Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области «Познавательное развитие»

Работа №98843

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности психологического развития детей среднего
дошкольного возраста
1.2. Особенности развития словаря детей среднего дошкольного
возраста
1.3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду детей
среднего дошкольного возраста
1.4. Роль «Познавательного развития» в развитии словаря детей
среднего дошкольного возраста
1.5. Программное содержание работы по развитию словаря детей
среднего дошкольного возраста
1.6. Методы и приемы развития словаря детей среднего дошкольного
возраста
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
2.1. Диагностика развития словаря у детей среднего дошкольного
возраста
2.2. Комплекс игр, направленный на развитие словаря детей среднего
дошкольного возраста
2.3. Диагностика по результатам опытно-поисковой работы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55


Данная работа направлена на исследование в области развития словаря средних дошкольников. Пополнение и рост словаря находятся в прямой зависимости от уровня и качества как жизни, так и воспитания, следовательно, данные о качестве и количестве слов в словаре дошкольников одного и того же возраста в психолого-педагогической литературе могут значительно разниться между собой. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо сфере психического развития» [51, с. 246].
Традиционно предполагается, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи является дошкольный возраст. Но, тем не менее при усвоении программы детского сада дети испытывают определенные трудности, обычно связанные с недостаточным уровнем речевого развития, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка. Слово, его лексическая составляющая, является не только средством речи, но и мышления. Л. С. Выготский считал, что непосредственно в значении самого слова прослеживается взаимосвязь с мышлением.
Возраст от 4 до 5 лет - время наиболее интенсивного развития ребенка. Недаром Л. Н. Толстой писал, что именно в этом возрасте он «приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой того».
Происходит стремительное развитие грамматического строя речи. Дети среднего дошкольного возраста, усваивая основы морфологии (строение слова) и синтаксиса достаточно быстро и с точки зрения реализации - верно, улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно, с точки зрения реализации контекста. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию принято называть словотворчеством [29].
Словарный состав отражает круг интересов и потребностей ребенка. Исследования, проведенные австралийскими психологами, показали, что ребенок способен в течение дня произносить порядка одиннадцати тысяч слов.
Помимо всего прочего, развитие словаря - один из важных факторов подготовки к обучению в школе и успешному усвоению программы начального школьного образования.
Учителя отмечают, что ученики с развитым словарем легче овладевают навыками чтения, грамматикой, лучше решают арифметические задачи, активнее принимают участие в работе на уроках.
Проводя словарную работу, мы решаем задачи как нравственного, так и эстетического воспитания. Через слово формируются навыки поведения, прививаются нравственные ценности.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать комплекс игр, направленный на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие».
Объект исследования: процесс развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблематике исследования.
2. Проанализировать образовательные программы по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста.
3. Определить критерии для диагностики, описать уровни.
4. Провести диагностику, направленную на выявление уровня сформированности словаря детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс игр, направленный на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические, эмпирические.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным составом родного языка, накопленным народом в процессе эволюции. Развитие словаря детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Процесс обогащения словарного запаса находится в тесной взаимосвязи с формированием коммуникативных умений ребенка.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему формулировать и выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были проанализированы образовательные программы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста, проведена диагностика среди детей, направленная на выявление развития словаря детей среднего дошкольного возраста, после чего проведен комплекс занятий, по итогам которого - заключительная диагностика.
Известные ученые Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Эта информация заставляет задуматься, насколько важны различные упражнения на развитие словаря детей, умение ставить слова в правильную форму, а также уместно употреблять их.
Увеличение активного словаря от 2500 до 3000 слов в среднем дошкольном возрасте создает ребенку возможность полнее строить, свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений
Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Для развития словарного запаса у детей, им необходимо непрерывное общение со взрослыми, которые могут научить их новым словам, новым понятиям, расширят их кругозор. Очень важно при общении с детьми создавать все необходимые условия, чтобы ребенок закреплял умение правильно использовать новые слова или исправлять недочеты в случае неправильного их понимания. Нужно задавать ребенку вопросы, мотивировать его на составление более сложных синтаксических конструкций, которые потребуют от ребенка знания все новых и новых слов.
На первое место в словарной работе выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работ над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.
Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение.
Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать из по смыслу.
Целью дипломной работы было: теоретически обосновать и апробировать комплекс игр, направленный на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста. По результатам проведенной работы можно сказать, что цель была успешно достигнута.
Решение поставленных задач достигалось путём использования комплекса методов исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и общения родному языку дошкольников. М.: Просвещение, 1997. 400 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 1999. 57 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 273 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
5. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 139 с.
6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: Просвещение, 1982. 55 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Астрель, 2011. 352 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2003. 243 с.
9. Выготский Л.С. Детская речь. М.: Педагогика, 2006. 94 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 192 с.
11. Гербова В.В. Учусь говорить. М.: Просвещение, 2003. 333 с.
12. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. СПб.: Питер, 1998. 306 с.
13. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. 184 с.
14. Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество. М.: Просвещение, 2004. 218 с.
15. Иванова Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1980. 174 с.
16. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. СПб.: Речь, 2012. 144 с.
17. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия,
1973. 160 с.
18. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.:
Педагогика, 1995. 347 с.
19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Синонимы. М.: ГНОМ и Д, 2005. 234 с.
20. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 2004. 202 с.
21. Крупская Н.К. Дети - наше будущее. М.: Просвещение, 1975. 182 с.
22. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М.: Просвещение, 1973. 187 с.
23. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 2006. 310 с.
24. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностанному. М.: Изд-во Москов. Ин-та, 1970. 305 с.
25. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Либроком, 2004. 216 с.
26. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука,
1974. 302 с.
27. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. 71 с.
28. Ляско Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз. СПб.: Речь, 2010. 168 с.
29. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 64 с.
30. Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015. 136 с.
31. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1986.464с.
32. Пиаже Ж.Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1994.
465 с.
33. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2002. 278 с.
34. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 433 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. 119 с. 712 с.
36. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. М.: ТЦ Сфера, 2009. 318 с.
37. Соловьева О.С. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М.: Просвещение, 1966. 176 с.
38. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984. 120 с.
39. Струнина Е.М. Лексическое развитие дошкольников. М.:
Просвещение, 1984. 269 с.
40. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2004. 267 с.
41. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1992. 111 с.
42. Ухина Л.А. Диагностика речевого развития детей дошкольного
возраста: методическое пособие. МДОУ «Детский сад «Колосок»
с. Красное», 2010. 118 с.
43. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. 256 с.
44. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: ЛИНГВА-Центр, 2003. 114 с.
45. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образовательных учреждений. М.: Владос, 2004. 288 с.
46. Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. Для учащихся // Собр. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 467 с.
47. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004. 240 с.
48.Чуковский К.И. От двух до пяти. Живой как жизнь. М.: Детская литература, 1968. 218 с.
49.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве. М.: Педагогика, 1979. 316 с.
50.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1995. 560 с.
51.Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 194 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ