ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЦЕПЛЕННОГО
НАСЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Сцепленное наследование аутосомных генов 6
1.2. Наследование сцепленное с полом 9
1.2.1. Y-сцепленные заболевания 13
1.2.2. Х-сцепленные рецессивные заболевания 15
1.2.3. Х-сцепленные доминантные заболевания 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СЦЕПЛЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ В ШКОЛЕ (АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ) 20
ГЛАВА 3. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «СЦЕПЛЕННОЕ
НАСЛЕДОВАНИЕ» 26
3.1. Тематическое планирование элективного курса 27
3.2. План-конспект занятия по теме «Кроссинговер» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность данной работы, объясняется тем, что в настоящее время, несмотря на большой виток в развитии генетики и биологии в целом, изучение сцепленного наследования в школе до сих пор представляет собой трудность, которую необходимо преодолеть для решения различных учебных задач. В этой проблеме в первую очередь должна помочь педагогическая наука «Методика обучения и преподавания», которой нужно владеть любому учителю. Именно она помогает изучить трудные для понимания темы, преодолеть решения сложных практических задач, а так же отработать различные навыки посредством особых методических приемов и средств обучения. Сцепленное наследование - тема достаточно интересная и одновременно сложная, она требует особого внимания к себе, т.к. при ее изучении невозможно обойтись только теоретическим материалом, необходимо применение практических задач [21].
Гипотезой данной работы является разработка учебно-методических рекомендаций для более полного и качественного усвоения биологических знаний по теме «Сцепленное наследование», в связи с недостаточным уровнем подготовки учеников по данной теме при окончании школьного курса биологии в старших классах.
Целью выпускной квалификационной работы является: разработка элективного курса по теме «Сцепленное наследование».
Задачи:
• Рассмотреть теоретический материал по таким темам как: аутосомное и сцепленное с полом наследование, их особенности, законы Г. Менделя и теория Т. Моргана.
• Проанализировать учебно-методическую литературу по предмету школьного курса «Биология» в старших классах на тему «Сцепленное наследование».
• На основании проделанной работы разработать элективный курс для учеников старших классов на тему «Сцепленное наследование».
Объект: процесс биологического образования в школьном курсе биологии по теме «Сцепленное наследование».
Предмет: учебно-методические рекомендации для повышения качества знаний по теме «Сцепленное наследование».
В данной дипломной работе было рассмотрено несколько актуальных вопросов, на такие темы как методика преподавания биологии в старших классах, генетика, а в частности наследование, сцепленное с полом, изучен теоретический материал и подготовлена практическая часть в форме элективного курса для учащихся 10-11 классов на тему «Сцепленное наследование». На основании гипотезы и задач, поставленных в начале работы, были получены результаты:
• Рассмотрен теоретический материал о цитогенетических основах наследственного материала, его механизмах передачи, о явлении сцепления с аутосомами, опытах проводимых Т. Морганом для изучения этого вопроса. Так же изучен процесс кроссинговера, определение его частоты и момент возникновения явления в мейозе, биологическое значение и построение хромосомных карт на его основе. Хромосомная теория наследственности послужила итоговым и обобщающим моментом. Далее более детально было рассмотрено сцепленное с полом наследование, понятие пол, его разнообразие, моменты определения, признаки. Болезни сцепленные с полом, их диагностика, механизмы, причины, клиническая картина, терапия. Y-сцепленные заболевания, такие как олигоспермия или азооспермия, Х- сцепленные рецессивные заболевания: синдром Морриса; Х-сцепленные доминантные заболевания: Витамин D-резистентный рахит.
• Рассмотрены стандарты и требования к учебной литературе, типы и модели учебников, критерии оценивания. Проанализированы несколько учебников по биологии разной сложности, базового и углубленного уровней для учеников 10-11 классов. На основании этого выбрана наиболее подходящая программа и определенная линия авторов, по учебной литературе которых, возможно наиболее полное и детальное рассмотрение интересующей нас темы. Этим учебником является «Общая биология» под редакцией профессора Рувинского. Главной особенностью
данного учебника является системно-структурный метод представления материала, в него включены наиболее современные данные из биологического мира. Изложение материала ведется от обобщенной информации к частной, параграфы построены по подобной схеме. В нем достаточно объемно представлена вся необходимая для данной темы информация. Материал излагается глубоко, затрагивая вопросы, которые не раскрываются в учебниках базовых уровнях. Очень ясно объясняется хромосомная теория наследственности Т. Моргана, методы построения генетических карт и вопросы определения пола. Явным преимуществом данного учебника является наличие главы о компьютерных технологиях в биологии, в том числе и программы, затрагивающие темы генетики. Показаны примеры решения практических задач с помощью определенных программ. Дополнительным плюсом этого учебника является подача знаний с практической точки зрения. Иллюстрации, вопросы и задания так же полностью вписываются в каждую тему.
• В последней главе рассмотрены такие понятия как элективный
курс, его содержание, методика преподавания, которая включает в себя определенные приемы и средства, с помощью которых можно преподнести информацию ученикам более доступно. Разработан элективный курс на тему «Сцепленное наследование», представлены его цели и задачи, курс состоит он из 7 тем, которые рассчитаны на 10 часов, его тематическое планирование представлено на слайде. В нем рассматриваются темы, которым на уроках уделяется недостаточное внимание в связи с нехваткой учебных часов. Так же к элективному курсу идет несколько приложений, которые помогают отработать практические навыки по решению генетических задач. В реализации данного элективного курса используются различные методы обучения, их вы можете увидеть на слайде. Примером одного из занятий элективного курса является урок на тему «Генетические доказательства кроссинговера». К нему составлен подробный план-конспект, в котором учтены все обучающие, развивающие и воспитательные педагогические 40
задачи. К средствам и приемам обучения, используемым в данном уроке относятся: фронтальный опрос, при проверке домашнего задания на тему «Мейоз» для актуализации знаний и дальнейшего их использования, работа по карточкам (представлены на слайде) для контроля знаний, ведение словаря на протяжении всего элективного курса для записи новых биологических понятий. На следующем этапе урока идет зарисовка схемы кроссинговера, для визуализации данного процесса и лучшего представления, и способствует развитию творческих способностей ребенка. Так же мы изучили такое понятие как частота кроссинговера, была представлена формула, примеры вычисления частоты и на основании этого расчет расстояния между генами. Далее идет демонстрация учебного материала с помощью медиаресурсов, на занятии мы рассматриваем основные опыты, которые проводил Т. Морган. На этапе закрепления знаний - коллективное решение задач их представление на доске. Смена деятельности на протяжении всего занятия способствует большей вовлеченности в процесс обучения, что приносит положительные результаты в усвояемости материала, и меньшей вероятности того, что ребенок будет занят посторонними делами.
Целью данной дипломной работы является разработка учебно-методических рекомендаций для более полного и качественного усвоения биологических знаний по теме «Сцепленное наследование», в связи с недостаточным уровнем подготовки учеников по данной теме при окончании школьного курса биологии в старших классах. Результатом которой должно быть повышение, углубление и обобщение знаний, их активизация, увеличение навыков решения задач, развитие самостоятельности и творческих способностей учеников, а так же включение воспитательных моментов. Это способствует мотивации учащихся, повышению их интереса к предмету, умению переходить от теории к практике, нахождение межпредметных связей.
1. Антала Ф., Кайгер Дж., Современная генетика. Т.1. М.: Мир, 1998.
2. Бабынин Э. В. Молекулярный механизм гомологичной рекомбинации в мейозе: происхождение и биологическое значение. Хабаровск: Цитология, 2007.
3. Балашов В. П., Шеворокова Т. Н., Задачник по медицинской генетике. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1998.
4. Бекиш О. Я. Медицинская биология. Минск: Ураджай, 2000.
5. Гордиенко Н. В. Программа элективного курса «Решение задач по генетике». Стерлитамак, 2016.
6. Гусакова В. О., Думчева А. Г., Жукова Н. А., Казачкова Т. Б., Шавринова Е. Н., Щекина О. А. Воспитание и социализация учащихся (5¬9 классы): учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2015.
7. Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика: учебное пособие. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007.
8. Заяц Р. Г., Бутвиловский В. Э., Давыдов В. В., Рачковская И. В. Медицинская биология и общая генетика. Минск: Высшая школа, 2012.
9. Зятьков С. С. Болезни с х-сцепленным доминантным типом наследования. М.: международный студенческий научный вестник, 2016.
10. Иванов В. И., Барышникова Н. В., Билева Дж. С. Генетика. М.: Академкнига, 2007.
11. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции: учебник для студентов высших учебных заведений. СПб.: Изд-во Н-Л, 2010.
12. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Общая биология, 10-11 класс. М.: Дрофа, 2006.
13. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.,
Э. Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. Сборник нормативных документов. Биология. М.: Дрофа, 2006.
14. Карташова Н. С., Кулицкая Е. В. Методика преподавания биологии. Общая методика: учебно-методическое пособие для лабораторно¬практических занятий и самостоятельной работы студентов. М.: Директ- Медиа, 2015.
15. Клаг. У, Каммингс М. Основы генетики, М.: Техносфера, 2007.
16. Коряков Д. Е., Жимулев И. Ф. Хромосомы. Структура и функции. Новосибирск: Из-во СО РАН, 2009.
17. Крестьянинов В. Ю., Вайнер Г. Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов: Лицей, 1998.
18. Крюков В. И. Генетика, учебное пособие (сборник книг), Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2006.
19. Лавин Н. Эндокринология. М.: Практика, 1999.
20. Нахаева В. И. Практический курс общей генетики. М.: Флинта, 2011.
21. Нгуен Динь Ням. Формирование и развитие у учащихся генетических знаний в процессе обучения общей биологии в общеобразовательных школах Вьетнама. М.: МПУ, 1998.
22. Полянский Ю. И., Браун А. Д., Верзилин Н. М. и др. Общая биология. Учебник для 10-11 классов средней школы. М.: Просвещение, 2000.
23. Рувинский А. О. Общая биология для 10-11 класса школ с углубленным изучением биологии. М.: Просвещение, 1993.
24. Самин Д. Тайны живого. Сто великих научных открытий: хромосомная теория наследственности. М.: Вече - 2000, 2002.
25. Тимофеев-Ресовский Н. В. Генетика, эволюция, значение методологии в естествознании. Екатеринбург: Токмас-Пресс, 2009.
26. Шевченко В. А., Топорнина Н. А., Стволинская Н. С. Генетика человека: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
27. «Приказ от 5 марта 2004 года № 1089. Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (с изменениями на 23 июня 2015 года)»
28. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»
29. http: //www.nat-geo .ru/science