Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сценография contemporary dance на материале постановок театра «Провинциальные танцы»

Работа №98878

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы193
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 12
1.1. Характеристики и особенности contemporary dance 12
1.2. Анализ структурообразующих элементов пространства постановок contemporary dance 17
1.3. Звуковое сопровождение 33
1.4. Материальное оснащение постановки 34
1.5. Медиатехнологии 41
ГЛАВА 2 43
2.1. Театр «Провинциальные танцы» - успешный опыт театра contemporary dance 43
2.2. «Версии. Часть I» 47
2.3. «Sepia» 51
2.4. «Сказка» 57
2.5. «Мера тел». Вольная реконструкция научного озарения 61
2.6. «Кленовый сад» 65
2.7. «Спящая красавица» 67
2.8. «Ego vacuum» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
ПРИМЕЧАНИЯ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
Ресурсы удаленного доступа 93
Источники (видеоматериалы). 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Иллюстрации 107
Приложение 1.1 Список иллюстраций 171
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Contemporary dance. Основные техники 175
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Театр «Провинциальные танцы». Хронология 178
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Биографические справки

Появление в конце 1980-х-начале 1990-х годов танцевального театра направления contemporary dance в нашей стране было в какой-то мере неожиданным даже для самих участников процесса. Название того, чем они занимались, подчас становилось известно им, когда они приезжали на какой- либо фестиваль1. Появление contemporary dance не было обусловлено естественным ходом развития искусства в России вообще и танцевального в частности. Но снятие нормативности и обязательности форм выражения художником своих идей в перестроечный период привело к тому, что стали больше проявлять активность люди, для которых более естественным был не литературный, сюжетно-семантический язык, а язык пространства, форм и цвета, люди, способные рассказывать историю без истории. Это движение проявилось не только в изменении пластического языка танца, но и языка сценографии. Художник начинает работать не с декорациями и костюмами как таковыми являющимися выразительными средствами, которые проявляют персонаж или сюжетную линию, он создает пространство, в котором тем или иным образом объекты и субъекты трансформируют свои границы, создавая не столько действие, сколько ощущение, метафору действия.
Как правило, критические театроведческие статьи дают нам, в зависимости от характера издания, или описание визуальных характеристик сценографии и костюмов, в сочетании с более или менее точным и глубоким пониманием и соответственно прикосновением к нерву театрального действа, или сосредотачиваются на анализе пластики, образных, сюжетных линий, аллюзий, метафор и т.д. Западная критика2, в которой теоретическая составляющая никогда не страдала от идеологического натиска и, соответственно продолжала развиваться естественным образом на протяжении двадцатого и уже двадцать первого веков, дает большее разнообразие характера исследования не только особенностей dance-театра, но и его пространства и таким образом его связи с другими визуальными искусствами. Новизной нашего исследования является стремление заполнить этот пробел в русскоязычном сегменте исследований и ввести в научный оборот материалы и источники по сценографии коллективов contemporary dance в России.
Объектом нашего исследования является сценография contemporary dance. Предметом - структура пространства постановок contemporary dance на примере театра «Провинциальные танцы», одного из наиболее профессиональных и интересных данс-театров России. Коллектив «Провинциальных танцев» во главе со своим художественным руководителем Татьяной Багановой не только активно впитывает все достижения этого направлений, находясь на одном уровне с крупнейшими зарубежными коллективами. Баганова, «переносит русскую душу в другие пространства и делает это сказочно»3. В исследовании мы опираемся не только на собственно постановки театра «Провинциальные танцы», но и на постановки Л.В. Шульмана4 и О.В. Паутовой5, выполненные вне театра, как выражение ментальности и установки, ставшей основой своеобразной традиции проявления эмоционального интеллекта и гипертекстуальности в постановках этого театра. Однако нам невозможно обойтись без аналогий и опоры на примеры западных коллективов, учитывая, что театр является частым и желанным гостем на международных фестивалях, активно принимая и перерабатывая зарубежный опыт contemporary dance.
Целью работы является комплексное искусствоведческое исследование сценографии театра «Провинциальные танцы». Достижение этой цели мы определяем путем решения следующих задач:
• обзор источников и литературы по направлению contemporary dance;
• изучение особенностей сценографии постановок этого направления данс- театра;
• обзор источников и литературы по театру «Провинциальные танцы»;
• анализ сценографии постановок театра «Провинциальные танцы»;
• введение в научный оборот информации, связанной со сценографией театра «Провинциальные танцы» на основе систематизации структурообразующих пространство элементов;
Обзор источников и литературы.
Необходимо отметить, что в силу особенностей постановочного процесса, изменения характеристик взаимодействия со зрителем, многовариантности постановочных пространств, сложности и нерасчленимости составляющих элементов постановок contemporary dance, при анализе сценографии мы опираемся на широкий спектр литературы и источников из различных областей знаний - философии, психологии, перформативных практик и т.д. Для периода танца модерн характерно то, что многие хореографы сами писали о своих идеях и размышлениях по поводу развития танца. Одним из основных исследователей танца постмодерн за рубежом является С. Бейнс. Об эстетике перформативного театра, включая сценографические решения пишет Э. Фишер. У Ramsay Burt есть отличная статья, анализирующая то, что мы определяем, как contemporary dance - хореографию и сценографию постановки «Kaash» А. Хана и А. Капура. Н. Моран (Nick Moran) написал книгу о световом дизайне постановок «The Right Light: Interviews with Contemporary Lighting Designers», A. Mermikides и J. Smart в книге «Devising in Process» подробно исследуют весь постановочный, сценографический процесс на материале восьми театральных компаний, занимающихся перформансами. В нашей стране источниками по постановкам contemporary dance являются статьи О. Гердт, Н. Курюмовой, Е. Борисенко, Д. Лисина, В. Никитина, И. Сироткиной. Документальный сериал «Глаза в глаза» с А. Сигаловой, статьи и книга «Российский современный танец. Диалоги» Е...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа особенностей постановочного процесса коллективов современной хореографии, таких как режиссерский метод и коллаборация, в процессе исследования делается вывод, что при наличии постановок, с жестким режиссерским подходом, гораздо чаще встречается коллаборация, как более органичный метод работы с коллективом.
Для contemporary dance характерно использование методов современного театра, способствующих более «контактной» работе со зрителем. Контактной не в физическом плане, а в более глубоком задействовании его эмоциональной сферы, так называемого эмоционального интеллекта, затрагивание глубинных уровней эмпатии через ассоциативные ряды, порождаемые составляющими постановки. При этом для проявления сути, основной идеи постановки могут быть «отодвинуты» эстетические критерии, незыблемые для классического танца.
Изменения в понимании сюжета, места действия и самом характере постановочного процесса приводит в двадцатом веке к переосмыслению роли сценографии, телесности актера, объектно-субъектных связей постановки. Во многом подобные поиски опирались на теоретические труды философов двадцатого века - С. Жижека, Г. Бёме, Ж. Бодрияра, М.Фуко, Ж. Дерриды и др. Особенностью современного театра становится отход от диктата позиции постановщика и предоставление зрителю как можно больших возможностей для создания различных уровней понимания, интерпретации спектакля.
Особенностью постановок contemporary dance является не только отсутствие прямого нарратива в них, но и часто деконструктивисткий подход: инверсии гендерная, а также положительных и отрицательных героев, изменения в иерархии человека и объектно-субъектных связей, когда объект может оспаривать внимание у субъекта, актера. Таким образом, традиционное понимание сценографии и костюма как способствующих выявлению персонажей, образов начинает трансформироваться в систему, особым образом взаимодействующую со зрителем и активизирующая его эмпатию и «включенность» в происходящее на сцене.
Принципиальным стал отказ от механического исполнительства, виртуозности и ограниченности танца рамками определенных эстетических и моральных норм. Главенствуют спонтанность, существование в режиме «здесь и сейчас», постоянный эксперимент с движением, работа в несценической среде, преобразование художественных форм танца в различные рода действа, перформансы.
Постановки коллективов современной хореографии стремятся к особым отношениям со средой. На наш взгляд, для осмысления сценографии contemporary dance допустимо проводить параллели с восприятием пространства и формы скульптуры. Таковы визуальная презентация себя посредством формы и пространства, умение работать не только с внутренним пространством-формой тела, но и со средой окружающей его, неразделимость материалов и объектов, составляющих композиционное целое, ассоциативная и метафорическая наполненность. Со скульптурой пластический театр связывает и самый естественный, возможно изначальный язык - язык тела. Современный танец ставит во главу угла человеческое тело, его способность взаимодействовать с окружающей средой, реагировать на нее, вырабатывать образы и понятия, продуцировать их вовне - то, что называется феноменологией танца.
Наиболее существенными для формирования структуры пространства сцены оказываются звук, материальная составляющая спектакля и мультимедиатехнологии, которые начинают играть роль не аксессуара, но самодостаточного объекта или явления, со своей харизмой и ассоциативными или архетипическими семантическими слоями.
Сценография contemporary dance трансформирует границу, отделяющую зрителя от актера в классическом театре, превращая ее в порог своеобразной инициации зрителя, она сближает современный театр с площадным театром и обрядовым действом. С помощью различных средств сценографии и хореографии происходит ритуализация спектакля. Постановки постоянно производят интервенцию в нетрадиционные среды - музей, вокзал, клуб и т.д., стремясь к почти полному разрушению или определенной проницаемости границы сцены. Более того, подчас традиционное пространство сцены не подходит для спектакля, т.к. сценография современного танца стремится задействовать все измерения сцены, включая пол.
Крайне важным для восприятия contemporary dance является уровень готовности зрителя к восприятию целостно, умение не оценивать постановки с точки зрения понятности и связности действия. Гораздо важнее способность переключать восприятие с модуса репрезентации или наблюдения на модус присутствия, что и определяет качество восприятия постановки, когда психологически выход из «зоны комфорта» для зрителя оказывается средством его преобразования. Так как спектакль обращается в первую очередь к эмпирическому опыту зрителя и его способности эмпатии он всегда будет единичным для каждого конкретного зрителя в конкретный отрезок времени.
Разбор сценографии ряда постановок театра «Провинциальные танцы» дает хорошие примеры успешного и интересного использования этих приемов в спектаклях отечественного коллектива...


1. Абэ К. Женщина в песках / К. Абэ. - Перевод: Гривнин В.- Ростов- на-Дону : Феникс, 2000. -224 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В. П. Шестакова) / Р. Арнхейм. - Москва : Прогресс, 1974. - 384 с.
3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. - Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. - 352 с.
4. Базанов В. Техника и технология сцены / В. Базанов. - Ленинград : Искусство, 1976. - 260 с.
5. Березкин И.В. Искусство сценографии мирового театра. В 12-ти томах. Т.1-12. URSS. 2011. 6548 с. Твердый переплет.
6. Блатнер А. Постмодернизм и задачи психотерапии / А. Блатнер, перевод Е. Ромек // Московский психотерапевтический журнал. - Москва, 2004. - № 2. - С. 476-482
7. Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги / Е. Васенина. - Москва : Emergency Exit, 2005. - 268с.
8. Дункан А. Танец будущего. Моя жизнь. Мемуары / А. Дункан. - Киев : «Мистецтво», 1989. - 31 с.
9. Исмагилов Д. Г. Театральное освещение / Д. Г. Исмагилов, Е. Древалева. - Москва : ДОКА Медиа, 2005. - 360 с.
10. Курюмова Н. В. Современный танец как культурный микрокосм: телесные модели на рубеже модернистской/ постмодернистской культур // Н.В. Курюмова. - Вестник Гуманитарного университета. - 2014. - №1 (4). - С.165­176
11. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии / Г.Э. Лессинг // Избранные произведения. - Москва : Худож. лит., 1953. -С.385-516.
12. Максютова О. Единица движения / О.Максютова // /ЛАЕТ. - 02.2003. - С. 44-45
13. Натьяшастра Б. О создании театра. Перевод И.Д. Серебрякова / Б. Натьяшастра // Столепестковый лотос: Антология древнеиндийской литературы. - Москва : Восточная литература, 1996. - 416 с.
14. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди. Дегуманизация искусства. Глава IV. Явление «другого» (о теле как индикаторе со-существования) / Х. Огтега-и-Гассет. - Москва : Радуга, 1991. - 639с.
15. Паутова Е. Слишком много искусства / Е. Паутова // /ЛАЕТ. - 02.2003. - С.40-43...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ