. Данилина: Письма. Воспоминания.
Документы. М.: Советский композитор, 1987. 230 с.
23. Осипова, М.Б. Формирование музыкальной культуры школьников в условиях малого города: монография / М.Б. Осипова, Н.Г. Тагильцева; Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2013. 168 с.
24. Рабочая программа дисциплины «Богослужебный хор». Екатеринбургская духовная семинария. Екатеринбург, 2016. 22с.
25. Рабочая программа дисциплины «История церковного пения».
Екатеринбургская духовная семинария. Екатеринбург, 2016. 31с.
26. Рабочая программа дисциплины «Церковное пение». Екатеринбургская духовная семинария. Екатеринбург, 2016. 24с.
27. Рабочая программа дисциплины «Церковный обиход». Екатеринбургская духовная семинария. Екатеринбург, 2016. 17с.
28. Рабочая программа дисциплины «Сольфеджио». Екатеринбургская
духовная семинария. Екатеринбург, 2016. 16с.
29. Романовский Н.В. Хоровой словарь. М.: Москва, 2000. 145с.
30. Русская духовная музыка в документах и материалах : в 3т. / сост.
A. А. Наумов, М.П. Рахманова; Гос.ин-т искусствознания; Гос.центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки. - Москва: Языки славянской культуры, 2002. Т.3.: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918). 893 с.
31. Сикур П.И. Церковное пение. М.: Русский хронограф, 2012. 486с.
32. Синодальный хор и училище церковного пения. Концерты. Периодика. Программы// Русская духовная музыка в документах и материалах, т.2/ Под ред. С.Г. Зверевой. М.: Языки славянской культуры, 2004. С.1005-1007.
33. Смоленский С.В. Синодальный хор и училище церковного пения// Русская духовная музыка в документах и материалах/ Под ред. С.Г. Зверевой. М.: Москва, 1998. С.56.
34. Стеганцева, И.П. Характерные особенности эволюции русской православной музыки как педагогического феномена / И.П. Стеганцева,
B. С. Ярошенко // Педагогическое образование и наука. 2014. №3. С.60-64
35. Тагильцева Н.Г., мон. Ольга (Несмеянова). Богослужебное пение в православном храме. Пособие для учителей воскресных и общеобразовательных школ/ Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. 148с.
36. Титовская Л.А., Шелудякова О.Е. К 10-летию открытия певческо- регентского отделения Екатеринбургской Православной Духовной семинарии//Вестник Екатеринбургской Духовной семинарии. Екатеринбург. № 3. 2012. С.131-145.
37. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность[Текст]: сб. ст.: выпуск 1 / ред.-сост. Ю.И. Паисов. Москва: Композитор, 1999. 232 с.
38. Федорович Е.Н. История музыкального образования. Екатеринбург, 2003. 110 с.
39. Хватова, С.И. Музыкальное образование в современной России: к возрождению традиций [Текст] // История современности: музыкальное образование на постсоветском пространстве (опыт, проблемы, перспективы): материалы междунар. симп. четвертой сесс. науч. совета по пробл. истор. муз. обр / ред.-сост. В.И. Адищев; Курск.гос.ун-т; Перм.гос.гуманит.-пед. ун-т. Курск; Пермь, 2014. С.109-121
40. Хрестоматия по богослужебному пению. Божественная литургия. Екатеринбургская духовная семинария. Екатеринбург,2014. 115с.
41. Хрестоматия по богослужебному пению. Всенощное бдение. Екатеринбургская духовная семинария. Екатеринбург,2014. 236с.
42. Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток-Русь
-Запад (к 2000-летию от Рождества Христова) : материалы междунар. науч. конф., Москва, 15-19 мая 2000г. / Моск.гос.конс.им. П.И. Чайковского; сост. И. Лозовая [и др.]. Москва: Прогресс-Традиция, 2000. 417 с.
43.Чесноков П.Г. Хор и управление им. М.: Москва,1954. 194с.
44. Шелудякова О.Е. Азбука русского православного богослужебного пения: словарь/ О.Е. Шелудякова. - Москва: Композитор, 2004. 200с.
45. Шелудякова О.Е. Древнерусская музыка: учеб.пособие /
О.Е. Шелудякова. Екатеринбург, 2009. 118 с.
46. Шелудякова О.Е. Проблемы древнерусского клиросного воспитания: учеб.пособие / О.Е. Шелудякова. Екатеринбург, 2013. 184 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ