Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования

Работа №98979

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Этапы становления экологического образования 7
1.2 . Особенности формирования знаний о природе у детей
дошкольного возраста 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий для
эффективного формирования знаний дошкольников о природе 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Исследование уровня сформированности знаний о природе у
детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования 30
2.2. Реализация педагогических условий формирования знаний о
природе у дошкольников 35
2.3. Анализ сформированности знаний о природе у детей на
заключительном этапе исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 60


Актуальность. Взаимоотношение человека с природой - чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшееся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым [4].
Последние десятилетия прошедшего века — время развития двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. В России в этот период происходило становление системы непрерывного экологического образования. Проводились посвященные этому конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. Формировалась концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой — и это общепризнанно — является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии — если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру [12].
Степень разработанности проблемы. Начало формированию системы непрерывного экологического образования в России положили материалы Международной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП в Тбилиси в 1977 г. и конгрессы в Москве, «Тбилиси + 10» (1987 и 1990 гг.). Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста знаний о природе, нашли свое отражение в трудах С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.И. Ивановой, Н.М. Стукаленко, В.И. Фурсова А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова и др.
В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Однако все еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования, отбору его содержания; не сложилось единой концепции, системы организации, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не определены пути и условия экологического образования в ДОУ. Наблюдается противоречие: цели, задачи, содержание экологического образования дошкольников определяются с позиции новой, эксцентрической парадигмы, в то время как содержание и методика — со старой, антропоцентрической. Данное противоречие осложняет функционирование дошкольной ступени как неотъемлемой части системы экологического образования [3].
Проблема. Какие педагогические условия позволят эффективно формировать знания о природе у старших дошкольников в процессе экологического образования.
Цель исследования. Выявить, теоретически обосновать педагогические условия, направленные на формирование знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования и опытно-поисковым путём выявить их эффективность.
Объект исследования. Процесс экологического образования в дошкольном учреждении.
Предмет исследования. Педагогические условия формирования знаний о природе у старших дошкольников в процессе экологического образования.
Гипотеза. Формирование знаний о природе будет эффективным, если регулярно внедрять игровые технологии, экскурсии и проекты.
Задачи исследования.
^Проанализировать этапы становления экологического образования.
2.Охарактеризовать особенности формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
3.Рассмотреть и теоретически обосновать педагогические условия для эффективного формирования знаний дошкольников о природе.
4.Провести исследование по выявлению начального уровня сформированное™ знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста.
5.Осуществить работу по реализации педагогических условий формирования знаний о природе у дошкольников.
6. Проанализировать эффективность проделанной работы на заключительном этапе исследования.
Методы исследования. Изучение и анализ специальной литературы, наблюдение, психологическая диагностика (тестирование), проектно-исследовательская деятельность, обработка результатов.
Структура работы. Введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование знаний о природе — один из важных компонентов экологического образования в целом. К сожалению, данной проблеме, не смотря на ее актуальность, отводится достаточно небольшая роль в обучении и воспитании дошкольников в детском саду. Возможно, это является следствием того, что не в каждом дошкольном учреждении существуют необходимые условия для эффективного формирования экологических знаний, умений и навыков — нет уголков природы, недостаточное озеленение участка вокруг детского сада, редкие выходы на экскурсии или полное их отсутствие и др.
Интерес к познанию окружающего мира возникает практически с рождения ребенка и сопровождает его постоянно. Для того чтобы интерес к познанию у дошкольника не угасал, воспитателю необходимо постоянно питать его, используя разнообразные приемы и методы. В ходе данного исследования были выделены игровые технологии, экскурсии и экологические проекты.
Результаты, полученные в процессе диагностики, позволяют нам утверждать о достаточно низком уровне сформированности знаний о природе у старших дошкольников.
Именно это определяет правильность выбранной нами формы организации работы по формированию знаний о природе, так как:
- для организации проекта необходим минимум оборудования и материалов;
- есть время продумать этапы экологического проекта, чтобы выявить все возможные проблемы и придумать пути решения;
- экологический проект способствует развитию активности дошкольников, их самостоятельности, помогает освоить основы исследовательской деятельности;
- различные виды и формы деятельности (экскурсии, игровые технологии), осуществляемые внутри проекта, позволяют вовлечь в работу над проектом не только детей, но и их родителей, что способствует укреплению отношений между членами семьи;
- результаты, полученные в процессе проектной деятельности видны сразу, полученные навыки можно применять на практике.
Таким образом, через проектную деятельность, включающую в свое содержание экскурсии и игровые технологии, возможно повышение уровня экологического образования старших дошкольников, исходя из их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей.



1. Алиев, Р. А. Основы общей экологии и международной экологической политики [Текст] : учебное пособие / Р.А. Алиев, А. А. Авроменко и др. - М.: Аспект-Пресс, 2014. - 384 с.
2. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
3. Андросова, Н. К. Экология [Текст]. Учебник для бакалавров / А.Г. Милютин, Н. К. Андросова, И. С. Калинин . - М.: Юрайт, 2013. - 542 с.
4. Баталина, Т. С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях [Текст] / Т. С. Баталина // Дошкольная педагогика. - 2012.- №1. - С.45.
5. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой [Текст] / А. П. Букин. - М.: Просвещение, 2013. - 180с.
6. Волкова, П.А. Основы общей экологии [Текст] : Учебное пособие / П. А. Волкова. - М.: Форум, 2012. - 128 с.
7. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию [Текст] /О. А. Воронкевич. С-Пб.,2007 - 129с.
8. Выготский, Л. С. Возрастные особенности личности [Текст] / Л. С. Выготский.- М.: Наука, 2011. -360с.
9. Горькова, Л. Г. «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» [Текст] / Л. Г. Горькова . - М.: «ВАКО», 2015 - С. 37
10. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р. И. Жуковская. - М.: Педагогика, 2012. - С. 15
11. 3алкинд, Э. И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей [Текст] / Э. И. Залкинд. М, 2013. - С. 70-71
12. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. О. Зебзеева // Дошкольное воспитание.- 2013.- N 5. С. 54-56
13. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим. [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. 2013. - С. 59
14. Зерщикова, Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2015. - №7. С. 32-34
15. Золотова, Е. Н. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст] / Е. Н.Золотова. - М., Просвещение, 2012. - 159 с.
16. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] / А. И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - С. 36, 42.
17. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений [Текст] / А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2008. - 144 с.
18. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] / под ред. П.Г. Саморуковой. - М., Просвещение, 2012. - 340с.
19. Киселев, Н. Н. Понятийный аппарат и законы современной экологии [Текст] / Н. Н. Киселев. - М. : ПАРАПАН, 2008. - 184 с.
20. Клыков, А. А. Беседы о животных [Текст] / А. А. Клыков.- М., Просвещение, 2009. - 240с.
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2011. - С. 173.
22. Кондратьева, Н. Н. Мы [Текст] : программа экологического образования детей. / Н. Н. Кондратьева, Т. А. Шиленок, Т. А. Маркова, Т. А. Виноградова. - СПб.: Детство-Пресс, 2003 - С. 52-66.
23. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей [Текст] / Н. Н. Кондратьева. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2008. -240 с.
24. Кочергина, В. Наш дом - Земля [Текст] / В. Кочергина // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 7.- С. 67-68
25. Лихачев, Б. Т. Экология личности [Текст]. / Б. Т. Лихачев // Педагогика. - 2013. - №2. - С. 19-21.
26. Лопатина, А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания [Текст] / А. Лопатина, М. Скребцова.- М.: Амрита-Русь, 2014. - 300 с.
27. Маркова, В. В Экологическое образование детей дошкольного возраста ( на материале изучения темы « Земля - кормилица Белгородчины») [Текст] / В. В. Маркова. Л. В, Шинкарева А. П., Полыгина С. Н, Шаповалова Н. С Татаренко. - Белгород: Ипц « ПОЛИТЕРРА», 2007. - 200с.
28. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет, сада. / М. М. Марковская - М.: Просвещение, 2009. - 99 с.
29. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М. Д. Маханева. М., 2014 - 87 с.
30. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2008. - 119 с.
31. Николаева, С. Н., Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Николаева, И.А. Комарова - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015. - 82 с.
32. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. [Текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С. Н. Николаева. - М.: Изд. центр «Академия», 2015. - 102 с.
33. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства: монография [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 216 с.
34. Нисканен, Л.Г. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие для студентов вузов заочной формы обучения [Текст] / Л.Г. Нисканен. - М.: МГПУ, 2011. - 63 с.
35. Кондратьева, Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы» [Текст] / Н. Н Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, Т. А. Виноградова. С-Пб, 2008. - 240с.
36. Рыжова, Н. Наш дом - природа [Текст]: Программа экологического воспитания дошкольников / Н.Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. -. 100 с.
37. Рыжук, В. И. Игра как метод обучения и воспитания [Текст] / В. И. Рыжук// Начальная школа и воспитание. - 2009. - № 16-18. -21 с.
38. Салимова, М. И. Занятия по экологии: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / М. И. Салимова. - Минск: Амалфея, 2010. - 220с.
49. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Серебрякова. - Н. Новгород: НГПУ, 2009. -180с.
40. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2011.- № 7. - С.24-26
41. Стрелкова, Л. П. Игровое воспитание детей [Текст]/ Л. П. Стрелкова - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -. 136 с.
42. Урунтаева, А. Г.. Дошкольная психология [Текст] / А. Г. Урунтаева. - М., 2009. - 97с.
43. Фокина, В. Г. и др. Ознакомление с природой и экологическое воспитание дошкольников. Учебное пособие и практикум [Текст]/ В. Г. Фокина Изд. центр «Академия», 2007 -150 с.
44. Шинкарева, Л. В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В Шинкарева, А. П Полыгина // Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 67-73.
45. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2009. - 250 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ