Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность экологического образования детей дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования 22
1.3 Теоретические обоснование педагогических условий для формирования знаний о природе дошкольного возраста 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 56
2.1. Диагностика сформированности знаний о природе у детей
дошкольников на начальном этапе 56
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования знаний о
природе у дошкольников 66
2.3. Анализ сформированности знаний о природе у дошкольников
на заключительном этапе исследования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 108
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность экологического образования детей дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования 22
1.3 Теоретические обоснование педагогических условий для формирования знаний о природе дошкольного возраста 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 56
2.1. Диагностика сформированности знаний о природе у детей
дошкольников на начальном этапе 56
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования знаний о
природе у дошкольников 66
2.3. Анализ сформированности знаний о природе у дошкольников
на заключительном этапе исследования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 108
Актуальность: В России с каждым годом усложняется экологическая ситуация, а характерные для нее проблемы становятся всё более масштабными. Экологи давно предупреждают об угрозе экологического бедствия, если не решать такие проблемы своевременно.
Учитывая сложившуюся в РФ ситуацию, начиная с 1994 г. Правительством РФ было принято ряд постановлений, способствующих повышению эффективности экологического образования и воспитания в РФ, была разработана Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России» (до 2010 г.), разработана и реализуется Концепция непрерывного экологического образования, первая ступень которого реализуется на этапе дошкольного возраста.
В целях привлечения внимания общественности к вопросам экологического развития Российской Федерации (далее - РФ), сохранения ее биоразнообразия и обеспечения экологической безопасности в России Указом Президента РФ В.В. Путина от 5января 2016 г. №7 [7] нынешний 2017 год объявлен Годом Экологии.
В числе главных задач Года Экологии формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у граждан РФ и развитие экологической ответственности всех слоёв общества. При этом целым рядом исследований отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказано, что такая позиция должна начинать формироваться в дошкольном возрасте в процессе экологического образования.
Степень разработанности проблемы: В работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожеца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Подъякова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других выдающихся российских ученных находится подтверждение тому, что становление ребенка как субъекта познания и деятельности начинается именно в дошкольном возрасте. При этом познавательная сфера представляет собой сложное образование, в котором большую роль играют основные три компонента - психические (познавательные) процессы, информация и отношение ребенка к ней, задачи развития, которых зависят от созданных в дошкольном учреждении педагогических условий формирования знаний.
В тоже время, несмотря на то, что вопросам организации экологического образования посвящены работы многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, в числе которых такие современные исследователи, как: М.В. Аргунова, В.М. Ворошилова, О.М. Газина, С.В. Кривых, О.Н. Лазерева, А.А. Макареня, Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, Н. А. Рыжова,В.Г. Фокина, Е.В. Шейнис, Г.А. Ягодин и иные, до настоящего времени вопрос о педагогических условиях, способствующих формированию знаний детей дошкольного возраста о природе исследован мало. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста исследовали Т.А. Маркова [25], С.Н. Аббасова [5] и немногие другие.
Однако пока не сложилось единое мнение в части перечня педагогических условий, эффективно способствующих формированию знаний о природе в процессе экологического образования дошкольников, их классификации, влиянии соответствующих групп таких компонентов данного перечня на эффективность усвоения дошкольниками знаний о природе, что объясняет актуальность темы настоящей выпускной работы.
Проблема исследования: Установить комплекс педагогических условий, который будет способствовать формированию знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования. Теоретически обосновать педагогические условия, формирования знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста, и опытно - поисковым путем подтвердить их эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выяснить сущность понятия «экологическое образование дошкольников», установив его цели и задачи;
- выявить особенности формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста;
- теоретически обосновать педагогические условия, способствующие формированию знаний о природе у дошкольников;
- опытно-поисковым путем подтвердить эффективность теоретически установленных педагогических условий, способствующих формированию знаний о природе у дошкольников в Муниципальном бюджетном детском образовательном учреждении детский сад «Сказка» п.г.т. Междуреченский.
Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование знаний природе у старших дошкольников будет эффективным если: внедрить детское экспериментирование и создать эколого-развивающую среду.
Структура: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и список.
Учитывая сложившуюся в РФ ситуацию, начиная с 1994 г. Правительством РФ было принято ряд постановлений, способствующих повышению эффективности экологического образования и воспитания в РФ, была разработана Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России» (до 2010 г.), разработана и реализуется Концепция непрерывного экологического образования, первая ступень которого реализуется на этапе дошкольного возраста.
В целях привлечения внимания общественности к вопросам экологического развития Российской Федерации (далее - РФ), сохранения ее биоразнообразия и обеспечения экологической безопасности в России Указом Президента РФ В.В. Путина от 5января 2016 г. №7 [7] нынешний 2017 год объявлен Годом Экологии.
В числе главных задач Года Экологии формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у граждан РФ и развитие экологической ответственности всех слоёв общества. При этом целым рядом исследований отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказано, что такая позиция должна начинать формироваться в дошкольном возрасте в процессе экологического образования.
Степень разработанности проблемы: В работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожеца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Подъякова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других выдающихся российских ученных находится подтверждение тому, что становление ребенка как субъекта познания и деятельности начинается именно в дошкольном возрасте. При этом познавательная сфера представляет собой сложное образование, в котором большую роль играют основные три компонента - психические (познавательные) процессы, информация и отношение ребенка к ней, задачи развития, которых зависят от созданных в дошкольном учреждении педагогических условий формирования знаний.
В тоже время, несмотря на то, что вопросам организации экологического образования посвящены работы многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, в числе которых такие современные исследователи, как: М.В. Аргунова, В.М. Ворошилова, О.М. Газина, С.В. Кривых, О.Н. Лазерева, А.А. Макареня, Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, Н. А. Рыжова,В.Г. Фокина, Е.В. Шейнис, Г.А. Ягодин и иные, до настоящего времени вопрос о педагогических условиях, способствующих формированию знаний детей дошкольного возраста о природе исследован мало. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста исследовали Т.А. Маркова [25], С.Н. Аббасова [5] и немногие другие.
Однако пока не сложилось единое мнение в части перечня педагогических условий, эффективно способствующих формированию знаний о природе в процессе экологического образования дошкольников, их классификации, влиянии соответствующих групп таких компонентов данного перечня на эффективность усвоения дошкольниками знаний о природе, что объясняет актуальность темы настоящей выпускной работы.
Проблема исследования: Установить комплекс педагогических условий, который будет способствовать формированию знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования. Теоретически обосновать педагогические условия, формирования знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста, и опытно - поисковым путем подтвердить их эффективность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выяснить сущность понятия «экологическое образование дошкольников», установив его цели и задачи;
- выявить особенности формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста;
- теоретически обосновать педагогические условия, способствующие формированию знаний о природе у дошкольников;
- опытно-поисковым путем подтвердить эффективность теоретически установленных педагогических условий, способствующих формированию знаний о природе у дошкольников в Муниципальном бюджетном детском образовательном учреждении детский сад «Сказка» п.г.т. Междуреченский.
Объект исследования: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование знаний природе у старших дошкольников будет эффективным если: внедрить детское экспериментирование и создать эколого-развивающую среду.
Структура: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и список.
В ходе решения задач, поставленных для достижения цели выпускной квалификационной работы, было установлено следующее:
1. На основании анализа литературы установлена сущность понятия экологического образования дошкольников, его целей и задач, а также элементов системы дошкольного экологического образования.
Мы выяснили, что для достижения цели дошкольного экологического образования необходима целостная его система, основанная на научно разработанных принципах создания экологических образовательных программ или комплексных образовательных программ с учетом требований ФГОС дошкольного образования. В нее входят такие компоненты, как: экологизация разных видов деятельности детей; экологическое просвещение их родителей; соответствующая подготовка и переподготовка педагогических кадров до необходимого уровня компетенции; экологизация познавательно-развивающей предметной среды; оценка окружающей детей среды, координация работы в данной сфере с другими специалистами ДОУ и учреждениями.
2. Особенность организации процесса формирования у дошкольников знаний о природе заключается в том, что он должен быть наглядным и проходить от деятельности к общему пониманию, а не наоборот. Воспитатель должен учитывать, возрастные особенности детей при организации знакомства дошкольников с природой и экологического воспитания.
В ходе образовательного процесса преподаватель (воспитатель) ДОУ должен использовать такие виды практической деятельности детей, которые представляют собой активные формы усвоения ими знаний о природе.
3. Анализ классификации педагогических условий формирования знаний дошкольников о природе, показал, что их условно можно разделить на следующие группы:
- программное обеспечение образовательного процесса и наполняющие процесс образования разнообразные формы обучения; методики; интересное и доступное для дошкольников содержание обучения;
- необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов и необходимый уровень экологической культуры родителей;
- эколого-развивающая среда с традиционными и нетрадиционными ее элементами.
Особую роль в перечне педагогических условий, способствующих формированию знаний о природе, играет эколого-развивающая среда и экспериментирование. Детское экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность дошкольников. Оно представляет собой ведущий функциональный механизм творчества ребенка.
4. В ходе опытно-поисковой деятельности в рамках главы 2 было установлено, что:
а) на начало 2016-2017 учебного года в соответствии с итогами диагностики в экспериментальной группе и контрольной группе были почти одинаковые уровни сформированности знаний их воспитанников о природе. Однако в течение учебного года в них по разному были созданы педагогические условия для формирования знаний дошкольников старшего возраста о природе. В экспериментальной группе в отличие от контрольной группы реализовывалась не только рабочая программа, разработанная на основе программы «От рождения до школы», но и дополнительная парциальная программа «Я - человек!». Кроме того, большое значение имеет, что 21 воспитанник (77,8 %) занимались в течение года и по дополнительной программе «Юный эколог», которой также предусмотрено занятие детей экспериментированием (таких ребят было только 9 (32,1 % от общей численности)).
Результаты итоговой диагностики по 7 заданиям свидетельствуют о том, что, хотя в обеих группах за учебный год повысился уровень сформированности знаний о природе у детей. Однако в экспериментальной группе результаты значительно лучше - основная численность ее воспитанников стала обладать высшим уровнем сформированности таких знаний.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что поставленные задачи для достижения цели ВКР разрешены, цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана.
Научная ценность ВКР заключается в том, что в результате опытно-поисковой работы было установлено, что организация экспериментирование в старших группах ДОУ, создание необходимой для этого эколого-развивающей среды и наличие высокого уровня профессиональной экологической компетентности воспитателей являются в числе иных педагогических условий наиболее эффективными для формирования знаний детей о природе. Практическая ценность дипломной работы заключается в том, что результаты исследования, проведенные в ее рамках, могут быть использованы в организации экологического образования других групп старших дошкольников, а также при организации повышения квалификации работников ДОУ.
1. На основании анализа литературы установлена сущность понятия экологического образования дошкольников, его целей и задач, а также элементов системы дошкольного экологического образования.
Мы выяснили, что для достижения цели дошкольного экологического образования необходима целостная его система, основанная на научно разработанных принципах создания экологических образовательных программ или комплексных образовательных программ с учетом требований ФГОС дошкольного образования. В нее входят такие компоненты, как: экологизация разных видов деятельности детей; экологическое просвещение их родителей; соответствующая подготовка и переподготовка педагогических кадров до необходимого уровня компетенции; экологизация познавательно-развивающей предметной среды; оценка окружающей детей среды, координация работы в данной сфере с другими специалистами ДОУ и учреждениями.
2. Особенность организации процесса формирования у дошкольников знаний о природе заключается в том, что он должен быть наглядным и проходить от деятельности к общему пониманию, а не наоборот. Воспитатель должен учитывать, возрастные особенности детей при организации знакомства дошкольников с природой и экологического воспитания.
В ходе образовательного процесса преподаватель (воспитатель) ДОУ должен использовать такие виды практической деятельности детей, которые представляют собой активные формы усвоения ими знаний о природе.
3. Анализ классификации педагогических условий формирования знаний дошкольников о природе, показал, что их условно можно разделить на следующие группы:
- программное обеспечение образовательного процесса и наполняющие процесс образования разнообразные формы обучения; методики; интересное и доступное для дошкольников содержание обучения;
- необходимый уровень профессиональной компетентности педагогов и необходимый уровень экологической культуры родителей;
- эколого-развивающая среда с традиционными и нетрадиционными ее элементами.
Особую роль в перечне педагогических условий, способствующих формированию знаний о природе, играет эколого-развивающая среда и экспериментирование. Детское экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность дошкольников. Оно представляет собой ведущий функциональный механизм творчества ребенка.
4. В ходе опытно-поисковой деятельности в рамках главы 2 было установлено, что:
а) на начало 2016-2017 учебного года в соответствии с итогами диагностики в экспериментальной группе и контрольной группе были почти одинаковые уровни сформированности знаний их воспитанников о природе. Однако в течение учебного года в них по разному были созданы педагогические условия для формирования знаний дошкольников старшего возраста о природе. В экспериментальной группе в отличие от контрольной группы реализовывалась не только рабочая программа, разработанная на основе программы «От рождения до школы», но и дополнительная парциальная программа «Я - человек!». Кроме того, большое значение имеет, что 21 воспитанник (77,8 %) занимались в течение года и по дополнительной программе «Юный эколог», которой также предусмотрено занятие детей экспериментированием (таких ребят было только 9 (32,1 % от общей численности)).
Результаты итоговой диагностики по 7 заданиям свидетельствуют о том, что, хотя в обеих группах за учебный год повысился уровень сформированности знаний о природе у детей. Однако в экспериментальной группе результаты значительно лучше - основная численность ее воспитанников стала обладать высшим уровнем сформированности таких знаний.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что поставленные задачи для достижения цели ВКР разрешены, цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана.
Научная ценность ВКР заключается в том, что в результате опытно-поисковой работы было установлено, что организация экспериментирование в старших группах ДОУ, создание необходимой для этого эколого-развивающей среды и наличие высокого уровня профессиональной экологической компетентности воспитателей являются в числе иных педагогических условий наиболее эффективными для формирования знаний детей о природе. Практическая ценность дипломной работы заключается в том, что результаты исследования, проведенные в ее рамках, могут быть использованы в организации экологического образования других групп старших дошкольников, а также при организации повышения квалификации работников ДОУ.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования знаний о живой природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования экологического отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017



