Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте

Работа №99024

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие о моделировании и виды моделей, используемые в
дошкольном детстве для развития математических представлений 6
1.2. Моделирование в развитии математических представлений в
дошкольном возрасте 14
1.3. Сравнительный анализ программ в ДОУ «Детство» и «От
рождения до школы 20
1.4 Специфика проведения занятий с детьми дошкольного возраста
по развитию математических представлений 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 32
2.1. Диагностика уровня математических представлений у детей
дошкольного возраста 32
2.2. Опытно-поисковая работа по развитию математических
представлений детей 5-6 лет посредством моделирования 43
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59


Актуальность исследования. Интенсивное развитие познавательных способностей происходит в дошкольном возрасте. Целенаправленное обучение и воспитание детей дошкольного возраста влияет на развитие интеллекта в целом.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется как бурным развитием математической науки, так и активным внедрением в образовательный процесс всех уровней развивающего обучения.
Математическое образование направлено на освоение детьми дошкольного возраста представлений, которые являются предпосылкой формирования математических понятий (число, множество, счет, геометрические фигуры). Математические представления, постигаемые ребенком на эмпирическом, чувственном уровне, называют элементарными.
А. А. Столяр полагал, что формирование элементарных математических представлений у дошкольников полностью находится на предматематическом уровне. У детей дошкольного возраста пока еще преобладает наглядно-образное мышление на уровне представлений. В дошкольном возрасте основные математические понятия вводятся описательно, без всяких определений и даже описания этих понятий. Каждое понятие вводится наглядно, путем созерцания конкретных предметов или практического оперирования предметами.
По мнению известных психологов и педагогов, таких как П. Я. Гальперин, Т. В. Тарунтаева, формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих понятиях. Поэтому основным принципом ознакомления детей дошкольного возраста с математикой, является наглядность.
Отечественные психологи, педагоги, методисты, занимавшиеся проблемой формирования числовых представлений, утверждали единство восприятия множества и овладения счетом при усвоении понятия числа. Такие психологи и педагоги, как П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. С. Костюк, А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, рассматривают формирование математических понятий, как сложную познавательную деятельность ребенка.
В настоящее время исследуются возможности использования наглядного моделирования в процессе развития математических представлений. В работах Р. Л. Непомнящей, А. И. Кирилловой, Р.И. Говоровой, О. М. Дьяченко, рассматривается использование наглядного моделирования количественных и функциональных зависимостей.
Психологи В. В. Абашина, Л. И. Вахрушева, В. В. Данилова, Е. С. Демина, Л. И. Ермолаева, Т. И. Иванова, И. А. Попов, исследовали развитие математических способностей в дошкольном возрасте, в процессе применения различных образовательных программ. В этих исследованиях, моделирование является одним из видов деятельности, которые влияют на развитие математических представлений.
Современные исследования таких авторов, как А. М. Леушина, З. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, Т. Д. Рихтерман, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Л. А. Венгер, Е. И. Щербакова доказывают, что усвоение детьми дошкольного возраста системы математических представлений, оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития. Что в свою очередь обеспечивает готовность к обучению в школе.
Объект исследования: процесс развития математических представлений детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений для развития математических представлений дошкольников посредством моделирования.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические основы моделирования как средства развития математических представлений детей дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть сущность моделирования как средство формирования и развития математических представлений в дошкольном возрасте.
3. Выполнить анализ общеобразовательных программ дошкольного образования.
4. Рассмотреть подходы и выявить уровень сформированности математических представлений в старшем дошкольном возрасте.
5. Разработать комплекс упражнений для развития математических представлений в старшем дошкольном возрасте посредством моделирования.
Теоретическая основа исследования: работы отечественных авторов, исследующих данную проблематику: Р. Л. Непомнящая, Е. И. Щербакова, А. А. Столяр, Н. Г. Салмина, Т. В. Тарунтаева, В. В. Давыдова, А. А. Смоленцова, А. М. Леушина, Е. И. Тихеева. Авторы анализировали возрастные особенности детей и роль моделирования, как средство формирования и развития математических представлений в дошкольном возрасте.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, опытно-поисковая работа.
База исследования: Свердловская область, город Тавда, МКДОУ детский сад № 3.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как показало исследование, целью современной системы дошкольного образования является развитие способностей каждого ребенка, которое связано с воспитанием личности. Решение поставленных задач во многом определяется уровнем развития сформированности математических представлений ребенка.
В современной научно-педагогической литературе, моделирование рассматривается, как процесс применения наглядных моделей, писали Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.
По мнению Л. А. Венгера «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели. Источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой, которая доступна детям дошкольного возраста. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил отметить, что проблема математического образования с позиции формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, является актуальной, что позволило сегодня теории, и методики математического образования выделиться в самостоятельную научную и учебную дисциплину.
Сравнительный анализ общеобразовательных программ дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы» позволил отметить, что работа по развитию математических представлений, проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания.
В программе «Детство» заложены основы дидактики, то есть наглядность (счетные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, модели). Формирование элементарных математических представлений у дошкольников полностью находится на предматематическом уровне. Именно на наглядной основе дети производят практические действия, так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
Математическое развитие дошкольников является важным результатом. С одной стороны, познавательной базой, с другой стороны, средством познания для дальнейшего изучения математики в школе.
На сегодняшний день, формирование и развитие математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов деятельности, предусмотренных программными требованиями, включая Федеральный государственный образовательный стандарт. Основная цель, не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Проведенная опытно-поисковая работа по развитию математических представлений старшего дошкольного возраста посредством моделирования, дает ощутимые положительные результаты, а именно:
- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта;
- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира.
Все виды использования моделирования в детском саду, а именно предметное, предметно-схематическое, графическое моделирование, дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.



1. Аргинская, И. И. Математика [Текст] / И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, Л. С. Итина. Самара : Учебная литература, 2002.
2. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н. А. Арапова- Пискарева. - М. : Мозаика-синтез, 2006.
3. Белошистая, А. В. Знакомство с арифметическими действиями [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8.
4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2003.
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : книга для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 2001.
6. Венгер, Л. А. Психология [Текст] : учебное пособие / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. М. : ПРОСПЕКТ, 2008.
7. Вербенец, А. М. Освоение средств отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования [Текст] / А. М. Вербенец СПб. , 2002.
8. Веретенникова, В. Б. Современные подходы и принципы в системе дошкольного образования [Текст] / В. Б. Веретенникова // Евразийский журнал союз ученых. - 2015. №6
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. / Л. С. Выготский М., Смысл, 2001.
10. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста [Текст] : теория и технологии: учебное пособие / М. А. Габова. - М.: Директ-Медиа, 2014
11. Гончар, В. В. Модульное оригами [Текст] / В. В. Гончар.- М. : Айрис-пресс, 2008.
12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 2007.
13. Детство [Текст] : примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
14. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Л. В. Трубайчук, С. Д. Кириенко, С. В. Проняева. Челябинск : ООО Изд-во РЕКПОЛ, 2010.
15. Дыбина, О. В. Игра - путь к познанию предметного мира [Текст] : Дошкольное воспитание / О. В. Дыбина // Науч. метод. журнал. - 2005. - № 3.
16. Егошина, С. Н. Математическое моделирование в детском саду [Текст] // С. Н. Егошина / Молодой ученый. — М. 2015. — №22.4.
17. Елжова, Н. В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н. В. Елжова. - Ростов н/Д : Феникс,2010.
18. Елжова, Н. В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : педсоветы, семинары, методические объединения / Н. В. Елжова Ростов н/Д : Феникс, 2010.
19. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь. / М. И. Еникеев - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
20. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников. [Текст] : книга для воспитателей детского сада. / Т. И Ерофеева - М. : Просвещение, 2007
21. Заваденко, Н. Н. Как понять ребенка : дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. [Текст] / Н. Н. Заваденко. - М. : Школа-Пресс, 2000.
22. Запорожец, А. В. Особенности психологии детей раннего и школьного возраста. [Текст] / А. В. Запорожец. - М., Владос, 1985.
23. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ [Текст] /под ред. О. В. Дыбиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
24. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2007.
25. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] : методическое пособие для воспитателей и педагогов. / Т. С. Комарова. - М., 2005.
26. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2015.
27. Липчанская, И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. [Текст] / И. А. Липчанская - М. : ТЦ Сфера, 2012.
28. Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников [Текст] / Е. Н. Лебеденко. - СПб. : Детство - пресс, 2003.
29. Микляева, Ю. Н. Комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений [Текст] / Ю. Н. Микляева // Ребенок в детском саду. М. - 2008. - № 3.
30. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова и др. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
31. Маркова, Л. С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. [Текст] / Л. С. Маркова. - М., 2013.
32. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников [Текст] / Н. В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.
33. Носова, Е. А. Формирования умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. [Текст] / Е. А. Носова - Л. : 1990.
34. Новосёлов, С. А. Инновационная модель математического образования в период дошкольного детства [Текст] / С. А. Новосёлов, Л. В. Воронина // Педагогическое образование. - 2009. - № 3.
35. Никишина, И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. [Текст] / И. В. Никишина. - Волгоград, 2014.
36. Общая психология [Текст] : учебн. пособие для студентов вузов / под ред. А. В. Петровского. М. : Издательский центр Академия, 2008.
37. Панфилова, А. П. Психология общения [Текст] : учебник для студентов учрежд. сред. профессионального образования. / А. П. Панфилова.- М. : Издательский центр «Академия», 2014.
38. Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования [Текст] / Л. А. Парамонова. // Дошкольное образование. - 2008. - №18.
39. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада [Текст] : моногр. / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.
40. Репина, Г. А. Технологии математического моделирования с дошкольниками [Текст] / Современные направления / Г. А. Репина Смоленск, 2004.
41. Рихтерман, Т. Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Д. Рихтерман - М. : Просвещение, 1991.
42. Савенков, А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / И. А. Савенков. // Дошкольное воспитание. -2006.- №1,
43. Сажина, С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ [Текст] : методическое пособие. / С. Д. Сажина - М. : ТЦ Сфера, 2008.
44. Сапогова, В. Д. Шестилетний ребенок [Текст] : Вопросы и ответы. / В. Д. Сапогова. - Тула : Приокс.кн. изд.-во, 1992.
45. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. - М. : Просвещение, 1980.
46. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей. / А. П. Усова - М. : Просвещение, 1991.
47. Фасий, И. М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования [Текст] : методические советы к программе «Детство» / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - М., 2001.
48. Федоренко, Е. Ю. Возможности развивающей системы образования для гиперактивных детей. [Текст] / Е. Ю. Федоренко М., Речь, 2007.
49. Хоменко, И. Н. Психологическая диагностика, игровые технологии. [Текст] / И. Н. Хоменко - Волгоград : изд-во Учитель, 2012.
50. Шарабаева, Т. В. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. В. Шарабаева - Воркута,2011.
51. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ