Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение дошкольников счету средствами проектной деятельности

Работа №98891

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТА
И СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие счета и особенности его восприятия детьми
дошкольного возраста 8
1.2. Индивидуальные и возрастные особенности развития детей
старшего дошкольного возраста 16
1.3. Анализ программ ДОУ по теме исследования 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЧЕТУ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Изучение начального уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста счетной деятельности (диагностика) 33
2.2. Обучение детей дошкольного возраста счету средствами
проектной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61


Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что усвоение детьми счета играет огромную роль в интеллектуальном развитии ребенка. Усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и в тоже время оказывает влияние на общее развитие детского мышления, способствуя формированию процессов анализа, синтеза, абстракции, обобщения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивается важность создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [23, с. 4].
Первое элементарное познание количества, которое является необходимой ступенькой познания деятельности происходит в раннем детстве. Исследования, проведенные А.М. Леушиной, выявили, что учить детей сначала надо не самому числу, а сравнению, способствовать формированию у них представлений о количественных отношениях, а затем уже обучать счетной деятельности, пользуясь числительными [30, с. 48]. Отечественные педагоги, психологи, которые занимались проблемой формирования числовых представлений, говорили о единстве восприятия множества и овладения счетом при усвоении понятия числа.
Такие психологи и педагоги, как П.Я. Гальперин, А.М. Леушина, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, рассматривали формирование начальных математических понятий как сложную познавательную деятельность ребенка.
Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте - сложный многогранный процесс, который включает развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, которые, в свою очередь, представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулирующих его деятельность. Свойства или признаки предмета переходят в категорию познавательной деятельности, становятся объектом изучения. Такие категории как форма, цвет, величина, количество, пространственные отношения интеллектуализируются. Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Благодаря содержательному обучению ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями. Начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, пространство - предмет в нем, система мер, последовательность, закономерность) [10, с. 33].
Проблема усвоения математических знаний на современном этапе приобретает все большее значение. Обучение в детском саду направлено на воспитание у детей привычки к полноценной логической аргументации всего того, что нас окружает. Эффективность процесса приобщения во многом зависит от того, какими средствами и методами, «инструментами» пользуется педагог. Решение этой проблемы связано с разработкой и внедрением новых эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному, социальному развитию подрастающего поколения [46, с. 13]. В их число входят ученые, исследователи, и передовые практики справедливо включают метод проектов, который обладает огромным образовательным потенциалом. Интерактивный характер проекта позволяет включать в него разнообразные формы и методы работы с детьми, актуализировать знания и умения, полученные ребенком в разных областях познания, налаживать партнерские взаимоотношения между всеми участниками.
Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, научиться применять полученные знания на практике.
Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности детей дошкольного возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет воспитателю осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста счета и счетной деятельности и недостаточным использованием проектной деятельности в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей старшего дошкольного возраста счета и счетной деятельности с помощью проектной деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Обучение дошкольников счету средствами проектной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность формирования у детей старшего дошкольного возраста счета и счетной деятельности с помощью проектной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста счета и счетной деятельности.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста счета и счетной деятельности.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью работы поставлены следующие задачи.
1. Изучить теоретические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста счета и счетной деятельности.
2. Выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста счётной деятельности.
3. Разработать и апробировать формы организации детей старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности с целью обучения счёту.
4. Выявить эффективность проведённой работы.
Методами исследования явились: теоретические - анализ педагогической и психологической литературы; эмпирические - опытно-поисковая работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Методологическую основу исследования составили научно-теоретические положения о психологической структуре понятий числа, счета и счетных операций (П.Я. Гальперин, Л.Е. Георгиев, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже и др.), о системной организации высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова), исследования, рассматривающие предпосылки процесса овладения счетной деятельностью (П.Я. Гальперин, Л.Е. Георгиев, Л.В. Занков, А.М. Леушина, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Л.С. Цветкова и др.).
Теоретическая значимость исследования:
- обоснована возможность формирования у детей старшего дошкольного возраста счета и счетной деятельности в процессе проектной деятельности;
- разработана методика формирования у детей старшего дошкольного возраста счета и счетной деятельности в процессе проектной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные проекты, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста счета и счетной деятельности в процессе проектной деятельности могут быть использованы в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Экспериментальной базой исследования явилась МДОУ № 44 г.
Первоуральска. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в данной работе была теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае в процессе туристско-краеведческой деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов.
Понятия числа и счета у детей формируется сложным путем - сначала элементарные представления о «множественности», обозначаемой числом, позже - о количестве конкретных предметов, стоящих за числом, далее постепенно выделяется существенный признак числа и происходит отвлечение этого признака и обобщение.
Счетная деятельность условно может быть поделена на отдельные этапы, а именно процесс счета и итог, в связи, с чем выделяется соотнесенный и итоговый счет. Процессом счета, т.е. соотнесенным счетом (называнием чисел) дети овладевают быстрее. Итог счета усваивается значительно труднее. Исследователи определяют шесть этапов развития счетной деятельности детей.
Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности детей дошкольного возраста, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.
Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, научиться применять полученные знания на практике.
Анализ некоторых образовательных программ дошкольного образования позволил сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве программ проектная деятельность используется как одна из основных в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе исследования была проведена опытно-поисковая работа по выявлению сформированности у детей старшего дошкольного возраста счетной деятельности.
Результаты констатирующего этапа показали, что высокий уровень счетной деятельности был выявлен у 35% детей (7 чел.), 40% (8 чел.) показали средний уровень сформированности и 25% (5 чел.) - низкий уровень сформированности счетной деятельности.
Результаты обследования количественных представлений у детей старшей дошкольной группы подтверждают, что дети в этом возрасте уже перешли к понятию абстрактного числа, большинство из них считают до 10.
Анализируя, полученные результаты, можно сделать вывод, что сформированность счетных умений у детей старшего дошкольного возраста находится на недостаточно высоком уровне. Следовательно, нужна работа по ее повышению.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы был разработан ряд проектов, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста счетной деятельности.
Работа по разработке проектов состояла из двух этапов. На первом предварительном этапе мы отобрали содержание, формы и методы работы с детьми, направленные на формирование у старшего дошкольного возраста счетных умений. На втором этапе происходила собственно реализация запланированной деятельности с детьми.
По окончании формирующего этапа опытно-поисковой работы была проведена повторная диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста счетной деятельности по тем же самым диагностическим заданиям, что и на констатирующем этапе.
Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы: по 45% (по 9 детей) показали высокий и средний уровень сформированности счетной деятельности, 10% (2 чел.) - низкий уровень.
Следовательно, можно говорить о результативности разработанных проектов.



1. Алиева, Т.И. Развитие математических представлений у дошкольников [Текст] : методическое пособие. ФГОС ДО / Т. И. Алиева, Т. В. Тарунтаева. - М. : Сфера, 2015. - 224 с.
2. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] : программа и методические рекомендации. / Н. А. Арапова-Пискарева. - М. : Мозаика- Синтез, 2006. - 210 с.
3. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] : учебн. пособие для студентов вузов / В. Н. Белкина ; под ред. Г. А. Логвинова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2015.270 с.
4. Белошистая, А. В. О диагностике математического развития детей [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2011. - №3. - С. 11-18.
5. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая - М. : Мозаика- Синтез, 2006. - 236 с.
6. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Т. С. Будько; под. ред. Т.С. Будько- Брест. Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
7. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 64 с.
8. Воронина, Л. В. Знакомим дошкольников с математикой [Текст] / Л. В. Воронина ; под ред. Т. В. Цветковой. - М. : Сфера, 2011. - 128 с.
9. Гаврина, С. Е. Учусь считать. [Текст] / С. Е. Гаврина - М. Аванта, 2008. . - 124 с.
10. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. - М. : Просвещение, 2000. - 767 с.
11. Герасина, Е. В. Детская психология [Текст] / Е. В. Герасина. - М. : Владос-Пресс, 2012. - 288 с.
12. Громова, О. Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста [Текст] / О.Е. Громова. М. : 2006. - 48 с.
13. Гулидова, Т. В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО [Текст] / Т. В. Гулидова. - Волгоград: Учитель, 2016.135 с.
14. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М. : 1996. - 406 с.
15. Дандарова, Ж. К. Психология детства [Текст]: учебник / Ж. К. Дандарова [и др.] ; под ред. А. А. Реана. - М. : Олма-Пресс, 2012. - 368 с.
16. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. ФГОС ДО [Текст] / В. А. Деркунская. - М. : Центр педагогического образования, 2016. - 208 с.
17. Детство [Текст] : примерная образовательная программа
дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
18. Ерофеева, Т. И. Знакомство с математикой [Текст] : методическое пособие для педагогов / Т. И. Ерофеева. - М. : Просвещение, 2006. - 112 с.
19. Журавлева, В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. [Текст] / В. Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
20. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] : пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, О.В. Боровик. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2009. - 178 с.
21. Зайцев, В. В. Математика для дошкольников [Текст] / В. В. Зайцев. - М. : Академия, 2011. - 198 с.
22. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей [Текст] / А. К. Колеченко - СПб. : КАРО, 2006 - 128 с.
23. Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. [Текст] : учебное пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. - М. : Мозаика- Синтез, 2013. - 264 с.
24. Кудрявцева, А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ [Текст] / А. И. Кудрявцева // Проблемы и перспективы развития образования / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 80-84.
25. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М. : ТЦ «Сфера», 2012. - 464 с.
26. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина - М., 1974. - 368с.
27. Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие [Текст] / А. А. Майер. - М. : ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 с.
28. Малахова, Е. И. Технология осуществления интеллектуального развития школьников в процессе обучения математике [Текст] / Е. И. Малахова - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007. - 165с.
29. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет [Текст] : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 96 с.
30. Математическое развитие: развернутое перспективное
планирование. Образовательная система «Детский сад 2100» [Текст] / авт.- сост.
О. В. Матросова. - Волгоград : 2011. - 108 с.
31. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьников. Избранные психологические труды [Текст] / Н. А. Менчинская - М. : Просвещение, 1989.- 588 с.
32. Метлина, Л. С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л. С. Метлина. - М. : Детство-Пресс, 2006. - 284 с.
33. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм Еврознак, 2006. - 672 с.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 456 с.
35. Овчинникова, Е. О совершенствовании элементарных математических представлений [Текст] / Е.О. Овчинникова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 8. - С. 23-26.
36. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста [Текст] / под науч. ред. Р. Н. Бунеева. - М. : Баласс, 2016. - 528 с.
37. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
38. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с
39. Педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
40. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования [Текст] : сборник / отв. Г. Н. Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010.- 78 с.
41. Пиаже, Ж. Теория, эксперименты, дискуссии [Текст] : сб. стат.; под ред. Л.Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской / Ж. Пиаже. - М., 2001. - С. 106¬186.
42. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]
-URL: минобрауки.рф (дата обращения 15.04.2017).
43. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой [и др.] - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 177 с.
44. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст] : паспорт проекта, модели занятий, дидактические игры. - Волгоград : Учитель, 2016. - 214 с.
45. Счастливый ребенок [Текст] : примерная общеобразовательная программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям в соответствии с ФГТ / под ред. С. А. Козловой. - М. : Школьная пресса, 2012. - 320 с.
46. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду [Текст] / Л. Л. Тимофеева. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
47. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 336 с.
48. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» - URL: минобрауки.рф: (дата обращения
27.04.2017).
49. Хвостов, А. А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст] / А. А. Хвостов, В. С. Мухина. - М. : Академия, 2011. - 624 с.
50. Цветкова, Л. С. Нейропсихология и восстановительное обучение [Текст] / Л. С. Цветкова. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 262 с.
51. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 257 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ