Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Понятие социализации 6
1.2 Понятие экономической социализации, этапы, механизмы и стадии экономической социализации 11
1.2. Основные факторы формирования экономической социализации
обучающихся с ОВЗ 23
Глава 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 31
2.1. Особенности психического развития слабослышащих
школьников 31
2.2. . Ребенок-инвалид по слуху как субъект процесса социализации
в условиях коррекционной школы-интерната. Методы обучения детей с проблемами слуха 35
2.3. Рабочая программа курса «Экономика» для младших классов детей с
нарушением слуха 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Система специального образования Российской федерации в начале XXI века вступила в инновационный этап своего развития. Произошел переход на личностно-ориентированное образование, смысловой парадигмой которого является признание ценности личности, ее интересов и значимости для общества ее успешного вхождения в социум. Родительская общественность и государство требуют от системы образования усиления её социализирующей функции.
Цель специальной школы (помимо традиционной образовательной) - обеспечить обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) успешную интеграцию в общество на основе формирования жизненных компетенций, достаточных для максимально возможной самостоятельности и независимой жизни. Эта цель реализуется посредством трех
взаимосвязанных процессов, организуемых в специальных образовательных учреждениях: собственно целенаправленного процесса социализации;
коррекции и компенсации дефектов развития; личностной реабилитации.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Роль образовательного учреждения в экономической социализации детей с ОВЗ в современном обществе имеет большое значение. В связи с этим необходимо усовершенствовать технологии и содержание обучения и воспитания детей с ОВЗ, ставить цели и задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.
Нарушение слуха, значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи, и как следствие, нарушением социальных контактов
ребенка с окружающим миром. Для сформирования у данной категории детей жизненные компетенции, достаточные для самостоятельной и успешной социальной адаптации и интеграции в общество и самостоятельной независимой жизнедеятельности, нужны специальные способы и формы воздействия, создание специальных условий.
Проблема данного исследования заключается в отсутствии экономической социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая актуальность поставленной проблемы, мы обратились к теме «Экономическая социализация детей с ОВЗ в процессе обучения экономике».
Цель данного исследования - повысить уровень экономической социализации детей с ОВЗ в сфере экономической практики.
Объект исследования - процесс экономической социализации детей с ОВЗ в школе - интернате.
Предмет исследования - экономическая социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе проведения исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие социализации и экономической социализации;
- проанализировать этапы, механизмы и стадии экономической социализации;
- рассмотреть факторы формирования экономической социализации обучающихся с ОВЗ;
- проанализировать особенности психического развития слабослышащих школьников;
- рассмотреть субъект процесса социализации в коррекционной школе на примере обучающегося с ОВЗ и методы обучения детей с проблемами слуха;
- разработать рабочую программу по внеурочной деятельности ФГОС «Экономика» для обучающихся с ОВЗ.
Гипотеза исследования: если мы разработаем рабочую программу, 4
проведем занятия по экономике в игровой форме с использованием фильмов и иллюстраций, то повысим уровень экономической социализации младших школьников с ОВЗ.
социализацию обучающихся на различных этапах обучения.
Теоретико-методологическая основа исследования:
-системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, и др.[9];
-основные положения психологической теории формирования универсальных учебных действий (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) [11];
-концептуальные подходы к рассмотрению понятия «внеурочная деятельность» (А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков) [16].
Методы исследования: обзорно-аналитическое теоретическое
исследование педагогической литературы по изучаемой проблеме; разработка программы курса в рамках внеурочной деятельности по изучаемой проблеме.
Практическая значимость исследования: разработанная нами рабочая программа может быть использована работниками системы образования для внедрения в общеобразовательных школах, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, а также в инклюзивных образовательных организациях.
База исследования:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат №13, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Формирование основ экономической культуры младших школьников с нарушением слуха на занятиях по экономике специально не исследовалось, хотя такие уроки в общеобразовательных школах сегодня ведутся.
Повседневная действительность показывает, что изучение экономики в начальных классах становится реалией современной школы. Однако, несмотря на то, что идей, методических наработок появляется много, разработок для детей с ОВЗ не достаточно, поэтому продуктивность работы по экономическому образованию и воспитанию для данной категории детей невысока. На наш взгляд, основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников с нарушением слуха, как основы формирования их экономической социализации состоит в том, что в этой работе нет системы. Вследствие чего возникла необходимость разработки программы «Экономика для младших классов» для детей с нарушением слуха.
В данной работе раскрыты теоретические вопросы, лежащие в основе практической организации специальной школой процесса экономической социализации.
В первой главе раскрыто содержание понятия «экономическая социализация» в его отношении к области специального образования. Показана связь процесса социализации детей с ОВЗ с процессами коррекции, компенсации и личностной реабилитации. Раскрыто понятие «экономическая социализация» «этапы», «стадии» и «механизмы экономической социализации», лежащие в основе социализации в целом.
Вторая глава посвящена процессу формирования экономической социализации обучающихся с ОВЗ. Так же раскрыто своеобразие неслышащего учащегося как субъекта социализации. Показана психологическая составляющая социализации, ее осуществление по типу полной, неполной, сверх и мнимой компенсации.
Новизна работы состоит в том, что дана комплексная характеристика содержания работы школы по созданию социально экономического пространства ребенка и его успешной экономической социализации.
Практическая ценность работы состоит в том, что обобщенные формы работы с детьми с нарушенным слухом воспроизводимы, представляют интерес для работников сурдологических и общеобразовательных школ.
Мы считаем, что в настоящее время крайне мало качественной учебно-методической литературы, в которой подача экономического материала по уровню трудности, усвоения и методическим параметрам соответствует психологическим особенностям младшего школьника с нарушением слуха, а по содержанию отвечает современным требованиям и положениям экономической науки.
Таким образом, в новых условиях социально экономического развития вопросы формирования экономической культуры подрастающего поколения становятся важной проблемой образовательной системы.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А.Адлер. - Спб.: Питер, 2003.
2. Алферова, Т. С. Основы реабилитологии ... пожилых / Т. С. Алферова, О.А. Потехина // Тез. докл. науч.-практ. конф. — М.: Ньюдиамед, 1996.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
4. Базоев, В.З. Человек из мира тишины [Текст] / В.З. Базоев, В.А. Паленный. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - 815 с.
5. Бобренёв В. А. За отсутствием состава преступления / В.А. Бобренёв. - М., 1998.
6. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие / Т.Г.
Богданова. - М.: Академия, 2002. -224 с.
7. Бик, С. И. Меня обманывать не надо, я сам обманываться рад...[Текст] / С. И. Бик // Экономика в школе. - 2008. - № 1/2. - с. 89-93
8. Бик, С. И. Финансовая грамотность - не роскошь, а средство выживания [Текст] / С. И. Бик // Экономика в школе. - 2007. - № 1.- е. 53- 61.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский.- Спб.: Лань, 2003.
10. Гринвальд И.М. Реабилитация больных и инвалидов на промышленных предприятиях / И.М. Гринвальд, О.Н. Шепетова. - М.: Медицина, 1986.
11. Епифанов, В. А. Медицинская реабилитация : рук. для врачей / В.А. Епифанов. - М.: МЕДпресс-информ, 2005.
12. Ивачев, П.В. Теория и практика социально-медицинской работы : учеб. пособие / П.В. Ивачев. - Екатеринбург: Изд. Калинина Г.П., 2007.
13. Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики [Текст]: учеб.пособие / Г.А. Карпова. - Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П. , 2008.- 354с.
14. Зарецкая, И. Всех ли школьников надо готовить к предпринимательской деятельности? [Текст] / И. Зарецкая // Школа.
- 2002. - № 1.-е. 27-33.
15. Калинина, Н. Н. Экономическая практико-ориентированная образовательная среда и основы предпринимательства в школе [Текст] / Н. Н. Калинина, Н. В. Топешкина // Экономика в школе. - 2008. - № 3. - с.34- 45.
...