ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности речи детей дошкольного возраста 6
1.2. Содержание работы по обогащению словаря детей среднего
дошкольного возраста в ДОО 13
1.3. Роль игровой деятельности в процессе обогащения словаря
дошкольника 19
1.4. Анализ программ для ДОО в аспекте обогащения словаря детей
среднего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика словаря детей среднего дошкольного возраста 33
2.2. Комплекс игр, направленный на обогащение словаря детей
среднего дошкольного возраста 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Самой первой ступенью образования в нашей стране является дошкольное обучение. Оно подготавливает каждого ребенка к следующему этапу образования - школьному обучению. Речь идет не о традиционной подготовке к школе путем обучения грамоте, письму, чтению, счету, а о речевом развитии детей в рамках преемственности ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования (ФГОС ДО и ФГОС НОО).
В соответствии с требованиями стандарта образовательная область «Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (п. 2.6. ФГОС ДО) [71].
Как видим, обогащение активного словаря является одним из приоритетных направлений развития устного вида речевой деятельности в дошкольном образовании.
Развитие словаря детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.
Разработчиками основ методики развития активного словаря дошкольников стали М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина.
Над решением проблем содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно работали А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др. Этими авторами определены цели и задачи развития словаря детей, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей.
Особенность работы с детьми по обогащению словаря заключается в том, что она связана со всеми видами деятельности. Основная работа по обогащению словаря в детском саду проводится во время речевых упражнений. Но время, которое отводится на работу для пополнения словаря, недостаточно для его практического усвоения. Следовательно, необходимо проводить работу над обогащением словаря не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в моментах повседневной жизни, в частности во время игры. Именно игра предоставляет больше возможностей для закрепления новых слов, речевых навыков и умений, приобретенных детьми на занятиях.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2) Проанализировать программы для ДОО в аспекте обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста.
3) Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня развития словаря детей среднего дошкольного возраста и провести диагностику.
4) Разработать комплекс игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический - анализ научной литературы; эмпирические - педагогическая диагностика, проектирование; количественные методы обработки данных.
База исследования: МАУ ДОУ №30 города Североуральска, поселка Калья, средняя группа «Сказка». Количество детей: 13 человек.
Структура ВКР: работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, два приложения.
В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы было установлено, что исследования развития речи детей ученые ведут достаточно давно, накоплен большой объем исследовательской работы, освещены все методические способы обогащения словаря. Сегодня продолжаются исследования в области развития словаря ребенка- дошкольника. Одним из ведущих методов является игровая деятельность. Игры облегчают усвоение материала, пополняют словарный запас, развивают у детей правильное восприятие речи.
Анализ трех образовательных программ дошкольного образования позволил установить, что во все программы дошкольного образования включены разделы по развитию речи, в частности отдельно прописаны задачи и методы по обогащению словаря ребенка среднего возраста, определены уровни развития словаря. В программе «Детство» добавлены к уровням и критерии усвоения детьми словаря родного языка, в том числе определен объем словарного запаса на каждом возрастном этапе.
Результаты диагностики выявили, что у большинства детей (69%) недостаточный уровень развития словаря для данного возраста. Дети умеют слушать и понимают речь, однако у них возникают трудности с пониманием многозначного слова, с подбором обобщающих слов, частотны ошибки при подборе слов, называющих признаки, качества и действия, к названию предмета.
По результатам диагностики разработан комплекс игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста. Он предполагает такой тип занятий, который построен в форме игры и игровых упражнений. Использованы три основных вида дидактических игр: с предметом, настольно-печатные и словесные. Разработанный нами комплекс дидактических игр рассчитан на решение конкретных речевых задач. Дидактические игры с предметом направлены на развитие понимания слов, умения подбирать названия признаков, качеств и действий к названию предмета. Настольно-печатные дидактические игры направлены на обогащение словаря обобщающими словами, на развитие умения подбирать названия действий к названному предмету, умения различать значения многозначного слова. Словесные дидактические игры направлены на обогащение словаря глаголами, наречиями, антонимами и синонимами, существительными и числительными.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет. М.: Эксмо, 2013. 48 c.
3. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование
грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1993. №10. С. 40 -46.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика- Синтез, 2002. 272 с.
5. Баймуратова Б.Б. Методика развития речи. Алматы: Мектеп, 1987. 270с.
6. Баймуратова Б.Б. Разработка уроков для подготовки детей к школе Алматы: Мектеп, 1991. 203 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
9. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1974. 96 с.
10. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2012. 304 с.
11. Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание, 2002. № 8. С. 52-59.
12. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М.: Просвещение, 1961. 80 с.
13. Гейци Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей». Н.: Издательство ООО «БОРА - ПРЕСС», 2006. 506с.
14. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». М.: Просвещение, 2002. 158 с.
15. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2016. 96 с.
16. Грибова О.Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи. М.: Ленанд, 2014. 320 с.
17. Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений. М.: Просвешение, 2006. 120 с.
18. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. Т.И. Бабаева, А.Г Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 300 с.
19. Дьяченко О.М., Невская, П.И. Развитие речи дошкольника. М.: Просвещение, 1990. 136 с.
20. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни. // Ярославский педагогический вестник. 2004. №7. С.17-20.
21. Запорожец А.В., Лисина, М.Н. Развитие речи у дошкольников. М.: Педагогика, 1974. 288 с.
22. Истоки: Примерная основнаяобщеобразовательная программа до школьного образования. 4-е изд., перераб. и доп. Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ТЦ Сфера, 2011. 320 с.
23. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы. СПб.: Речь, 2012. 144 с.
24. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М.: Просвещение , 1978. 166 с.
25. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Просвещение, 1972. 136 с.
26. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М.: Просвещение, 1973. 100 с.
27. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз - словечко, два - словечко». М.: Ювента, 2012. 72 c.
28. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт. 4 и 5. М.: Просвещение, ФиС, 1954. 128 с.
29. Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 128 c.
30. Логинова В.И., Саморукова П.Г. и др. Дошкольная педагогика. Часть 2. М.: Просвещение, 1988. 270 с.
31. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., исправ. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.
32. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. М.: Просвещение, 1956. 98 с.
33. Люблинская А.А. Детская психология. Уч. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1971. 200 с.
34. Лямина Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада. М.: Просвещение, 1984. 288 с.
35. Ляксо Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз. СПб.: Речь, 2016. 190 c.
36. Максаков А.И. Обследование состояния развития речи детей
старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1986. № 3.
С. 23-26.
37. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1982. 160 с.
38. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева и др. М.: Просвещение, 1984. 240 с.
39. Мухина В.С. Детская психология. // Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985. 272 с.
40. Министерство образования и науки Российской Федерацииминобрнауки.рф> Образовательные стандарты ФГОС. Р [Электронный ресурс]. Режим доступа: irooo.ru(дата обращения: 04.09.2016).
41. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 48 с.
42. Нищева Н.В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания. М.: Детство-Пресс, 2011. 922 с.
43. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: ООО «Академия развития», 1996. 240 с.
44. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр. // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 86-94.
45. Носенко И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие М.: ЦПО, 2016. 96 с.
46. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 336 с.
47. Развитие общения дошкольников со сверстниками. Под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. 216 с.
48. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной
деятельности. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. 192 с.
49. Сборник игр по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Сборник игр и упражнений. Сост. Е.А.Рябухина. Ревда, 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа:multiurok.ru/files/sbornik-ighr- (дата обращения: 09.09.2017).
50. Сиварева Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение,
обсуждение, пересказ, творческая работа. Мн.: Совр. школа, 2015. 80 c.
51. Слепович Е.С. Некоторые особенности словарного запаса дошкольников с задержкой психического развития. // Дефектология. 2008. № 1. С. 15-22.
52. Смирнова Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет. М.: АСТ, Астрель, 2012. 175 c.
53. Статья: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» О. Кислицина. [Электронный ресурс] Режим доступа: multiurok.ru/files/sbornik-ighr- (дата обращения: 06. 08. 2016).
54. Сущевская С.А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5-8 лет. М.: ТЦ Сфера, 2014. 64 c.
55. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение Москва, 2001. 176 c.
56. Тихеева Е.И. Развитие речи детей; М.: Просвещение; Издание 5-е, испр. Москва, 2006. 159 c.
57. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей
дошкольника. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 96 с.
58. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации (по ФГОС), дополн. М.: ТЦ Сфера, 2015. 192 c.
59. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации (по ФГОС), дополн. М.: ТЦ Сфера, 2015. 272 c.
60. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2015. 288 c.
61. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2015. 176 c.
62. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Сфера, 2006. 368 с.
63. Ушакова О.С. Развитие речи в картинках. Занятия детей. Демонстрационный материал. М.: Сфера, 2013. 296 с.
64. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. М.: Сфера, 2011. 292 с.
65. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Сфера Москва, 2011. 272 с.
66. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.:Владос, 2010. 288 с.
67. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3-4 лет.
Дидактические материалы. М.: Вентана-Граф, 2011. 122 с.
68. Ушакова О.С., Струнина Е.М Развитие речи детей 5-6 лет.
Дидактические материалы. М.: Вентана-Граф, 2010. 398 с.
69. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей
дошкольного возраста. Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
70. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: «Владос», 2004. 288с.
71. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/(дата обращения: 02.09.2016).
72. Ханина О.Г Развитие речи. Чтение: Для дошкольников. Рн/Д: Феникс, 2012. 148 c.
73. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / Сост. Алексеева М.М, Яшина В.И. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 560 с.
74. Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 c.
75. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет. М.: Эксмо, 2016. 424 c.