Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование содержания экологического образования в дошкольной образовательной организации

Работа №98988

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Цели и задачи экологического образования, детей дошкольного
возраста 8
1.2 Особенности содержания экологического образования детей
дошкольного возраста 15
1.3 Проектирование содержания в ДОО по экологическому образованию детей дошкольного возраста 32
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 40
2.1 Организация опытно-поисковой работы по проблеме проектирования содержания экологического образования 40
2.2 Анализ и результат экологического образования детей дошкольного
возраста в МАДОУ №1 «Детский сад Будущего» 53
2.3 Методические рекомендации по экологическому образованию детей
дошкольного возраста в ДОО 59
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе они погубят себя.
Поэтому одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы.
Экологическое воспитание в качестве части современной системы образования оформилось недавно - в последние десятилетия прошлого века как ответ на резко ухудшившиеся условия жизни на планете. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Начало формированию системы непрерывного экологического образования в России положили материалы Международной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП в Тбилиси в 1977 г. [13]. На современном этапе развития образования экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением. В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольного образования, создан ряд новых программ. Однако все еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования, отбору его содержания; не сложилось единой концепции, системы организации, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не определены пути и условия экологического образования в ДОУ. Наблюдается противоречие: цели, задачи, содержание экологического образования дошкольников определяются с позиции новой, эксцентрической парадигмы, в то время как содержание и методика - со старой, антропоцентрической. Данное противоречие осложняет функционирование дошкольной ступени как неотъемлемой части системы экологического образования.
В «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002г.) экологическое образование и воспитание предусматривает:
- формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество;
- понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости;
- выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой;
- развитие эмоционально-положительного отношения к природе. целостной картины мира, расширение кругозора детей [27, с.10]. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают построение образовательного процесса в ДОУ в соответствии с принципом развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и принципом научной обоснованности и применимости [27, с.8].
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
- методические рекомендации для педагогов;
- организация предметно-развивающей среды;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей [27, с.10]. 

образовательного пространства многих дошкольных учреждений. Согласно проекту «Стратегии экологического образования в РФ» «...экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
- формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве;
- способствовать пониманию целостной картины мира - в школе;
- развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности» [29, с. 19].
Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Очень удачным и понятным становится определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Справедливо сказать, что люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни. [39, с. 70-73].
Выше сказанное подтверждает актуальность выбора педагогического исследования.
Цель исследования: - теоретически обосновать и опытно-поисковым путем доказать необходимость проектирования содержания экологического образования в дошкольной образовательной организации для обеспечения успешности решения задач по формированию экологической культуры у дошкольников.
Объект исследования: содержание экологического образования дошкольников
База исследования: МАДОУ № 1 «Детский сад «Будущего».
Предмет исследования: проектирование содержания экологического образования в ДОО.
Гипотеза исследования - содержание экологического образования обеспечит соответствие экологического образования детей дошкольного возраста требованиям ФГОС ДО, если:
1. при проектировании содержания экологического образования будут учтены все ресурсы, возможности, и условия конкретного ДОО;
2. содержание экологического образования будет предполагать создание и реализацию с детьми различных видов экологических проектов (исследовательских, практических, познавательных, игровых, творческих и др.), направленных на взаимодействие с объектами окружающей социоприродной среды.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме проектирования содержания экологического образования дошкольников;
- определить принципы отбора содержания дошкольников экологического образования;
- выявить взаимосвязь между содержанием экологического образования и его результативностью для этого осуществить педагогический мониторинг экологического образования и уровня сформированности экологической культуры дошкольников;
- определить основные подходы к проектированию содержания экологического образования дошкольников и разработать методические рекомендации по проектированию содержания экологического образования дошкольников (МАДОУ № 1 «Детский сад «Будущего»).
Теоретическая база для написания выпускной квалификационной работы послужат труды следующих ученых: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.В. Моисеевой, Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, И.Д. Зверева, Н.Н. Кондратьевой, В.А. Кальней, Д.Ш. Матрос, П.И. Третьяковой, Н.Л. Худяковой, Д.М. Шишова, Ш.А. Амонашвили, Бабанского Ю. К., А.Н. Захлебного, Н.Н. Родзевича, и др.
Использованы следующие методы исследования и получения информации: анализ литературных источников (справочники, учебники, научные и научно - популярные издания), метод наблюдения, консультации со специалистами, метод изучения документов и результатов педагогической деятельности, обобщение и интерпретация полученных данных, оперативные разработки мероприятий и другие.
Практическая значимость исследования - возможность использования результатов исследования в процессе экологического образования дошкольников в ДОО.
Структура исследования - работа состоит из введения, двух глав, выводы по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выпускная квалификационная работа состоит из 83 стр., включает 5таблицы, 4 рисунка, 42 источников использованной литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы проектирования содержания экологического образования в дошкольной образовательной организации.
Во второй главе проведено исследование по проектированию экологического образования и изучена педагогическая деятельность воспитателей, направленная на развитие экологической культуры дошкольников, определен уровень экологического образования старших дошкольников и разработан проект «Экологическая тропа», в МАДОУ № 1 «Детский сад «Будущего».
В заключении даны выводы по итогам выполненного исследования.
В конце работы представлен список использованной литературы и Приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Поставленная перед нами цель осуществлена. Мы теоретически обосновали и опытно-поисковым путем доказали необходимость проектирования содержания экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях для обеспечения успешности решения задач по формированию экологической культуры у старших дошкольников. Наше исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу, содержание экологического образования обеспечит соответствие экологического образования детей дошкольного возраста требованиям ФГОС ДО, если:
1. при проектировании содержания экологического образования будут учтены все ресурсы, возможности, и условия конкретного ДОО;
2. содержание экологического образования будет предполагать создание и реализацию с детьми различных видов экологических проектов (исследовательских, практических, познавательных, игровых, творческих и др.), направленных на взаимодействие с объектами окружающей социоприродной среды.
В соответствии с задачами мы изучили
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме проектирование содержания экологического образования дошкольников;
- определить принципы отбора содержания дошкольников экологического образования;
- выявить особенности проектирования содержания экологического образования в ДОО
- выявить взаимосвязь между содержанием экологического образования и его результативностью для этого осуществить педагогический мониторинг экологического образования и уровня сформированности экологической культуры дошкольников;
- определить основные подходы к проектированию содержания экологического образования дошкольников и разработать методические рекомендации по проектированию содержания экологического образования дошкольников (МАДОУ № 1 «Детский сад «Будущего»).
Для формирования целостной картины экологических представлений дошкольников проектирование педагогического процесса является ведущим методом педагогической деятельности педагогов ДОУ. Результативность проектирования педагогического процесса неразрывно связана с управленческой деятельностью в ДОУ.
Проектирование технологии экологического образования дошкольников предполагает проектирование содержания экологического образования, форм организации процесса экологического образования дошкольников, выбор методов и средств обучения.
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и его помещениях, дома, во время экскурсий.
В ходе опытно-поисковой деятельности мы определили критерии уровня экологического образования старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
На основании полученных результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, был выстроен проект «Экологическая тропа» по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. В разработке проекта использовался модульный принцип проектирования, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т.е. экологизации различных видов деятельности ребенка.
Анализ предполагаемых результатов представленного проекта экологического образования старших дошкольников показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысится.
Это позволило сделать вывод о том, что разработанные методические мероприятия по проектированию содержанию экологического образования дошкольников с целью повышению уровня экологического образования старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны.



1. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / К. Ю. Белая - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
2. Балаценко Л., В. Зебзеева, [Текст] / Л. Балаценко, В. Зебзеева, Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. // Ребенок в детском саду. - 2002- N 5- 80-82с.
3. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. И доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014. - 540 с.
4. В. Н. Волчкова, «Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». [Текст] / В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова - М. :2008.- 148 с.
5. Воронкевич O. A. Добро пожаловать в экологию!: перспектив, план работы по формированию экол. культуры у детей мл.и сред. дошк. Возраста [Текст] / O. A. Воронкевич. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 160 с
6. Головина, Б. Г. Методические подсказки по ФГОС ДО : книга для воспитателей / Б. Головина — «Издательские решения»,2016 - 25 с.
7. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2004 - N 7. С. 17-20.
8. Зверев И. Д. Разработка концепции экологического образования [Текст] // И. Д. Зверев. - М., 2014. С.3-6.
9. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т Зерщикова, Т. Ярошевич. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2005 - 345с.
10. Иванов, А . А. Инвестиционная политика государства как основа стабильного развития экономики [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М. : - 2017. - № 7. - С. 19-20
11. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2007.-165 с.
12. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок: Методика
экологического воспитания дошкольников [Текст]/ Л. А. Каменева,
Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб. : Детство-пресс, 2003. - 319 с.
13. Каменева, Л. А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Л. А. Каменева - М. : Смысл, 2012 - .200 с.
14. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 48 с.
15. Контакт. Бюллетень ЮНЕСКО-ЮНЕП по образованию по вопросам окружающей среды. Т. 3. 1978, сентябрь, № 3.
16. Лаптева, Г. В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет [Текст] / Программа для детского сада и не только - Г. В. Лаптева. - СПб. : Речь; М.: Сфера, 2011 - 200 с.
17. Леонтьева, О. М. Экологическая тропа [Электронный ресурс] //
Дошколёнок.ру - URL:http://dohcolonoc.ru/stati/7100-ekologicheskaya-
tropa.html(дата обращения 14.08.2017)
18. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду [Текст] / О. М.Масленникова, А. А.Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011.-79 с.
19. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. [Текст] / М. Д. Маханева - М. : ТЦ Сфера, 2014. -171 с.
20. Миронов, А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. [Текст] / А. В. Миронов - М. : Изд-во «Учитель», 2016.
- 260 с.
21. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр «Академия», 2002. - 336 с.
22. Николаева, С. Н . Теория и методика экологического образования детей [Текст] /С. Н. Николаева Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 27 с.
23. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве [Текст] / С. Н. Николаева - М.: Просвещение, 2014. - 158 с.
24. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева - М.: 2010 - 183 с.
25. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания
дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева - М.: Академия, 2003. - 183с.
26. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания
дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011¬200 с.
27. Полякова, М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении [Текст] / М. Н.Поляков - СПб. : Детство-пресс,2009.- 134 с.
28. Потапова Т. В. Детский сад — эталон экологической культуры. — Ч.2. Рекомендации педагогам и воспитателям по подготовке детей 4-6 лет к обучению основам экологии, природопользования и правам человека/ Т. В. Потапова и др. — М.: ЦСВООП, 2000.
29. Рыжова, Н. А. Воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст] // Дошкольное воспитание № 7, 2001
30. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / - М.: Карапуз. 2000 - 256с.
31. Цветкова, Т. С «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) [Текст] /
- М.: Сфера - 80с.
32. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
33. Свирская, Л. ФГОС дошкольного образования [Текст] / Л. Свирская, Роменская Л., 2014 - 78с.
34. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном
возрасте [Текст] / Т .А Серебрякова - Н.Новгород: НГПУ, 2005. - 136 с.
35. Серебрякова, Г. А. Экологическое образование в дошкольном
возрасте [Текст] / Г. А. Серебрякова. - М.: Инфра-М, 2006. - 280 с.
36. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / О. А. Соломенникова - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 210 с.
37. Суравегина, И. Т. Экология для учителя. [Текст] - М., 1999. - 240 с.
38. Суркина, С. А. Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / С. А.Суркина. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011 - 156 с.
39. Тихеева Е. И. Детский сад по методу [Текст] / Е. И. Тихеева.- М.: 2015. - 41 с.
40. Худякова, Н. Л. Теория и методика воспитания, [Текст]: учеб. Пособие Челябинск, Издательство Челябинского государственного университета/ Н. Л. Худякова. - М. - 2015. - 138 с.
41. Ягодин Г. А. Воспитать гражданина планеты. [Текст] / Г.А. Ягодин Обруч № 2, 2017. - 540 с.
42. Ясвина В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе [Текст] / В.А. Ясвина Психологический журнал. - 1995. - №3.- С. 70-73.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ