Управление педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема формирования измерительных умений при изучении
величин у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Психологические особенности формирования измерительных
умений при изучении величин у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Анализ образовательных программ ДОУ по формированию
измерительных умений при изучении величин у детей дошкольного возраста 17
1.4.Особенности управления процессом формирования
измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика сформированности измерительных умений при
изучении величин у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 33
2.2. Управление педагогическим процессом формирования
измерительных умений при изучении величин у старших дошкольников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Проблема формирования измерительных умений при изучении
величин у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Психологические особенности формирования измерительных
умений при изучении величин у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Анализ образовательных программ ДОУ по формированию
измерительных умений при изучении величин у детей дошкольного возраста 17
1.4.Особенности управления процессом формирования
измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика сформированности измерительных умений при
изучении величин у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 33
2.2. Управление педагогическим процессом формирования
измерительных умений при изучении величин у старших дошкольников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
Актуальность: Формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для дальнейшей практической деятельности дошкольника, а также для успешного овладения ими математикой в школе. В нормативном документе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. № 1155, как раз говориться о необходимости «обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования» [35].
Вопросами формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, С.Г. Михалева, Н.И. Непомнящая, Е.А. Носова, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Соловьева, М.Ю. Стожарова А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербаковой и др. Многие авторы считают, что формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями [6; 27; 29; 39; 40; 43].
Формирование у детей дошкольного возраста понятий о величине создаёт чувственную основу для ее дальнейшего освоения как математического понятия. Данной цели предназначено и овладение элементарными способами измерительной деятельности, которые влияют на умственное и математическое развитие дошкольника. Математическое понятие «величина» появилось в глубокой древности. В математике рассматривается как основное. В ходе истории развития общества данное понятие конкретизировалось и обобщалось. Под величиной мы рассматриваем объём, массу, протяжённость, скорость, число и так далее. Термин «величина» рассматривается в двояком смысле. Во-первых, как понятие, которое означает пространственный признак предмета. Во-вторых, как понятие, которое определяет математическую величину [8, с. 54].
Рассуждая о проблеме развития понятий, у дошкольников, о величине предметов и способах её измерения, мы сужаем понятие «величина» и определяем размер предметов (Е.И. Тихеева, Л.В. Глаголева, Ф.Н. Блехер, Н.Н. Непомнящая, Т.А. Мусейибова, Т.В. Тарунтаева, В.В. Данилова). Только на основе сравнения, возможно, установить величину предмета. Критерии сравнения предметов друг с другом, дают нам возможность определять отношения равенства и неравенства величин. Сравнимость, изменчивость, транзитивность - это основные свойства величины, которые могут быть осознаны детьми в наиболее конкретной форме, в действиях с различными предметами при выделении и сравнении их длины, ширины, высоты, объема. При восприятии предмета, дошкольники, как правило, обращают внимание на его объем в целом, далее дают характеристику предмету, выражаясь словами большой или маленький. Так же, при восприятии предмета, взор детей падает на отношения отдельных протяженностей - длины, ширины, высоты. Протяжённость имеет для человека фактическую значимость, являясь основанием для определения 4 размеров. Измерение может быть как непосредственным и простым сопоставлением единицы измерения и измеряемого, так опосредованным. Определить величину можно лишь на основе сравнения, так как сравнимость - главное свойство величины. Вследствие сравнения, возможно, подойти к пониманию отношений, которые ведут к новым понятиям: больше, меньше, равно. Эти понятия характеризуют разнообразные качества предмета: длину, ширину, высоту, объем и многие другие. Далеко не всегда объекты подвергаются конкретному сравнению. Мы часто совершаем мысленное сравнение определённого предмета со сформировавшимися у нас общими понятиями размеров знакомых предметов. При этом размер предмета, который воспринимается, сравнивается с обобщенным образом, в котором как бы заключен опыт практического различия предметов. Величина характеризуется также транзитивностью, которая состоит в том, что если первая величина сравнима со второй, а вторая с третьей, то первая сравнима с третьей. Относительность заключается в том, что один и тот же предмет мы воспринимаем как больший или меньший. Это зависит от того, с каким по размерам предметом он сравнивается [11; 21].
Поэтому проблема формирования у старших дошкольников навыков измерительной деятельности в процессе изучения величин в настоящее время остается актуальной.
Проблема исследования: каковы особенности управления процессом формирования измерительных умений в дошкольном детстве.
Цель исследования: определить особенности управления педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин.
Объект исследования: процесс формирования измерительных умений при изучении величин у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: управление педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин.
Задачи исследования:
1. Раскрыть проблему формирования представлений о величинах и измерительных умений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть психологические особенности формирования измерительных умений у детей дошкольного возраста.
3. Провести анализ образовательных программ ДОУ по формированию измерительных умений у детей дошкольного возраста.
4. Описать особенности управления процессом формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести опытно-поисковую работу по формированию измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
6. Представить управление педагогическим процессом
формирования измерительных умений при изучении величин у старших дошкольников МАДОУ детский сад «Гармония» детский сад 49 «Дом радости».
Методы исследования:
Теоретический: анализ источников литературы по проблеме исследования.
Практический: наблюдение, синтез, обобщение, апробация результатов исследования.
Теоретическая основа исследования: труды о потенциальных возможностях дошкольников (JI.C. Выготский, С.Л. Рубинштейн др.), о целенаправленном формировании элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте (А.А. Столяр, А.М. Леушина).
База исследования: МАДОУ детский сад «Гармония» детский сад 49 «Дом радости» г. Новоуральска.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Вопросами формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, С.Г. Михалева, Н.И. Непомнящая, Е.А. Носова, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Соловьева, М.Ю. Стожарова А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербаковой и др. Многие авторы считают, что формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями [6; 27; 29; 39; 40; 43].
Формирование у детей дошкольного возраста понятий о величине создаёт чувственную основу для ее дальнейшего освоения как математического понятия. Данной цели предназначено и овладение элементарными способами измерительной деятельности, которые влияют на умственное и математическое развитие дошкольника. Математическое понятие «величина» появилось в глубокой древности. В математике рассматривается как основное. В ходе истории развития общества данное понятие конкретизировалось и обобщалось. Под величиной мы рассматриваем объём, массу, протяжённость, скорость, число и так далее. Термин «величина» рассматривается в двояком смысле. Во-первых, как понятие, которое означает пространственный признак предмета. Во-вторых, как понятие, которое определяет математическую величину [8, с. 54].
Рассуждая о проблеме развития понятий, у дошкольников, о величине предметов и способах её измерения, мы сужаем понятие «величина» и определяем размер предметов (Е.И. Тихеева, Л.В. Глаголева, Ф.Н. Блехер, Н.Н. Непомнящая, Т.А. Мусейибова, Т.В. Тарунтаева, В.В. Данилова). Только на основе сравнения, возможно, установить величину предмета. Критерии сравнения предметов друг с другом, дают нам возможность определять отношения равенства и неравенства величин. Сравнимость, изменчивость, транзитивность - это основные свойства величины, которые могут быть осознаны детьми в наиболее конкретной форме, в действиях с различными предметами при выделении и сравнении их длины, ширины, высоты, объема. При восприятии предмета, дошкольники, как правило, обращают внимание на его объем в целом, далее дают характеристику предмету, выражаясь словами большой или маленький. Так же, при восприятии предмета, взор детей падает на отношения отдельных протяженностей - длины, ширины, высоты. Протяжённость имеет для человека фактическую значимость, являясь основанием для определения 4 размеров. Измерение может быть как непосредственным и простым сопоставлением единицы измерения и измеряемого, так опосредованным. Определить величину можно лишь на основе сравнения, так как сравнимость - главное свойство величины. Вследствие сравнения, возможно, подойти к пониманию отношений, которые ведут к новым понятиям: больше, меньше, равно. Эти понятия характеризуют разнообразные качества предмета: длину, ширину, высоту, объем и многие другие. Далеко не всегда объекты подвергаются конкретному сравнению. Мы часто совершаем мысленное сравнение определённого предмета со сформировавшимися у нас общими понятиями размеров знакомых предметов. При этом размер предмета, который воспринимается, сравнивается с обобщенным образом, в котором как бы заключен опыт практического различия предметов. Величина характеризуется также транзитивностью, которая состоит в том, что если первая величина сравнима со второй, а вторая с третьей, то первая сравнима с третьей. Относительность заключается в том, что один и тот же предмет мы воспринимаем как больший или меньший. Это зависит от того, с каким по размерам предметом он сравнивается [11; 21].
Поэтому проблема формирования у старших дошкольников навыков измерительной деятельности в процессе изучения величин в настоящее время остается актуальной.
Проблема исследования: каковы особенности управления процессом формирования измерительных умений в дошкольном детстве.
Цель исследования: определить особенности управления педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин.
Объект исследования: процесс формирования измерительных умений при изучении величин у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: управление педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин.
Задачи исследования:
1. Раскрыть проблему формирования представлений о величинах и измерительных умений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
2. Рассмотреть психологические особенности формирования измерительных умений у детей дошкольного возраста.
3. Провести анализ образовательных программ ДОУ по формированию измерительных умений у детей дошкольного возраста.
4. Описать особенности управления процессом формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести опытно-поисковую работу по формированию измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
6. Представить управление педагогическим процессом
формирования измерительных умений при изучении величин у старших дошкольников МАДОУ детский сад «Гармония» детский сад 49 «Дом радости».
Методы исследования:
Теоретический: анализ источников литературы по проблеме исследования.
Практический: наблюдение, синтез, обобщение, апробация результатов исследования.
Теоретическая основа исследования: труды о потенциальных возможностях дошкольников (JI.C. Выготский, С.Л. Рубинштейн др.), о целенаправленном формировании элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте (А.А. Столяр, А.М. Леушина).
База исследования: МАДОУ детский сад «Гармония» детский сад 49 «Дом радости» г. Новоуральска.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой нами было установлено, что проблема развития у детей умений выполнения последовательность и расположение предметов поднималась в методической литературе середины XX века, а также в современных источниках. В работах Тихеевой Г.И., Леушиной А.М., Глаголевой Л.В., Березиной Р.Л., а также Михайловой З.А есть рекомендации по формированию у детей представлений о величине предметов, начиная с младшего дошкольного возраста. В работах Леушиной А.М. хорошо выделены особенности развития восприятия детьми дошкольного возраста величины предметов. В процессе изучения научной литературы нами было установлено, что определение размера предметов у детей дошкольного возраста происходит на основе чувственного восприятия, происходит развитие психических процессов. Формирование всех понятий опосредуется речью, в результате чего слово способствует обобщению восприятия, делает это восприятие более глубоким и точным.
В научной литературе представлены разные способы развития у детей дошкольного возраста умений, способствующие выполнению последовательности и расположения предметов по величине. Так отмечается, что выполнение последовательности и разбиение предметов по размеру происходит на основе овладения таким способом познания как сравнение предметов и их групп. Дети дошкольного возраста в процессе обучения с помощью взрослого могут освоить сначала непосредственные приемы сравнения, такие как наложение и приложение, а затем и опосредованные, с помощью предмета-посредника, измерения условной меркой. При этом использование приемов наложения и приложения как способов познания свойств и отношений между предметами используется детьми младшего дошкольного возраста, а дети старшего дошкольного возраста способны овладеть измерительной деятельностью, которая может стать основанием для выполнения последовательности. Следует помнить, что, обучая детей сортировке и последовательности предметов по размеру, необходимо учитывать особенность детского мышления, которое носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.
В данной работе представлена последовательность формирования измерительных умений при изучении величин у детей. Также здесь подобраны дидактические игры и игровые упражнения для решения поставленной задачи. Представленная система работы управления педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин соответствует возрастным возможностям детей и учитывает особенности детского восприятия.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин позволяет закладывать навыки и умения, необходимые в будущей трудовой деятельности. Элементарные навыки измерительных умений помогут легче дошкольнику адаптироваться в повседневной жизни детского сада и домашних условиях, которые могут, возникнут в самых разнообразных ситуациях.
Можно сделать вывод о том, что проблему формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений можно считать актуальной, а результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений с целью решения задач по формированию измерительных умений детей старшего дошкольного возраста.
В научной литературе представлены разные способы развития у детей дошкольного возраста умений, способствующие выполнению последовательности и расположения предметов по величине. Так отмечается, что выполнение последовательности и разбиение предметов по размеру происходит на основе овладения таким способом познания как сравнение предметов и их групп. Дети дошкольного возраста в процессе обучения с помощью взрослого могут освоить сначала непосредственные приемы сравнения, такие как наложение и приложение, а затем и опосредованные, с помощью предмета-посредника, измерения условной меркой. При этом использование приемов наложения и приложения как способов познания свойств и отношений между предметами используется детьми младшего дошкольного возраста, а дети старшего дошкольного возраста способны овладеть измерительной деятельностью, которая может стать основанием для выполнения последовательности. Следует помнить, что, обучая детей сортировке и последовательности предметов по размеру, необходимо учитывать особенность детского мышления, которое носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.
В данной работе представлена последовательность формирования измерительных умений при изучении величин у детей. Также здесь подобраны дидактические игры и игровые упражнения для решения поставленной задачи. Представленная система работы управления педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин соответствует возрастным возможностям детей и учитывает особенности детского восприятия.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин позволяет закладывать навыки и умения, необходимые в будущей трудовой деятельности. Элементарные навыки измерительных умений помогут легче дошкольнику адаптироваться в повседневной жизни детского сада и домашних условиях, которые могут, возникнут в самых разнообразных ситуациях.
Можно сделать вывод о том, что проблему формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений можно считать актуальной, а результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений с целью решения задач по формированию измерительных умений детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Управление процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Освоение математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Методические основы изучения величин в ДОУ (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Возможности обучения дошкольников счетной деятельности средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017



