ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Речь и речевая деятельность 7
1.2. Связная речь, высказывание, текст как языковые явления 11
1.3. Методы, приемы и упражнения, используемые для развития
связной речи младших школьников 15
1.4. Совершенствование навыков связной речи младших школьников
в процессе написания изложения 20
1.4.1. Изложение как вид речевой деятельности 20
1.4.2. Методика работы над изложением 25
1.4.3. Речевые ошибки и недочеты содержания детских изложений 30
1.5. Анализ программ и учебников с точки зрения их возможностей
для развития связной речи младших школьников 36
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 46
2.1. Диагностика начального уровня развития умений связной
письменной речи младшего школьника на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 46
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс
заданий и упражнений, направленный на развитие умений связной письменной речи младших школьников 52
2.3. Диагностика уровня развития умений связной письменной речи
младших школьников на контрольном этапе опытно-поисковой работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Государственным языком и средством межнационального общения является русский язык. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира [48, с. 8].
В настоящий момент времени проблема формирования навыков речевой деятельности определяется задачами образования и государственными требованиями к уровню подготовки обучающихся, которые обозначены в программе для общеобразовательных учреждений, требованиях федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС). В соответствии с этими требованиями важным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи обучающихся.
В обозначенных выше документах отмечено, что успехи в изучении русского языка, начиная с начала обучения в школе, определяют результаты учения по всем школьным предметам, создают предпосылки для активного и осознанного участия в общественной жизни, обеспечивают необходимыми в жизни навыками речевого поведения и культурой речевого развития [49, с. 12]. Поэтому работу по развитию устной и письменной связной речи обучающихся начальных классов важно проводить системно и организованно.
Для успешного развития связной устной и письменной речи обучающихся педагогам необходимо создать оптимальные условия, так как развитие речи ребенка - это процесс, требующий постоянного педагогического руководства [70, с. 18]. В методике обучения связной речи определено много упражнений как устного, так и письменного характера. Одним из видов упражнений в результате, которого активно и целенаправленно обогащается и совершенствуется язык школьников, является изложение.
Образовательные и воспитательные задачи, которым оно отвечает, сложны и многообразны.
Несмотря на то, что в научной и методической литературе уделяется большое внимание изучению вопроса об использовании разных видов изложений при организации работы по развитию связной речи, трудности при проведении данного вида работы по-прежнему остаются.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы является разработка, теоретическое обоснование и апробация комплекса упражнений, нацеленного на развитие умений связной письменной речи младших школьников.
Объектом исследования: процесс овладения связной речью младшими школьниками.
Предмет исследования: методы и приемы обучения русскому языку, способствующие развитию умений связной речи обучающихся начальных классов.
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
1) разработать и провести диагностическое исследование с целью определения уровня сформированности умений связной речи обучающихся и уровня их развития;
2) разработать и апробировать комплекс упражнений, направленный на развития связной речи младших школьников;
3) опытным путем проверить эффективность предложенного комплекса.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: обобщенный анализ изученной литературы.
Эмпирические методы исследования: наблюдение; анализ и синтез эмпирического материала.
База исследования - опытно-поисковая работа проводилась на базе филиала МКОУ «Шалинская средняя общеобразовательная школа №45» - «Илимская основная общеобразовательная школа». В исследовании приняли участие обучающиеся 3 класса в количестве 9 человек.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, двенадцати приложений.
Изучив психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме «Развитие умений связной письменной речи младших школьников», можно говорить о том, что развитие этих умений является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, их социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Важнейшим условием успешной подготовки к обучению в школе является овладение связной речью.
Необходимо подчеркнуть, что вся работа над развитием связной речи школьника проводится в определенной системе. Формируемые речевые умения обусловливают этапы работы, текстовый материал, виды упражнений, характер заданий.
Как показала опытно-поисковая работа, важно было при разработке и внедрении комплекса упражнений соблюдать следующие условия:
1) изучать разделы русского языка во взаимосвязи с работой по развитию речи;
2) использовать материал учебников по русскому языку в соответствии с задачами развития связной речи обучающихся;
3) в работе над развитием связной речи обучающихся применять упражнения синтетического и аналитического характера;
4) создавать речевые ситуации, побуждающие обучающихся к активной речевой деятельности.
Работа по развитию связной речи школьника и в дальнейшем должна проводиться в четко спланированной и продуманной системе.
1. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] /
О. С. Ахманова. - М. : Сов. энцикл., 1966. - 608 с.
2. Ахренова, Н. А. Разные страны, один Интернет [Текст] /
Н. А. Ахренова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». - 2009. - № 2. - С. 186-191.
3. Барковская, Н. Ф. Комплексный тренажер [Текст] : Русский язык. 3 класс. - 4-е изд. - Минск : Букмастер, 2013. - 96 с.
4. Бобровская, Г. В. Активизация словаря младшего школьника [Текст] / Г. В. Бобровская // Начальная школа. - 2003. - № 4. - С. 47-51.
5. Богуславская, Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] : кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос,
А. Ю. Купалова и др.; под ред. Т. А. Ладыженской. - М. : Просвещение, 1991. - 240 с.
6. Бронникова, Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников [Текст] / Ю. О. Бронникова // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 41-44.
7. Вавилов, С. И. Большая советская энциклопедия. Т. 22. [Текст] / С. И. Вавилов. - М. : Сов. энцикл., 1953. - 628 с.
8. Гак, В. Г. Высказывание и ситуация. Проблемы структурной лингвистики [Текст] / В. Г. Гак. - М. : Наука, 1973. - 372 с.
9. Гальперин, И. Р. Грамматические категории текста [Текст] / И. Р. Гальперин // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 36. - М. : Наука, 1977. - 576 с.
10. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи [Текст] / под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2007. - 160 с.
11. Голубь, В. Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс. [Текст] : практическое пособие для начальной школы / В. Т. Голубь. - Воронеж : ЧП С. С. Лакоценин, 2009. - 112 с.
12. Горбачевич, К. С. Изменение норм русского литературного языка [Текст] / К. С. Горбачевич. - М. : Просвещение, 1971. - 264 с.
13. Гребенченко, Л. В. Виды заданий по формированию связной речи [Текст] / Л. В. Гребенченко // Начальная школа. - 2001. - № 9. - С. 100-102.
14. Джандар, Б. М. Текст как основа для формирования устной связной речи [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 206. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekst-kak-osnova-dlya-formirovaniya-ustnoy- svyaznoy-rechi(дата обращения: 09.07. 2017).
15. Дмитриева, О. Д. Русский язык. 3 класс [Текст] : поурочные разработки к учебнику А. В. Поляковой, Т. Г. Рамзаевой, / О. Д. Дмитриева, Е. П. Фефилова. - М. : ВАКО, 2012. - 416 с.
16. Добромыслов, В. А. Изложения и сочинения в семилетней школе. [Текст] / В. А. Добромыслов. - М. ; Л. : Академия пед. наук РСФСР, 1946. - 255 с.
17. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Просвещение, 1982. - 198 с.
18. Журжина, Ш. В. Дидактический материал по русскому языку.
3 класс [Текст] : пособие для учащихся четырехлетней начальной школы / Ш. В. Журжина, Н. В. Костромина. - М. : Просвещение,
2004. - 160 с.
19. Захарова, А. А. Обучение младших школьников связного устного высказывания [Текст] : автореф. дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / А. А. Захарова ; Рязан. гос. пед. ун-т им. С. Н. Есенина - Рязань, 2004. - 24 с.
20. Звегинцев, В. А. Предложение и его отношение к языку и речи [Текст] / В. А. Звегинцев. - М. : Ком Книга, 2007. - 312 с.
21. Ивченков, П. Ф. Обучающие изложения. 5-9 кл. [Текст] : пособие для учителя / П. Ф. Ивченков. - М. : Просвещение, 1993. - 224 с.
22. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 144 с.
23. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс [Текст] : учебник для общеобразоват. учреждений. в 2 ч. / В. Г. Горецкий, В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2012. - Ч.1. - 160 с.
24. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] /
В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - 2-е изд. - М. : Линка- Пресс, 1994. - 191 с.
25. Карманова, Т. Б. Опыт работы над выборочным изложением [Текст] / Т. Б. Карманова // Начальная школа. - 1997.- № 1. - С. 29-31.
26. Ковальчук, Г. А. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К. Д. Ушинского [Текст] / Г. А. Ковальчук // Начальная школа. - 2001. - № 10. - С. 28-33.
27. Корешкова, Т. В. Подготовка будущего учителя: как научить младших школьников создавать высказывания [Текст] / Т. В. Корешкова // Начальная школа. - 2006. - № 3. - С. 7-9.
28. Крылова, О. Н. Контрольные работы по русскому языку. 3 класс / [Текст] : к учебнику В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной Русский язык. 3 класс / О. Н. Крылова - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Экзамен, 2016. - 95 с.
29. Кубрякова, Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности [Текст] / Е. С. Кубрякова. - М. : Наука, 1986. - 159 с.
30. Кустарева, В. А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура [Текст] / В. А. Кустарева // Начальная школа. - 1993. - № 5. - С. 13-16.
31. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : Просвещение, 1975. - 256 с.
32. Ладыженская, Т. А. Связная речь [Текст] / Т. А. Ладыженская // Методика развития речи на уроках русского языка. - М. : Просвещение, 1980. - 222 с.
33. Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей [Текст] / Т. А. Ладыженская. - М. : Педагогика, 1980. - 210 с.
34. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] /
A. А. Леонтьев. - М. : Красанд, 2010. - 216 с.
35. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / под. ред.
B. Н. Ярцевой. : Ин-т языкознания АН СССР. - М. : Сов. энцикл., 1990. - 682 с.
36. Литвинова, Е. А. Сборник текстов для изложений [Текст] / Е. А. Литвинова. - М. : Интеллект-Центр, 2015. - 56 с.
37. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / М. Р. Львов. - М. : Просвещение, 1975. - 170 с.
38. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М. Р. Львов. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.
39. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В. Г. Горецкий, М. Р. Львов, О. В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 464 с.
40. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов. - М. : Академия, 2002. - 248 с.
41. Львова, М. Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям [Текст] / М. Е. Львова // Начальная школа. - 1984. - № 3. - С. 32-35.
42. Мещеряков, В. Н. Типология учебных текстов [Текст]: учеб. пособие / В. Н. Мещеряков - М. : Флинта; Наука, 2004. - 280 с.
43. Морозова, И. Д. Виды изложений и методика их проведения [Текст]: пособие для учителя / И. Д. Морозова. - М. : Просвещение, 1984. - 127 с.
44. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] / Н. В. Новотворцева. - Ярославль : Академия развития, 2001. - 240 с.
45. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] /
С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
46. Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» [Текст] / Ассоциация XXI век, 2013. - 112 с.
47. Пленкин, Н. А. Изложение с языковым разбором текста [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. А. Пленкин. - М. : Просвещение, 1988. - 208 с.
48. Примерная программа по русскому языку для V-XI классов [Текст] / 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 112 с.
49. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа [Текст] / в 2 ч. Ч. 1. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 400 с.
50. Рамзаева, Т. Г. О роли учебника «Русский язык» в развитии
письменной связной речи младших школьников [Электронный ресурс] // Начальная школа. - 2013. - № 12.- С. 8-14. URL: http://
n-shkola.ru/storage/archive/1405931847-630708447.pdf (дата обращения: 12.07.2016).
51. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. [Текст] / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1987. - 416 с.
52. Романенко, О. В. Русский язык. 3 класс [Текст] : тетрадь для закрепления знаний. / О. В. Романенко. - 6-е изд. - Минск : Букмастер,
2013. - 96 с.
53. Русский язык и культура речи. [Текст] : Практикум. Словарь. Учебно-практическое пособие / сост. А. И. Дунев [и др.]. - М. : Юрайт,
2014. - 526 с.
54. Русский язык в начальных классах [Текст] : теория и практика обучения / сост. М. С. Соловейчик [и др.]. - М. : Просвещение, 1993. - 383 с.
55. Рыбникова, М. А. Избранные труды [Текст] / М. А. Рыбникова. - М. : Академия пед. наук РСФСР, 1958. - 609 с.
56. Сборник рабочих программ 1-4 классы. Школа России [Текст] : пособие для учителей образовательных учреждений / под ред. науч. рук. А. А. Плешакова. - М. : Просвещение, 2001. - 528 с.
57. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл. [Текст] : книга для учителя / сост. В. И. Капинос [и др.]. - М. : Просвещение, 1991. - 192 с.
58. Соловейчик, М. С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников [Текст] / М. С. Соловейчик // Начальная школа. - 1979. № 5. С. 13-18.
59. Соловейчик, М. С. О содержании работы по культуре речи [Текст] / М. С. Соловейчик // Начальная школа. - 1979. - № 3. - С. 45-49.
60. Соловейчик, М.С. Программа «Русский язык» для четырехлетней начальной школы [Текст] / Н. С. Кузьменко, М. С. Соловейчик. - М. : Просвещение, 2011. - 386 с.
61. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку [Текст] : пособие для учителя / Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. - М. : Дрофа, 1999. - 320 с.
62. Тикунова, Л. И. Сборник диктантов и творческих работ [Текст] : пособие для учителя нач. шк. / В. П. Канакина, Л. И. Тикунова. - М. : Просвещение, 2008. - 176 с.
63. Тихомирова, Е. М. Тесты по русскому языку. 3 класс [Текст] : к учебнику В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной Русский язык. 3 класс / Е. М. Тихомирова. - 10-е изд., перераб. и доп. - М. : Экзамен, 2016. - 95 с.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Мин. образования и науки РФ - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
65. Фоменко, Ю. В. О принципах классификации ошибок в письменных работах школьников [Текст] / Ю. В. Фоменко // Русский язык в школе. 1973. № 1. С. 32-35.
66. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст] : пособие для учителей / С. Н. Цейтлин. - М. : Просвещение, 1982. - 143 с.
67. Шаповалова, Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка [Текст] / Т. А. Шаповалова. - М. : Просвещение, 1967. - 164 с.
68. Шведова, Н. Ю. Грамматика современного русского литературного языка. [Текст] / Н. Ю. Шведова. - М. : АН СССР, 1970. - 767 с.
69. Юртаев, С. В. Принципы и методы развития речи [Текст] /
С. В. Юртаев // Начальная школа. - 2004. - № 9. - С. 19-23.
70. Юртаев, С. В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников [Текст] : учеб. пособие / С. В. Юртаев. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2013. - 240 с.
71. Яковлева, В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах [Текст] / В. И. Яковлева. - М. : Просвещение, 1978. - 137 с.