Введение 5
Глава 1. Влияние хеджирования на принятие внешнеполитических решений 16
1.1. Хеджирование в контексте международных отношений 16
1.2. Специфика принятия политических решений в рамках политического
дискурса 26
1.3. Внешняя политика Франции в отношении Ливии (период правления
Н. Саркози) 31
Глава 2. Анализ политического и вербального поведения Франции в отношении Ливии в период правления Н. Саркози 37
2.1. Начало конфликта и превосходство ливийской армии 37
2.2. Наступление сил Переходного Национального Совета 53
Глава 3. Анализ политического и вербального поведения Франции в отношении Ливии в период правления Ф. Олланда 63
3.1. Борьба правительственных войск против боевиков ИГИЛ 63
3.2. Освобождение территории Ливии от боевиков ИГИЛ 77
Заключение 90
Список использованной литературы 93
Приложения 107
С момента создания СБ ООН, решения, которые принимались её членами, были направлены на урегулирование конфликтных ситуаций, поддержание мирной обстановки в государствах и обеспечение безопасности во всем мире. Этим правилам следовали многие годы вплоть до события, которое фактически изменило мир до неузнаваемости. Это событие произошло 11 сентября 2001 г. Его последствия затронули практически все сферы человеческой деятельности, в частности, экономическую, социальную, политическую и др. Это подтверждают многие события последних лет. Террористическая атака 11 сентября отразились и на структуре Совета Безопасности ООН, который стал менее авторитарен.
Глобализационные процессы, а также появление новых, более агрессивных и неуправляемых угроз, предполагают более эффективное реагирование, противодействующее современным вызовам человечества. Выполнить эту задачу в состоянии лишь тот механизм, который действует «в рамках легитимных структур, обладающих достаточным моральным авторитетом для того, чтобы их решения носили общепризнанный характер, а не вызывали обвинения в произволе и двойных стандартах»1.
Как результат, охватившая север африканского континента «арабская весна» в очередной раз продемонстрировала неспособность СБ ООН урегулировать конфликт. Если в случае Туниса и Египта политические перемены произошли более или менее демократично, без применения оружия, то оппозиционные протесты в Ливии, особенно это проявилось после смерти М. Каддафи, обернулись фактически распадом государства, ранее считавшееся самым богатым и развитым в Африке.
Однако критика в адрес СБ ООН имеет свои основания не только по поводу избирательной политики государств в урегулировании определенного конфликта. Не менее важные проблемы кроются во внутренней организации Совета Безопасности, которая нуждается в реформировании. Так, еще в марте 2003 г. министр иностранных дел РФ Игорь Иванов выступил с заявлением, что «...как и живой организм, ООН и её СБ нуждаются в реформировании в соответствии с теми изменениями, которые в ходе второй половины прошлого века произошли в мире, с тем, чтобы отразить реальную расстановку сил в мире и повысить эффективность СБ и ООН в целом»1.
Франция, в свою очередь, как непосредственный участник конфликта, на протяжении многих лет с момента образования Ливийской Арабской Джамахирии, имела довольно непростые отношения с этой североафриканской страной2 3.
С началом «арабской весны» в Ливии, стремления Франции основывались на защите прав человека, а фактически - национальных интересах. Впоследствии, недальновидная политика Пятой Республики стала причиной продолжительного конфликта, переросшего из внутреннего в региональный (если учитывать факт вовлечения как западных стран, так и стран Ближнего Востока).
Такой резкий поворот от политики соседства к стремлению свергнуть законное правительство объясняется лишь геоэкономическими причинами. Однако более детальный анализ действий французской республики, а также ее потенциальные намерения на этапе принятия решения предстает возможным проанализировать лишь на вербальном уровне. Поскольку одной из характеристик политического дискурса считается имплицитность высказывания, выступления постоянных представителей Совета Безопасности ООН от Франции позволят спроецировать иллокутивный акт адресанта на внешнюю политику Франции относительно Ливии. Тем самым, в контексте вербального поведения данное исследование позволит понять изначальные ориентиры участия Франции в этом конфликте.
На основании этого, можно предположить, что вербальная тактика представителей Франции в СБ ООН ориентирована на удовлетворение своих интересов, что может выражаться в насильственную демократизацию страны с последующей сменой режима М. Каддафи.
Таким образом, проблема настоящего диссертационного исследования заключается в противоречии между вербальным поведением и реальными действиями, вследствие чего наблюдается ослабление роли СБ ООН как главного регулятора международных конфликтов. Так, изначальная трактовка военного вмешательства в Ливию предполагала защиту прав человека. Согласно информации Запада, диктатор-Каддафи угнетает свой народ, у которого нет прав на свободу слова и демократические выборы, пресекает любую возможность оппозиционных сил участвовать в политической жизни страны - поэтому вмешательство извне было оправданным4. На деле, силы коалиции лишили этих самых прав часть населения (лояльных М. Каддафи), свергли законный режим власти, привели страну в хаос и буквально уничтожили недавно процветающее государство.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что в современном мире существует тенденция принятия решений не для урегулирования различного рода конфликтов, а для удовлетворения политических интересов отдельных стран. Как следствие, политические деятели используют вербальную составляющую для манипулирования мнением остальных членов заседания Совета Безопасности ООН. Таким образом, нарушается основная функция данной структуры - урегулирование конфликтов. Также актуальность работы определяется новизной поставленной научной проблемы, поскольку комплексные исследования на данную тему малочисленны
Цель настоящей диссертационной работы состоит в анализе корреляции между вербальной составляющей в процессе принятия решений в рамках структуры СБ ООН и внешнеполитической ситуацией между Францией и Ливией.
Достижение вышеуказанной цели предполагает решение следующих задач:
• описать принципы и технологии теории хеджирования как основной причины влияния на принятие внешнеполитических решений на заседании СБ ООН;
• провести анализ внешнеполитических реалий Франции и Ливии с последующим проецированием на вербальное поведение постоянных представителей Франции по вопросу Ливии в период правления Н. Саркози;
• выявить прагматическую составляющую политических отношений Франции и Ливии и ее акцент на вербальную тактику представителей Франции в СБ ООН в вопросе урегулирования конфликта в Ливии в период правления Ф. Олланда.
Объектом рассмотрения диссертационного исследования выбраны выступления представителей Франции по вопросу урегулирования ситуации в Ливии.
Предметом исследования является вербальное поведение постоянных представителей Франции в СБ ООН, в основу которого входят различные стратегии хеджирования.
Хронологические рамки исследования охватывают часть периода правления Н. Саркози (2011 г.), т. е. это непосредственно начало
гражданской войны в Ливии; а также часть периода правления Ф. Олланда, начиная с противостояния правительственных войск против террористических группировок 2014-2016 гг. (включительно).
Поскольку работа направлена на изучение политического дискурса, то вопрос установления территориальных рамок исследования не представляется возможным...
Глобализационные процессы и напряженная политическая и экономическая ситуации в мире ставят перед политическими деятелями все больше вопросов, которые необходимо решать для реализации национальных интересов. Следовательно, политикам все чаще приходится использовать технологии хеджинга для урегулирования ситуаций, по крайней мере, на вербальном уровне. Использование данного феномена позволит в завуалированной форме достичь выгодных политических результатов и склонить на свою сторону противников неподдерживающего ими вопроса.
В данном исследовании были изучены основные теоретические аспекты употребления хеджирования в контексте международных отношений. В дополнение в первой главе был рассмотрен вопрос специфики принятия внешнеполитических решений в рамках политического дискурса. В частности, было проанализировано само определение политического дискурса и его влияние на национальные интересы государств и их намерения, а также был описан процесс принятия решений на примере внешнеполитического решения Франции в отношении Ливии. На основе проведенного анализа был сделан вывод о том, что на современном этапе международных отношений позиция Запада основана скорее не на рациональном факторе обеспечения безопасности в мире.
Что касается Франции, то проанализировав ее участие в ливийском конфликте, автор работы пришла к выводу, что у Французской Республики на первом плане стояла не региональная безопасность, а вопрос престижа: намерение выйти из тени США и НАТО и продемонстрировать свою военную мощь, а также личный престиж внутри страны, где население представляет своего президента как ключевую фигуру в решении различного рода конфликтов.
Соответственно, для достижения цели политические деятели Франции употребляют в речи хеджированные элементы. В основном, это приемы митигации, ограничения формулировок и убеждения, которые позволяют описывать в выгодном свете свою позицию и дискредитировать чужую. В случае, когда ситуация вышла из-под контроля из-за действий Франции, политики выбирают такие стратегии хеджинга, которые ориентированы на оправдательный стиль выступления. Наиболее частые приемы это нечеткие слова и выражения, направленные на защиту от критики и снятие ответственности за свои слова и действия.
Во второй главе был представлен анализ вербального поведения постоянных представителей Франции при ООН на заседаниях Совета Безопасности в период правления Н. Саркози (2011 г.) и Ф. Олланда (20142017 гг.). При анализе речевого поведения был сделан вывод о том, что хеджирование является неотъемлемой частью политического дискурса, поскольку именно непрямая коммуникация является следствием достижения не только коммуникативных целей одной из сторон вербального процесса, но и удовлетворения национальных интересов определенных государств.
В этом же ключе следует отметить, что в зависимости от расстановки сил противников-союзников, геополитических интересов и
внешнеполитического сотрудничества, стратегии хеджинга могут варьироваться от использования смягчающих формулировок (для оправдания) до уверенной лексики (для убеждения).
Относительно употребления лексики, то в период Н. Саркози постоянные представители от Франции использовали негативно окрашенные выражения для описания режима М. Каддафи, который совершает преступления против человечности. В то же время, хеджирование проявляется в уверенных и резких формулировках, характеризующих вину М. Каддафи за геноцид против собственного народа. Так, 26 февраля негативная лексика составляла 18 % (или 40 слов из 220); 17 марта - 11,4 % (62 слова из 549); 4 мая - 27 % (70 слов из 263) и 2 ноября - 13 % (68 слов из 529). Исключение составило 16 сентября, когда преимущество было на стороне мятежников, поэтому отмечается употребление положительной лексики (28 % или 62 слова из 222) для убеждения членов СБ ООН в том, что цель защиты прав человека достигнута: свободолюбивые и мирные демонстранты скоро прекратят кровавый режим М. Каддафи (см. приложение 1).
В период правления Ф. Олланда наблюдается обратная ситуация. В данном случае превалирует положительная лексика оправдательного характера для описания работы МУСа, эффективность которого очень низкая. Поскольку за 3-5 лет предполагаемая работа не выполнена, постоянные представители от Франции используют неуверенные и смягчающие выражения для оправдания неэффективной работы суда. В частности, 12 мая 2015 г. положительная лексика составляет 13,4 % (или 70 слов из 522); 23 декабря 2015 г. - 23 % (или 81 слово из 358); 26 мая 2016 г. - 18,9 % (85 слов из 450); 14 июня 2016 г. - 17,8 % (62 слова из 349) и 9 ноября 2016 г. - 13,3 %, т. е. 85 слов из 640 (см. приложение 2). Негативная же лексика используется, в основном, либо для описания ужасающего наследия режима М. Каддафи, либо для описания преступных действий террористических группировок.
В условиях глобализации, когда практически многое, в том числе и обеспечение безопасности и стабильности в мире, зависит от эффективности переговоров, необходимо анализировать ситуацию не только на контекстуальном уровне, но и на коммуникативном. На современном этапе международных отношений важно понимать латентные намерения государств, которые выражаются на вербальном уровне. Благодаря этому можно определить роль государства в мире и ее непосредственное отношение к мировой безопасности, проанализировав которые можно скорректировать многие внешнеполитические решения и предотвратить развитие низкоинтенсивных конфликтов. Таким образом, вопрос теории хеджирования в рамках взаимодействия на международной арене является одним из центральных среди проблем поддержания баланса сил в мире.
1) Берегов не видно: ЕС не может сдержать беженцев в Средиземном море. [Электронный ресурс]: - URL: https://russian.rt.com/article/302599 - v - es - priznali - proval - missii - po - sderzhivaniyu (дата обращения: 26.02.2018).
2) Венесуэла требует прекращения огня в Ливии. [Электронный ресурс]: - URL: https://ria.ru/arab_ly/20110319/355772634.html (дата обращения: 18.03.2017).
3) Выступление премьер-министра Франции Ф. Фийона на Национальном собрании от 22 марта 2011 г. Assemblée nationale XIIIe legislature.
Session extraordinaire de 2010 - 2011. [Электронный ресурс]: - URL: http://www.assemblee - nationale.fr/13/cri/2010 - 2011 - extra/20111012.asp#P140_4116. (mode of access: 12.04.2018).
4) Государства Ливия больше нет: как живёт страна спустя шесть лет
после свержения Каддафи. [Электронный ресурс]: - URL:
https://russian.rt.com/world/article/441534 - liviya - kaddafi - ubiistvo - strana/ (дата обращения: 15.02.2018).
5) Доклад Amnesty International 2016/17: Права человека в современном
мире. [Электронный ресурс]: - URL:
http://www.refworld.org.ru/docid/5901b0cc4.html (дата обращения:
04.04.2018).
6) Жертвами режима Каддафи с начала кризиса в Ливии стали 10 тысяч человек. [Электронный ресурс]: - URL: https://rg.ru/2011/04/19/jertvy - anons.html (дата обращения: 16.04.2017).
7) Заявление официального представителя МИД России А. К. Лукашевича
о ситуации вокруг Ливии. [Электронный ресурс]: - URL:
http://www.mid.ru/press_service/spokesman/official_statement/ -
/asset_publisher/t2GCdmD8RNIr/content/id/214622 (дата обращения:
28.08.2017).
8) Интервью бывшего посла России в Ливии. [Электронный ресурс]: - URL: https://iz.ru/news/372987 (дата обращения: 30.08.2017).
9) Интервью главы МИД С. Лаврова газете «московские новости».
[Электронный ресурс]: - URL:
http://www.mn.ru/blogs/old_interview/69228 (дата обращения:
28.08.2017).
10) Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова
телеканалу «Россия 24», 27 сентября 2011 года. [Электронный ресурс]: - URL: http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/ -
/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/193686 (дата обращения: 03.09.2017).
11) Интервью Ф. Пучарелли Франсуазе Компуэн. [Электронный
ресурс]: - URL: https://stockinfocus.ru/2016/10/21/liviya - kaddafisty - gotovyat - revansh/?utm_source=politobzor.net (дата обращения:
12.12.2017) .
12) Как США организовывают войны. Факты о Ливии. [Электронный ресурс]: - URL: https://oko - planet.su/politik/politiklist/271181 - kak - ssha - organizovyvayut - voyny - fakty - o - livii.html (дата обращения: 23.09.2017).
13) Кортунов С. Крушение Вестфальской системы и становление нового мирового порядка. Клуб мировой политической экономики. 2007. [Электронный ресурс]: - URL: http://www.wpec.ru/text/200708310905.htm (дата обращения: 04.05.2017).
14) Ливия - ВВП на душу населения ИПС. [Электронный ресурс]: - URL: https://ru.tradingeconomics.com/libya/gdp - per - capita - ppp (дата обращения: 13.02.2018).
15) Ливия нашла путь к миллиардам. Независимая газета. 25 июля 2007 г. [Электронный ресурс]: - URL: http://www.ng.ru/world/2007 - 07 - 25/1_livia.html (дата обращения: 12.12.2017)...