Педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 8
1.1. Сущность сенсорного развития 8
1.2. Задачи и содержание сенсорного развития детей дошкольного
возраста в современных образовательных программах ДОУ 15
1.3. Познание природы как средство сенсорного развития
детей дошкольного возраста 23
1.4. Педагогические условия сенсорного развития детей
дошкольного возраста посредством общения с природой 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ С ПРИРОДОЙ 38
2.1. Диагностика уровня сенсорного развития детей дошкольного
возраста 38
2.2. Реализация условий сенсорного развития детей средствами
ознакомления с природой 54
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 19
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 8
1.1. Сущность сенсорного развития 8
1.2. Задачи и содержание сенсорного развития детей дошкольного
возраста в современных образовательных программах ДОУ 15
1.3. Познание природы как средство сенсорного развития
детей дошкольного возраста 23
1.4. Педагогические условия сенсорного развития детей
дошкольного возраста посредством общения с природой 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ С ПРИРОДОЙ 38
2.1. Диагностика уровня сенсорного развития детей дошкольного
возраста 38
2.2. Реализация условий сенсорного развития детей средствами
ознакомления с природой 54
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 19
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день становится очевиден социальный запрос общества на всесторонне развитую личность, способную к правильному восприятию окружающего мира во всех его проявлениях:
Основа представлений выстраивается на непосредственном чувственном восприятии окружающего. На качество данных представлений, на их точность, отчетливость, полноту прямое влияние оказывает степень развития сенсорных процессов, обеспечивающих отражение действительности, иначе говоря, развитость ощущений и восприятий. Наиболее значимую роль чувственное познание играет в дошкольном детстве. А. П. Усовой отмечалось, что «9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления». Сенсорное развитие - условие эффективного овладения любой практической деятельностью, т.к. для преобладающей доли человеческих способностей характерна ярко выраженная сенсорная основа. Высоко технологичность современного производственного процесса требует от человека большой скорости и точности при распознавании множества сигналов, их оценке и контроле своей деятельности, а также функционирования механизмов. Научно-технический прогресс, стирание грани между умственным и физическим трудом требуют гармоничного сенсомоторного развития человека.
ФГОС ДО обозначена необходимость (в рамках раздела «познавательное развитие») формирования познавательных действий дошкольника, первичных представлений о свойствах «окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)». Отечественный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [69, с. 7]. Ребенок
дошкольного возраста видит окружающий мир «глазами и руками». Дошкольниками постоянно испытывается потребность действовать с предметами, играть с ними: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе). От уровня сенсорного развития ребенка, его способности слышать, видеть, осязать окружающее, умения оперировать этой информацией в значительной степени зависит, насколько успешным будет его физическое, умственное и эстетическое воспитание. С одной стороны, сенсорное развитие является фундаментом для общего умственного развития ребенка, с другой - имеет самостоятельное значение, так как от полноценного восприятия зависит успешность его обучения в детском саду и школе. Наиболее привлекательными для ребенка являются объекты и явления природы.
Природа способствует включению всех органов чувств ребенка: зрения, осязания, обоняния, слуха. Результаты проводимых учеными исследований доказывают эффективность природы как средства сенсорного развития ребенка, однако с каждым годом наблюдается отчуждение современного человека от природы, которое особенно ярко проявляется в больших городах, природе как средству сенсорного развития не уделяется должного внимания. У детей наблюдается несформированность культуры общения с природой, отсутствие такой потребности.
Степень разработанности проблемы исследования в научной литературе. Некоторые стороны проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста рассмотрены Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, А.В.Запорожца, А.П Усовой. Содержание данных работ отражает большей частью закономерности развития восприятия в онтогенезе. Отечественная система сенсорного воспитания разрабатывалась А.П.Усовой, Н.Саккулиной, а также другими исследователями. У истоков разработки теории восприятия в отечественной психологии стояли Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С.Рубинштейн, Л. Выготский, Б. Ананьев, А. Леонтьев. Непосредственно особенности сенсорного развития дошкольников через общение с природой приводятся в работах Е.В. Клюевой.
Несмотря на достаточное количество работ по сенсорному развитию детей дошкольного возраста, вопрос разработки педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой на сегодняшний день остается открытым.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой.
Анализ литературы и педагогической практики позволил выявить противоречие между значительной части времени, уделяемой сенсорному развитию детей дошкольного возраста в условиях современного ДОО и, как правило, стихийным усвоением материала, без последовательного педагогического руководства взрослых (в связи с чем, процесс сенсорного развития дошкольников характеризуется поверхностностью, неполноценностью).
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста посредством общения с природой.
Объектом исследования является процесс ознакомления детей с природой в ДОО, ориентированный на сенсорное развитие.
Предметом исследования являются педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста посредством общения с природой.
Задачи исследования.
1. Исследовать сущность сенсорного развития детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть познание природы как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста.
3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия сенсорного развития детей в процессе ознакомления с природой.
Для решения выше поставленных задач, были использовали следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого¬педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, диагностика, беседа) и методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Теоретико-методологической основой исследования являются: теоретико-методологические и содержательные аспекты (Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Н. Поддъяков, А.В. Запорожец), подход к определению сенсорного развития (С.А. Козлова, Т.А. Куликова); концепции использования общения с природой в качестве средства сенсорного развития детей (П.Н. Саморукова, Е.В. Клюева); подход к определению основных свойств восприятия (Г.А. Урунтаева).
Базой экспериментально-практического исследования является МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115 г. Екатеринбурга.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Основа представлений выстраивается на непосредственном чувственном восприятии окружающего. На качество данных представлений, на их точность, отчетливость, полноту прямое влияние оказывает степень развития сенсорных процессов, обеспечивающих отражение действительности, иначе говоря, развитость ощущений и восприятий. Наиболее значимую роль чувственное познание играет в дошкольном детстве. А. П. Усовой отмечалось, что «9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного и младшего школьного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления». Сенсорное развитие - условие эффективного овладения любой практической деятельностью, т.к. для преобладающей доли человеческих способностей характерна ярко выраженная сенсорная основа. Высоко технологичность современного производственного процесса требует от человека большой скорости и точности при распознавании множества сигналов, их оценке и контроле своей деятельности, а также функционирования механизмов. Научно-технический прогресс, стирание грани между умственным и физическим трудом требуют гармоничного сенсомоторного развития человека.
ФГОС ДО обозначена необходимость (в рамках раздела «познавательное развитие») формирования познавательных действий дошкольника, первичных представлений о свойствах «окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)». Отечественный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [69, с. 7]. Ребенок
дошкольного возраста видит окружающий мир «глазами и руками». Дошкольниками постоянно испытывается потребность действовать с предметами, играть с ними: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе). От уровня сенсорного развития ребенка, его способности слышать, видеть, осязать окружающее, умения оперировать этой информацией в значительной степени зависит, насколько успешным будет его физическое, умственное и эстетическое воспитание. С одной стороны, сенсорное развитие является фундаментом для общего умственного развития ребенка, с другой - имеет самостоятельное значение, так как от полноценного восприятия зависит успешность его обучения в детском саду и школе. Наиболее привлекательными для ребенка являются объекты и явления природы.
Природа способствует включению всех органов чувств ребенка: зрения, осязания, обоняния, слуха. Результаты проводимых учеными исследований доказывают эффективность природы как средства сенсорного развития ребенка, однако с каждым годом наблюдается отчуждение современного человека от природы, которое особенно ярко проявляется в больших городах, природе как средству сенсорного развития не уделяется должного внимания. У детей наблюдается несформированность культуры общения с природой, отсутствие такой потребности.
Степень разработанности проблемы исследования в научной литературе. Некоторые стороны проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста рассмотрены Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, А.В.Запорожца, А.П Усовой. Содержание данных работ отражает большей частью закономерности развития восприятия в онтогенезе. Отечественная система сенсорного воспитания разрабатывалась А.П.Усовой, Н.Саккулиной, а также другими исследователями. У истоков разработки теории восприятия в отечественной психологии стояли Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С.Рубинштейн, Л. Выготский, Б. Ананьев, А. Леонтьев. Непосредственно особенности сенсорного развития дошкольников через общение с природой приводятся в работах Е.В. Клюевой.
Несмотря на достаточное количество работ по сенсорному развитию детей дошкольного возраста, вопрос разработки педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой на сегодняшний день остается открытым.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой.
Анализ литературы и педагогической практики позволил выявить противоречие между значительной части времени, уделяемой сенсорному развитию детей дошкольного возраста в условиях современного ДОО и, как правило, стихийным усвоением материала, без последовательного педагогического руководства взрослых (в связи с чем, процесс сенсорного развития дошкольников характеризуется поверхностностью, неполноценностью).
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста посредством общения с природой.
Объектом исследования является процесс ознакомления детей с природой в ДОО, ориентированный на сенсорное развитие.
Предметом исследования являются педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста посредством общения с природой.
Задачи исследования.
1. Исследовать сущность сенсорного развития детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть познание природы как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста.
3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия сенсорного развития детей в процессе ознакомления с природой.
Для решения выше поставленных задач, были использовали следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого¬педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, диагностика, беседа) и методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Теоретико-методологической основой исследования являются: теоретико-методологические и содержательные аспекты (Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Н. Поддъяков, А.В. Запорожец), подход к определению сенсорного развития (С.А. Козлова, Т.А. Куликова); концепции использования общения с природой в качестве средства сенсорного развития детей (П.Н. Саморукова, Е.В. Клюева); подход к определению основных свойств восприятия (Г.А. Урунтаева).
Базой экспериментально-практического исследования является МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 115 г. Екатеринбурга.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, общение с природой является уникальным средством сенсорного развития детей. Дети имеют возможность с помощью органов чувств воспринимать многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, пространственное расположение. Выяснилось, что в комплекс педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста посредством общения с природой, в первую очередь следует включить формирование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей сенсорному развитию воспитанников, дидактические игры и наблюдения, а также повышение уровня компетентности педагогов в области сенсорного развития дошкольников и взаимодействие с родителями по вопросам сенсорного развития.
Результаты первичного исследования показали, что значительная часть старших дошкольников обладают низким уровнем сенсорного развития, слабо владеют действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами, обладают низким уровнем развития сенсорных способностей, не знают многих названий геометрических форм, не различают их в окружающем мире.
В процессе диагностирования нами был выявлен ряд проблем в области сенсорного развития старших дошкольников, а именно: затруднения при восприятии визуальных образов; недостаточный уровень владения действиями соотнесения эталонов с реальными предметами; низкий уровень развития тактильного восприятия.
Результаты проведенного на констатирующем этапе исследования свидетельствуют о необходимости реализации эффективных педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой. В связи с этим была проведена работа по сенсорному развитию старших дошкольников через общение с природой. На протяжении формирующего этапа исследования соблюдались правила обследования детьми предметов: дети учились мысленно делить предмет на основные части и выделять основные признаки предмета (форму, величину, цвет и т.д.), учились воспринимать целостный облик предмета, обучались пространственному соотнесению частей предмета друг с другом. Работа велась по трем направлениям: повышение уровня компетентности педагогов в области сенсорного развития; мероприятия со старшими дошкольниками; взаимодействие с родителями.
Результаты повторного исследования показали, что преобладающая часть старших дошкольников обладают средним и высоким уровнем сенсорного развития. Высоким уровнем развития сенсорных способностей обладают старшие дошкольники которые имеют четкое представление об эталонах формы, способны соотнести эталон с реальными предметами, различает форму окружающих предметов, знают названия геометрических форм, имеют четкие представления о параметрах величины и градации предметов по этим параметрам, обладают адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Кроме того, старшие дошкольники демонстрируют четкое знание основных цветов, высокий уровень слухового восприятия, умения узнавать неречевые звуки, а также высокий уровень тактильного восприятия. Следовательно, в комплекс педагогических условий сенсорного развития старших дошкольников посредством общения с природой целесообразно включать: формирование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей сенсорному развитию воспитанников, дидактических игр и наблюдений, экспериментов, а также повышение уровня компетентности педагогов в области сенсорного развития дошкольников, взаимодействия с родителями по вопросам сенсорного развития. Также важно чтобы в процессе обследования предметов в природе педагогом обращалось внимание на соблюдение правил обследования детьми предметов.
Результаты первичного исследования показали, что значительная часть старших дошкольников обладают низким уровнем сенсорного развития, слабо владеют действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами, обладают низким уровнем развития сенсорных способностей, не знают многих названий геометрических форм, не различают их в окружающем мире.
В процессе диагностирования нами был выявлен ряд проблем в области сенсорного развития старших дошкольников, а именно: затруднения при восприятии визуальных образов; недостаточный уровень владения действиями соотнесения эталонов с реальными предметами; низкий уровень развития тактильного восприятия.
Результаты проведенного на констатирующем этапе исследования свидетельствуют о необходимости реализации эффективных педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой. В связи с этим была проведена работа по сенсорному развитию старших дошкольников через общение с природой. На протяжении формирующего этапа исследования соблюдались правила обследования детьми предметов: дети учились мысленно делить предмет на основные части и выделять основные признаки предмета (форму, величину, цвет и т.д.), учились воспринимать целостный облик предмета, обучались пространственному соотнесению частей предмета друг с другом. Работа велась по трем направлениям: повышение уровня компетентности педагогов в области сенсорного развития; мероприятия со старшими дошкольниками; взаимодействие с родителями.
Результаты повторного исследования показали, что преобладающая часть старших дошкольников обладают средним и высоким уровнем сенсорного развития. Высоким уровнем развития сенсорных способностей обладают старшие дошкольники которые имеют четкое представление об эталонах формы, способны соотнести эталон с реальными предметами, различает форму окружающих предметов, знают названия геометрических форм, имеют четкие представления о параметрах величины и градации предметов по этим параметрам, обладают адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Кроме того, старшие дошкольники демонстрируют четкое знание основных цветов, высокий уровень слухового восприятия, умения узнавать неречевые звуки, а также высокий уровень тактильного восприятия. Следовательно, в комплекс педагогических условий сенсорного развития старших дошкольников посредством общения с природой целесообразно включать: формирование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей сенсорному развитию воспитанников, дидактических игр и наблюдений, экспериментов, а также повышение уровня компетентности педагогов в области сенсорного развития дошкольников, взаимодействия с родителями по вопросам сенсорного развития. Также важно чтобы в процессе обследования предметов в природе педагогом обращалось внимание на соблюдение правил обследования детьми предметов.
Подобные работы
- Педагогические условия развития сенсорной культуры детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия развития сенсорной культуры детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - Эмоциональное отношение к природе детей дошкольного возраста (Психология и педагогика)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - Особенности когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами танцевальной терапии
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Управление экологизацией предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



