Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой

Работа №99002

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 8
1.1. Сущность сенсорного развития 8
1.2. Задачи и содержание сенсорного развития детей дошкольного
возраста в современных образовательных программах ДОУ 15
1.3. Познание природы как средство сенсорного развития
детей дошкольного возраста 23
1.4. Педагогические условия сенсорного развития детей
дошкольного возраста посредством общения с природой 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ С ПРИРОДОЙ 38
2.1. Диагностика уровня сенсорного развития детей дошкольного
возраста 38
2.2. Реализация условий сенсорного развития детей средствами
ознакомления с природой 54
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 19

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день становится очевиден социальный запрос общества на всесторонне развитую личность, способную к правильному восприятию окружающего мира во всех его проявлениях:
Основа представлений выстраивается на непосредственном чувственном восприятии окружающего. На качество данных представлений, на их точность, отчетливость, полноту прямое влияние оказывает степень развития сенсорных процессов, обеспечивающих отражение действительности, иначе говоря, развитость ощущений и восприятий. Наиболее значимую роль чувственное познание играет в дошкольном детстве. А. П. Усовой отмечалось, что «9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления». Сенсорное развитие - условие эффективного овладения любой практической деятельностью, т.к. для преобладающей доли человеческих способностей характерна ярко выраженная сенсорная основа. Высоко технологичность современного производственного процесса требует от человека большой скорости и точности при распознавании множества сигналов, их оценке и контроле своей деятельности, а также функционирования механизмов. Научно-технический прогресс, стирание грани между умственным и физическим трудом требуют гармоничного сенсомоторного развития человека.
ФГОС ДО обозначена необходимость (в рамках раздела «познавательное развитие») формирования познавательных действий дошкольника, первичных представлений о свойствах «окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)». Отечественный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [69, с. 7]. Ребенок
дошкольного возраста видит окружающий мир «глазами и руками». Дошкольниками постоянно испытывается потребность действовать с предметами, играть с ними: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе). От уровня сенсорного развития ребенка, его способности слышать, видеть, осязать окружающее, умения оперировать этой информацией в значительной степени зависит, насколько успешным будет его физическое, умственное и эстетическое воспитание. С одной стороны, сенсорное развитие является фундаментом для общего умственного развития ребенка, с другой - имеет самостоятельное значение, так как от полноценного восприятия зависит успешность его обучения в детском саду и школе. Наиболее привлекательными для ребенка являются объекты и явления природы.
Природа способствует включению всех органов чувств ребенка: зрения, осязания, обоняния, слуха. Результаты проводимых учеными исследований доказывают эффективность природы как средства сенсорного развития ребенка, однако с каждым годом наблюдается отчуждение современного человека от природы, которое особенно ярко проявляется в больших городах, природе как средству сенсорного развития не уделяется должного внимания. У детей наблюдается несформированность культуры общения с природой, отсутствие такой потребности.
Степень разработанности проблемы исследования в научной литературе. Некоторые стороны проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста рассмотрены Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, А.В.Запорожца, А.П Усовой. Содержание данных работ отражает большей частью закономерности развития восприятия в онтогенезе. Отечественная система сенсорного воспитания разрабатывалась А.П.Усовой, Н.Саккулиной, а также другими исследователями. У истоков разработки теории восприятия в отечественной психологии стояли Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С.Рубинштейн, Л. Выготский, Б. Ананьев, А. Леонтьев. Непосредственно особенности сенсорного развития дошкольников через общение с природой приводятся в работах Е.В. Клюевой.
Несмотря на достаточное количество работ по сенсорному развитию детей дошкольного возраста, вопрос разработки педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой на сегодняшний день остается открытым.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой.
Анализ литературы и педагогической практики позволил выявить противоречие между значительной части времени, уделяемой сенсорному развитию детей дошкольного возраста в условиях современного ДОО и, как правило, стихийным усвоением материала, без последовательного педагогического руководства взрослых (в связи с чем, процесс сенсорного развития дошкольников характеризуется поверхностностью, неполноценностью).
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста посредством общения с природой.
Объектом исследования является процесс ознакомления детей с природой в ДОО, ориентированный на сенсорное развитие.
Предметом исследования являются педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста посредством общения с природой.
Задачи исследования.
1. Исследовать сущность сенсорного развития детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть познание природы как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста.
3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия сенсорного развития детей в процессе ознакомления с природой.
Для решения выше поставленных задач, были использовали следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого¬педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, диагностика, беседа) и методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Теоретико-методологической основой исследования являются: теоретико-методологические и содержательные аспекты (Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Н. Поддъяков, А.В. Запорожец), подход к определению сенсорного развития (С.А. Козлова, Т.А. Куликова); концепции использования общения с природой в качестве средства сенсорного развития детей (П.Н. Саморукова, Е.В. Клюева); подход к определению основных свойств восприятия (Г.А. Урунтаева).
Базой экспериментально-практического исследования является МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115 г. Екатеринбурга.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, общение с природой является уникальным средством сенсорного развития детей. Дети имеют возможность с помощью органов чувств воспринимать многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, пространственное расположение. Выяснилось, что в комплекс педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста посредством общения с природой, в первую очередь следует включить формирование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей сенсорному развитию воспитанников, дидактические игры и наблюдения, а также повышение уровня компетентности педагогов в области сенсорного развития дошкольников и взаимодействие с родителями по вопросам сенсорного развития.
Результаты первичного исследования показали, что значительная часть старших дошкольников обладают низким уровнем сенсорного развития, слабо владеют действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами, обладают низким уровнем развития сенсорных способностей, не знают многих названий геометрических форм, не различают их в окружающем мире.
В процессе диагностирования нами был выявлен ряд проблем в области сенсорного развития старших дошкольников, а именно: затруднения при восприятии визуальных образов; недостаточный уровень владения действиями соотнесения эталонов с реальными предметами; низкий уровень развития тактильного восприятия.
Результаты проведенного на констатирующем этапе исследования свидетельствуют о необходимости реализации эффективных педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой. В связи с этим была проведена работа по сенсорному развитию старших дошкольников через общение с природой. На протяжении формирующего этапа исследования соблюдались правила обследования детьми предметов: дети учились мысленно делить предмет на основные части и выделять основные признаки предмета (форму, величину, цвет и т.д.), учились воспринимать целостный облик предмета, обучались пространственному соотнесению частей предмета друг с другом. Работа велась по трем направлениям: повышение уровня компетентности педагогов в области сенсорного развития; мероприятия со старшими дошкольниками; взаимодействие с родителями.
Результаты повторного исследования показали, что преобладающая часть старших дошкольников обладают средним и высоким уровнем сенсорного развития. Высоким уровнем развития сенсорных способностей обладают старшие дошкольники которые имеют четкое представление об эталонах формы, способны соотнести эталон с реальными предметами, различает форму окружающих предметов, знают названия геометрических форм, имеют четкие представления о параметрах величины и градации предметов по этим параметрам, обладают адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Кроме того, старшие дошкольники демонстрируют четкое знание основных цветов, высокий уровень слухового восприятия, умения узнавать неречевые звуки, а также высокий уровень тактильного восприятия. Следовательно, в комплекс педагогических условий сенсорного развития старших дошкольников посредством общения с природой целесообразно включать: формирование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей сенсорному развитию воспитанников, дидактических игр и наблюдений, экспериментов, а также повышение уровня компетентности педагогов в области сенсорного развития дошкольников, взаимодействия с родителями по вопросам сенсорного развития. Также важно чтобы в процессе обследования предметов в природе педагогом обращалось внимание на соблюдение правил обследования детьми предметов.



1. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б. Г. Ананьев ; отв. ред. А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова. - М. : Наука. 2001. - 277 с.
2. Бердник, С. В. Сотрудничество педагога с семьей в процессе развития сенсорных представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / С. В. Бердник, А. Н. Ганичева // Дошкольное образование в современном мире: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы межрегион. науч.- практ. конф., 3 дек. 2015 г., Москва / Моск. город. пед. ун-т. - М., 2016. - С. 57-61.
3. Богомолова, М. И. Развитие сенсорного воспитания в отечественной педагогике 40-60-х годов ХХ в. [Электронный ресурс] / М. И. Богомолова // Научное мнение. - 2013. - № 11. - С. 193-198. - URL : https://elibrary.ru/- item.asp?id=20928927(дата обращения: 11.03.2017).
4. Бондаренко, Н. Н. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Текст] / Н. Н. Бондаренко // Ребенок в дет. саду. - 2012. - № 4. - С. 39-45.
5. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст] : монография / Н. М. Борытко ; науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград : Перемена, 2001. - 181 с.
6. Васина, О. В. Средства и методы сенсорного развития детей [Электронный ресурс] / О. В. Васина // Проблемы теории и практики психологии развития : материалы IV регион. науч.-практ. конф. / Твер. гос. ун-т ; отв. ред. О. О. Гонина. - Тверь, 2017. - С. 30-31. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=28043043(дата обращения: 18.03.2017).
7. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры. От рождения до 6 лет . [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер ; под ред. Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с.
8. Венгер, Л. А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве [Текст] / Л. А. Венгер // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / под ред.
А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. - М., 1965. - С. 81-159.
9. Веракса, Н. Е. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст] : пособие для педагогов дошкол. учреждений / Н. Е. Веракса. - М. : Мозаика- Синтез, 2008. - 112 с.
10. Волкова, Т. И. Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника [Электронный ресурс] / Т. И. Волкова // Молодой ученый. - 2014. - № 14. - С. 279-281. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=21957227(дата обращения: 11.03.2017).
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выгот-ский. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 6 : Научное наследство. - 400 с.
12. Голованова, Т. Н. Особенности развития чувственного познания мира у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т. Н. Головано¬ва // Психология и психотехника. - 2016. - № 1. - С. 73-81. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=26164727(дата обращения: 21.02.2017).
13. Гордеева, Д. С. Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] /
Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 46-54.
14. Детство [Текст] : программа развития и воспитания детей в дет. саду / В. И. Логинова [и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; под ред. Т. И. Бабаевой [и др.]. - СПб. : Акцидент, 1997. - 224 с.
15. Запорожец, А. В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем дошкольном возрасте [Текст] / А. В. Запорожец // Сенсорное воспитание дошкольников : сб. ст. / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1963. - С. 30-56.
16. Запорожец, А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве [Текст] / А. В. Запорожец // Запорожец А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. / А. В. Запорожец. - М., 1986. -Т. 1. - С. 91-99.
17. Захарова, О. Волшебная сенсорная комната [Текст] / О. Захарова, Е. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 12. - С. 67-70.
18. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 31-34.
19. Зенина, Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными [Текст] : учеб. пособие / Т. Н. Зенина. - М. : Пед. о-во России, 2007. - 64 с.
20. Каипкулова, Л. Р. Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте в рамках ФГОС [Текст] / Л. Р. Каипкулова // Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях : материалы III Всерос. науч.-практ. конф., март 2015 г. / Башкир. гос. ун-т. - Сибай. 2015. - С. 163-165.
21. Карапетян, А. М. Сенсорное развитие дошкольников
[[Электронный ресурс] / А. М. Карапетян // Новое слово в науке:
перспективы развития. - 2014. - № 2. - С. 57-59. - URL :
https://elibrary.ru/item.asp?id=24920101(дата обращения: 22.01.2017).
22. Киселева, М. Н. Значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М. Н. Киселева // Проблемы педагогики. - 2017. - № 3. - С. 14-17. - URL : https://elibrary.ru/- item.asp?id=28789878(дата обращения: 22.01.2017).
23. Клюева, Е. В. Природа как средство формирования у старших дошкольников представлений о сенсорных эталонах [Текст] / Е. В. Клюева // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 60-65.
24. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2004. - 416 с.
25. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в 2 т. / Я. А. Коменский. - М : Педагогика, 1982. - Т. 1 : Великая дидактика. - 308 с..
26. Корзакова, Е. И. Труд в природе [Электронный ресурс] /
Е. И. Корзакова // Сенсорное воспитание в детском саду : пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина [и др.] ; под ред. Н. Н. Поддьякова,
В. Н. Аванесовой. - М., 1981. - URL : http://izbakurnog.ru/vospitanie/-
item/f00/s00/z0000007/st009.shtml. (дата обращения: 22.04.2017).
27. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2001. - 511 с.
28. Мандыякова, И. Н. Влияние сенсорного воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста [Текст] / И. Н. Мандыякова // Наука и образование : сб. тр. X Регион. науч. конф. / Кемеров гос. ун-т. - Белово, 2015. - С. 234-235.
29. Маневцова, Л. М. Несложные опыты, знакомящие детей с природой [Текст] / Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова // Мир природы и ребенок : методика экол. воспитания дошкольников : учеб. пособие для пед. училищ / под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб., 1998. - С. 74-87.
30. Мелехина, И. В. Сенсорное развитие - фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] / И. В. Мелехина // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф., декабрь 2014 г., г. Санкт-Петербург. - СПб., 2014. - С. 136-139.
31. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] : учеб. пособие для пед. училищ / Л. А. Каменева [и др.] ; под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1991. - 240 с.
32. Монтессори, М. Дети - другие [Текст] / М. Монтессори ; пер. с фр. Н. Нефедова. - М. : Карапуз, 2004. - 336 с.
33. Монтессори, М. Мой метод. Начальное обучение [Текст] / М. Монтессори ; пер. с фр. Л. Печатникова. - М. : АСТ : Астрель, 2010. - 268 с.
34. Морозова, О. В. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание [Текст] / О. В. Морозова, Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 5. - С. 54-55.
35. Никулина, К. А. Природа как средство сенсорного воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / К. А, Никулина // Молодой ученый. - 2017. - № 20. - С. 456-459. -URL : https://moluch.ru/archive/- 154/43520/ (дата обращения: 11.03.2017).
36. Новосельцева, Т. Ф. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / Т. Ф. Новосельцева, Л. А. Дубовицкая, Н. Н. Голоднева ; Ин-т развития образования. - Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2009. - 94 с.
37. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] /
С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Азъ, 2013. - 865 с.
38. От рождения до школы [Текст] : пример. общеобразоват. программа дошкол. образования / Н. А. Арапова-Пискарева [и др.] ; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез,
2014. - 361 с.
39. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Междунар. пед. акад., 1994. - 680 с.
40. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада / Э. Г. Пилюгина. - М. : Сфера. 2009. - 85 с.
41. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша: игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста [Текст] : кн. для воспитателей дет. сала и родителей / Э. Г. Пилюгина. - М. : Учеб. лит. : Просвещение, 1996. - 112 с.
42. Платонова, Т. Е. Содержание сенсорного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Е. Платонова, Г. А. Коровникова // Психолого-педагогическое образование в вузе: прошлое, настоящее, буду¬щее : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Ульянов. гос. пед. ун-т им И. Н. Ульянова ; отв. ред. М. М. Силакова. - Ульяновск, 2014. - С. 126-131.
43. Плеханов, А. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / А. Плеханов, О. Морозова, М, Манасеина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. - С. 31-35.
44. Поддъяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Н. Н. Поддьяков. - М. : Просвещение, 1981. - 260 с.
45. Полякова, А. А. Наблюдение и экспериментирование как методы сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. А. Полякова // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 66-72.
46. Поляшова, Н. В. Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. В. Поляшова, Е. В. Утки¬на // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2015. - № 2. - С. 195-197. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=24293205(дата обращения: 18.03.2017).
47. Пороцкая, Е. Л. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей [Текст] / Е. Л. Пороцкая // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 2. - С. 42-46.
48. Радуга [Текст] : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. Н. Доронова [и др.] ; сост. Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с.
49. Развитие [Текст] : пример. основ. общеобразоват. программа дошкол. образования / Л. А. Венгер [и др.] ; под ред. А. И. Булычевой. - М. : Развитие, 2015. - 168 с.
50. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. для вузов / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер. 2016. - 712 с.
51. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] : метод. указ. / под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова. - М. : Просвещение, 1969. - 176 с.
52. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов [Электронный ресурс] / Н. С. Бабиева [и др.] // Перспективы науки. - 2016. - № 2 (77). - С. 64-67. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=25869159(дата обращения: 18.03.2017)
53. Смирнова, Н. В. Роль экологических представлений в сенсорном развитии детей раннего возраста [Текст] / Н. В. Смирнова // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф., февраль 2013 г. г. Чита. - Чита, 2013. - С. 59-61.
54. Соколова, Л. С. Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте и его значение в условиях ФГОС ДО [Текст] / Л. С. Соколова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 4. - С. 156-158.
55. Соловьева, О. Н. Сенсорное развитие дошкольников [Электронный ресурс] / О. Н. Соловьева // Наука и современность. - 2012. - № 17. - С. 138-142. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=20867229(дата обращения: 18.04.2017)
56. Сумнительный, К. Е. Домашняя школа Монтессори [Текст] : сенсор. развитие : для детей дошкол. возраста / К. Е. Сумнительный. - М. : Карапуз, 2014. - 64 с.
57. Суриф, Е. А. Педагогическая технология коррекции сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения с использованием LEGO- конструктора [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. А Суриф ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 166 с.
58. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1981. - 159 с.
59. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа [Текст] : логопед. тетрадь / Т. А. Ткаченко.. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 32 с.
60. Трохина, Г. Г. Наблюдение на прогулке [Текст] / Г. Г. Трохина // Воспитатель. дошкольного образовательного учреждения. - 2007. - № 1. - С. 41-43.
61. Угрюмова, С. Г. Педагогические условия сенсорного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / С. Г. Угрюмова // Научные исследования и разработки студентов : материалы III Междунар. студен. науч.-практ. конф., 31 март 2017 г., Чебоксары / отв. рр. О. Н. Широков. - Чебоксары, 2017. - С. 59-62.
62. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2001. - 336 с.
63. Усова, А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] / А. П. Усова, А. В. Запорожец // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / В. Н. Аванесова [и др.] ; под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. - М., 1965. - С. 165-172.
64. Уфимцева, А. Д. Проблемы восприятия окружающей действитель-ности дошкольниками [Текст] / А. Д. Уфимцева. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та. 2007. - 211 с.
65. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М. : Сфера, 2015. - 96 с.
66. Хохрякова, Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ю. М. Хохрякова. - М. : Сфера, 2014. - 128 с.
67. Шарафутдинова, Г. Г. О роли сенсорного развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Г. Г. Шарафутдинова, Ю. Р. Лысенко // Современные тенденции развития науки и технологий. -
2015. - № 8. - С. 142-144. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=25025036(дата обращения: 22.01.2017).
68. Шутова, Л. А. Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Шутова // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 6. - С. 59-61.
69. Щелованов, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. В. Щелованов. - М. : Знание, 1954. - 32 с.
70. Янушенко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года [Текст] : метод. пособие для воспитателей / Е. А. Янушенко. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 68 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ