ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА 6
1.1. Организация образовательного процесса
в производственных условиях 6
1.2. Методы обучения: содержание и классификация 14
1.3. Особенности преподавания в производственных
условиях и требования к преподавателям
профессионального обучения 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛЕСАРЕЙ
АО «УРАЛТРАНСМАШ» 29
2.1. Потребности АО «Уралтрансмаш» в специалистах
механосборочных работ 29
2.2. Квалификационные характеристики специалистов
и их отражение в учебных программах 34
2.3. Разработка программы для слесарей 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач, то есть совершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала.
Успех и эффективность деятельности компании в большей степени определяются персоналом, его квалификацией, тем насколько эффективно он использует свои знания, навыки и личностные качества.
Но и без взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, то есть методов профессионального обучения, образовательного процесса не получится.
В век научно-технического прогресса профессиональное обучение персонала приобретает особое значение и становится неотъемлемым условием успешного функционирования любой организации, в том числе АО «Уралтрансмаш».
АО «Уралтрансмаш» разрабатывает и создает военную и гражданскую продукцию. Предприятие находится в постоянном поиске инновационных решений, используя собственные разработки и новейшие технологии мирового машиностроения. Проблема в том, что профессиональное обучение в условиях производства не организовано, не определены методы обучения. Согласно Приказа Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. профессия слесарь попала в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.
Таким образом, актуальность исследования - с развитием научно-тех-нического прогресса, с повышением объема выпуска продукции, встает воп - рос об острой нехватке квалифицированных специалистов и об организации профессионального обучения в условиях производства.
Работ об организации профессионального обучения и его методах много, но плюсы и минусы методов профессионального обучения ни в одной четко не выделены.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в выявлении эффективных путей обучения персонала на рабочем месте и выработке соответствующих рекомендаций. А так же теоретические и практические исследования могут быть использованы в профессиональном обучении слесарей механосборочных работ преимущественно в производственных условиях.
Объект - управление кадрами организации (кадровый менеджмент).
Предмет - методы профессионального обучения на рабочем месте.
Целью выпускной квалификационной работы является определение методов обучения слесарей механосборочных работ на АО «Уралтрансмаш».
Для достижения поставленной цели мною были сформированы следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы профессионального обучения
специалистов.
2. Выявить потребности АО «Уралтрансмаш» в специалистах
механосборочных работ.
3. Определить методы профессионального обучения и выявить их (методов) специфику при обучении слесарей механосборочных работ.
4. Разработать программу обучения для слесарей.
Гипотеза исследования - процесс обучения слесарей механосборочных работ на АО «Уралтрансмаш» будет в соответствии с современными требованиями, если программа обучения будет составлена в соответствии с их квалификационными характеристиками, а методы профессионального обучения слесарей будут разнообразными и использованы в комплексе.
В ходе исследовательской работы были использованы следующие ме-тоды: теоретический анализ и обобщение научной литературы, системный подход, выделение и синтез главных компонентов, сравнение.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
Информационную базу научной работы составили нормативные и правовые акты, справочно-информационные материалы и научная литература.
По итогам проведенной исследовательской работы автором были получены следующие результаты.
Раскрыты теоретические основы профессионального обучения специалистов. Выявлена классификация форм организации
производственного обучения:
1) формы организации процесса производственного обучения:
- урочные;
- неурочные;
2) формы организации учебно-производственного труда учащихся:
- фронтально-групповые;
- индивидуальные;
- бригадные (звеньевые);
3) формы организации труда (обучающей деятельности) мастера производственного обучения:
- мастер-группа;
- мастер-мастерская;
- бригадная организация работы мастеров;
- мастер-преподаватель.
Выявлены следующие плюсы и минусы обучения на производстве.
Преимущества заключаются в том, что:
1) обучение на предприятии менее дорогостоящее и осуществляется в реальной рабочей обстановке на действующем оборудовании;
2) срок обучения значительно меньше при обучении на производстве, чем в учебном заведении;
3) эффективность обучения без отрыва от производства высока в связи с тем, что в дальнейшем работник будет использовать те же самые материалы, инструменты и механизмы;
4) в процессе обучения без отрыва от производства ученик погружает¬ся в условия рабочей атмосферы, значит, ему не придется впоследствии адаптироваться к незнакомому коллективу и резко менять «среду обитания».
Но обучение работника без отрыва от производства обладает и недостатками:
1) существует риск вывода из строя необходимого для работы оборудования;
2) производственные условия подразумевают определенный стресс. Чаще всего рабочая обстановка с ее шумом и суетой не способствует спокойному и вдумчивому постижению премудростей профессии.
Определены методы профессионального обучения и выявлена их (методов) специфика при обучении слесарей механосборочных работ.
1) Словесные методы производственного обучения:
- Рассказ-объяснение;
- Беседа;
- Письменное инструктирование;
2) Наглядно-демонстрационные методы производственного обучения:
- Демонстрация трудовых приемов и способов;
- Демонстрация наглядных пособий;
- Метод видео- и аудиозаписи;
- Метод самостоятельного наблюдения;
3) Практические методы производственного обучения:
- Упражнения;
- Лабораторно-практические работы;
4) «Активные» методы обучения:
- Эвристическая беседа;
- Решение производственно-технических задач;
- Дидактические игры;
- Проблемное обучение;
Выявлены потребности АО «Уралтрансмаш» в специалистах механо-сборочных работ.
В соответствии с квалификационными характеристиками слесарей механосборочных работ разработана программа обучения, рассчитанная на 120 часов теоретической части и 60 часов - практической. Данную программу на АО «Уралтрансмаш» приняли в разработку.
Таким образом, процесс обучения слесарей механосборочных работ на АО «Уралтрансмаш» будет в соответствии с современными требованиями, если программа обучения будет составлена согласно с их квалификационными характеристиками, а методы профессионального обучения слесарей будут разнообразными и использованы в комплексе.
1. Введение в профессионально-педагогическую специальность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Кузнецов - Москва: Издательский центр «Академия», 2007
2. Виды и методы обучения сотрудников: выбираем оптимальный / А. Пименов // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2011. - № 11. - С. 66 - 72
3. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении / С. А. Зайцев - Москва: Академия, 2007
4. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Выпуск №2. Часть №2
5. Как обеспечить рост производительности труда. Взаимодействие социальных групп предприятий в инновационной экономике / Б. Г енкин // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2009
6. Материаловедение и слесарное дело / Ю. Т. Чумаченко, Ростов-на- Дону: Феникс, 2012
7. Материаловедение (металлообработка): учебник для начального профессионального образования / А. М. Адаскин, В. М. Зуев - Москва: Академия, 2012
8. Методика профессионального обучения: учебное пособие / Э. Г. Скибицкий, И. Э. Толстова, В. Г. Шефель - Новосибирск: НГАУ, 2008
9. Методика профессионального обучения: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений / Н. Е. Эрганова - Москва: Академия, 2007
10. Методическое пособие для анализа обеспеченности и определения потребности в специалистах / Л. П. Наговицина, Т. Г. Храмцова, Г. Л. Мороз - Новосибирск: 2009 - 24 с.
11. Общий курс слесарного дела / Н. И. Макиенко - Москва: Высшая школа, 2012
12. Организационное стимулирование работников / М. Ловчева // Кадровик. Кадровый менеджмент, 2009
13. Организация и методика профессионального обучения: учебное
пособие / В. А. Скакун - Москва: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2007
14. Организация труда персонала: Учебник / А. П. Егоршин, А. К. Зайцев — М: ИНФРА-М, 2008
15. Особенности организации урока производственного обучения: методические рекомендации / Н. В. Конькова - Курск: КАТК, 2012
...