Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование логических приёмов мышления при формировании геометрических представлений у дошкольников

Работа №99018

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.1. Краткий обзор исследований по формированию геометрических
представлений и форме предметов у детей дошкольного возраста 10
1.2. Анализ дошкольных образовательных программ по проблеме
исследования 16
1.3. Особенности восприятия формы предметов и геометрических
фигур у детей дошкольного возраста 21
1.4. Особенности формирования представлений о геометрических фигурах с использованием логических приёмов мышления у
детей дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ МЫШЛЕНИЯ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Изучение начального уровня сформированности
геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста 38
2.2. Использование логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у детей младшего
дошкольного возраста 47
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Время, в котором мы живём - это время информации и технологии. Стремительное развитие человечества приводит к большому увеличению объема знаний, необходимых человеку. Возможность в передаче этих знаний будущим поколениям ставит перед педагогами сложною задачу организации передачи этого массива накопленного цивилизацией. Решить задачу по передаче накопленного удастся лишь одновременно как количественно (удлинение сроков обучения), так и качественно (пересмотр учебного материала) изменяя сложившуюся систему образования. Важно не только усиление связей между предметами, усиление логической структуры учебной программы, но и грамотная организация работы, не приносящая ущерб личности и физическому здоровью ребенка.
Образование детей, учитывающее современные потребности должно начинаться намного раньше традиционного школьного возраста, что и происходит. В связи с этим сдвиг нижней границы в образовании требует принципиально новых подходов, методик обучения, которые были бы эффективны для детей дошкольного возраста, и педагогическая практика отзывается на такую необходимость, в то время как теория более инертна. Требуется осмысление накопленных в практике знаний и формирование специфической области педагогики, посвященной обучению, образованию детей в соответствии с современными реалиями.
В наш век, век информационно - коммуникационных технологий, возрастает роль математической подготовки подрастающего поколения. Знакомство детей с миром математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дети сравнивают предметы по величине, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью. Всё это дает огромные возможности для развития мышления.
Математика занимает особое место в интеллектуальном развитии детей, соответствующий уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий как геометрические фигуры и формы предмета.
Содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей элементарных геометрических представлений, понятий и вооружение их приёмами математического мышления - рассуждением, умозаключением, приёмами логического мышления - сравнением, анализом, синтезом, обобщением, классификацией, сериацией.
Для чего нужна логика ребёнку дошкольного возраста? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, необходимые для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить основой для получения знаний и развития способностей у детей в дальнейшем. И умение логически мыслить, то есть способность «действовать в уме» - одно из самых важных умений. Ребенку, овладевшему приемами логического мышления, будет легче даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют меньших затрат времени и сил. Как итог не пострадает здоровье ребенка, не ослабнет интерес к учению [15].
В своих трудах, такие педагоги, психологи как, Запорожец А. В. [52], Усова А. П. [52], и другие, изучили проблему развития представлений у дошкольников о геометрических фигурах и формах, в результате чего раскрыты некоторые пути формирования представлений о форме предметов. Однако вопрос эффективных методов развития представлений об эталонах формы у детей дошкольного возраста, остается актуальным [1].
Формирование элементарных математических представлений подразумевает, в том числе знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. Леушина А.М. [25], Мухина С.В. [31] и другие, рассматривали проблему знакомства с формой предмета в плане сенсорного восприятия.
Развитию представлений о геометрических фигурах и форме предметов с точки зрения сенсорного воспитания посвятили свои труды Белошистая А. В. [4], Венгер Л. А. [10], Запорожец А. В. [52] и другие учёные. В итоге психологических исследований выявлены особенности познания дошкольниками геометрических фигур.
Значение сенсорного развития для будущей жизни детей заставляет теорию и практику дошкольного воспитания решать задачу по разработке и использованию наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания.
"Для того чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо, прежде всего, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы предмета, в том числе и фигуры" - утверждает Венгер Л.А. [10].
Леушина А.Н. [25] утверждает, что в познании формы предметов значимую роль играют геометрические фигуры, так как именно на них ориентируются при сопоставлении предметов окружающего мира. Поэтому необходимо как можно раньше знакомить детей с основными геометрическими фигурами, учить различать и называть их.
Вопросами развития у детей представлений о форме занимались многие методисты, педагоги, психологи, в частности Альтгауз Д. [2], Венгер Л.А. [10], Леушина А.М. [25], Пышкало А.М. [41] и многие другие. Ведь формирование и развитие у дошкольников представлений о геометрических фигурах является одной из задач математической подготовки дошкольников.
Такой сложный процесс как развитие восприятия, включает в себя усвоение детьми выработанных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов. Данный термин (сенсорные эталоны) был предложен Запорожцем А.В. [52].
Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы - это геометрические фигуры.
Освоение математического содержания предполагает овладение многочисленными практическими и логическими действиями. В силу этого основная задача состоит в овладении средствами (эталоны формы); представлениями (образы предметов, из взаимосвязи) и способами познания (сравнение, классификация и пр.) окружающей ребенка реальной математической действительности [22].
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
У детей - дошкольников интерес к математическим категориям носит спонтанный характер: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, помогают при формировании понятий.
В связи с этим дошкольные образовательные организации учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако формирование элементарных математических представлений и знакомство с содержанием понятий не всегда отвечают современным требованиям и запросам нашего времени.
Концепция по дошкольному образованию, ФГОС ДО определяют достаточно серьёзные требования к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является математическое развитие (формирование геометрических представлений).
Неоднократно проводимые психолого-педагогические исследования, доказали, что у дошкольников могут быть развиты довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей. Источником познания дошкольника является чувственный и интеллектуальный опыт. Однако следует отметить, что такой опыт вполне может быть объемным, но неорганизованным, не упорядоченным. И именно педагог призван направить его в нужное русло, только он знает, чему учить ребенка, как учить, чтобы обучение было развивающим.
Формирование представлений о форме с использованием логических приёмов мышления занимает особое и важное место в интеллектуальном развитии дошкольников. Таким образом, тема работы актуальна и нуждается в дальнейшем рассмотрении.
В результате вышеизложенного возникла цель исследования - рассмотреть особенности формирования геометрических представлений с использованием логических приёмов мышления у детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования геометрических представлений у дошкольников.
Предмет исследования - особенности формирования геометрических представлений у дошкольников с использованием логических приёмов мышления.
Задачи:
^Проанализировать литературные источники по теме исследования с целью раскрытия содержания понятий.
2. Проанализировать дошкольные образовательные программы по теме исследования.
3. Раскрыть особенности восприятия формы предметов у дошкольников для формирования геометрических представлений с использованием логических приёмов мышления.
4. Провести диагностику уровня сформированности геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе эксперимента;
5.Описать работу по использованию логических приемов мышления при формировании геометрических представлений.
Методы исследования - для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ, синтез, систематизация.
Теоретическую основу составляют психологические, педагогические, методические работы, посвящённые проблеме формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста, обучения элементам геометрии A.M. Пышкало, А.А. Столяра, Т.В. Тарунтаевой, В.В. Даниловй, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайловой, Т.И. Ерофеевой и многих др.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад №51», расположенное по адресу Свердловская область г. Полевской ул. Р.Люксембург, 91 - а.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из основных задач обучения детей дошкольного возраста является формирование системы знаний о геометрических фигурах.
Формирование такого представления требует:
Во - первых, чёткого различения признака формы и других признаков, что лучше всего осуществляется, если она показана ребенку в «чистом виде», в виде геометрического эталона (геометрических фигур);
Во - вторых, чёткого дифференцирования понятий: «сторона», «угол», «вершина», умения детей анализировать любую фигуру с выделением этих элементов;
В - третьих, умения детей применять разные способы количественного и качественного анализа и синтеза фигур, умения быстро установить то, что является особенным и что общим, закономерно повторяющимся в разных фигурах.
Первоочерёдное звено этой системы - это представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков.
Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и называние предметов и их свойств.
Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх и упражнениях с использованием логических приёмов мышления.
Последовательность рассматривания и сравнения моделей (эталонов) служит развитию умения у детей выявлять форму геометрических фигур, сравнивать их однородные признаки, выделять существенные признаки и отвлекаться от несущественных (окраска, размер, материал и др.).
Отсюда следует вывод о необходимости обучать детей правильным приёмам обследования формы геометрических фигур; развивать способность выявлять их простейшие свойства (количество вершин, углов, сторон в фигуре, равенство и неравенство сторон, их взаимоположение и др.), а также учить детей группировать геометрические фигуры по признакам (форме, размеру, цвету), подчеркивая этим инвариантность форм; учить выбирать по слову и образцу среди фигур разного цвета и размера; учить находить в окружающих предметах сходство с известными геометрическими фигурами; учить видоизменять фигуры, составляя из них модели предметов.
Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур. Перцептивная деятельность при формировании геометрических представлений опережает развитие интеллектуальной систематизации.
Можно также, сделать вывод о том, что познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов. Всё это положительно отражается на их продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации), кроме того в дальнейшем это поможет более успешному обучению детей в школе.
Современные авторы связывают процесс математического развития ребенка, прежде всего, с развитием его познавательной сферы, разнообразных способов познания, познавательной деятельностью, а также развитием математического стиля мышления.
В процессе формирования геометрических представлений у детей развивается логическое мышление, подвижность ума, формируется интерес к дальнейшему познанию, умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное и существенное.
При условии целенаправленного использования в работе по формированию геометрических представлений логических приёмов мышления (анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, обобщение), у детей значительно облегчится процесс усвоения знаний, умений и навыков. А использование развивающих технологий (логические блоки Дьенеша, игры Воскобовича и Никитиных) позволят сформировать математические представления в интересной для ребенка форме игровых заданий и упражнений.
Подводя итог можно отметить, что у каждой возрастной группы ознакомление с геометрическими фигурами имеет свои особенности, проходит постепенно и поэтапно.
Формирование геометрических представлений у дошкольников и ознакомление их с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения, а созданный запас геометрических представлений обеспечивает необходимую основу для проведения дальнейшей работы по формированию геометрических понятий.



1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. Умственное воспитание дошкольника [Текст] / В. Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 1972. - 405 с.
2. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум. - М.: Просвещение,1984. - 64 с.
3. Белошистая, А. В. Диагностика математического развития [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 23.
4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 400 с.
5. Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей - дошкольников в условиях дидактической игры [Текст] / З. М. Богуславская. - М.: Просвещение, 1986. - 267 с.
6. Борисенко, М. Г. Диагностика развития ребенка (3-4 года). Практическое руководство по тестированию [Текст] / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. - СПб.: Паритет, 2006. - 80 с.
7. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т. С. Будько. - Брест, 2006. - 46 с.
8. Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей
дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие для студентов
педагогических вузов и колледжей/ Л. Н. Вахрушева. - М.: ФОРУМ, 2011. - 192 с.
9. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2009. - 213 с.
10. Венгер, Л. А. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 13. - С. 14.
11. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие [Электронный ресурс] - URL : https://books.google.ru/books(дата обращения: 19.09.2016).
12. Водопьянов, Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников [Текст] / Е. Н. Водопьянов // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 17 - 31.
13. Воронина, Л. В. Знакомим дошкольников с математикой [Текст] / Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова. - М.: Сфера, 2011. - 128 с.
14. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников [Текст]: учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под ред. Л. В. Ворониной. - Екатеринбург: УрГПУ, 2013. - 348 с.
15. Воронина, Л. В. Формирование и развитие у дошкольников логических приемов мышления [Текст] / Л. В. Воронина // Организация работы с родителями дошкольников в образовательном учреждении: сб. статей: В 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008. - Ч.2. - С. 242 - 258.
16. Воскобович, В. В. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры» [Текст]: Кн.2. Описание игр. / В. В. Воскобович, Т. Г. Харько. - СПб., 2003.
17. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова и др.. - М.: Академия, 2011. - 160 с.
18. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. - 528 с.
19. Ерофеева, Т. И. Дошкольник изучает математику [Текст] / Т. И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2005. - 112 с.
20. Житко, И. В. Играем в математику [Текст]: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ И. В. Житко. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. - 16 с.
21. Кербс, Е. В. Математические досуги [Текст] / Е. В. Кербс // Ребёнок в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 21 - 23.
22. Кириллова, И. М. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры [Текст] / И. М. Кириллова, А. Н. Переверзева // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 52 - 55.
23. Кларина, Л. М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы [Текст] / Л. М. Кларина. - М.: Новая школа, 2013. - 108 с.
24. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2009. - 416 с.
25. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. - М.: Просвещение,1974. - 368 с.
26. Мамаева, Е. Н. Математические игры [Текст] / Е. Н. Мамаева // Педагогическое творчество. - 2000. - №4. - С.16.
27. Методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений детей 3-4 лет в разных видах деятельности [Электронный ресурс] - URL:ййр://з1ибЬоокз.не1/(дата обращения: 23.04.2017).
28. Миклеева, Е. Использование книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико - математическом развитии дошкольников [Электронный ресурс] - URL: http://el-mikheeva.ru/(дата обращения: 18.03.2017).
29. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Е. Д. Носова, А. А. Столяр. - СПб.: «ДЕТСВО - ПРЕСС», 2008. - 184 с.
30. Михайлова, З. Н. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера [Текст] / З. А. Михайлова, Е. Д. Носова. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 128 с.
31. Мухина, В. С. Детская психология [Текст]: учеб. для студентов пед. ин-тов / В.С. Мухина ; под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
32. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин. - М.: Просвещение, 1991 . - 160 с.
33. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников [Текст]: методическое пособие/ Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 79 с.
34. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»
[Текст]: метод. пособие для воспитателей дошкольных учреждений /
Исследоват. центр семьи и детства РАО. - М.: Новая школа, 1996. - 62 с.
35. Петерсон, Л. Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников [Текст]: методические рекомендации/ Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.: Ювента, 2016. - 96 с.
36. Пичугина, Н. П. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля» [Текст] / Н. П. Пичугина, В. Н. Попова // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 727-728.
37. Плеханов, А. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста [Текст] /А. Плеханов, О. М. Морозова, М. Манасеина // Дошкольное воспитание, 2010. - №7. - С. 31-35.
38. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 48 с.
39. Прессман, А. А. О роли предметного действия в формировании зрительного образа ребенка: Проблемы психологии [Текст] / А. А. Прессман / Под ред. Б. Г. Ананьева. - Л., 1948.
40. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой, ФГОС, 3-е изд. - М.: Мозаика - Синтез, 2015.
- 368 с.
41. Пышкало, А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах [Текст] / А. М. Пышкало. - М.: Просвещение, 2003. - 243 с.
42. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада [Текст] / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. Рук. Е. В. Соловьёва - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.
43. Развивающие занятия с детьми 3 - 4 лет [Текст] / под ред. Л. А. Парамоновой. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 640 с.
44. Сай, М. К. Математика в детском саду [Текст] / М. К. Сай, Е. И. Удальцова. - Мн.: Нар. асвета, 1990. - 96 с.
45. Серова, З. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений [Текст] / З. Серова // Дошкольное воспитание.
- 1992. - №5, 6. - С. 31 - 40.
46. Соколова, Е. И. Веселая математика для самых маленьких [Текст] / Е. И. Соколова. - М.: Академия, 2010. - 36 с.
47. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. - М.: 2012. - 48 с.
48. Стойлова, Л. П. Математика: Учебник для студентов отделений и факультетов начальных классов средних и высших педагогических учебных заведений [Текст] / Л. П. Стойлова. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 464 с.
40. Столяр, Л. А. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5¬7 лет [Текст] / Л. А. Столяр. - М.: Просвещение, 1991. - 84 с.
50. Стребелева, Е. А. Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 3-4 лет [Электронный ресурс] - URL: http://www.studfiles.ru/(дата обращения: 11.03.2017).
51. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 2012. - 64 с.
52. Усова, А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] / А. П. Усова, А. В. Запорожец. // В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1965. - 184 с.
53. Фалькович, Т. А. Формирование математических представлений
[Текст]: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного
образования / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2009. - 208 с.
54. Шабалин, С. Н. Предметно-познавательные моменты в восприятии формы у дошкольников [Текст]: ученые записки ЛГПИ им А. И. Герцена / С. Н. Шабалин / отв., редактор С. Л. Рубинштейн. - Том XVIII. - Л.: - 1939.
55. Щербакова, Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е. Н. Щербакова. - М.: НПО «МОДЭК», 2005. - 395 с.
56. Эльконин, Д. Б. Детская психология. Электронная библиотека. [Электронный ресурс] - URL:http://psychlib.ru/(дата обращения: 14.10.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ