Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИКЕ

Работа №98849

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
214
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1. Понятие и содержание финансовой грамотности 7
1.2. Пути формирования финансовой грамотности у школьников в процессе
обучения экономике 12
1.3. Теоретико-методические подходы к оценке уровня сформированности
финансовой грамотности у школьников 20
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У
ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КУРСА ЭКОНОМИКИ 27
2.1. Деятельность учителя экономики по формированию финансовой
грамотности у школьников 27
2.2. Разработка программы курса обучения для 8 класса «Финансовая
грамотность» 34
2.3. Опытно-поисковая работа и оценка уровня сформированности
финансовой грамотности у школьников 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Актуальность темы исследования. Повышение финансовой грамотности граждан нашей страны является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и роста конкурентоспособности российской экономики.
Сложность проблемы повышения уровня финансовой грамотности и финансовой дееспособности населения Российской Федерации диктует необходимость проведения соответствующей государственной политики, которая обеспечит комплексный подход к решению этой проблемы и даст возможность повысить эффективность мер, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения России.
Документом, формулирующим цели и задачи подобной государственной политики, является Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации (далее по тексту - Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ, Концепция). Данная Концепция положила начало осуществлению практической работы по выработке и реализации единой государственной программы, направленной на повышение финансовой грамотности населения России.
Развитие современной рыночной экономики предполагает широкое участие граждан в накопительных, ипотечных, страховых и пенсионных программах. Устойчивое развитие экономики России зависит не только от внедрения более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от того, насколько население способно их использовать. Основой этого должна стать личная инициатива, предприимчивость отдельного человека, его независимость, самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Система общего образования также участвует в реализации отмеченных государственных инициатив. Указанные обстоятельства вызвали необходимость существенных изменений содержания в системе образования.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода страны к демократическому и правовому государству, от плановой - к рыночной экономике. При этом в числе актуальных остается вопрос грамотности обучающихся: финансовой, юридической,
информационной, - содержание которых отвечает новому этапу развития общества. В условиях динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда и глубоких структурных изменений в сфере занятости планируется осуществить модернизацию образования и усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, к которым, в частности, относятся основы финансовой грамотности.
В современном учебном процессе в общеобразовательной школе, в числе прочего, также необходимо учитывать основные тенденции, связанные с подвижностью конъюнктуры рыночной экономики.
Таким образом, общеобразовательная школа столкнулась с серьезными проблемами, связанными с поиском современного содержания, отвечающего условиям рыночной экономики и новыми подходами к обучению.
Поэтому появилась необходимость обобщения и систематизации опыта педагогов об особенностях обучения школьников разных возрастных групп основам финансовой грамотности: знаниям о финансовой системе современной России, эффективном планировании и использовании личного, семейного бюджета, ориентации в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.
Указанные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Степень разработанности темы исследования в научной литературе. Различные аспекты этой педагогической проблемы решаются в исследованиях философов, социологов, экономистов, педагогов, психологов. Основополагающее значение для нашего исследования имели научные труды ученых в области образования, экономики, финансов Л.Б. Азимовой, Т.А Аймалетдинова, Л.С. Бахмутовой, Е.К.Калуцкой, А.В. Зеленцовой, О.Е. Кузиной, Д.Х. Ибрагимовой, И.В. Липсиц, Е.Б. Лавреновой и других.
Объект исследования: процесс обучения экономике в школе.
Предмет исследования: формирование финансовой грамотности учащихся общеобразовательной школы при обучении экономике.
Цель исследования - на основе изучения теоретических источников и анализа практического состояния проблемы разработать эффективную систему занятий по формированию финансовой грамотности у школьников при обучении экономике.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения основам финансовой грамотности использовать комбинации различных форм и методов организации учебной деятельности, применять широкий перечень наглядных материалов, делать акцент на стимулировании творческих способностей и инициативности обучаемых, то это позволит повысить эффективность учебного процесса по формированию у школьников соответствующих знаний и умений.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы выделить основные компоненты финансовой грамотности и их содержание, которое целесообразно формировать у школьников при обучении экономике.
2. Определить методологические подходы и принципы к формированию финансовой грамотности школьников, виды занятий.
3. Разработать программу курса обучения для 8 класса «Финансовая грамотность».
4. Определить методику оценки уровня сформированности финансовой грамотности у школьников.
5. Провести опытно-поисковую работу с целью проверки эффективности разработанной программы курса обучения школьников основам финансовой грамотности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, нормативных документов, материалов научно¬практических конференций; изучение опыта работы педагогов;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, опрос; опытно-поисковая работа, анализ и обобщение опытных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения доведены до уровня практического применения: разработана программа курса обучения для 8 класса «Финансовая грамотность», которая нацелена на эффективное формирование основ финансовой грамотности у школьников данной возрастной группы.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предметом исследования является формирование финансовой грамотности учащихся общеобразовательной школы при обучении экономике.
Основные результаты и выводы исследования:
1. Под финансовой грамотностью понимается способность человека достигать финансового благосостояния и принимать участие в экономической жизни, основанная на наличии одного или нескольких (в разных сочетаниях) элементов: финансовых знаний, финансовых навыков, финансовых установок.
2. В рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» структура рамок финансовой компетентности для учащихся школьного возраста соответствует структуре взрослых рамок, различаясь по набору компетенций.
3. С точки зрения организационных моментов и использования различных методик, образовательных ресурсов опыт развитых стран (например, США), может быть весьма полезен для России, обратившейся к стратегии повышения финансовой грамотности населения. Вместе с тем, в реализации отечественных программ и проектов следует учитывать национальный менталитет, национальное законодательство, особенности социальных установок в отношении финансового поведения и уровень развития финансового рынка.
4. Для выявления уровня финансово-экономической грамотности школьников наиболее рациональной представляется стратегия измерения, основанная на разработке комплекса индикаторов финансовой грамотности, поскольку она обладает большей аналитической ценностью по сравнению с альтернативной стратегией благодаря комплексной оценке отдельных компонентов финансовой грамотности.
5. Для выявления уровня финансово-экономической грамотности школьников необходимо определить систему критериев, учитывающих их возрастные особенности.
6. Сформулированы требования к содержанию и организации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении основ финансовой грамотности.
7. Предложена методика оценки уровня сформированности финансовой грамотности у учащихся по результатам обучения в общеобразовательной школе.
8. Выявлено, что проблема формирования у школьников финансовой грамотности при существующей программе обучения в рассматриваемом образовательном учреждении недостаточно решена.
9. На основе изучения, анализа и обобщения материалов из литературных и интернет источников разработана, внедрена и апробирована программа курса обучения для 8 класса «Финансовая грамотность».
10. Итоги проведенного сравнительного анализа демонстрируют высокую эффективность разработанной Программы по сравнению с принятой в образовательном учреждении.
11. В ходе исследования нашла свое подтверждение выдвинутая гипотеза: если в процессе обучения основам финансовой грамотности использовать комбинации различных форм и методов организации учебной деятельности, применять широкий перечень наглядных материалов, делать акцент на стимулировании творческих способностей и инициативности обучаемых, то это позволит повысить эффективность учебного процесса по формированию у школьников соответствующих знаний и умений.
12. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе работы учителей по основам финансовой грамотности общеобразовательных школ, в образовательном процессе профильных средних и высших учебных заведений.


1. Азимов, Л.Б. Уроки экономики в школе [Текст] / Л.Б. Азимов. М.: Аспект-Пресс, 1995. 71 с.
2. Аймалетдинов Т.А. Роль муниципальной информационной среды в формировании финансовой культуры населения // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. [Электронный ресурс]. URL: https://scholar.google.ru/citations?user=kbemWmwAAAAJ&hl=ru.
3. Акентьев Р. Финансовая грамотность или основы управления личными
финансами [Электронный ресурс]. URL: http://romanakentev.ru/wp-
content/uploads/2017/11/.
4. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Л.С. Бахмутова, Е.К. Калуцкая. М.: Юрайт, 2016. 274 с.
5. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 276 с.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 22.06.2017) . Доступ из
справочно-правовой системы «СПС КонсультантПлюс».
7. Гришакина О.П. Характеристика проекта Минфина РФ «Содействие
повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и возможности его реализации [Электронный ресурс].
URL: http://profesiniciative.ru/index.php/ai1/480-grishakina241116.
8. Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Текст] / А.В. Зеленцова, Е.А.
Блискавка, Д.Н. Демидов. М., 2012.112 с
10. Кодекс финансово грамотного человека [Электронный ресурс]. URL: https://rostsber.ru/about/.
11. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2005. 368 с.
12. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2961103.html.
13. Концепция преподавания обществознания в Российской Федерации
[Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/vuz/istoricheskie-
nauki/library/2016/08/25/.
14. Кузина, О.Е. Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности населения России [Текст] / О.Е. Кузина, Д.Х. Ибрагимова // Мониторинг общественного мнения. 2008. № 4 (88). С.14-25.
15. Кузина, О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты применения в России [Текст] / О.Е.Кузина // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129-148.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ