ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ..
1.1. Координационные способности и их составляющие 7
1.2. Возрастные особенности развития координационных способностей 14
1.3 Методические особенности развития координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Уровень развития координационных способностей
дошкольников 4-5 лет 23
2.2. Содержание деятельности воспитателя по развитию
координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной работе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях [26].
Общее понятие «ловкость» конкретизируется более узким понятием «координационные способности», которые составляют ее основу. В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» от лат. coordination — согласование, сочетание, приведение в порядок.
Координация — это способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека.
«Координационные способности — вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий» [26, с.55].
Касаясь вопроса о развитии координационных способностей, можно отметить тот факт, что эта проблема вызывала большой интерес таких известных ученых как Н.А. Бернштейн, В.И. Лях, А.С. Левин, Ю.Л. Ряузов, В.С. Фарвель. Определённая часть исследователей, а именно С.А. Руденко, А.А. Мирошников, С.Ю. Максимова, считает, что координационные способности интенсивно развиваются ещё в дошкольном возрасте, параллельно с освоением естественных движений. Отечественный ученый А.В. Коробков в результате экспериментальных физиологических исследований пришел к выводу, что в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных двигательных механизмов [1].
Известно, что дошкольный возраст является основой для дальнейшего развития человека. Исходя из этого, целенаправленный процесс развития координации следует начинать уже в дошкольном детстве. Своевременное развитие координационных способностей дошкольников обеспечивает необходимый уровень физической подготовленности, является залогом успешного обучения в школе и дальнейшей успешной трудовой деятельности.
Обратимся к ФГОС, одной из задач которого является охрана и укрепление физического здоровья детей. В Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников: 1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; 2) физическая культура, развитие физических качеств, причем основной акцент приходится на координацию и моторику пальцев рук.
Вместе с тем, проблема совершенствования методики развития координационных способностей у дошкольников остается недостаточно разработанной. Развитие координации в дошкольном учреждении главным образом происходит на физкультурных занятиях. С целью обеспечения непрерывности процесса развития необходимо включать подвижные игры и физические упражнения на совершенствование координационных способностей во все виды двигательной деятельности детей в течении всего дня пребывания в детском саду.
Проблема исследования: какое методическое обеспечение будет способствовать повышению уровня развития координационных способностей у дошкольников 4-5 лет в физкультурно - оздоровительной работе.
Объект исследования: физическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования: развитие координационных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработка методического обеспечения по развитию координационных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- дать характеристику координационных способностей и описать возрастные особенности их развития;
- выявить уровень развития координационных способностей детей 4-5 лет;
- разработать методическое обеспечение деятельности воспитателя по развитию координационных способностей детей среднего дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной работе.
Для решения поставленных задач использовались такие методы как изучение и анализ, наблюдение, анкетирование, эксперимент, математическая обработка данных.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 34 общеразвивающего вида» города Алапаевска.
Теоретической основой исследования стали труды ученых в области психологии, педагогики, теории физической культуры, методик дошкольного образования:
- концептуальные положения раскрывающие сущность понятий «ловкость» и «координационные способности» (Н.А. Бернштейн, В.И. Лях, Д.Д. Донской, Е.П. Ильин);
- теоретические исследования раскрывающие содержание процесса развития ловкости и координационных способностей (А.В. Коробов, Л.П. Матвеев, Н.А. Ноткина, И.И. Сулейманов);
- современные теории и методики образования детей дошкольного возраста (А.Г. Гогоберидзе, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, М.В. Крулехт);
- педагогические исследования, раскрывающие сущность физического воспитания дошкольников (А.В. Кенеман, Э.Л. Степаненкова, Д.В. Хухлаева, С.О. Филлипова).
Структура работы представляет собой введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Цель данного исследования состояла в разработке методического обеспечения по развитию координационных способностей детей среднего дошкольного возраста. В процессе работы была изучена и проанализирована литература по теме исследования, дана характеристика координационных способностей и их составляющих, описаны возрастные особенности развития координационных способностей, выявлен уровень развития координационных способностей детей 4-5 лет, разработано методическое обеспечение по развитию координационных способностей детей среднего дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности.
На основании исследовательской деятельности можно сделать следующие выводы.
Координационные способности — это вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий. Координационные способности составляют основу ловкости. Проявление координационных способностей зависит от врожденных и наследственных анатомо-физиологических особенностей организма.
Координационные способности делятся на специальные, специфические и общие. Основными составляющими координационных способностей являются: силовая точность, временная точность, пространственная точность. Разные проявления координационных способностей имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития.
С целью разработки методического обеспечения по развитию координационных способностей детей среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ № 34 было проведено педагогическое исследование. На начальном этапе исследования в результате диагностики были выявлены следующие данные. Высокий уровень развития координационных способностей имеет 1 ребенок (10 %), средний уровень развития наблюдается у 5 детей (50 %), низким уровнем развития обладают 4 ребенка (40 %). Такие результаты свидетельствовали о недостаточном уровне развития координационных способностей детей средней группы.
С целью повышения уровня развития координации была организована предметно-пространственная развивающая среда, обеспечивающая включение каждого ребенка в процесс развития координационных способностей. Процесс развития координационных способностей детей выстраивался как единая система воспитательно-оздоровительных мероприятий в течение всего дня, включающая ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, динамических пауз, развлечений и досугов в помещении и на свежем воздухе.
В качестве основных средств воспитания координационных способностей использовались подвижные игры и игровые задания, основанные на физических упражнениях повышенной координационной сложности содержащие элементы новизны. По мере накопления детьми двигательного опыта, игры усложнялись за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий.
В результате диагностики на заключительном этапе исследования были выявлены следующие данные. Высокий уровень развития координационных способностей имеют 3 ребенка (30 %), средний уровень развития наблюдается у 7 детей (70 %). Анализ по итогам деятельности показал, что количество детей с высоким и средним уровнем развития повысилось на 20 %.
Такие результаты позволили прийти к выводу о том, что данное методическое обеспечение является эффективным в процессе развития координационных способностей дошкольников среднего возраста. Таким образом, процесс развития координационных способностей необходимо выстраивать как непрерывную систему воспитательно-оздоровительных мероприятий, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр, динамических пауз, развлечений и досугов в помещении и на свежем воздухе. Основным средством для воспитания координационных способностей являются подвижные игры и игровые задания, в основе которых лежат физические упражнения повышенной координационной сложности, содержащие элементы новизны. По мере накопления детьми двигательного опыта, игры необходимо усложнять за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий.
1. Агаджанян, Н. А. Практикум по нормальной физиологии [Текст] : учебное пособие для медицинских вузов / Н. А. Агаджанян, А. В. Коробов.- М.: Высш. шк., 1983. - 328 с.
2. Акрамова, И. О. Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / И. О. Акрамова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. - Самара : Изд-во АСГАРД, 2015. - С. 38 - 41.
3. Ашмарин, Б. А. Педагогика физической культуры [Текст] : учеб. пособие / под ред. Б. А. Ашмарина. - СПб.: ЛГОУ, 1999. - 352 с.
4. Ашмарин, Б. А. Теория и методики физического воспитания [Текст] : учеб. для студентов / Б. А. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
5. Бабаева, Т. И. Детство [Текст] : примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб. : «Детство-Пресс», 2014. - 280 с.
6. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика- педагогика развития [Текст] / Т. М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004.
7. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
8. Бернштейн, Н. А. О построении движений [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М.: Книга по требованию, 2012. - 253 с.
9. Бишаева, А. А. Физическая культура [Текст] : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / под ред. А. А. Бишаева - 6-е изд., стер.— М. : «Академия», 2013. — 304 с.
10. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический Проект; Культура, 2005. - 240 с.
11. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение , 1983. - 144 с.
12. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
13. Воротилкина, И. М. Физкультурно - оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / И. М. Воротилкина. - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004. - 144 с.
14. Гогобидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для вузов / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
15. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
16. Еркомайшвили, И. В. Основы теории физической культуры [Текст] : курс лекций / И. В. Еркомайшвили. - Екатеринбург: 2004. - 192 с.
17. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие / В. И. Загвязинский , А. Ф. Закирова . - М. : Академия, 2008. - 352 с.
18. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. - М.: Просвещение, 1987.- 287 с.
19. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1972. - 271 с.
20. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С. А. Козловой.- М.: Академия, 2002. - 320 с.
21. Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова, В. В. Горелова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 271 с.
22. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
23. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2010. - 320 с.
24. Лукьяненко, В. П. Физическая культура [Текст] : учебное пособие / В. П. Лукьяненко. - Ставрополь: СГУ , 2001. -224 с.
25. Лях, В. И. Координационные способности [Текст] : диагностика и развитие / В. И. Лях.- М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
26. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] : учеб. для институтов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. -543 с
27. Ноткина, Н. А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников [Текст] / Н. А. Ноткина. - СПб. : Образование, 1993. - 36 с.
28. Ноткина, Н. А. Оценка физического и нервно - психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Ноткина. - СПб.: Акцидент, 1995. - 34 с.
29. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Л. И. Пензулаева - М.: Просвещение, 1983.- 95 с.
30. Полтавцева, Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни [Текст] / Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С.Краснова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
31. Поляков, С. Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников [Текст] : методическое пособие / С. Д. Поляков, С. В. Хрущев. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 96 с.
32. Рубцова, И. В. Оптимальная двигательная активность [Текст] : учебно-методическое пособие для вузов / И. В. Рубцова, Т. В. Кубышкина, Е. А. Алаторцева, Я. В. Готовцева. - Воронеж: ИПЦ ВГ, 2007. - 23 с.
33. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М. А. Рунова. - М.: Мозайка- Синтез, 2006. - 256 с.
34. Соломенникова, О. А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] / О. А. Соломенникова, Т. С. Комарова. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 144 с.
35. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] : учеб. пособие / Э. Я. Степанкова . - М.: Академия, 2006. 368 с.
36. Сулейманов, И. И. Основы воспитания координационных способностей [Текст] : лекция / И. И. Сулейманов. - Омск: ОГИФК, 1986. - 21 с.
37. Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста [Текст] : методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ/ Т. А. Тарасова. - М.: Сфера , 2006. - 36 с.
38. Тугулева, Г. В. Физкультурная деятельность в структуре здорового образа жизни дошкольников [Текст] : материалы 1-го городского научно-практического семинара / под ред. Г. В. Тугулевой. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 76 с.
39. Филлипова, С. О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. О. Филлипова. - М.: Академия, 2013. — 304 с.
40. Фролов, В. Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / В. Г. Фролов. - М.: Просвещение, 1983. - 191 с.
41. Хабарова, Т. В. Модель двигательного режима, способствующего развитию двигательных способностей детей 5-7 лет в условиях ДОУ [Текст] : / Т. В. Хабарова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 3. - с. 30-34.
42. Харченко, Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду [Текст] / Т. Е. Харченко.- СПб: ООО Изд-во «Детство- пресс», 2010. - 176 с.
43. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Шебеко. - Минск: Вышейшая школа, 2015. - 21 с.
44. Шишкина, В. А. Движение + движения [Текст] / В. А. Шишкина. - М.: Просвещение, 1992. - 96 с.
45. Юрко, Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Юрко. - М.: Педагогика, 1978.-110 с.