Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Еврейская религиозная община Екатеринбурга - Свердловска (1843 - 1961 гг.)

Работа №98880

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы122
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Солдатская синагога Екатеринбурга 1843 - 1857 гг 13
Глава 2. Институты иудаизма в Екатеринбурге - Свердловске 26
2.1 Религиозная община: численность и состав 26
2.2. Синагоги и молельни 50
2.3. Раввины 65
Глава 3. Обряды жизненного цикла 78
3.1. Бракосочетание 78
3.2. Обрезание 91
3.3. Погребение 95
Заключение 99
Список использованных источников и литературы 102
Приложение № 1. Фотодокументы 110
Приложение № 2. Карты 117
Приложение № 3. Список Екатеринбургской общины на 1920 г 119
Приложение № 4. Документы по делу Ц-М. Ф. Льва 120

В условиях экономических и политических трансформаций общества усиливаются миграционные потоки, при этом религия становится важным фактором социальной организации и сохранения идентичности мигрантов. Этим определяется актуальность изучения меньшинств, способов организации их общинной и религиозной жизни. Именно таким этно­религиозным меньшинством являлись евреи Урала во второй половине XIX - начале XX в. Евреи-мигранты, приезжавшие в незнакомый город, оказавшиеся в иной культурной обстановке и не имея устоявшихся социальных связей остро нуждались в поддержке, которую они, как правило, получали от своих единоверцев. Исследования истории возникновения и развития еврейских религиозных организаций за пределами черты оседлости важно для понимания способов адаптации, форм культурной интеграции, особенностей взаимоотношений со старожильческим населением и способов сохранения идентичности.
Сложившаяся в отечественной историографии практика исследования истории еврейских общин Урала и Сибири не дает возможности детально изучить особенности функционирования отдельных религиозных групп. Между тем, российское законодательство XVIII - XIX вв. и особый горнозаводской статус Екатеринбурга повлияли на процессы, происходившие в еврейской общине, сделав ее не совсем стандартной для Урало-Сибирского региона. Что касается судьбы общины в советский период, то ее во многом предопределило бурное развитие города, связанное с обретением им статуса столицы огромной Уральской области, и строительство «города будущего», в котором уже явно не было места религии. Таким образом, изучение истории религиозной общины Екатеринбурга-Свердловска представляется актуальным.
Объектом исследования является еврейская религиозная община Екатеринбурга - Свердловска.
Предметом исследования - процесс формирования и развития основных институтов иудаизма в городе, изменения численности общины, формы ее религиозной жизни в имперский период и трансформация в советское время, вплоть до закрытия синагоги в 1961 г.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1843 г. по 1961 г. Нижняя хронологическая граница связана с официальным появлением значительного числа иудеев в Екатеринбурге и, в особенности, с началом формирования религиозных структур. Выбор верхней хронологической границы обусловлен датой принятия властями решения о закрытия «еврейского общества» и последовавшим вслед за этим уничтожением всех официальных институтов иудаизма в городе.
История российского и советского еврейства имеет сложившуюся историографическую традицию. Одним из первых к теме обратился Ю. И. Гессен, по инициативе которого было подготовлено издание «Еврейской энциклопедии», куда вошел обширный фактический материал по истории и культуре евреев1. Политико-правовые и культурные аспекты жизни российских евреев подробно рассмотрены в работе И. Левитаца. Помимо актового материала им на широком круге источников была реконструирована внутренняя жизнь еврейской традиционной общины2.
Самостоятельной темой в иудаике является история института военных кантонистов, которому посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов. Однако, большая их часть основана на опубликованных дневниках евреев-кантонистов3 и литературных произведениях4, что накладывает определенный отпечаток на характер оценок самого феномена привлечения евреев к воинской повинности. Совершенно в другом ключе написана монография Й. Петровского-Штерна. Используя огромный массив разнообразных архивных источников, он переосмысляет историю солдат- иудеев и влияние службы в армии на еврейские общины. Им был детально описан быт солдат и рассмотрена степень участия еврейских общин в поддержании религиозной идентичности рекрутов5. Однако материалы по екатеринбургским солдатам-кантонистам им использованы не были. Непосредственно связанным с темой службы иудеев в российской армии является их участие в Первой мировой войне. Некоторые сюжеты этой истории были рассмотрены С. Гольдиным. Им приведены статистические данные о переселенных жителях прифронтовой полосы и проанализировано влияние распространения антисемитских настроении в руководстве армии6. Однако вопросы организации религиозной жизни иудеев в армии им не рассматривались.
Что касается еврейских общин в восточной части государства, то в последнее время появилось немало работ, посвященных различным аспектам истории евреев Сибири. К примеру, демографические особенности детально описаны Ю. М. Гончаровым7. История конфессиональной жизни иудейской общины Томска, включая процесс формирования общины, появление и функционирование синагоги и молельных домов, а также погребальные практики рассмотрены в ряде работ О. С. Ульяновой8. В настоящее время под руководством Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» проводятся этнографические и археологические исследования в разных районах с исторически сложившимся «коренным» еврейским населением с целью воссоздания истории общин в советское время, наименее отраженное в исторических источниках. В основном эти исследования сосредоточены на западных районах - зоне бывшей «черты оседлости» и юго-восточных - территории, населявшейся горскими евреями9. Что касается общин, сформировавшихся за чертой оседлости, то они, как правило, не привлекают внимания профессиональных этнографов как объект исследования, поскольку существенно отличались от «местечковых» в силу существовавшего законодательства и отдаленности от мест традиционного проживания иудеев...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования была реконструирована история религиозной еврейской общины Екатеринбурга - Свердловска и выявлены три основных этапа. Первый этап охватывает период с 1843 по 1858 гг. и связан с расположением в городе линейного батальона, в состав которого входило значительное число (до 10 %) солдат-иудеев. Вместе с членами семей они составили приход первой солдатской синагоги в городе. Согласно сохранившимся источникам, верующие-иудеи имели возможность отмечать еврейские религиозные праздники, соблюдать часть предписаний иудаизма и совершать все обряды жизненного цикла. Синагога прекратила свое существование после вывода солдат-иудеев из Екатеринбурга в 1858 г.
Второй этап связан с появлением в городе постоянного еврейского населения в 1870-е г. и характеризовался тем, что в Екатеринбурге постепенно сформировалась крепкая активная община, добившаяся официального признания, права иметь своего собственного раввина, несколько молельных домов, микву, отдельный участок для захоронений. Благодаря высокому социальному статусу и образованию многие ее члены принимали активное участие в городской жизни. Динамичное развитие Екатеринбургской синагоги продолжалось до 1919 г. Несмотря на временные трудности, община численно росла, приобретала новые здания, планировала отстроить большую каменную синагогу в центре города, имела значительную библиотеку, включавшую 12 свитков Торы.
Третий этап, несмотря на постоянный численный рост еврейского населения в городе вплоть до конца Великой отечественной войны, характеризовался постепенной утратой общиной своего имущества и положения; снижением численности1; потерей лидеров, часть из которых была репрессирована в 1920-е - 1930-е гг. и общим старением состава общины. Само здание синагоги, с большим трудом сохраненное верующими, также было утрачено в 1961 г., после чего Свердловская синагога официально прекратила свое существование.
В результате проведенного исследования было установлено, что численность синагоги в «солдатский» период ее истории достигала 100 верующих, включая служащих Оренбургского линейного батальона № 8 и членов их семей. В течение всего второго периода она стабильно росла. При этом постоянная община в конце XX в. состояла в основном из купцов, ремесленников и евреев, получивших образование. Лишь небольшой процент среди них занимали «николаевские солдаты» и их дети. Это явно выделяло Екатеринбург среди других уральских городов (Перми, Тюмени, Челябинска и т. д.) где в это время все еще продолжали существовать солдатские синагоги.
Согласно первой Всероссийской переписи, численность общины составила 303 человека, но накануне Первой мировой войны в городе было уже около 2000 иудеев и они являлись самым многочисленным религиозным меньшинством в городе. В дальнейшем прирост шел за счет беженцев, однако, численность религиозной общины оставалась не более 600 человек. Со временем разрыв между численностью еврейского населения и религиозной группы все увеличивался. В период с 1920 по 1961 гг. синагогу постоянно посещали 30-80 верующих, а на праздники приходило 400-500.
К числу религиозных институтов иудаизма в ландшафте города в разное время относились синагоги, молельные дома, миквы, кладбища, кошерная столовая и помещение для шхиты (ритуального забоя птицы). К сожалению, планам по строительству большой каменной синагоги так и не было суждено осуществиться, однако в отличие от других религиозных общин города иудеи смогли, по крайней мере, сохранить постоянное помещение синагоги вплоть до 1961 г.
В ходе работы удалось уточнить расположение молельных домов и синагог в Екатеринбурге - Свердловске и подготовить карту (См.
Приложение 2.1). Установлены адреса девяти зданий религиозного культа. Пять из них находились в арендованных помещениях, а четыре, в том числе фундамент будущей синагоги, принадлежали общине.
В результате проведенного исследования был реконструирован процесс формирования института раввината в городе. Было установлено, что в разное время с 1880-х по 1961 гг. городское религиозное еврейское сообщество возглавлялось шестью раввинами. Большинство из них приехало в город во время эвакуаций в числе беженцев. Их появление помогало сохранять городским евреям религиозную идентичность в сложных условиях войны и атеистического давления. В ходе проведенных полевых исследований удалось установить, что одним из городских раввинов был представитель движения Хабад, но серьезно повлиять на религиозные практики многочисленного еврейского населения в городе ему не удалось. В Советское время многие раввины подверглись репрессиям со стороны властей: два свердловских раввина были арестованы и расстреляны, причем один из них - по обвинению в участии в «контрреволюционной организации церковников». В этих условиях община, опасаясь за своих духовных лидеров, предпочитала не указывать их имена в официальных документах.
Тем не менее, в условиях преследования религии и попыток советских властей закрыть синагогу община продолжала функционировать. В ходе проведенного исследования удалось собрать информацию об обрядах жизненного цикла, проводившихся верующими евреями на протяжении всего советского периода существования синагоги. Несмотря на то, что этот период характеризовался резким снижением обрядовой деятельности иудеев, часть населения продолжала, насколько это было возможно, соблюдать ритуалы. До 1960-х г. городскими евреями проводились все обряды жизненного цикла: религиозные свадьбы, обрезания и похороны. Однако к концу существования религиозной общины практически единственными открыто проводимыми обрядами оставались похороны.


1. Беляев С. «Нам запрещали бытьевреями»: история и традиции еврейской диаспоры в Екатеринбурге / Наша газета. 15.05.2017 НЕЕ: http://ngzt.ru/analitics/view/30-03-2017-istoriya-i-tradicri-evreyskoy-diaspory-v- ekaterinburge (дата обращения: 09.06.2018)
2. Всесоюзная перепись населения 1926 года. М.: Изд. ЦСУ СССР, 1928.
Т. 4. 423 с.
3. Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги. М.: Наука, 1992. 256 с.
4. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. РСФСР. М.: Госстатиздат, 1963. 326 с.
5. В еврейской моленной // Уральская жизнь. 1910. 27 мая. С. 3.
6. Город Екатеринбург: сб. ист.-стат. и справ. сведений по городу с адресным указателем и с присоединением некоторых сведений по Екатеринб. уезду / сост. И. И. Симанов. Екатеринбург: Тип. газ. «Екатеринб. неделя», 1889. 1235 с.
7. Екатеринбургская неделя, 1883. № 48. С. 790.
8. Зайдель Л. Евреи на Урале // Еврейская старина: Трехмесячник Еврейского историко-этнографического общества. Год II. Вып. III. СПб: Типография I. Лурье и К-о, 1910. С.423.
9. Мозель Х. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Пермская губерния. Ч. 2. Спб.: Изд-во Ген. штаба, 1864. 478 с.
10. О торгах // Пермские губернские ведомости № 30 за 1851 г. С. 127-130.
11. О торговле и оборотах Ирбитской ярмарки в 1860 и 1861 годах и о прочем // Памятная книжка Пермской губернии на 1863 год: год первый / ред. С. С. Пенном. Пермь: Губернская Типография, 1862. С. 4-16.
12. О числе жителей по вероисповеданию в Пермской губернии // Памятная книжка Пермской губернии на 1863 год: год первый / ред. С. С. Пенном. Пермь: Губернская Типография, 1862. С. 101-111. 16., С. 110.
13. Пантофель А.М. Жизнь кантониста / Предисл. А. Галича. Машинопис. Б.м., 1975. 55 с.
14. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XXXI. Пермская губерния / под ред. Н. А. Тройницкого; Изд. центр. стат. комитета М-ва внутр. дел. Спб.: Слово, 1904. 348 с.
15. ПСЗ. Собр. 2. 1827. Т. 2. Спб.: Тип. II отделения Е. И. В. Канцелярии, 1830. 827 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ