Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕСКАЗУ

Работа №98834

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Лингвистические основы формирование текстовых умений у
детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогические основы формирования текстовых
умений у детей среднего дошкольного возраста 15
1.3. Методические основы формирования текстовых умений у детей
среднего дошкольного возраста 21
1.3.1. Методы и приемы обучения детей среднего дошкольного возраста 21
1.3.2. Анализ современных образовательных программ дошкольного
образования и методических пособий с точки зрения возможности формирования текстовых умений у детей 4-5 лет 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика сформированности текстовых умений у детей
среднего дошкольного возраста 35
2.2. Комплекс игр, направленных на формирование текстовых
умений у детей среднего дошкольного возраста при обучении пересказу 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58


Детский сад призван заложить основы гармоничного развития детей, создать условия для формирования навыков грамотного письма, развитой речи. Знание родного языка создаёт условия для удачного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом неосуществима никакая познавательная деятельность. Развитие речи в среднем дошкольном возрасте - начальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, который обеспечивает подготовленность выпускников детского сада к начальной школе.
Занятия по развитию речи играют главную роль в реализации основополагающих целевых установок дошкольного образования: формировании основ умения обучаться и способности к организации самостоятельной деятельности, духовно-нравственных развитий и воспитании детей среднего дошкольного возраста.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) и закону «Об образовании в Российской Федерации»: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [15, 33].
В свете сегодняшней тенденции общества к интеграции и развития общественно - политических и культурно-языковых контактов нынешней проблемой считается освоение родного языка, развитие речи ребёнка в дошкольном детстве как общей основы воспитания и общения детей.
Как говорил Эльконин Д. Б. - Изменение образа жизни ребёнка, формирование новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности ведёт к дифференциации функций и форм речи. Появляются свежие задачи общения, которые заключаются в передаче ребёнком взрослому собственных ощущений, приобретённых вне прямого контакта с взрослыми. Появляется форма речи - сообщения в виде монолога - рассказа о пережитом и увиденном» [51, 45].
Родной язык является для дошкольников фундаментом всего процесса обучения, способом развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, важнейшим каналом социализации личности.
Исследования специалистов по психологии, воспитателей, лингвистов Л. С. Выготского [6], С. Л. Рубинштейна [41], Д. Б. Эльконина [51], А. Р. Лурия [28], А. Н. Леонтьева [23, 24], М. Р. Львова [29], А. А. Пешковского [36], В. В. Виноградова [5], Е. И. Тихеевой [44], Ф. А. Сохина [42], Е. А. Аркина [1], В. В. Гербова [8, 9, 10], А. М. Леушиной [25] сделали положения для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей.
Дошкольное детство - период, когда особенное внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованное формирование текстовых умений окажет бесценную поддержку в работе над речевыми навыками. Развитие текстовых умений содействует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания и мышления. При этом улучшается артикуляция, усваиваются нормы построения предложений и цельного текста. Применение высокохудожественных текстов детской литературы даёт возможность качественно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности ценить точность в высказывании с точки зрения соответствия их языковой норме. Помимо этого, развивает в ребёнке позитивные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др.
Нельзя взглянуть другими глазами на роль родного языка, который может помочь дошкольникам осознанно принимать находящийся вокруг мир и считается средством общения. Развитие речи - это один из самых важных разделов педагогики для детей дошкольного возраста, когда совершенно все психические процессы у ребёнка формируются с непосредственным участием речи. Именно поэтому дошкольный возраст является результативным периодом в плане педагогического воздействия.
Из всего вышесказанного следует, какую роль должно занимать формирование текстовых умений в образовательном процессе и насколько имеет важное значение стремиться активизировать речевую деятельность дошкольников. Все это и определило актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование текстовых умений у детей среднего дошкольного возраста при обучении пересказу».
Цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс игр, направленных на формирование текстовых умений у детей среднего дошкольного возраста посредством обучения пересказу.
Объект исследования: процесс формирования текстовых умений у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс игр, направленных на формирование текстовых умений у детей среднего дошкольного возраста при обучении пересказу.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Описать методы и приемы формирования текстовых умений у детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс игр, направленных на формирование текстовых умений у детей 4-5 лет.
4. Сделать выводы по результатам проделанной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по теме исследования.
2. Организационные: комплекс игр, направленных на формирование текстовых умений у детей 4-5лет.
3. Эмпирические: диагностическое исследование.
4. Интерпретационные: качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 40 комбинированного вида» Золотой ключик, города Краснотурьинска. В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Структура и объём работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Термин «текст» происходит от латинского «textus», что обозначает «ткань; сплетение, связь, сочетание», то есть в общем плане термин обозначает связную и полную последовательность знаков.
На речевую организацию текста проявляют влияние внешние, коммуникативные факторы. Благодаря этому порождение текста и его функционирование прагматически ориентированы, то есть текст формируется при появлении определённой установки и функционирует в некоторых коммуникативных критериях.
Речь - это чёткое говорение, имеющее некоторые временные рамки и звуковую или письменную форму. Речью считают как речевую деятельность (то есть процесс говорения), так и речевые произведения (то есть результат говорения). Виды речевой деятельности могут быть разными.
Текст - это речевое произведение, считающееся итогом речевой деятельности человека, это главная коммуникативная единица, которая им применяется во время речевой деятельности.
Из вышесказанного, можно отметить, что проблема текстовых умений давно интересовала многочисленных исследователей. Вместе с тем все исследователи единодушно акцентируют внимание на роли специального обучения в развитии и формировании монологической речи детей дошкольного возраста.
Процесс речевого развития в дошкольном возрасте многоаспектен по своей природе. Он органически объединён с умственным развитием, потому что интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в изучение родным языком, активно оказывают большое влияние на педагогический процесс обучения родному языку.
Задачи развития текстовых умений реализуются в программах, которые назначают объём речевых навыков и умений, требования к речи дошкольников в разных возрастных группах, а главное уровень речевого развития по завершению ДОУ.
Испытание содержания вариативных программ по речевому развитию указывает, что вместе с продуктивным определением задач, нацеленных на освоение дошкольниками связным монологическим выражением, в них прослеживается неполное освещение особенностей оформления целостности изложения в процессе пересказа. В программах малоубедительно раскрыты особенности структурного построения разных типов высказывания (описание, рассуждение, пересказ, самостоятельное сочинение сказки, рассказа), вырабатывание представлений о типах речевой связи на всех возрастных этапах, освоение смыслового единства изложения.
Изучая предмет исследования, мы определили, что дети 4-5 лет способны строить предложение повествовательного типа в ходе особого обучения на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения дошкольников друг с другом и педагогом. В текстах дети используют разнообразные виды связи. В свою речь дошкольники стали включать различные синтаксические конструкции, при этом синтаксический строй речи у них улучшается. Их речь делается связной, интересной для слушателей. Дошкольники стремятся подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его прекрасным для ребёнка и более результативным.
Практическая часть нашей работы заключалась в построении логики психолого-педагогического исследования, состоящего из проведения диагностики и разработке комплекса игр нацеленных на развитие текстовых умений у детей 4-5 лет.
Результаты диагностики показали, что уровень сформированности текстовых умений у испытуемых невысокий. 40% детей имеют невысокий уровень сформированности текстовых умений. 50% детей показали средний уровень и только 10 % детей показали высокий уровень сформированности текстовых умений.
Сконструированная нами работа по включению комплекса игр в образовательную деятельность базируется на психофизиологических особенностях среднего дошкольного возраста, и в интересах данной возрастной группы


1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова // М.: Просвещение, 1968. 448 с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст] / Бородич,
A. М.- М.: Просвещение, 1981. 240 с.
3. Большая Советская Энциклопедия. Т.1 [Текст] / 3-е изд. М.: Эксмо, 2008. (2944 c. электронных). Режим доступа:http://bse.slovaronline(дата обращения: 14.09.2017).
4. Ванников Ю. В. Высказывание как синтетическая единица [Текст] / Ю. В. Ванников. М.: Просвещение, 1968. 170 с.
5. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова [Текст] / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1977. 312 с.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 2007. 224 с.
7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. 139 с.
8. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами [Текст] / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание - 2005. - № 1. 18-23 с.
9. Гербова В. В. Составление описательных рассказов [Текст] / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. 2006. № 9. 28-34.с.
10. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст] /
B. В. Гербова М.: Просвещение, 2013. 143 с.
11. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. М.: АРКТИ, 2004. 168 с.
12. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. 2004. № 2. 56-63 с.
13. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.: 2006. 211 с.
14. Дошкольная педагогика [Текст] / Под редакцией В. И. Логиновой, П. Г. Саморукова. М.:Просвещение, 1983. 270 с.
15. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Занон - инфо: [сайт информ. - правовой компании]. Москва, [2016]. Режим доступа: http: //www.zakonrf(дата обращения: 24.03.2017).
16. Залевская А. А. Введение в психолингвистику [Текст] / А. А. Залевская. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. 382 с.
17. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И. А. Зимняя. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
18. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров - Москва: Академия, 2000. 279 с.
19. Ковальчук Г. А. Формирование речевой деятельности на основе дидактических принципов К. Д. Ушинского [Текст] / Г. А. Ковальчук // Начальная школа. 2001. №10. 28-33 с.
20. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. М.: «ГНОМ и Д», 2003 48 с.
21. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э. П. Короткова. М.: Академия, 2007. 196 с.
22. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся [Текст] / Т. А. Ладыженская. М.: Просвещение. 1995, 234 с.
23. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики 4-е изд. [Текст] / А. Н. Леонтьев М.: Изд. МГУ, 2005. 485 с.
24. Леонтьев А. Н. Речевая деятельность [Текст] / А. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1987. 447 с.
25. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст] / А. М. Леушина. М.: Академия, 2009. 369 с.
26. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. В. Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. М.: Сов. энцикл., 1990. 682 с.
27. Лосева Л. М. Как строится текст [Текст] / Л. М. Лосева. М.: Просвещение, 1980. 73 с.
28. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Р. Лурия. СПб.: Питер, 2006 320 с.
29. Львов М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М. Р. Львов. М.: Академия, 2000. 248 с.
30. Москальская О. И. Грамматика текста [Текст] / О. И. Москальская. М.: Высшая школа, 1981. 183 с.
31. Немов Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. [Текст] / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 352 с.
32. Нечаева О. Л. Функционально-смысловые типы речи [Текст] / О. Л. Нечаева. Улан-Удэ, 1974. 135 с.
33. О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Письмо Минобрнауки России от 19 апреля 2011 г. № 03-255 [Электронный ресурс] // Занон. инфо: [сайт информ.- правовой компании]. Москва, [2016]. Режим доступа: http://base.garant.ru(дата обращения: 24.08.2017).
34. Одинцов В. В. Стилистика текста [Текст] / В. В. Одинцев. М.: УРСС, 2004. 261 с.
35. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов [Текст] / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: Оникс, 2007 640 с.
36. Пешковский А. М. Избранные труды [Текст] / А. М. Пешковский. М.: Просвещение, 1995. 223 с
37. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004 512 с.
38. Понятие связной речи и ее значения для развития ребенка [Электронный ресурс] // МИСАО [сайт гуманитарной академии]. Москва, [2017]. Режим доступа:http: //sdo .mgaps.ru(дата обращения: 15.09.2017)
39. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой / Под ред. М.; Мозаика-Синтез, 2012. 336 с.
40. Речевая деятельность. Культура речевой деятельности Электронный ресурс] // Психология [сайт онлайн журнала]. Москва, [2017]. Режим доступа:http: // www.psichology (дата обращения: 20. 09.2017)
41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2004. 512 с.
42. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. М. Сфера, 2002.119 с.
43. Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников [Текст] / Е. Б. Танникова. М.: ВЛАДОС, 2008. 232 с.
44. Тихеева Е. И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. садам [Текст] / Под ред. Сохина Ф. А. М.: Просвещение, 1981. 218 с.
45. Усова А. П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова. Москва: Просвещение, 1981. 176 с.
46. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие [Текст] / О. С. Ушакова. М.: ТЦ Сфера, 2012. 288 с.
47. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко. М.: Владос, 1999. 199 с.
48. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. нциклопедия, 1983. 840 с.
49. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» [Текст] / А. Х. Хушбатов // Молодой ученый. 2015. №23. С. 1020-1022.
50. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Т. В. Жеребило. Назрань: Пилигрим, 2010 486 с.
51. Эльконин Д. Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин. М., 1964. 116 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ