Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин

Работа №99001

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема формирования измерительных умений при изучении
величин у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Психологические особенности формирования измерительных
умений при изучении величин у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Анализ образовательных программ ДОУ по формированию
измерительных умений при изучении величин у детей дошкольного возраста 17
1.4.Особенности управления процессом формирования
измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика сформированности измерительных умений при
изучении величин у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 33
2.2. Управление педагогическим процессом формирования
измерительных умений при изучении величин у старших дошкольников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61


Актуальность: Формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для дальнейшей практической деятельности дошкольника, а также для успешного овладения ими математикой в школе. В нормативном документе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. № 1155, как раз говориться о необходимости «обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования» [35].
Вопросами формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, С.Г. Михалева, Н.И. Непомнящая, Е.А. Носова, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Соловьева, М.Ю. Стожарова А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербаковой и др. Многие авторы считают, что формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями [6; 27; 29; 39; 40; 43].
Формирование у детей дошкольного возраста понятий о величине создаёт чувственную основу для ее дальнейшего освоения как математического понятия. Данной цели предназначено и овладение элементарными способами измерительной деятельности, которые влияют на умственное и математическое развитие дошкольника. Математическое понятие «величина» появилось в глубокой древности. В математике рассматривается как основное. В ходе истории развития общества данное понятие конкретизировалось и обобщалось. Под величиной мы рассматриваем объём, массу, протяжённость, скорость, число и так далее. Термин «величина» рассматривается в двояком смысле. Во-первых, как понятие, которое означает пространственный признак предмета. Во-вторых, как понятие, которое определяет математическую величину [8, с. 54].
Рассуждая о проблеме развития понятий, у дошкольников, о величине предметов и способах её измерения, мы сужаем понятие «величина» и определяем размер предметов (Е.И. Тихеева, Л.В. Глаголева, Ф.Н. Блехер, Н.Н. Непомнящая, Т.А. Мусейибова, Т.В. Тарунтаева, В.В. Данилова). Только на основе сравнения, возможно, установить величину предмета. Критерии сравнения предметов друг с другом, дают нам возможность определять отношения равенства и неравенства величин. Сравнимость, изменчивость, транзитивность - это основные свойства величины, которые могут быть осознаны детьми в наиболее конкретной форме, в действиях с различными предметами при выделении и сравнении их длины, ширины, высоты, объема. При восприятии предмета, дошкольники, как правило, обращают внимание на его объем в целом, далее дают характеристику предмету, выражаясь словами большой или маленький. Так же, при восприятии предмета, взор детей падает на отношения отдельных протяженностей - длины, ширины, высоты. Протяжённость имеет для человека фактическую значимость, являясь основанием для определения 4 размеров. Измерение может быть как непосредственным и простым сопоставлением единицы измерения и измеряемого, так опосредованным. Определить величину можно лишь на основе сравнения, так как сравнимость - главное свойство величины. Вследствие сравнения, возможно, подойти к пониманию отношений, которые ведут к новым понятиям: больше, меньше, равно. Эти понятия характеризуют разнообразные качества предмета: длину, ширину, высоту, объем и многие другие. Далеко не всегда объекты подвергаются конкретному сравнению. Мы часто совершаем мысленное сравнение определённого предмета со сформировавшимися у нас общими понятиями размеров знакомых предметов. При этом размер предмета, который воспринимается, сравнивается с обобщенным образом, в котором как бы заключен опыт практического различия предметов. Величина характеризуется также транзитивностью, которая состоит в том, что если первая величина сравнима со второй, а вторая с третьей, то первая сравнима с третьей. Относительность заключается в том, что один и тот же предмет мы воспринимаем как больший или меньший. Это зависит от того, с каким по размерам предметом он сравнивается [11; 21].
Поэтому проблема формирования у старших дошкольников навыков измерительной деятельности в процессе изучения величин в настоящее время остается актуальной.
Проблема исследования: каковы особенности управления процессом формирования измерительных умений в дошкольном детстве.
Цель исследования: определить особенности управления педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин.
Объект исследования: процесс формирования измерительных умений при изучении величин у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: управление педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин.
Задачи исследования:
1. Раскрыть проблему формирования представлений о величинах и измерительных умений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть психологические особенности формирования измерительных умений у детей дошкольного возраста.
3. Провести анализ образовательных программ ДОУ по формированию измерительных умений у детей дошкольного возраста.
4. Описать особенности управления процессом формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести опытно-поисковую работу по формированию измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
6. Представить управление педагогическим процессом
формирования измерительных умений при изучении величин у старших дошкольников МАДОУ детский сад «Гармония» детский сад 49 «Дом радости».
Методы исследования:
Теоретический: анализ источников литературы по проблеме исследования.
Практический: наблюдение, синтез, обобщение, апробация результатов исследования.
Теоретическая основа исследования: труды о потенциальных возможностях дошкольников (JI.C. Выготский, С.Л. Рубинштейн др.), о целенаправленном формировании элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте (А.А. Столяр, А.М. Леушина).
База исследования: МАДОУ детский сад «Гармония» детский сад 49 «Дом радости» г. Новоуральска.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе работы над выпускной квалификационной работой нами было установлено, что проблема развития у детей умений выполнения последовательность и расположение предметов поднималась в методической литературе середины XX века, а также в современных источниках. В работах Тихеевой Г.И., Леушиной А.М., Глаголевой Л.В., Березиной Р.Л., а также Михайловой З.А есть рекомендации по формированию у детей представлений о величине предметов, начиная с младшего дошкольного возраста. В работах Леушиной А.М. хорошо выделены особенности развития восприятия детьми дошкольного возраста величины предметов. В процессе изучения научной литературы нами было установлено, что определение размера предметов у детей дошкольного возраста происходит на основе чувственного восприятия, происходит развитие психических процессов. Формирование всех понятий опосредуется речью, в результате чего слово способствует обобщению восприятия, делает это восприятие более глубоким и точным.
В научной литературе представлены разные способы развития у детей дошкольного возраста умений, способствующие выполнению последовательности и расположения предметов по величине. Так отмечается, что выполнение последовательности и разбиение предметов по размеру происходит на основе овладения таким способом познания как сравнение предметов и их групп. Дети дошкольного возраста в процессе обучения с помощью взрослого могут освоить сначала непосредственные приемы сравнения, такие как наложение и приложение, а затем и опосредованные, с помощью предмета-посредника, измерения условной меркой. При этом использование приемов наложения и приложения как способов познания свойств и отношений между предметами используется детьми младшего дошкольного возраста, а дети старшего дошкольного возраста способны овладеть измерительной деятельностью, которая может стать основанием для выполнения последовательности. Следует помнить, что, обучая детей сортировке и последовательности предметов по размеру, необходимо учитывать особенность детского мышления, которое носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.
В данной работе представлена последовательность формирования измерительных умений при изучении величин у детей. Также здесь подобраны дидактические игры и игровые упражнения для решения поставленной задачи. Представленная система работы управления педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин соответствует возрастным возможностям детей и учитывает особенности детского восприятия.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин позволяет закладывать навыки и умения, необходимые в будущей трудовой деятельности. Элементарные навыки измерительных умений помогут легче дошкольнику адаптироваться в повседневной жизни детского сада и домашних условиях, которые могут, возникнут в самых разнообразных ситуациях.
Можно сделать вывод о том, что проблему формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений можно считать актуальной, а результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений с целью решения задач по формированию измерительных умений детей старшего дошкольного возраста.



1. Андреев, В. И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С.124
2. Атаханов, Р. А. Уровни развития математического мышления [Текст] / Р. А. Атаханов, В. В. Давыдов. - Душанбе, 2011. - 174 с.
3. Бабанский, Ю. М. Избранные педагогические труды [Текст] / М. Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 2012. - 558 с.
4. Барылкина, Л. П. Формирование математических представлений: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Л. П. Барылкина, Т. А. Фалькович. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с
5. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во СОЮЗ, 2002. - 479 с.
6. Белошистая А. В. Понятие «величина» в дошкольных программах математического образования [Текст] / А. В. Белошистая //Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 19-28.
7. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических
способностей дошкольников [Текст]: Курс лекций для студентов
дошкольных факультетов высших учебных заведений / А .В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 400 с.
8. Березина, Р. Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учеб. пособие / А. А. Столяр, Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - М.: Просвещение, 2013.- 303 с.
9. Блехер, Ф. Н. Математика в детском саду и нулевой группе [Текст] / Ф. Н. Блехер. - М.: Учпедгиз, 2010. - 100 с.
10. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст] / Н. М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001
11. Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей
дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студентов
педагогических вузов и колледжей / Л. Н. Вахрушева. - М.: ФОРУМ, 2009.- 192 с.
12. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
13. Вербенец, А. М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода [Текст] / А. М. Вербенец // Детский сад: теория и практика / А. М. Вербенец.- 2012. - № 1. - С. 44-69.
14. Воронина, Л. В., Утюмова Е. А. Современные технологии образования дошкольников [Текст]: учебное пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова. - Екатеринбург: УРГПУ, 2013. - 282 с.
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. Т. 2. - М.: Педагогика, 2012. - 504 с.
16. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет [Текст] / А. А. Столяр. - М.: Просвещение, 1991. - 264 с.
17. Давыдов, В. В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике [Текст] / В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин. - М., 2011. - С. 104-190.
18. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова. - М., 2003. - 158 с.
19. Н. М. Крылова Детский сад — Дом радости. Примерная
образовательная про-грамма дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности [Текст] / Н. М. Крылова. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
Н.М. Крылова 264 с.
20. Дошкольник изучает математику: Как и где? [Текст] / Т. И. Ерофеева. - М.: Воспитание дошкольника, 2002. - 254 с.
21. Ерофеева, Т. Н. Математика для дошкольников [Текст] / Т. Н. Ерофеева, Л. И. Павлова, В. П. Новикова. - М., 1994.
22. Запорожец, А.В. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания [Текст] / А. В. Запорожец. - М.: Знание, 2010. 29 с.
23. Корнеева, Г. Развитие познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Корнеева, Н. Храмцова // Детский сад от А до Я. - 2005. - №5.
24. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст]: В 2-х т. Т. П / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 2013.—320 с.
25. Лернер И. Я. Дидактические очерки. - А-А.: 1960.
26. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
27. Логинова, В. И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС». - 244 с.
28. Ломаева, М. В. О проблеме корректного использования математических терминов и понятий в работе с дошкольниками [Текст] //Детский сад: теория и практика / М. В. Ломаева. - 2012. - №1. - С. 28.
29. Мельникова, Н. В. Математическое образование в ДОУ [Текст] / Н. В. Мельникова // Молодой ученый. - 2015. - №22.4. - С. 2-4.
30. Метлина, Л. С. Математика в детском саду [Текст] /
Л. С. Метлина. - М.: Просвещение, 2014. - 246 с.
31. Михайлова, З. А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая.- СПб.: Питер, 2011.-145 с.
32. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. - 384с.
33. Мухина B. C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с.. 2006. - 264 с.
34. Носова, Е. А. Педагогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений [Текст] / Е. А. Носова. - СПб.: Педагогика, 2013. - 235 с.
35. От рождения до школы. Программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Н. А. Васильева. - М.: Мозаика- синтез, 2014.
36. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - С. 311
37. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Т. С. Комарова, О. А. Соломенникова. - М.: «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2011.
38. Петерсон, Л. Г. Программа дошкольной подготовки детей 3-6 лет Ступеньки [Текст] / Л. Г. Петерсон. - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2014. - 40 с.
39. Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста [Текст] / В. Ф. Петрова. - Каз.федер.ун-т. - Казань, 2013. - 203 с.
40. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддъяков. - М.: Просвещение, 2013. - 272 с.
41. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
42. Репина, Г. А. Математическое развитие дошкольников: современные направления [Текст] / Г. А. Репина. - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 128с.
43. Савенков, А. И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно [Текст] / А. И. Савенков. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 160 с.
44. Соловьева, Е. В. Математика и логика для дошкольников [Текст]: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Е. В. Соловьева. - М., 2011. - 157 с.
45. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических пред-ставлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. - М.: Просвещение,2012.- 274 с.
46. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов [Текст] / О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2012.-125с.
47. Фасий, И. М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования [Текст] // Методические советы к программе «Детство» / И. М. Фасий, Т. И. Бабаева,
З. А. Михайлова. - М., 2001. - С.169-177
48. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под редакцией А. А. Столяра. М.: «Просвещение», 1988.- 158 с.
49. Шульгина, Е. В. Как целостная педагогическая система [Текст]: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Е. В. Шульгина, Е. И. Наследие, Е. И. Тихеева. - Москва, 2007.- 245 с.
50. Щербакова, Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е. Н. Щербакова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ