Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Общая характеристика понятия «интерес». Характеристика
интереса к чтению произведений детской художественной литературы 7
1.2. Особенности читательского развития детей старшего дошкольного
возраста. Методы и приемы развития интереса к чтению у дошкольников 11
1.3. Условия, способствующие развитию интереса к чтению
у старших дошкольников 17
1.4. Анализ образовательных программ по ознакомлению
дошкольников с художественной литературой 22
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Диагностика развития интереса к чтению у старших дошкольников 29
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса
к чтению у старших дошкольников 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Общая характеристика понятия «интерес». Характеристика
интереса к чтению произведений детской художественной литературы 7
1.2. Особенности читательского развития детей старшего дошкольного
возраста. Методы и приемы развития интереса к чтению у дошкольников 11
1.3. Условия, способствующие развитию интереса к чтению
у старших дошкольников 17
1.4. Анализ образовательных программ по ознакомлению
дошкольников с художественной литературой 22
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Диагностика развития интереса к чтению у старших дошкольников 29
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса
к чтению у старших дошкольников 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Развитие личности детей средствами художественной литературы - подход достаточно старый. Тем не менее именно сегодня происходит переориентация ДОУ на новые стандарты, что оказывает свое влияние и на работу с книгой.
Логично, что непрерывность и тесная взаимосвязь всех ступеней образования включает в себя всесторонне развитие ребенка, в результате которого он получает нравственное развитие и знакомство с классикой, которая становится актуальной в данном возрасте.
Работа дошкольника с книгой направлена на то, что больше всего пригодится ребенку в школе - на развитие способности к непосредственному восприятию искусства слова, умений анализировать прочитанное, делая ставку на эстетические критерии. При правильной организации образовательного пространства можно говорить о том, что начальная школа будет опираться на достижения ребенка в ДОУ.
Развитие интереса детей к книге должно происходить таким образом, чтобы ввести ребенка в мир художественной литературы и показать важность словесного искусства для окружающего мира, при помощи которого происходит раскрытие окружающего мира во всей его многогранности.
Раскрытие художественного произведения происходит на основе его содержательного аспекта, ставки на авторское отношение к окружающим реалиям, ценностной ориентации и нравственным проблемам, которые заложены в самом произведении. Как следствие, логичным становится развитие у детей специфических умений: эмоционально реагировать на прочитанное (в частности, сопереживать герою произведения); восстанавливать в памяти образы (героев, событий, обстановки) и сюжет услышанного или увиденного; умение понимать суть прочитанного, развивать готовность мыслить художественными образами.
Именно сегодня, когда вопрос о «кризисе чтения», когда активно сокращается время, уделяемое чтению, равно как и происходит падение престижа чтения вообще, следует вспомнить слова Ш.А. Амонашвили: «Воспитание любви к чтению есть дело педагогической чести», которые сегодня звучат как никогда актуально, так как именно чтение становится основой основ для развития культурного человека и передачи опыта поколений в культуре.
Эти умения так или иначе нашли свое отражение следующими направлениями «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где чтение раскрывается следующими направлениями деятельности: мотивирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализация свободной творческой деятельности дошкольников; развитие воображения и творческой активности; восприятие художественной литературы [1].
Ценности переживания, познания и преобразования себя и окружающего мира ребенок обнаруживает для себя не только в реальном мире, но и в мире вымышленном. Художественная литература дарует ребенку возможность «обнаружить в своей памяти» то, чего он не видел и видеть не мог. Времена и страны, люди и государства, быт и культура оживают на страницах книг, даруя вместе с опытом поколений и опыт эмоциональный. В дошкольной психологии эмоциональной сфере обучения ребенка отводят особое место. Эмоциональное наполнение жизнедеятельности, обобщение эмоций и интеллектуализация эмоций - задачи дошкольного обучения, решение которых предполагает особые требования к его содержанию, где на первом месте стоит развитие интереса, в том числе и к чтению, к книге, при этом читательский интерес рассматривается как осознанность и избирательность в выборе видов и жанров литературы.
Актуальность исследования определяется необходимостью разработки новых подходов к развитию интереса к чтению художественной литературы в ДОО.
Объектом исследования является процесс развития интереса к детской художественной литературе и фольклору у старших дошкольников.
Предметом исследования является комплекс мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: проанализировав литературу по теме исследования, создать комплекс мероприятий, направленный на повышение интереса старших дошкольников к детской литературе и фольклору.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ педагогической и психологической литературы по данной теме.
2. Выявить сущность понятия «интерес».
3. Выявить особенности развития интереса к произведениям детской литературы у детей дошкольного возраста.
4. Выявить уровни восприятия и интереса у детей дошкольного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
5. Разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у старших дошкольников.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий срез, анализ работ детей, наблюдение, беседа с детьми и их родителями.
База исследования: проектировочная работа проводилась на базе структурного подразделения - группа дошкольного образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Нижнеарийская основная общеобразовательная школа». В исследовании принимали участие дети подготовительной группы дошкольного образования (6-7 лет) в составе 10 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка используемой литературы и приложений.
Логично, что непрерывность и тесная взаимосвязь всех ступеней образования включает в себя всесторонне развитие ребенка, в результате которого он получает нравственное развитие и знакомство с классикой, которая становится актуальной в данном возрасте.
Работа дошкольника с книгой направлена на то, что больше всего пригодится ребенку в школе - на развитие способности к непосредственному восприятию искусства слова, умений анализировать прочитанное, делая ставку на эстетические критерии. При правильной организации образовательного пространства можно говорить о том, что начальная школа будет опираться на достижения ребенка в ДОУ.
Развитие интереса детей к книге должно происходить таким образом, чтобы ввести ребенка в мир художественной литературы и показать важность словесного искусства для окружающего мира, при помощи которого происходит раскрытие окружающего мира во всей его многогранности.
Раскрытие художественного произведения происходит на основе его содержательного аспекта, ставки на авторское отношение к окружающим реалиям, ценностной ориентации и нравственным проблемам, которые заложены в самом произведении. Как следствие, логичным становится развитие у детей специфических умений: эмоционально реагировать на прочитанное (в частности, сопереживать герою произведения); восстанавливать в памяти образы (героев, событий, обстановки) и сюжет услышанного или увиденного; умение понимать суть прочитанного, развивать готовность мыслить художественными образами.
Именно сегодня, когда вопрос о «кризисе чтения», когда активно сокращается время, уделяемое чтению, равно как и происходит падение престижа чтения вообще, следует вспомнить слова Ш.А. Амонашвили: «Воспитание любви к чтению есть дело педагогической чести», которые сегодня звучат как никогда актуально, так как именно чтение становится основой основ для развития культурного человека и передачи опыта поколений в культуре.
Эти умения так или иначе нашли свое отражение следующими направлениями «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где чтение раскрывается следующими направлениями деятельности: мотивирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализация свободной творческой деятельности дошкольников; развитие воображения и творческой активности; восприятие художественной литературы [1].
Ценности переживания, познания и преобразования себя и окружающего мира ребенок обнаруживает для себя не только в реальном мире, но и в мире вымышленном. Художественная литература дарует ребенку возможность «обнаружить в своей памяти» то, чего он не видел и видеть не мог. Времена и страны, люди и государства, быт и культура оживают на страницах книг, даруя вместе с опытом поколений и опыт эмоциональный. В дошкольной психологии эмоциональной сфере обучения ребенка отводят особое место. Эмоциональное наполнение жизнедеятельности, обобщение эмоций и интеллектуализация эмоций - задачи дошкольного обучения, решение которых предполагает особые требования к его содержанию, где на первом месте стоит развитие интереса, в том числе и к чтению, к книге, при этом читательский интерес рассматривается как осознанность и избирательность в выборе видов и жанров литературы.
Актуальность исследования определяется необходимостью разработки новых подходов к развитию интереса к чтению художественной литературы в ДОО.
Объектом исследования является процесс развития интереса к детской художественной литературе и фольклору у старших дошкольников.
Предметом исследования является комплекс мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: проанализировав литературу по теме исследования, создать комплекс мероприятий, направленный на повышение интереса старших дошкольников к детской литературе и фольклору.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ педагогической и психологической литературы по данной теме.
2. Выявить сущность понятия «интерес».
3. Выявить особенности развития интереса к произведениям детской литературы у детей дошкольного возраста.
4. Выявить уровни восприятия и интереса у детей дошкольного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
5. Разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у старших дошкольников.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий срез, анализ работ детей, наблюдение, беседа с детьми и их родителями.
База исследования: проектировочная работа проводилась на базе структурного подразделения - группа дошкольного образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Нижнеарийская основная общеобразовательная школа». В исследовании принимали участие дети подготовительной группы дошкольного образования (6-7 лет) в составе 10 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка используемой литературы и приложений.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Интерес является формой, в которой проявляются познавательные потребности, обеспечивая направленность личности на то, чтобы осознать цель деятельности. Благодаря этому интерес содействует ориентированию, знакомству с новыми фактами, обеспечивая более полное и глубокое отражение действительности. Познавательным интересом является интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Познавательный интерес является наиболее предпочитаемым мотивом среди иных мотивов познания нового в старшем дошкольном возрасте; данный интерес познания нового в наибольшей мере осознается; данному интересу как мотиву присущ бескорыстный характер; данный интерес, формируя внутреннюю среду развития, значительно изменяет силу деятельности, оказывает влияние на характер протекания и результаты деятельности; развитие данного интереса происходит совместно с другими личностными мотивами, в процессе взаимодействия с ними.
2. Старший дошкольный возраст - период активного интеллектуального развития ребенка, продуктивный период, в котором основными компонентами литературного образования выступают: читательский интерес, восприятие и интерпретация художественного произведения, способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности. Любознательность, выраженная такими характерными для возраста старшего дошкольного возраста психологическими особенностями как наблюдательность, подражательность, стремление выражать свои впечатления в игровом и продуктивном видах деятельности, внимание к любой информация о предметном мире, а также высокая эмоциональность ребенка в этот период развития, имеют большое для дальнейшего развития у старших дошкольников интеллектуального и эмоционального компонентов читательского интереса.
3. Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой и развития интереса к чтению активно изучалась на протяжении всего периода развития отечественной педагогической науки. Анализ научно-методической литературы показал, что основная цель приобщения к книге остается неизменной - это воспитание будущего читателя, воспитание любви и интереса к художественной литературе. Огромная роль детской книги, художественной литературы в формировании личности является общепризнанной. Художественная литература расширяет представления детей об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, вводит детей в мир чувств переживаний, создает условия для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства, удовлетворяет детские интересы и потребности в игре, общении со взрослыми и сверстниками. Современная образовательная система характеризуется различными подходами к решению задачи приобщения дошкольников к художественной литературе. С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в 2013 году именно стандарт определяет приоритетные направления работы по приобщению дошкольников книге в ДОО. Процесс приобщения к чтению детей на основе личностного интереса осуществляется при создании следующих педагогических условий: включения в
деятельность, способствующую развитию мотивационно-познавательной сферы; обогащения содержания ежедневной деятельности на основе анализа и осмысления информационной составляющей художественного и научно-практического текста, новых опытных знаний, заключенных в книгах и иных информационных носителях (электронных устройствах для чтения книг); формирования представления о книге как носителе культурно-ценностных знаний, духовно развивающих и практически полезных для гармоничного личностного роста; освоения и эмоциональном переживании ценностно - смысловых характеристик образов художественной литературы и умении анализировать прочитанное. Неоценимую роль в работе по литературному развитию ребенка может оказать взаимодействие педагогов ДОУ с семьей.
4. Возможные пути реализации ФГОС ДО содержатся в вариативных образовательных программах дошкольного образования. В стандарте задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с детской литературой, с различными жанрами детской литературы пониманием на слух тексты, с книжной культурой. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Анализ современных вариативных образовательных программ показал, что заданные в стандарте ориентиры реализуются во всех программах, вместе с тем можно выделить и некоторые различия, проявляющиеся в определении приоритетных задач, структурировании содержания работы по приобщению к художественной литературе, а также в предлагаемых программами технологиях. Задача воспитания устойчивого интереса в современных образовательных программах данная задача рассматривается в свете требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.
1. Интерес является формой, в которой проявляются познавательные потребности, обеспечивая направленность личности на то, чтобы осознать цель деятельности. Благодаря этому интерес содействует ориентированию, знакомству с новыми фактами, обеспечивая более полное и глубокое отражение действительности. Познавательным интересом является интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Познавательный интерес является наиболее предпочитаемым мотивом среди иных мотивов познания нового в старшем дошкольном возрасте; данный интерес познания нового в наибольшей мере осознается; данному интересу как мотиву присущ бескорыстный характер; данный интерес, формируя внутреннюю среду развития, значительно изменяет силу деятельности, оказывает влияние на характер протекания и результаты деятельности; развитие данного интереса происходит совместно с другими личностными мотивами, в процессе взаимодействия с ними.
2. Старший дошкольный возраст - период активного интеллектуального развития ребенка, продуктивный период, в котором основными компонентами литературного образования выступают: читательский интерес, восприятие и интерпретация художественного произведения, способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности. Любознательность, выраженная такими характерными для возраста старшего дошкольного возраста психологическими особенностями как наблюдательность, подражательность, стремление выражать свои впечатления в игровом и продуктивном видах деятельности, внимание к любой информация о предметном мире, а также высокая эмоциональность ребенка в этот период развития, имеют большое для дальнейшего развития у старших дошкольников интеллектуального и эмоционального компонентов читательского интереса.
3. Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой и развития интереса к чтению активно изучалась на протяжении всего периода развития отечественной педагогической науки. Анализ научно-методической литературы показал, что основная цель приобщения к книге остается неизменной - это воспитание будущего читателя, воспитание любви и интереса к художественной литературе. Огромная роль детской книги, художественной литературы в формировании личности является общепризнанной. Художественная литература расширяет представления детей об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, вводит детей в мир чувств переживаний, создает условия для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства, удовлетворяет детские интересы и потребности в игре, общении со взрослыми и сверстниками. Современная образовательная система характеризуется различными подходами к решению задачи приобщения дошкольников к художественной литературе. С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в 2013 году именно стандарт определяет приоритетные направления работы по приобщению дошкольников книге в ДОО. Процесс приобщения к чтению детей на основе личностного интереса осуществляется при создании следующих педагогических условий: включения в
деятельность, способствующую развитию мотивационно-познавательной сферы; обогащения содержания ежедневной деятельности на основе анализа и осмысления информационной составляющей художественного и научно-практического текста, новых опытных знаний, заключенных в книгах и иных информационных носителях (электронных устройствах для чтения книг); формирования представления о книге как носителе культурно-ценностных знаний, духовно развивающих и практически полезных для гармоничного личностного роста; освоения и эмоциональном переживании ценностно - смысловых характеристик образов художественной литературы и умении анализировать прочитанное. Неоценимую роль в работе по литературному развитию ребенка может оказать взаимодействие педагогов ДОУ с семьей.
4. Возможные пути реализации ФГОС ДО содержатся в вариативных образовательных программах дошкольного образования. В стандарте задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с детской литературой, с различными жанрами детской литературы пониманием на слух тексты, с книжной культурой. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Анализ современных вариативных образовательных программ показал, что заданные в стандарте ориентиры реализуются во всех программах, вместе с тем можно выделить и некоторые различия, проявляющиеся в определении приоритетных задач, структурировании содержания работы по приобщению к художественной литературе, а также в предлагаемых программами технологиях. Задача воспитания устойчивого интереса в современных образовательных программах данная задача рассматривается в свете требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Детская литература как средство развития интереса к природе
у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста (Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в коллективном музицировании на детских инструментах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



