Введение 6
1. Теоретические основы управления малым бизнесом 9
1.1 Особенности управления малым бизнесом 9
1.2 Методы управления в сфере малого бизнеса 27
1.3 Типы организационных структур малых предприятий 41
2. Анализ и оценка управления малым бизнесом на примере предприятия ООО
«Станкосервис» 50
2.1 Общая характеристика предприятия 50
2.2 Анализ структуры управления ООО «Станкосервис» 60
2.3 Проблемы управления и пути совершенствования системы управления
предприятием ООО «Станкосервис» 70
Заключение 76
Список литературы 81
Малый бизнес - особый тип предпринимательства, осуществляемый в малых формах, опирающийся на деятельность индивидуальных предпринимателей, малых фирм, небольших предприятий. Малый бизнес характерен для таких форм производства как торговля, сфера услуг. Малые предприятия быстро реагируют на внешние изменения. Но их гибкость делает их одновременно крайне зависимыми от экономических изменений. Директора на таких предприятиях зачастую осуществляют управление за счет интуиции и собственного опыта.
О необходимости поддержки малого и среднего бизнеса говорится на всех уровнях организации власти, постоянно делают акцент на этом Президент и Председатель Правительства России. Создаются льготные условия для открытия бизнеса, кредитования, налогообложения, но немалая доля успеха зависит от самой организации бизнеса и управления им. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что эффективное управление организацией очень важный фактор, способный привести к успеху организацию и усилить ее конкурентные преимущества перед другими.
Современные представления об управлении предприятием базируются на том, что организацию необходимо чётко определять, измерять, анализировать и улучшать свою деятельность. Успешной организацией можно назвать ту, которая удовлетворяет следующим критериям: соблюдает сроки, укладывается в бюджет и обеспечивает качество. В любой организации важно, чтобы заказ был выполнен в установленный срок, затраты на реализацию продукции не превысили бюджет, а результаты отвечали качеству, которого ждут клиенты.
В практике управления существуют две системы - это управление функциями и управление процессами. В управлении предприятием в большинстве случаев применяется процессный подход, в основе которого управление процессами. В организации ООО «Станкосервис» преобладает функциональное управление, в этом подходе множество недостатков: сложная организационная структура, слабое делегирование полномочий и отсутствие ответственного за конечный результат.
Вертикальная связь «начальник-сотрудник» приводит к тому, что каждый отвечает только за свою работу, либо за работу своего подразделения. В результатах работы не своих подразделений сотрудники не заинтересованы.
Новизна и значимость данной работы состоит в том, что теоретические положения об эффективном управлении предприятием малого бизнеса будут применены к анализу деятельности конкретной организации и предложены пути повышения эффективности управления им.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Станкосервис».
Предмет исследования - управление деятельностью и персоналом организации.
Цель дипломной работы - проанализировать систему управления организацией «Станкосервис», сформулировать предложения по ее совершенствованию.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
1) исследовать понятие, цели, функции системы управлением организацией;
2) описать организационную структуру, принципы управления предприятием;
3) проанализировать существующие теоретические подходы к эффективному управлению организацией, сформулировать принципы эффективного управления предприятием малого бизнеса;
4) представить характеристику организации ООО «Станкосервис»;
5) проанализировать эффективность управления организацией «Станкосервис»;
6) разработать предложения по совершенствованию системы управления организацией «Станкосервис».
Методической базой исследования стал системный анализ и конкретно научные методы: систематизация, обобщение, проверка теоретических знаний в ходе преддипломной практики.
Источниковой базой являются монографии и периодическая литература по выбранной теме исследования, материалы о деятельности предприятия «Станкосервис».
Структура дипломной работы включает следующие разделы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Во введении изложена общая характеристика работы, сформулированы цели, задачи. В первой главе исследуются теоретические вопросы системы управления организацией. Во второй главе проводится анализ организации и управления предприятием ООО «Станкосервис», предлагаются рекомендации по совершенствованию управлением предприятием. В заключении сформулированы основные результаты и выводы дипломной работы.
Малый бизнес сегодня - одна из стратегических целей развития экономики Российской Федерации. Он делает ее более гибкой по отношению к изменяющимся условиям деятельность, обеспечивает самозанятость населения, снижая нагрузку на бюджетную систему всех уровней ее организации. Обеспечение его эффективности - это не только грамотная налоговая, кредитная политика государства, но и искусство управления на уровне самого предприятия.
Целью дипломной работы стало - проанализировать систему управления организацией «Станкосервис», сформулировать предложения по ее совершенствованию.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
1) исследовать понятие, цели, функции системы управлением организацией;
2) описать организационную структуру, принципы управления предприятием;
3) проанализировать существующие теоретические подходы к эффективному управлению организацией, сформулировать принципы эффективного управления предприятием малого бизнеса;
4) представить характеристику организации ООО «Станкосервис»;
5) проанализировать эффективность управления организацией «Станкосервис»;
6) разработать предложения по совершенствованию системы управления организацией «Станкосервис».
В ходе решения первых трех задач, связанных с теоретической проработкой вопросов организации деятельности и управлением
предприятием малого бизнеса, было установлено, что управление предприятием имеет ряд преимуществ по сравнению с организациями более крупных форм:
- оперативность (возможность быстро реагировать на изменения рыночной среды);
- гибкость (возможность оперативно вносить изменения в структуру, ассортимент конечного продукта или услуг и другими в соответствии с новыми вызовами);
- быстрый оборот средств.
Сложности ведения малого бизнеса зачастую являются продолжением тех же преимуществ:
- финансовая неустойчивость в ситуациях неопределенности на рынке, кризисов;
- большая роль человеческого фактора.
Малые бизнес - опора экономики, но финансовый кризис затрудняет развитие малого предпринимательства. Важнейшей задачей сегодня является обнаружение оптимальных мер воздействия методами государственного регулирования, налоговой и кредитной политики, для достижения задачи стимулирования развития малого бизнеса, его поддержки в непростых экономических условиях сегодняшнего момента. Но его мобильность, легкость, с которой он способен перестроится, заполнить освобождающиеся ниши в результате осуществления политики импортозамещения, делает его прибыльность потенциально возможной.
Для эффективности или неэффективности предприятия малого бизнеса принципиальное значение имеет роль и компетентность его руководителя. Все главные функции менеджмента повседневной работы выполняются руководителем организации.
Теоретический анализ литературы по управлению предприятием показал, что сотрудников следует воспринимать как инвестиции в человеческий капитал, как основной источник прибыли, необходимо их мотивировать, развивать их потенциал, это приведет к улучшению работы фирмы.
Подведя итог первой главе, следует отметить, что когда перестает действовать структура управления в организации или она с самого начала не подходит, это снижает эффективность организации и ее необходимо заменить на более подходящую. Для этого нужно верно сформулировать цели и задачи. Они должны быть максимально определенными, чтобы новая структура позволила организации лучше взаимодействовать с внешней средой, распределять и направлять усилия работников, удовлетворять общественные потребности, достигать своих целей. Для того чтобы создать успешную структуру управления нужно:
- Сократить размеры подразделений и заменить их на квалифицированных специалистов.
- Уменьшить количество ступеней управления.
- Удовлетворить потребность рынка.
- Сосредоточить сотрудника на осуществление своих способностей
- Мгновенно реагировать на изменение.
- Улучшить горизонтальные связи внутри организации.
- Совершенствовать информационные технологии.
- Укрепить связи с покупателем.
- Улучшить качество продукции.
Во второй главе, решая задачи, связанные с оптимизацией и повышением эффективности работы ООО «Станкосервис», мы, во-первых, узнали, какими видами деятельности занимается организация, какие задачи решает. Так же рассмотрели, как здесь осуществляются четыре основные управленческие функции:
Планирование - организация ставит задачи на год и старается их реализовать.
Организация - сотрудники знают свои функциональные обязанности, но иногда приходится доделывать работу за другими подразделениями.
Мотивация - руководитель организации знает, и умеете мотивировать сотрудников, но не уделяет этому достаточного внимания, делает это от случая к случаю.
Контроль - это завершающая часть из управленческих функций, нужно обращать внимание на изначально поставленные задачи, постоянно контролируя все происходящее добиваться поставленных целей.
Главное найти баланс между этими четырьмя управленческими функциями.
Руководитель должен четко излагать свои цели и задачи подчиненным, хорошо подбирать сотрудников на работу, организовывать работу.
В ходе исследования, мы выявили, что организация ООО «Станкосервис» имеет линейную структуру управления. У каждого работника данной организации имеются свои права и обязанности, которые они должны выполнять. Но выявлены системные недостатки в работе персонала, требующие корректировки.
Нужно говорить о замеченных ошибках уметь их исправить, не стыдясь совета или замечания руководства. Нужно поручать работу правильно, уметь спрашивать результат работы и направлять на исправление при ошибках.
В работе руководителя важно уметь тактически мыслить, планировать, быть уверенным в себе. Уверенность проявится на фоне глубоких знаний теории и практики.
С помощью SWOT-анализа было выявлено, что организация имеет сильные и слабые стороны, все обозначенные проблемы требуют оперативного и правильного решения, это позволит организации выйти на новый уровень деятельности, и повысить успешность работы менеджеров и покупателей.
Все изменения, которые нужно усовершенствовать в организации можно разделить на три группы:
1) Маркетинг и реклама.
- Повысить цены на продукцию, так как цены не поднимались несколько лет, и организация зачастую работает себе в убыток.
- Доработать сайт, чтобы им было удобно пользоваться.
- Сделать хорошую рекламу, чтобы об организации узнало как можно больше покупателей.
- Расширить ассортимент. (Например, производить мягкие магниты или 3д).
- Нормировать уровень товарных запасов в соответствии с отгружаемыми заказами. На складах есть продукция, которую никто не покупает уже несколько лет.
2) Совершенствование кадровой работы.
- Повысить квалификацию управленческого персонала, для роста производительности труда и имиджа организации.
- Отправить на обучение дизайнеров. Для увеличения ассортимента продукции.
- Мотивировать персонал, для повышения производительности труда.
3) Организационные.
- Искать более выгодных поставщиков комплектующих, чтобы обеспечили бесперебойные поставки.
- В программе «1С», нужно разработать программу, (задание для программистов) в котором загруженный заказ будет показывать, за какое время его выполнят сотрудники организации. Менеджеру будет легче определять очередность отгрузки товаров и ориентировать клиентов на сроки получения их заказа.
Если организация исправит эти недочеты, и будет совершенствоваться, то сможет обойти конкурентов на рынке сувенирной продукции.
1. Арциховский В. М., Экологический оптимум // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб.2012. 317 с.
2. Бабаев Б. Д., Буянова Н.В. Экономика. (Экономическая теория): Учебное пособие. 5-е изд., исп. и доп. Иваново: Иван, го-с. ун-т, 2008. 572 с.
3. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010. С. 218-473.
4. Брагин В.В. Процессы управления организацией. М.: ИНФРА - М. 2004.
5. Веснин В. Р.. Менеджмент 3-е издание, издательство
«Проспект», Санкт - Петербург, 2007. 504 с.
6. Виханский О. С. Менеджмент учебник. Издательство
«экономисть», 2006.
7. Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. 2006. 1008 с.
8. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. М.: СОФИТ, 2010. 256 с.
9. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учеб. Пособие/Е.Л. Драчева,
Л.И.Юликов. 2-е изд., стер. М.: Издательство «Академия», 2002. 288с.
10. Ермошенко М. Менеджмент: Учебное пособие/ Николай
Ермошенко, Сергей Ерохин, Олег Стороженко; Национальная академия
управления. К.: Национальная академия управления, 2006. 655 с.
11. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2011. 528 с.
12. Леонид М., «Собственность как товар»// «Бизнес-журнал» 2003.
13. Менеджмент: теоретические основы и практикум : Учебное пособие для студентов высших заведений образования/ Олег Гирняк, Петр Лазановский. К.: Магнолия плюс; Львов: Новый Мир-2000, 2003. 334 с.
14. Менеджмент: Учебное пособие/ Басовский Л.Е. - М.: ИНФРА, 2010.
15. Огвоздин В. Ю. «Управление качеством. Основы теории и практики»: Учебное пособие, 6-е издание, М., Изд. «Дело и Сервис», 2009. 304 с.
16. Огвоздин В. Ю. «Управление качеством. Основы теории и практики»: Учебное пособие, 6-е издание, М., Изд. «Дело и Сервис», 2009. 304 с.
17. Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. 6-е издание. М.: Дело и Сервис, 2009. 304 с.
18. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. Киев: КНЕУ, 2002. 252 с.
19. Платов O.K., Фокина О.Г. Развитие предприятия (организации), теория, методология и практика управления. Ярославль: Издательство «Александр Рутман». 2005.
20. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева
Е. Б. Современный экономический словарь. Издательство Инфра-М, 2007. 495 с.
21. Россия в цифрах. Федеральная служба государственной
статистики 2010 г. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1135075100641 (дата обращения: 15 мая 2016 г.).
22. Свечникова Н.Ю. Методы многомерного статистического исследования малого предпринимательства на региональном уровне: дис. ...канд. Эконом. наук: 08.00.12 / Свечникова Н.Ю.- Самара, 2010. 263 с.
23. Трунин С.Н. «Экономика труда». Учебник. Киев: Экономика, 2009. 260 с.
24. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. 2-е изд., перераб.и доп. - М.: ИНФРА-М,
2002. 669 с.
25. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Учебник для ВУЗов. 4-е изд. СПб.: Питер. 2003.
26. Федеральная служба государственной статистики, "Малое и среднее предпринимательство в России", 2010.
27. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
28. Чаплина А.Н. Менеджмент в торговле: Учеб. пособие / А. Чаплина, И. В. Кошелева; КГТЭИ. Красноярск, 2004. 212 с.
29. Шарухин А. П. Психология менеджмента. Мю: Издательство «Речь», 2005. 347 с.
30. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса. СПб.:Питер, 2009. 304 с.
31. Экономика промышленности: учеб. пособие для вузов / под ред. А.М. Барановского, Н.Н. Кожевникова, Н.В. Пирадовой. М.: Издательство МЭИ, 2011.