ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО СЛОВОТВОРЧЕСТВА 6
1.1. Особенности психического развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития лексикона детей 8
1.3. Словотворчество как психолого-педагогическое понятие 10
1.4. Психолингвистические основы словотворчества детей 14
1.5. Методы и приёмы формирования словотворчества детей среднего
дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКОНА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Диагностика уровня сформированности лексикона детей 25
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование лексикона детей
среднего дошкольного возраста 34
2.3. Диагностика уровня сформированности лексикона детей среднего
дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вопрос о том, как ребёнок овладевает языком, был и остается одним из актуальных. До недавнего времени считалось, что в основе детской речевой деятельности лежит имитативный принцип.
Единомышленники имитативной теории овладения языком недооценивали уровень словесной активности ребёнка. Речемыслительные возможности ребёнка они приравнивали к примитивной способности применять образцы - высказывания, которые он в готовом виде получает от взрослых. Ученые выделяли так называемые «пустые формы», усваиваемые ребенком механически, по принципу подражания [2].
Во второй половине XX века, когда психолингвистика занялась экспериментальной проверкой имитативной теории овладения языком, были обнаружены значительные интеллектуальные возможности ребенка. Исследования опровергли многие положения этой теории. Ученые доказали, что имитация не является основным механизмом познания языка в детстве, процесс усвоения языка ребенком не может быть ограничен работой бессознательного интеллекта. Ребёнок сам немало прилагает усилий по расчленению и генерализации единиц речевого потока. Вслед за этим воспроизводится система правил и грамматических конструкций [2].
Ребёнок - творящая языковая личность, постепенно раздвигающая пределы своего понимания языка. Ребёнок творит свой язык, созидает не одну модель языка, «сверхгенерализации» и «симплификации», которые он затем модифицирует, исключает по мере своего развития. Языковая способность ребенка носит познавательно-творческий характер, связанный с поиском образной мотивированности на всеобщих разговорных уровнях [16]. В современной психолингвистике детская речь подвергается рассмотрению как формирующаяся субстанция. Её положительная динамика делается достижимой по причине становления у ребенка его языковой способности. Языковые способности ребёнка формируются за счёт знаков языка (слов, морфем, предложений). Многие слова ребенок заимствует из речи окружающих его людей, имея языковое чутьё (или лингвистическому инстинкту), развивающегося дошкольника [17].
Основными источниками для написания дипломной работы являются труды отечественных авторов, дневники наблюдений А. Н. Гвоздева, изданные под руководством С. Н. Цейтлин дневниковые записи детской речи, некоторые примеры позаимствованы из трудов и рукописей многих исследователей лексикона детской речи.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость создания комплекса игр по формированию лексикона ребенка и апробировать предложенный комплекс.
Объект исследования - процесс формирования лексикона детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс игр, направленный на формирование лексикона детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме и раскрыть содержание понятия «детское словотворчество», «лексикон ребенка».
2. Организовать и провести опытно-поисковое исследование
сформированности лексикона детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать и провести комплекс игр, направленный на формирование лексикона детей среднего дошкольного возраста.
4. Определить динамику сформированности лексикона детей среднего дошкольного возраста после внедрения комплекса игр.
Для решения задач, поставленных в исследовании, был использован комплекс общенаучных и педагогических методов.
Теоретические методы: анализ педагогической, психологической, литературы по теме исследования, научное прогнозирование.
Эмпирические методы: изучение и обобщение опыта. Педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, опытно-поисковая работа, оценка.
Также использованы математические методы обработки результатов исследования.
Структура ВКР. Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы, состоящий из 47 источников, 2 приложения.
Формирование произвольности - одна из главных характеристик дошкольного возраста. Это объясняется появлением высших психических функций и развитием функции знаков в сознании. Исследователи выявили, что у детей дошкольного возраста начинают появляться детские новообразования. Словообразовательное развитие отличается творчеством. Познание знаков детьми происходит в общении с людьми взрослыми и сверстниками. Дети изобретают новые слова, открывают новые слова на основании уже существующих, произносимых в ближайшем окружении взрослых. Процесс создания ребёнком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного языка носит название словотворчества. При творческом придумывании необычных слов, наблюдая, анализируя, сравнивая, он делает выводы на своём уровне.
В пределе когнитивного и речевого развития детей среднего дошкольного возраста словарный запас его изменяется - нарастает. Лексикон ребёнка отличается от лексикона взрослого тем, что он меньше по объёму, но разнообразен и проявляется в особой системе. Детские инновации не случайны. Инновации - самостоятельно созданные детьми языковые единицы или модифицированные единицы взрослого языка. В особенностях владения языком открываются основные закономерности инноваций.
Способами словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. Работа по формированию словотворчества состоит из следующих методов: непосредственное ознакомление с окружающим миром и обогащением словаря. Также применяются приёмы: интонационное выделение слова, накопление содержание речи в предварительной работе, игровые приёмы, вопросы и указания воспитателя. Если ребёнок делает ошибки в словообразовании, то взрослый объясняет ему об этом, стараясь не обидеть его.
Проводя диагностику познавательного развития дошкольников, психологи уделяют огромное внимание изучению следующих параметров: уровня перехода познавательных процессов и ориентировки, степени обобщения, произвольности мыслительных операций.
В системную готовность входит и сенсомоторная координация (главным образом зрительно - моторная), которая помогает ребенку одновременно слушать, смотреть и рисовать или писать. Немаловажным критерием готовности к школе является и распределение, и концентрация внимания, произвольность, в том числе и умение, подчинить деятельность обусловленному образцу или правилу.
В начале исследования мы поставили перед собой цель выявление и обоснование формирования лексикона детей среднего дошкольного возраста. Для выполнения цели был произведен анализ ряда задач теоретического характера, а также практические исследования. В ходе исследования мы: изучили развитие лексики, проследили усвоение ребенком различных элементов родного языка на разных уровнях (лексическом, грамматическом), исследовали единицы словотворчества, полученные экспериментальным путем. Нужно было проверить эффективность использования игр для формирования лексикона детей среднего дошкольного возраста с опорой на детское словотворчество.
По итогам наших исследований и проведенной работы было отмечено, что у детей среднего дошкольного возраста наметилась позитивная динамика развития лексикона. Овладение способов словообразования увеличил уровень общего развития словарного запаса детей. Словотворчество имеет стереотипы, шаблоны, и, опираясь на них, ребенок придумывает новые слова.
Результаты работы по формированию лексикона у детей среднего дошкольного возраста с опорой на словотворчество были выявлены изменения показателей уровня сформированности лексикона: критический уровень - с 66,7% до 0%; допустимый уровень - с 33,3% до 60%; оптимальный уровень - до 40%.
Таким образом, выявлено, что формирование словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста может осуществляться эффективней с применением игр с опорой на детское словотворчество, что нами подтверждено.
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов [Текст] / З. Е. Агранович. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 98 с.
2. Абсалямова, А. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста [Текст] / А. Абсалямова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С. 46-52.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб заведений / / М. М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
5. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи. [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 296 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] /
Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель: Хранитель, 2007. - 236 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
8. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Дрофа, 2010. - 400 с.
9. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение,1981. - 240 с.
10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] /
Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. /
Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - Т.3 : Проблемы развития
психики. - 368 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Сфера, 2001. - 194 с.
13. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст] : дневник науч. наблюдений / А. Н. Гвоздев. - М. : КомКнига, 2005. - 320 с.
14. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией [Текст] / О. Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 7-16.
15. Детская практическая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : Гардарики, 2000. - 255 с.
16. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Просвещение. 2002. - 98 с.
17. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : Педагогика, 2004. - 159 с.
18. Залевская, А. А. Ведение в психолингвистику [Текст] : учеб. для вузов / А. А. Залевская. - М. : РГГУ, 2000. - 384 с.
19. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды[Текст] : в 2 т. / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - Т. I : Психическое развитие ребенка. - 320 с.
20. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры [Текст] / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1965. - № 10. - С. 12-14.
21. Кубрякова, Е. С. Что такое словообразование [Текст] / Е. С. Кубрякова ; отв. ред. К. Е. Майтинская. - М. : Наука, 1965. - 78 с.
22. Кудрявцева, Е. Использование загадок в дидактической игре [Текст] : (ст. дошкол. возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 9. - С. 23-26.
23. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : [б. и.[, 1958. - 31 с.
24. Лепская, Н. И. Язык ребенка [Текст] : (онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская. - М. : Изд-во МГУ, 1997. - 151 с.
25. Логинова, В. И. Формирование словаря [Текст] / В. И. Логинова // Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1996. - С. 85-91.
26. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов / А. Р. Лурия. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.
27. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. Р. Львов. - М. : Академия, 2000. - 248 с.
28. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст] : пособие по практ. психологии / Г. Д. Марцинковская. - М. : Линка- Пресс, 1997. - 176 с.
29. Марцинковская, Т. Д. 100 выдающихся психологов мира [Текст] / Г.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. - 320 с.
30. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Междунар. пед. акад., 1994. - 680 с.
31. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.
32. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребёнка [Текст] / С. В. Плотникова. - М. : Флинта : Наука. 2011. - 224 с.
33. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. [Текст] / К. Р. Роджерс ; пер. с англ. М. М. Исениной. - М. : Прогресс- Унивверс, 1994. - 480 с.
34. Тамбовцева, А. Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А. Г. Тамбовцева // Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1996. - С. 99-112.
35. Тихеева, Е. И. Словарь для детей [Текст] / Е. И. Тихеева // Развитие речи детей дошкольного возраста пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1996. - С. 34-48.
36. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: (раннего и дошкольного возраста) [Текст] : пособие для воспитателей дет. садов / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1981. - 159 с.
37. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
38. Ушакова, Т. Н. О причинах детского словотворчества [Текст] :
психофизиолог. модель порождения синтаксически оформлен. речевого высказывания / Т. Н. Ушакова // Вопросы психологии. - 1970. - № 6. -
С. 114-127.
39. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] : в 10 т. / К. Д. Ушинский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1949. -Т. 6 : Родное слово : кн. для детей. Родное слово : кн. для учащих. - 447 с.
40. Цейтлин, С. Н. Детские речевые инновации [Текст] : опыт анализа / С. Н. Цейтлин // Исследования по языкознанию : к 70-летию А. В. Бондарко / отв. ред. С. А. Шубик. - СПб., 2001. - С. 329-336.
41. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Цейтлин. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
42. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. - М. : КДУ, 2005. - 400 с..
43. Шахнарович, А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики [Текст] : (на материале онтогенеза речи) / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. - М. : Наука, 1990. - 168 с.
44. Швачкин, Н. Х. Развитие речевых форм у дошкольника [Текст] / Н. Х. Швачкин // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сб. ст. / под. ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М., 1998. - С. 221-232.
45. Шиф, Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления глухих детей [Текст] / Ж. И. Шиф. - М. : Просвещение, 1968. - 261 с.
46. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - М. : Академия, 2005. - 384 с.
47. Эриксон, Г. Детство и общество [Текст] / Г. Эриксон ; пер. с англ. А. А. Алексеева..- СПб. : Ленато : ACT : Университет. кн., 1996. - 592 с.