Введение 5
1. Теоретические аспекты преференциальных налоговых режимов особых экономических
зон в России и Китае 7
1.1 Классификация видов особых экономических зон России 10
1.2. Классификация видов особых экономических зон Китая 28
1.3. Теоретические аспекты применения налоговых и таможенных льготы особых экономических зонах39
2. Анализ преференциальных режимов особых экономических зон России и Китая 50
2.1 Анализ преференциальных режимов особых экономических зон России федеральные налоговые
льготы 50
2.2 Анализ преференциальных режимов особых экономических зон Китая 55
2.3 Сравнительный анализ преференциальных режимов особых экономических зон России и Китая 69
3.Оценка привлекательность преференциальных режимов особых экономических зон
России для китайских инвесторов 79
3.1 Анализ лучших практик китайских инвестиций в особые экономические зоны России 83
3.2. Анализ интернет-контента в Китае на предмет осведомленности о предоставляемых в России
преференциях 86
Заключение 103
Список использованных источников 106
Особые экономические зоны - это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.
Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортнологистической системы.
На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
• Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
• Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
• Предоставляется ряд налоговых преференций
• Система администрирования «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами
Демонстрация и ведущая роль особых экономических зон в 30-летнем развитии реформы и открытости Китая можно отнести к трем пунктам. Во- первых, в историческом процессе, в котором Китай перешел от плановой экономики к рыночной экономике, он сыграл роль «экспериментальной области» для реформы экономической системы. Особые экономические зоны осмелились прорваться сквозь оковы планируемой экономической системы, энергично продвигали рыночные реформы, взяли на себя инициативу в создании основных рамок социалистической рыночной экономической системы и предоставили опыт для экономической реструктуризации Китая. Во-вторых, во время исторического процесса экономической интеграции Китая в мировую экономику он сыграл роль «окна» в открытии для внешнего мира и стал «плацдармом» для многих провинций материка, чтобы выйти на международную экономическую арену, а также стал мостом для международного капитала, технологий и информации для перемещения внутри страны. В-третьих, в историческом процессе реформ и поощрения и общего развития мы играли демонстрационную роль в других провинциях и напрямую стимулировали экономическое развитие других провинций, предоставляя технологии, фонды, таланты и управленческий опыт.
Особые экономические зоны - как важная составная часть рыночной экономики, в них экономика тесно интегрируется с внешним миром, а льготные режимы (налоговый, финансовый, денежно-кредитный, таможенный, административный, инвестиционный и т. д.) являются привлекательными для отечественных и зарубежных инвесторов. Мировой опыт свидетельствует, что Особые экономические зоны - один из эффективных способов привлечения инвестиции, катализатор развития внешнеэкономических связей и экономики, притом не только региона, в котором размещается свободная экономическая зона, но и страны в целом. Страна, которая не хочет открывать экономику своей страны иностранному капиталу, постепенно утрачивает свои конкурентные преимущества.
Успешное функционирование ОЭЗ в промышленно развитых странах свидетельствует, что в их основе успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование первоначальных стадий их развития, а с другой - гибкость управления. Важным аспектом деятельности свободных экономических зон в промышленно развитых странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.
Российская Федерация имеет 20-летний опыт строительства особых экономических зон. Однако до сих пор российская особая экономическая зона не функционировала нормально. Причина этого заключается в том, что государственные бюджетные ассигнования субсидируются недостаточно, и многие административные барьеры были созданы для резидентов ОЭЗ. Инфраструктура особых экономических зон не идеальна. В отличие от России, строительство ОЭЗ Китая стало одним из самых убедительных доказательств для модернизации экономики и использования иностранных инвестиций. В настоящее время ОЭЗ не только стали способом решения экономических проблем, но и в определенной степени, она все еще является лабораторией для тестирования новых мер в будущем. Теоретически эмпирическое исследование создания и функционирования Китая связано с долгосрочным вопросом особых экономических зон Китая в преодолении отсталости и ускорении экономического роста. Что касается реальной ситуации, то, фактически, при решении некоторых правовых, экономических и социальных вопросов создание и развитие особых экономических зон принесло Китаю положительные и отрицательные результаты. Тематика приложения включает исследования Китая как перспективное крупномасштабное инвестиционное сотрудничество с Россией и выявление наиболее перспективных направлений сотрудничества и методов. Опыт особых экономических зон Китая особенно важен для России, но также и потому, что в России существуют подобные типов ОЭЗ.
России необходимо разработать организационно-методические рекомендации по использованию опыта организации ОЭЗ Китая:
1. в разработке долгосрочной стратегии развития ОЭЗ, отличающейся
большой активностью к изменяющимся условиям и гибкостью управления ОЭЗ;
2. в разработке закона о особых экономических зон, на базе которых
будут сформулированы долгосрочная государственная политика и определение места и роли ОЭЗ в национальной экономике;
3. создание развитой инфраструктуры ОЭЗ к приему инвесторов;
4. создание благоприятной инвестиционной политики, подходящей для иностранных инвесторов, предоставляются инвесторам и участникам льготный, режим по налогам, финансам, внешнеторговой и административной деятельности.
5. защита законные права и интересы инвесторов ОЭЗ. Особенно иностранные инвесторы (предприятия).
6. разработка механизма управления ОЭЗ, правительство создает
администрацию ОЭЗ и наблюдательный совет для координации их совместной деятельности администрации ОЭЗ.
7. создание функциональной структуры управления ОЭЗ во главе с
администрацией, которая наделяется значительными властными полномочиями для защиты интересов инвесторов;
8. непосредственное подчинение администрации ОЭЗ уполномоченному
государственному органу, минуя все властные промежуточные административно-территориальные инстанции.
1. Майбуров И.А. Особые Экономические зоны. Теоретико
методологические аспекты развития. Книга первая-м.:Юнити- Дана,2017.
2. Майбуров И.А. Особые Экономические зоны. Зарубежный и
отечественный опыт. Книга вторая - м.:Юнити-Дана,2017.
3. Налоги и Налогообложение учебник 6-е издание под редакцией
И.А.Майбурова. м. :Юнити-Дана,Москва,2015.
4. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской
Федерации» № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г.
5. Налоговые и таможенные преференции зон экономического роста.
6. Россия. Особые Экономические Зоны.
7. Налоговый кодекс Китая.
8. Правительство закрыло особую экономическую зону на русском
острове.
9. «Лифан» Моторс в России.
10. Инвестиционные дела, возможности, риски и тенденции китайских предприятий в России.
11. Выпущен 100-тысячный холодильник российского производства Haier.
12. Государственное налоговое управление г.Шэнь Чжэн
13. Народное правительство КНР.
14. Министерство экономического развития РФ.
15. Национальное бюро статистики КНР...