Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ

Работа №98993

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 5
1.1. Понятия «исследовательская деятельность», «исследовательские
умения» 5
1.2. Требования к формированию исследовательских умений у обучающихся в процессе обучения математике 14
1.3. Сюжетные задачи как одно из средств формирования исследовательских умений у обучающихся 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ
СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ 31
2.1. Психолого-педагогические особенности обучающихся 5-6-х классов
31
2.2. Требования к отбору и конструированию комплекса сюжетных задач, направленных на формирование исследовательских умений у обучающихся 5-6-х классов 35
2.3. Комплекс сюжетных задач, направленных на формирование умений исследовательской деятельности для обучающихся 5-6-х классов 58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66


Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, необходимо свести школьное образование к уровню, отвечающему потребностям времени, появляющимся в современном обществе, которое постоянно изменяется, характеризуется многообразными существующими в нем связями, широким внедрением информационных технологий. В связи с этим в портрете ученика обосновывается необходимость сформированности мотивации к обучению и познанию, способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Таким образом, одной из важнейших задач образования в настоящее время становится формирование исследовательских умений, которые ориентированы на исследовательскую деятельность обучающихся, основной целью которой является формирование у обучающихся поисковой активности, позволяющая осуществлять поиск и анализ информации, формулировать задачи и находить вариативные способы решения проблемных ситуаций, выдвигать гипотезы и проверять их самостоятельно.
В связи с этим целесообразно найти такие средства, которые способствуют развитию выше перечисленных умений. Одним из них являются сюжетные задачи, так как процесс решения этого вида задач ставит ученика в ситуацию поиска различных способов разрешения проблемных ситуаций и выбора из них единственно правильного, что требует обдуманного и логически правильного подхода.
Вышесказанное определило выбор темы работы «Формирование исследовательских умений у обучающихся 5-6 классов в процессе решения сюжетных задач».
Объект исследования - процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет - формирование исследовательских умений у обучающихся 5-6 классов в процессе решения сюжетных задач.
Цель - разработка комплекса сюжетных задач, направленных на формирование исследовательских умений.
Для достижения поставленной цели обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме с целью раскрыть сущность и структуру исследовательской деятельности обучающихся.
2. Рассмотреть требования к формированию исследовательских умений в процессе обучения математике.
3. Определить особенности сюжетных задач как одно из средств формирования умений исследовательской деятельности у обучающихся.
4. Выявить психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста.
5. Сформулировать требования к отбору и составлению комплекса задач, направленных на формирование исследовательских умений.
6. Раскрыть приемы работы по формированию исследовательских умений на отдельных этапах решения сюжетных задач.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При написании дипломной работы была проанализирована различная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Проанализированы цели и сущность современного образования. Выявлено, что в современном образовании акцент ставится на самостоятельную познавательную деятельность учащихся, усиление внимания к их коммуникативным умениям, приобщение школьников к творческой деятельности, таким образом, была выявлена роль исследовательской деятельности в современном образовании.
Как показал анализ психолого-педагогической и методической литературы, формирование исследовательских умений у учащихся является пропедевтикой к научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, в ходе исследования, говоря о сущности исследовательской деятельности школьника, будем понимать специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующей научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.
Исследовательскими умениями, характерными для учащихся 5-6-х классов, мы выделяем такие как: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать исследовательскую деятельность.
Рассмотрены требования к формированию исследовательских умений обучающихся в процессе обучения математике.
Определены особенности сюжетных задач как одного из средств формирования умений исследовательской деятельности у обучающихся.
Выявлены психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста (дети стремления к познанию, возраст бурной активности, инициативности). Индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления и т.д. Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:
- систематичность;
- мотивированность;
- психологический комфорт;
- учет возрастных особенностей.
Раскрыты приемы работы на отдельных этапах решения сюжетной задачи, которые непосредственно направлены на формирование умений исследовательской деятельности обучающихся 5-6-х классов.
На основании анализа возрастных особенностей учащихся 5-6 классов был предложен комплекс сюжетных задач, при поиске решения которых формируются различные умения исследовательской деятельности. Данный комплекс разработан в соответствии с требованиями, выдвинутыми в параграфе 2.2. и адресован для работы с обучающимися 5-6-х классов.
Таким образом, все задачи работы были решены, цель исследования достигнута.


1. Алексеев Н.Г., Леонтьевич А.В., Обухов А.С. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1. - С. 24-33.
2. Амахина Е.В. Структурно-динамическая модель исследовательских способностей и умений // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради.- СПб., 2007. - № 13(36). - С. 161-168.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов - М.: Логос, 2002. - 384 с.
4. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» //Вопросы психологии. - 1970. - № 6. - С. 17-22.
5. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
6. Викол Б. А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математики : автореф. дис. канд. пед. наук. / Б.А. Викол. - М., 1977 - 16 с.
7. Горстко А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. - М.: Знание, 1991. - 112 с.
8. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. - Воронеж: Издательство Воронеж.ун-та, 1976. - 329 с.
9. Гусев В.А. Система исследовательских умений учащихся при решении школьных геометрических задач как основа функционирования ЕГЭ. Проблемы математического образования// Тез.докл. IV Междунар. конф., посв. 90-летию со дня рождения члена-корр.РАН, академика Европейской академии наук Л.Д.Кудрявцева. - М.: РУДН, 2013. - С. 518-522.
10. Далингер В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики // Электронный научный журнал "Вестник Омского государственного педагогического университета" - выпуск 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.omsk.edu/article/vestnik- omgpu-195.pdf (15.10.2017)
11. Демидова Т.Е., Тонких И.С. Теория и практика решения текстовых задач. - М.: Просвещение, 2002. - 348 с.
12. Емельянова М. Н. Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности: дис... канд. пед. наук: 13.00.07. Урал.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. -181с.
13. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск: УГУ; М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов , 2001. - 103 с.
14. Каган, М. С. Человеческая деятельность. - М.: Политиздат, 1974. - 328с.
15. Колягин Ю. М., Оганесян В. А. Учись решать задачи: Пособие для учащихся VII - VIII классов.- М.: Просвещение, 1980. - 96 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ