ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность основных понятий, составляющих содержание
логического мышления 7
1.2. Психолого - педагогические условия развития логического
мышления старших дошкольников 10
1.3. Понятия о начальных приемах логического мышления 17
1.4. Методы развития приемов логического мышления старших
дошкольников 20
1.5. Анализ исследований по управлению процессом формирования
развития логических приемов мышления дошкольников 25
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 30
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления детей
старшего дошкольного возраста 32
2.2. Опытно - поисковая работа по развитию логических приемов
мышления старших дошкольников 43
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 53
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века, века информационных технологий.
Высокие требования жизни к организации обучения и воспитания несут за собой необходимость поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к организации и управлении. Главным интегративным показателем результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является уровень сформированности логического мышления. Не случайно, в последние годы, органами районного управления образованием наблюдается рост запроса на анализ эффективности работы дошкольного учреждения через определение уровня развития интеллекта детей [6].
Учитывая актуальность данного направления психолого-педагогической работы, уже в дошкольном возрасте необходимо создавать условия, которые способствуют становлению и развитию таких качеств мышления, которые позволят ребенку успешно решать познавательные, потом и учебные задачи [16].
В российском образовании на сегодняшний день происходит масса значимых изменений, затрагивающих все его этапы, и, в частности, дошкольное образование. При этом необходимо обратить внимание на то, что дошкольное образование является начальным этапом образования человека. Соответственно, для того, чтобы дошкольное образование перешло на более высокий качественный уровень, необходимо разработать концепцию, проанализировать существующие программы и составить новый реестр программ, провести анализ содержательной стороны деятельности детских учреждений, которые ведут образовательные технологии, рекомендуемые к реализации, сформулировать образовательные результаты для дошкольного возраста.
Развитие логического мышления у дошкольников закладывается с младенческого возраста и осуществляется поэтапно. Сперва в подавляющем большинстве его определяет способность манипулировать образами. Изначально этот процесс носит спонтанный характер, действия детей практически лишены логического смысла. По мере взросления попытки познать происходящее подталкивают малыша к здравым творческим решениям и поступкам. Интеллектуальный рост происходит посредством межличностного общения в коллективе сверстников, а так же по мере накопления собственного жизненного опыта.
В настоящее время накоплен и обобщен богатый материал по развитию мышления детей дошкольного возраста (Л. Венгер, Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Т.М. Землянухина, А. А. Люблинская, С.Л. Новоселова, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, и др) по развитию гибкости мышления (А. Дьяченко, Е.С. Ермакова, Т.Н. Овчинникова, А.Н. Поддьяков и др.)
Анализ позволяет отметить, что на сегодняшний день существует значительный массив научных знаний, характеризующих закономерности, согласно которым следует развивать логическое мышление детей дошкольного возраста в развивающей системе обучения.
Цель исследования: выявить и апробировать условия методической работы по управлению процессом формирования приемов логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования приемов логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия педагогической работы по формированию приемов логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета были определены задачи исследования.
• Раскрыть теоретические аспекты развития логических приемов мышления старших дошкольников.
• Описать содержание педагогической работы по формированию логических приемов мышления старших дошкольников.
• Разработать и апробировать комплекс мероприятий по управлению образовательным процессом в ДОУ с приоритетом развития логического мышления детей.
• Провести анализ содержания работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников в образовательных программах ДОУ.
• Сделать подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников и определить условия их организации.
• Экспериментально проверить педагогические возможности комплекса игр, направленных на развитие логических приемов мышления в образовательном процессе ДОУ.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ литературы, прогнозирование, планирование; эмпирические - анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение.
Исследование проводилось на базе МКДОУ Кочневский детский сад. Исследование осуществлялось в 3 этапа.
1. Констатирующий этап. Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, реферирование литературы, анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения, подготовка теоретической части работы, выявление уровня управления образовательным процессом в ДОУ с приоритетом развития логического мышления детей.
2. Формирующий этап. Разработка комплекса мероприятий по управлению процессом развития приемов логического мышления детей и её внедрение в практику дошкольного учреждения;
3. Обобщающий этап. Оценка эффективности управления процессом развития приемов логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности управленческой работы по проблеме развития приемов логического мышления детей.
Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические и методические данные материалы могут быть использованы руководителями, старшими воспитателями и педагогами дошкольных образовательных учреждений для повышения уровня развития логического мышления детей.
Базой исследования явилось МКДОУ Кочневский детский сад. В исследовании приняло участие 40 детей старшей группы.
В данной работе синтезирован и обобщен фактический материал по проблеме управления развитием логических приемов мышления детей старшего дошкольного возраста. В этом мы видим теоретическую значимость работы. Представляется, что полученные результаты эмпирического исследования, касающиеся апробации комплекса игр по развитию логических приемов мышления старших дошкольников в условиях ДОУ, определяют практическую значимость работы и могут быть использованы в практической работе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Термином «мышление» в психологии обозначаются качественно разнородные процессы, так как в основу их классификации, и видов определены, как правило, различные характеристики мышления. Обычно ученые предлагают «парные» классификации, основанные на противоположных, взаимоисключающих или взаимодополняющих признаках. В общем, наиболее исследованы и производительные такие классификации мышления, где дифференциация видов мышления осуществляется по способу освоения действительности.
Развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Для того, чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо сформулировать так вопросы, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. Поэтому, в области развития логического мышления и вместе с тем для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Образовательный процесс строится так, чтобы помочь ребенку овладеть высоким уровнем логического мышления, приемами мыслительной деятельности.
Логическое мышление - основной вид мышления старшего дошкольника. Внедрение в дошкольную практику целенаправленного развития логического мышления - задача далеко не решённая. Она требует тщательного анализа научной литературы по проблеме развития мышления, основ современных наук, и на этой базе разработки программно-методического и дидактического и психологического обеспечения всей системы дошкольного образования.
В практике изучение уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста началось с организации начальной диагностической программы. Целью являлось выявить уровень развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
Для того чтобы перевести детей на более высокий уровень развития необходимо провести коррекционно-развивающую работу, систематично, целенаправленно и последовательно используя дидактические игры и упражнения.
Целью второго этапа являлось определение условий, способствующих эффективному развитию основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе реализации развивающей работы с детьми выполнялись задания, проводились дидактические игры, направленные на формирование логического мышления. Коррекционно-развивающая работа состояла из комплексных, последовательно проводимых дидактических игр, которые проводились с детьми регулярно.
Целью контрольного эксперимента являлось - выявить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы. На данном этапе исследования использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.
Результаты проделанной работы показали положительную динамику развития логического мышления дошкольника с помощью игр, основанных на приемах логического мышления.
Поэтому поэтапное обучение и правильно подобранные игры и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний в самостоятельной деятельности способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно.
Основным видом развития детей дошкольного возраста является именно логические задания и упражнения. Так как именно логическое мышление поможет ребенку в будущем добиться успехов, применяя свой интеллект. Развитие происходит в игровой форме соответственно возрастным особенностям детей. Уроки логики включены как в программу обучения детского сада, так и в школьную. Однако и родителям не стоит пренебрегать самостоятельными занятиям в домашних условиях. Ведь развивая логическое мышление, вы совершенствуете интеллектуальные навыки своего ребенка.
Таким образом, наше предположение полностью подтверждается. Гипотеза исследования доказана. Но необходимо продолжить работу по развитию логического мышления старших дошкольников методом моделирования.
Дальнейшего изучения требует проблема теоретического обоснования педагогических основ развития логического мышления у старших дошкольников; доведение зависимости эффективности развития логического мышления дошкольников от особенностей организации учебно-игровой деятельности в условиях личностно-ориентированного обучения; взаимосвязи между дошкольными учебными заведениями и школами.
1. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания; методологические проблемы неклассической психологии [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2002. - 480 с.
2. Брунер, Д. Повествовательное и парадигматическое мышления [Текст] / Д. Брунер // Теория образования актуальные проблемы психологии: статьи. - Тбилиси, 1990. - С. 40-60.
3. Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1979. - 230 с.
4. Белкин, Е. Л. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения [Текст] / Е. Л. Белкин, А. М. Иванов. - М: Просвещение, 2003. - 128 с.
5. Бугрименко, П. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст] / Е. А. Бугрименко, Л. А. Венгер. - М.: Наука, 2002. - 198 с.
6. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т. В. Волосовец, О.Н. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
7. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л. А. Венгер, Э. Т. Пилюгина, Н. В. Венгер. - М: Педагогика, 2001. - 81 с.
8. Венгер, Л. А. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей [Текст] / Л. Венгер, О. Дьяченко, Тарасова К. // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 9-14.
9. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М.: Педагогика, 2002. - 236 с.
10. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] : учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. - М.: Университет, 1999. - 332 с.
11. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формирования умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в современной психологии: статьи. - М., 1966. - С. 236 - 276.
12. Голицина, B. C. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / B. C. Голицина. - М.: Скрипторий, 2005. - 80 с.
13. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая и подготовительная группы) [Текст] / Л. Г. Горькова. - М.: ВАКО, 2005. - 160 с.
14. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей [Текст] / М. Доналдсон ; пер. с англ. ; под ред. В. И. Лубовского. - М.: Педагогика, 2005. - 192 с.
15. Драпак, Е. В. Введение [Текст] / Е. В. Драпак // Мышление практика и практическое мышление. Хрестоматия: статьи. - Ярославль, 2011. - С. 14 - 23.
16. Драпак, Е. В. Субъектность практического мышления [Текст] / Е. В. Драпак // Субъект и объект практического мышления: статьи . - Ярославль, 2014. - С. 103 - 122.
17. Ермолаева, М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М. В. Ермолаева. - М.: Педагогика, 2000. - 158 с.
18. Завалишина, Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления [Текст] /Д. Н. Завалишина. - М.: Наука - 1985. - С. 7-20.
19. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
20. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучения [Текст] / С. И. Калмыкова. - М.: Педагогика, 1981. - С. 13-14.
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Педагогика, 2000. - 324 с.
22. Корнилов, Ю. К. Практическое мышление: субъектная
детерминация [Текст] / Ю. К. Корнилов, Е. В. Драпак // Психологический журнал. - 2010. - № 2. - С. 40-48.
23. Корнилов, Ю. К. Особенности практического мышления [Текст] / Ю. К. Корнилов // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии: статьи. - М., 1989. - С. 67-79.
24. Корнилов, Ю. К. Практическое мышление субъектная детерминация [Текст] / Ю. К. Корнилов, Е. В. Драпак // Психологический журнал. - 2010. - № 2. - С. 40-48.
25. Корнилов, Ю. К. Психология практического мышления [Текст] / Ю. К. Корнилов. - Ярославль: ДИА - пресс, 2011. - 205 с.
26. Корнилов, Ю. К. Субъектность мышления при непосредственно связи с деятельностью [Текст] / Ю. К. Корнилов // Творческое наследие А. В. Брушлинского и А. Д. Тихомирова и современная психология мышления: тезисы доп. на научной конференции (22 - 23 мая 2003). - М., 2013. - С. 42 - 43.
27. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Лицо [Текст] /
А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 352 с.
28. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Текст] / Г. Линдсей, К. С. Халл, Г. Ф. Томпсон // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления: статьи. - М., 2014. - С. 319 - 328.
29. Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] / А. К. Маркова, А. Л'. Лидере, Е. Л. Яковлева. - Петрозаводск: Мир, 2002. - 187 с.
30. Маркова, Л. С. Управленческая деятельность руководителя дошкольного специального учреждения: Инструктивно - методическое направление [Текст] / Л. С. Маркова. - М: Айрис - Пресс, 2004. - 160 с.
31. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А. М. Матюшкин. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. - 392 с.
32. Мухина, B. C. Психология детей старшего дошкольного возраста [Текст] / B. C. Мухина. - СПб.: Прибой, 2002. - 154 с.
33. Мышление: процесс, деятельность, общение: сб. наук. трудов [Текст] / науч. ред. А. В. Брушлинский. - М.: Наука, 1982. - 287 с.
34. Новоселова, С. Н. Развивающая предметная среда [Текст] / С. Н. Новоселова. - М.: Феникс, 2005. - 172 с.
35. О'Коннор, Дж. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческий подход к решению проблем [Текст] / Дж. О'Коннор, И. Макдермо. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 256 с.
36. Осипова, Е. А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет: Книга для родителей и воспитателей [Текст] / Е. А. Осипова. - М.: АРКТИ, 2004. - 144 с.
37. Парамонова, Л. А. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников [Текст] / Л. А. Парамонова. - М.: Феникс, 1998. - 219 с.
38. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В. А. Петровский. - М.: Наука, 2003. - 139 с.
39. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольников [Текст] / Н. Н. Поддьяков. - М.: Просвещение, 2002. 231 с.
40. Пономарев, Я. А. Психика и интуиция [Текст] / Я. А. Пономарев. - М .: Арис, 2010. - 292 с.
41. Рубинштейн, С. Л. О природе мышления и его состав [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления: статьи. - М., 1981. - С. 71-77.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
43. Сотникова, В. М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах старшего возраста ДОУ [Текст] / В. М. Сотникова, Т. Е. Ильина. - М.: ООО "Издательство Скрипторий 2003", 2005. - 80 с.
44. Спирин, Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая [Текст] / Л. Ф. Спирин. - М.: Рос. пед. Агентство, 1997. - 23 с.
45. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - Т. 1. - 328 с.
46. Тихомиров, О. Д. Психология мышления: учебное пособие [Текст] / А. Д. Тихомиров. - М.: Изд-во Московского университета, 1984. - 272 с.
47. Тихомиров, А. Д. Некоторые проблемы развития общепсихологических теории Д. Н. Узнадзе [Текст] / А. Д. Тихомиров // Теория установки и актуальные проблемы психологии: статьи. - Тбилиси, 1990. - С. 238-244.
48. Узнадзе, Д. Н. Психология установки [Текст] / Д. Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2011. - 416 с.
49. Филимонова, Н. И. Интеллектуальное развитие дошкольников (Текст] / Н. И. Филимонова // Дошкольное образование. - 2007. - № 4. - С. 11-17.
50. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. - СПб.: Питер-2010. - 512 с.
51. Экспериментальные материалы для аттестации дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-развивающему направлению работы [Текст] / под ред. Т. Н. Дороновой, Т. П. Оверчук и др. - М.: Просвещение, 2003. - 87 с.