ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 5
1.1. Понятия «исследовательская деятельность», «исследовательские
умения» 5
1.2. Требования к формированию исследовательских умений у обучающихся в процессе обучения математике 14
1.3. Сюжетные задачи как одно из средств формирования исследовательских умений у обучающихся 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ
СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ 31
2.1. Психолого-педагогические особенности обучающихся 5-6-х классов
31
2.2. Требования к отбору и конструированию комплекса сюжетных задач, направленных на формирование исследовательских умений у обучающихся 5-6-х классов 35
2.3. Комплекс сюжетных задач, направленных на формирование умений исследовательской деятельности для обучающихся 5-6-х классов 58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, необходимо свести школьное образование к уровню, отвечающему потребностям времени, появляющимся в современном обществе, которое постоянно изменяется, характеризуется многообразными существующими в нем связями, широким внедрением информационных технологий. В связи с этим в портрете ученика обосновывается необходимость сформированности мотивации к обучению и познанию, способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Таким образом, одной из важнейших задач образования в настоящее время становится формирование исследовательских умений, которые ориентированы на исследовательскую деятельность обучающихся, основной целью которой является формирование у обучающихся поисковой активности, позволяющая осуществлять поиск и анализ информации, формулировать задачи и находить вариативные способы решения проблемных ситуаций, выдвигать гипотезы и проверять их самостоятельно.
В связи с этим целесообразно найти такие средства, которые способствуют развитию выше перечисленных умений. Одним из них являются сюжетные задачи, так как процесс решения этого вида задач ставит ученика в ситуацию поиска различных способов разрешения проблемных ситуаций и выбора из них единственно правильного, что требует обдуманного и логически правильного подхода.
Вышесказанное определило выбор темы работы «Формирование исследовательских умений у обучающихся 5-6 классов в процессе решения сюжетных задач».
Объект исследования - процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет - формирование исследовательских умений у обучающихся 5-6 классов в процессе решения сюжетных задач.
Цель - разработка комплекса сюжетных задач, направленных на формирование исследовательских умений.
Для достижения поставленной цели обозначены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме с целью раскрыть сущность и структуру исследовательской деятельности обучающихся.
2. Рассмотреть требования к формированию исследовательских умений в процессе обучения математике.
3. Определить особенности сюжетных задач как одно из средств формирования умений исследовательской деятельности у обучающихся.
4. Выявить психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста.
5. Сформулировать требования к отбору и составлению комплекса задач, направленных на формирование исследовательских умений.
6. Раскрыть приемы работы по формированию исследовательских умений на отдельных этапах решения сюжетных задач.
При написании дипломной работы была проанализирована различная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Проанализированы цели и сущность современного образования. Выявлено, что в современном образовании акцент ставится на самостоятельную познавательную деятельность учащихся, усиление внимания к их коммуникативным умениям, приобщение школьников к творческой деятельности, таким образом, была выявлена роль исследовательской деятельности в современном образовании.
Как показал анализ психолого-педагогической и методической литературы, формирование исследовательских умений у учащихся является пропедевтикой к научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, в ходе исследования, говоря о сущности исследовательской деятельности школьника, будем понимать специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующей научной деятельности, характеризующейся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.
Исследовательскими умениями, характерными для учащихся 5-6-х классов, мы выделяем такие как: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать исследовательскую деятельность.
Рассмотрены требования к формированию исследовательских умений обучающихся в процессе обучения математике.
Определены особенности сюжетных задач как одного из средств формирования умений исследовательской деятельности у обучающихся.
Выявлены психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста (дети стремления к познанию, возраст бурной активности, инициативности). Индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления и т.д. Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:
- систематичность;
- мотивированность;
- психологический комфорт;
- учет возрастных особенностей.
Раскрыты приемы работы на отдельных этапах решения сюжетной задачи, которые непосредственно направлены на формирование умений исследовательской деятельности обучающихся 5-6-х классов.
На основании анализа возрастных особенностей учащихся 5-6 классов был предложен комплекс сюжетных задач, при поиске решения которых формируются различные умения исследовательской деятельности. Данный комплекс разработан в соответствии с требованиями, выдвинутыми в параграфе 2.2. и адресован для работы с обучающимися 5-6-х классов.
Таким образом, все задачи работы были решены, цель исследования достигнута.
1. Алексеев Н.Г., Леонтьевич А.В., Обухов А.С. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1. - С. 24-33.
2. Амахина Е.В. Структурно-динамическая модель исследовательских способностей и умений // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради.- СПб., 2007. - № 13(36). - С. 161-168.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов - М.: Логос, 2002. - 384 с.
4. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» //Вопросы психологии. - 1970. - № 6. - С. 17-22.
5. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
6. Викол Б. А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математики : автореф. дис. канд. пед. наук. / Б.А. Викол. - М., 1977 - 16 с.
7. Горстко А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. - М.: Знание, 1991. - 112 с.
8. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. - Воронеж: Издательство Воронеж.ун-та, 1976. - 329 с.
9. Гусев В.А. Система исследовательских умений учащихся при решении школьных геометрических задач как основа функционирования ЕГЭ. Проблемы математического образования// Тез.докл. IV Междунар. конф., посв. 90-летию со дня рождения члена-корр.РАН, академика Европейской академии наук Л.Д.Кудрявцева. - М.: РУДН, 2013. - С. 518-522.
10. Далингер В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики // Электронный научный журнал "Вестник Омского государственного педагогического университета" - выпуск 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.omsk.edu/article/vestnik- omgpu-195.pdf (15.10.2017)
11. Демидова Т.Е., Тонких И.С. Теория и практика решения текстовых задач. - М.: Просвещение, 2002. - 348 с.
12. Емельянова М. Н. Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности: дис... канд. пед. наук: 13.00.07. Урал.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. -181с.
13. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск: УГУ; М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов , 2001. - 103 с.
14. Каган, М. С. Человеческая деятельность. - М.: Политиздат, 1974. - 328с.
15. Колягин Ю. М., Оганесян В. А. Учись решать задачи: Пособие для учащихся VII - VIII классов.- М.: Просвещение, 1980. - 96 с.
...