Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах

Работа №99004

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей
дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Методы и приемы формирования представлений о геометрических
фигурах у детей дошкольного возраста 11
1.3. Методика формирования представлений о геометрических фигурах у
детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностика начального уровня сформированности представлений о
геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 30
2.2. Реализация условия по формированию представлений о
геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста и оценка их эффективности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Актуальность исследования определяется приоритетными направлениями Национальной доктрины развития образования Российской Федерации, ФГОС ДО, которые объективно обусловливают поиск новых образовательных стратегий. Среди этих поисков важное место занимает проблема формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Знакомство детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры свойств, основных связей и закономерностей в их построении, то есть собственно геометрического материала. Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь абстрагировать форму от вещи ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур.
Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словам. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности.
Формирование и развитие у дошкольников представлений о геометрических фигурах является одной из задач математической подготовки дошкольников. Вопросами развития у детей представлений о форме занимались методисты, педагоги, психологи, в частности А. М. Леушина [43], Л. А. Венгер [19], А. К. Артемов [3], и многие другие.
И не случайно, ведь формирование представлений о форме является важной задачей сенсорного развития ребенка, а именно с сенсорики, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается умственное развитие ребенка.
Как отмечают многие авторы, А. М. Леушина [43], Л. И. Зайцева [34], и др., у детей дошкольного возраста наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов: чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому неточно определяют форму, не различают полностью форм овала и круга, прямоугольника и квадрата. В связи с этим актуальной является работа по формированию представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-поисковым путем апробировать условия по формированию у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах.
Объект исследования - процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) определить критерии сформированности представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста;
3) апробировать условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста;
4) провести сравнительный анализ сформированности представлений о геометрических фигурах.
Методы исследования. Для решения задач исследования, и достижения цели использованы общенаучные методы теоретического и эмпирического уровней познания: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за детьми, количественный и качественный анализ данных.
Теоретической основой данной работы послужили: анализ научных источников, современной методологической, психолого-педагогической и методической литературы таких авторов, как Л. А. Венгер, Е. И. Водопьянова, Е. Н. Мамаева, Л. Г. Петерсон, Л. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Е. И. Дьяченко, И. С. Якиманская и др.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической работе воспитателей дошкольных учебных заведений при формировании представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 63 комбинированного вида», воспитатель - А.Ю. Сорокина. Образовательно-воспитательный процесс осуществляется по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав (с выделенными параграфами внутри глав), заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема знакомства дошкольников с геометрическими фигурами и в классической, и в современной педагогике была и остается актуальной. Актуальность теоретического и практического изучения данной темы определяется малой изученностью проблемы развития представлений о геометрических фигурах у старшего дошкольника, а также условий их формирования.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи исследования.
Прежде всего, мы изучили изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. Теоретический анализ литературы показал, что формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов является важной частью математического развития дошкольников. Изучение психолого-педагогической литературы убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопросы организации процесса обучения детей дошкольного возраста с основами геометрии, разработки и внедрения инновационных технологий. На протяжении дошкольного возраста детей учат обследовать простую и сложную форму предметов, придерживаясь определенной последовательности: сначала выделять общие контуры и основную часть, затем - форму, пространственное положение, относительный размер других частей. Следует научить детей замечать не только сходство предметов, но и различия формы предмета от знакомой им геометрической формы. Это имеет большое значение для совершенствования изобразительной и других видов самостоятельной деятельности детей.
Наиболее эффективным процесс формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов будет при следующих педагогических условиях:
сочетание различных методов и приемов: наглядные методы и приемы, словесные - рассказывание, беседа, объяснение, пояснения.
- использование различных типов заданий по ознакомлению с формой предметов и геометрическими фигурами (задания на усвоение геометрических фигур, задания на изучение форм реальных предметов с геометрическими фигурами, задания на пространственный анализ составляющей формы и др.);
- проводить с детьми дидактические игры и дидактические игровые упражнения, основная цель которых - обеспечить упражнения детей в различении, выделении и назывании предметов, геометрических фигур.
- применение разнообразных видов наглядности - реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры.
- проведение систематической работы с родителями детей дошкольного возраста.
На основе проведенного теоретического исследования, мы проанализировали и провели исследование уровня сформированности представлений о форме и геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста. Опытно-поисковую работы мы проводили во второй младшей группе. Начальная диагностика показала, что у детей наблюдается сниженный уровень представлений о геометрических фигурах, дети путаются в названиях геометрических фигур, ошибаются при выполнении заданий.
На основе данных констатирующего этапа исследования мы составили систему работы по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста, которая включала методику введения детей в мир логико-математических представлений с помощью специальной серии обучающих логико-математических игр. В этих играх моделируются логические и математические конструкции, решаются следующие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у детей простых логических структур мышления и представлений о геометрических фигурах.
Сравнительный анализ начальной и итоговой диагностики показал наличие позитивных сдвигов в уровне развития представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста. Полученные в ходе контрольного этапа исследования данные свидетельствуют о результативности проведенной педагогической деятельности.
Задачи реализованы, цель достигнута.


1. Ардобицкая, К. И. Использование учебных игр на уроках математики [Текст] / К. И. Ардобицкая // Дошкольное воспитание. - 2011 - №1 - С. 29-35
2. Артемов, А. К. Интегрированная методика обучения математике и развивающее обучение школьников [Текст] / А. К. Артемов //Развивающее обучение математике. Межвузовский сборник научных статей. - Пенза: ПГПУ. - 1999. - С. 118-119
3. Артемов, А. К. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах [Текст] / А. К. Артемов, Н. Б. Истомина и др. / Под ред. Н. Б. Истоминой. - Московский департамент образования. — Москва-Воронеж, 1996. - 240 с.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
5. Баглаев, Н. И. Основные подходы к логико-математическому развитию дошкольников[Текст] / Н.И. Баглаев // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. С. 87-92
6. Белая, И. И. Без природы жизнь невозможна [Текст] / И. И. Белая // Детский сад. - июль, число 25-26. - 2014. - С. 9-15
7. Беленький, В. Экспериментирование - шаг к познанию [Текст] / В. Беленький // Дошкольное воспитание - 2007 - №5 - С. 7 - 10.
8. Блехер, Ф. Н. Счёт и число в детском саду. Методическое письмо. [Текст] / Ф. Н. Блехер- М.: 2013. С. 6-8
9. Богуславская, З. М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры [Текст] / З. М. Богуславская. М.: 2015. - 206 с.
10. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение. 2011. - 160 с.
11. Бондур, Н. Г., Пичугина М. А., Чурилова Т. Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока [Текст] / Н. Г. Бондур. Сургут, 2012. — 118 с.
12. Бочек, Е. А. Игра - соревнование «Если вместе, если дружно» [Текст] / Е.А. Бочек // Начальная школа. - 2013. № 1. С. 25-30
13. Будько, Т. С. Методические разработки конспектов комплексно-математических занятий для детей старшего дошкольного возраста[Текст] / Т. С. Будько. - Брест, 1996. - 520 с.
14. Вавилов, Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных [Текст] / Ю.П. Вавилов. - Ярославль 2010. - 122 с.
15. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста[Текст] / Л. А. Венгер, О.М.Дьяченко, - М.: Просвещение 2014. - 541 с.
16. Венгер, Л. А. Развитие мышления дошкольника [Текст] / Л. А. Венгер, В.С.Мухина. Дошкольное воспитание. - 2010. № 7 - 26 с.
17. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
18. Веретенникова, А. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой [Текст] / А. А. Веретенников - М .: Высшая школа. - 2012. - 365 с.
19. Волков, А. А. Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования [Текст] / А.А. Волков. Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 170 с.
20. Волкова, М. Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии [Текст] / М. Н. Волкова. Учебное пособие. - Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2007. 78 с.
21. Волкова, Ю. С., Скоромная В. М., Федиенко В. А. Ребенок и окружающей среды [Текст] / Ю. С. Волкова. - М .: Школа, 2009. - 64 с.
22. Воронцова, А. Б. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособ. Для учителя 1 кл. [Текст] / под ред. А. Б. Воронцова. / - М.: ВИТА - ПРЕСС, 2011 - 145 с.
23. Выготский, Л. С. Педагогическая психология[Текст] / Л. С. Выготский. - М.: 2013. - 870 с.
24. Грибакин, В. А. Современные информационные технологии, активное обучение и индивидуальный подход. Монография [Текст] / В. А. Грибакин, А. В. Алпатов, К. Б. Болдырев, А. Ю. Карчин, А. Э. Султанов - СПб. ВКА им. А.Ф. Можайского, 2012. - 117 с.
25. Губанова, Е. В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС[Текст] / Е. В. Губанова // «Управление начальной школой» №6, 2012. С. 78-85
26. Долинная, А. П. Организованная учебно-познавательная деятельность детей в дошкольном учреждении [Текст] / А. П. Долинная, А. В. Низковская // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. - 2010. - №7. - С. 14-26.
27. Дусавицкий, А. К., Кондратюк Е. М. и др. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению [Текст] / А. К. Дусавицкий, Е. М Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И Шилкунова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. — 288 с.
28. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева - М.: Просвещение 2013. - 113 с.
29. Зайцева, Л. И. Формирование математической компетентности старших дошкольников: метод. пособие [Текст] / Л. И. Зайцева. - Харьков: Веста: Ранок, 2008. - 160 с.
30. Игровая деятельность старших дошкольников [Текст] / УОПР. Н. Ф. Юрченко - Х.: Изд. группа «Основа», 2011. - 170 с.
31. Инновации и традиции в решении проблем модернизации современного образования: Материалы международной научно¬практической конференции (1-30 июня 2010 г.) - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010. - 180 с.
32. Кагарманова, А. И. История социальной педагогики[Текст] / А. И. Кагарманова. М. 2015. - 450 с.
33. Колесникова, Е. В. Математика для детей 6-7 лет: учебно - методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» [Текст] / Е. В. Колесникова. 3 - е изд., дополн. Ипрераб. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с.
34. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Том 2. Отдельные произведения Перевод с латинского В. Н. Ивановского, Д. Н. Королькова и Н. С. Терновского [Текст] / под редакцией, с вводными статьями и примечаниями А. А. Красновского. — Москва: Учпедгиз, 1939. - 112 с.
35. Корнеева, Г. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» [Текст] / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова; - М.: 2010. - 253 с.
36. Кот, Н. М. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по экологическому воспитанию [Текст] / Н.М. Кот // Детский сад. №45. - М., 2001. С. 25-28
37. Крутой, К. Л. Предметно-развивающая среда как фактор сопровождения деятельности детей[Текст] / К. Л. Крутой // Дошкольное образование. - 2008. - № 2. - С. 4 - 9.
38. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста[Текст] / А. М. Леушина М., Просвещение, 1974.- 368с.
39. Мамон, В. Г. Развитие логико-математической компетентности дошкольников с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша / В. Г. Мамон, И. А. Яблонская. А. Л. Половец [Текст] / В. Г. Мамон // Дошкольное учебное заведение. - 2009. - № 3. - С. 21-27.
40. Математика и математическое образование. Теория и практика[Текст] / под ред. А. В. Попова. Выпуск 9 Межвузовский сборник научных трудов, Выпуск 9 — Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2014. — 264 с.
41. Мацюк, Л. Г. Дидактические игры по математике в детском саду: Учебное методическое пособие[ Текст] / Мацюк Л. Г., Крушинская В. Д. - К.: Образование, 2012.
42. Миронов, А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС[Текст] / А. В. Миронов. Волгоград: Учитель, 2014. — 174 с.
43. Михайлова, З.А. Методы формирования элементарных математических представлений[Текст] / З. А. Михайлова //Дошкольное воспитание, 1988. - №2. - С. 26-30
44. Монтессори, М. Монтессори-материал[Текст] / М. Монтессори. М.: Мастер, 1992. — 55 с.
45. Программа «Из детства в отрочество» под ред. Т. Н. Дроновой, Л. Г. Голубевой [Текст] / Т. Н. Дронова, Л. Г. Голубева. М.: Просвещение, 2006. - 250 с.
46. Репкин, В. В. «Развивающее обучение как система» [Текст] / В. В.Репкин. Пособие для учителей, студентов пединститутов и работников народного образования. Выпуск 5. 2013. - 287 с.
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии[Текст] / С. Л. Рубинштейн СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
48. Самарина В. В. Система работы по внедрению технологии саморазвития [Текст] / В. В. Самарина. М. Монтессори в дошкольных учебных заведениях. - Тернополь: Странник, 2011. - 419 с.
49. Свириденко, С.А. Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения:
понятие, дидактические принципы, технологии [Текст] / Ведерникова Л.В. (отв. ред.) XXIII Ершовские чтения: Межвузовский сборник научных статей Часть первая Ишим: Изд-во Ишимского государственного педагогического института (ИГПИ) им. П.П. Ершова,
2013. С. 59-63
50. Столяр, А. А. Педагогика математики[Текст] / А. А. Столяр. - Минск, Вышэйшая школа, 1986. - 414 с.
51. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников[Текст] / Т. В. Тарунтаева. - М.: Просвещение 2012. - 37 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. -31с.
53. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.05.2017)
54. Фосс, А. Сущность математики [Текст] / А. Фосс. М.: Изд-во "Либроком", 2009. — 120 с.
55. Фребель, Ф. Детский сад перевёл с немецкого Я. Соколов. Текст
приведен по: История зарубежной дошкольной педагогики:
Хрестоматия: Учебное пособие [Текст] / сост. Н. Б. Мчелидзе и др. - 2¬е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
56. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие [Текст] / Е. И. Щербакова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ