Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление процессом формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста

Работа №98881

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ... 6
1.1. Понятие геометрической фигуры, виды геометрических фигур 6
1.2. Психологические особенности восприятия геометрических фигур
и формы предметов детьми дошкольного возраста 10
1.3. Анализ программ дошкольных образовательных учреждений 13
1.4. Особенности управления процессом формирования у детей
геометрических представлений 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Изучение начального уровня сформированности геометрических
представлений 29
2.2. Методическая работа по формированию геометрических
представлений у дошкольников 33
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

Уже в период дошкольного детства происходит вхождение детей в мир математики. С раннего детства они учатся сравнивать предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, моделируют, усваивают геометрические эталоны и т.д. При формировании у дошкольников геометрических представлений можно выделить два аспекта: формирование геометрических представлений на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
Свои первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов дети приобретают ещё в дошкольном детстве. В процессе игры или практической деятельности они производят действия с предметами: рассматривают, ощупывают, катают, рисуют, лепят, конструируют, вычленяя постепенно их форму, среди других свойств.
Одной из сложных задач в дошкольном возрасте является формирование представлений о геометрических фигурах.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что дети в период дошкольного детства имеют спонтанный интерес к математическим категориям: величина, форма, количество, пространство, время, с помощью которых им лучше ориентироваться в ситуациях и вещах, упорядочивать, связывать их друг с другом. Дошкольные образовательные учреждения, учитывая такой интерес детей, расширяют знания детей в этой области.
Но, к сожалению, знакомство с содержанием понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования имеют достаточно серьёзные требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим перед нами встаёт проблема: как обеспечить формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель работы: рассмотреть особенности управления процессом формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности управления процессом формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
• Выявить особенности управления процессом формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
• Выявить начальный уровень сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
• Разработать и апробировать серию занятий, упражнений и дидактических игр по формированию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
• Проверить эффективность данной разработки посредством заключительной диагностики детей старшего дошкольного возраста.
• Дать количественный и качественный анализ результатов.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы; эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), количественная и качественная оценка результатов экспериментальной работы.
Теоретическая основа: вопросами развития у детей геометрических представлений занимались многие методисты, педагоги, психологи, в частности, А.М. Леушина, Л.А. Венгер, А.М. Пышкало, Д. Альтгауз [24, 9, 17, 2] и многие другие.
Практическая значимость: данная разработка может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений при формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ №2 «Золотая рыбка» г. Новоуральска.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя работу по формированию геометрических представлений у детей дошкольного возраста, можно сделать выводы:
1. Анализ научной и методической литературы, выявил, что проблема формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста актуальна и на сегодняшний день.
2. Изучение психологических особенности детей дошкольного возраста показало, что перцептивная деятельность детей в познании геометрических фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.
3. Изучение и сравнительный анализ образовательных программ показал, что совпадение выбранных мной программ говорит о том, что при составлении данных программ авторы придерживались принципов ФГОС ДО.
4. Наблюдения и диагностика детей показали, что дошкольники без труда называют и различают плоские геометрические фигуры и объёмные тела; узнают геометрические фигуры в окружающей обстановке; уровень классификации фигур повысился; дети без труда выделяют основные свойства и признаки геометрических фигур; научились анализировать форму предметов, воссоздавать и видоизменять её; соотносить результат с задуманным; многие дети используют в своей речи математические термины.
По мере того, как дошкольники знакомятся с простейшими геометрическими свойствами тел, они учатся различать геометрические фигуры как таковые (квадрат, куб, треугольник и т.д.) Чтобы дошкольники овладели элементарным знанием геометрических форм, требуется специальная и тщательная работа воспитателя. К методам формирования представлений о геометрических фигурах детей старшего дошкольного возраста относится наглядность. Целью метода наглядности является обогащение и расширение опыта детей, развитие наглядности, изучение свойств конкретных предметов, т.е. создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. Мы применяли разнообразные средства наглядности: предметы и явления окружающей действительности, изображения реальных предметов, рисунков, модели предметов, символические изображения.
5. В практической части работы даётся описание проведённой опытно-экспериментальной работы. Проведённая промежуточная диагностика показала, что дошкольники смогли повысить свой уровень знаний о плоских геометрических фигурах и объёмных геометрических телах.
6. Дальнейшая практическая работа, которая проводилась в соответствии с теоретическими положениями, привела к улучшению основных познавательных процессов, а также повысила уровень сформированности геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Заключительный этап работы - анализ результатов опытно-поисковой работы показал, что проделанная нами работа была эффективной


1. Алмазова, И. В. Методика формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. В. Алмазова // Международный образовательный портал. - URL: http: //www. maam. ru/detskij sad/metodika-formirovanij a- geometricheskih-predstavlenii-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
2. Альтхауз, Д. Цвет-форма-количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум / под ред. Юртайкина В.В. - М.: Просвещение,1984. - 64 с.
3. Арапова-Пискарёва, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н. А. Арапова-Пискарёва. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 98с.
4. Ашенкова, Н. Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Н. Ашенкова // Международный образовательный портал. - URL:
http: //www. maam. ru/detskij sad/pedago gicheskaj a-diagno stika-detei-v-sotvetstvi-s-fgos-do.html
5. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
6. Белошистая, А. В. Я считаю и решаю! Уникальная методика обучения математике [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: У-Фактория, 2007. - 224с.
7. Березина, Р. Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов [Текст] / Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая; под ред. А. А. Столяра - М: Просвещение, 1988. - 303 с.
8. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. [Текст] / Ф. Н. Блехер. - М.: Просвещение, 1964. - 184 с.
9. Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребёнок к школе [Текст] / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. - М.: Знание,1994. - 192 с.
10. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
11. Волик, С. А. Особенности формирования логико-математической компетентности детей дошкольного возраста [Текст] / С. А. Волик // Дошкольное образование - 2012. - №1. - С. 49-54.
12. Воронина, Л. В. Особенности формирования у дошкольников логических приёмов мышления. [Электронный ресурс] / Л. В. Воронина. // Портал для руководителей школ и детских садов. - URL:
http://www. school-detsad.ru
/index.php?option=com content&view=article&id=245:2012-12-05-17-17- 45&catid=53:avti-articles&Itemid=77
13. Воронина, Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников [Текст]: учебное пособие. /Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова; под ред. Ворониной Л. В. - Екатеринбург: УрГПУ, 2013. - 282 с.
14. Гальперин, П. Я. Формирование начальных математических понятий [Текст] / П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиева // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. - М.: СПб, 1994. - Ч. 3. - 312 с.
15. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 145 с.
16. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: ИНТОР,1996. - 544 с.
17. Евдокимова, А. О. Формы организации обучения элементарной
математике детей старшего дошкольного возраста в условиях стандартизации дошкольного образования [Текст] / А. О. Евдокимова, Е. В Шаталова. // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2. - С. 187-189.
18. Запорожец, А. В. Восприятие и действие. [Текст] / А. В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1967. - 324 с.
19. Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации [Текст] / Под ред. Н. В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
20. Кармалит, Ю. П. Методика диагностирования математического развития дошкольников. [Электронный ресурс] - URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/17/iz-opyta-raboty-statya-na-temu-metodika-diagnostirovaniya
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - М.: Академия, 2007. - 416с.
22. Коротковских, Л. Н. Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. [Текст] / Л. Н. Коротковских. - СПб.: «Детство-Пресс», 2013. - 224с.
23. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. [Текст] / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец; под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
24. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368с.
25. Метлина, Л. С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Л. С. Метлина. - М.: Просвещение,1984. - 256с.
26. Михайлова, З. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоения математических представлений: методическое пособие для педагогов ДОУ [Текст] / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб: «Детство-пресс», 2008. - 80с.
27. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр. - СПб: «Детство-пресс», 2008. - 384 с.
28. Михайлова, З. А. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия. 1 и 2 части [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: Изд-во: Фирма Икар, 1996. - 138 с.
29. Нефедова, Е. В. Весёлая геометрия. Малышам от 4 до 7 [Текст] / Е. В. Нефедова. - М.: Изд-во: «Эксмо» ООО, 2005. - 64с.
30. Новикова, В. П. Математика в детском саду [Текст] / В. П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 160с.
31. Павлова, Е. В. Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / Сайт для воспитателей детских садов [Электронный ресурс] / Е. В. Павлова. - URL:http://vospitateljam.ru/planirovanie-v-doshkolnom-uchrezhdenii-v-sootvetstvii-s-fgos-do/
32. Педагогические взгляды деятелей дошкольного воспитания конца XIX - начала ХХ в. [Электронный ресурс] / Е.В. Павлова// История педагогики.
-Гл. 18. - URL: http://www.gala-d.ru/parts/1099-part18.html
33. Петерсон, Л. Г. Математика для дошкольников. Раз - ступенька, два - ступенька [Текст] / Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина - М.: Педагогика, 1996.
- 96 с.
34. Петерсон, Л. Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» [Текст] // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. - М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. - 383 с.
35. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для бакалавров. [Текст] / И. П. Подласый. - М.: Юрайт,2012. - 574с.
36. Пушкарёва, А. Л. Формирование элементарных математических представ лений дошкольников средствами игры [Электронный ресурс] / А. Л.
Пушкарева // Педагогическое мастерство. Всероссийский электронный журнал. - URL: https://www. pedm.ru/categories/10/ articles/1158
37. Синяпкина, Е. И. Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е. И. Синяпкина. // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С.1019-1022.
38. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / Т. В. Турунтаева. - М.: Просвещение,1980.64с.
39. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М.: Издательский центр Академия,2001. - 336с.
40. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова; под редакцией А. В. Запорожца - М.: Просвещение, 1976. - С.235.
41. Фалькович, Т. А. Формирование математических представлений [Текст] / Т. А. Фалькович, Л. П. Барыкина. - М.: ВАКО, 2009. - 208с.
42. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. - Изд-во: Центр педагогического образования, 2014. - 32с.
43. Фрейлах, Н. И. Математика для воспитателей [Текст] / Н. И. Фрейлах. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФА, 2015. - 136с.
44. Фрейлах, Н. И. Методика математического развития [Текст] / Н. И. Фрейлах. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. - 208 с.
45. Фрейлах, Н. И. Методика математического развития: краткий курс лекций в опорных конспектах, схемах, таблицах [Текст] / Н. И. Фрейлах. - М.: ФОРУМ, 2015. - 240с.
46. Чеплашкина, И. Н. Математика-это интересно. Рабочая тетрадь [Текст] / И.Н. Чеплашкина, Л.Ю. Зуева, Н.Н. Крутова. - Изд-во: Детство-Пресс, 2016. - 48с.
47. Черникова, Ю. В. Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с формой [Электронный ресурс] / Ю. В. Черникова. - URL: http: //nsportal .ru/detskiy-sad/matematika/2016/03/23/kartoteka-didakticheskih-igr-po-oznakomleniyu-doshkolnikov-s
48. Шевелёв, К. В. Дошкольная математика в играх: формирование
элементарных математических представлений у детей 5-7 лет [Текст] / К. В. Швелелев. - М.: Мозаика-синтез, 2004. - 79с.
49. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст]: учебное пособие для студентов. / Е. И. Щербакова. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 272с.
50. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие. / Е. И. Щербакова. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392с.
51. Юрченко, Н. Ф. Игровая деятельность старших дошкольников [Текст] / Н. Ф. Юрченко. - Х.: Изд. группа «Основа», 2011. - 170 с.
52. Якименко Л. М. Ребенок в коллективе сверстников [Текст] / Л. М. Якименко // Дошкольное воспитание. - 2012. - С. 8-10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ