Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Работа №98824

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
210
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Общая характеристика понятия «интерес». Характеристика
интереса к чтению произведений детской художественной литературы 7
1.2. Особенности читательского развития детей старшего дошкольного
возраста. Методы и приемы развития интереса к чтению у дошкольников 11
1.3. Условия, способствующие развитию интереса к чтению
у старших дошкольников 17
1.4. Анализ образовательных программ по ознакомлению
дошкольников с художественной литературой 22
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Диагностика развития интереса к чтению у старших дошкольников 29
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса
к чтению у старших дошкольников 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Развитие личности детей средствами художественной литературы - подход достаточно старый. Тем не менее именно сегодня происходит переориентация ДОУ на новые стандарты, что оказывает свое влияние и на работу с книгой.
Логично, что непрерывность и тесная взаимосвязь всех ступеней образования включает в себя всесторонне развитие ребенка, в результате которого он получает нравственное развитие и знакомство с классикой, которая становится актуальной в данном возрасте.
Работа дошкольника с книгой направлена на то, что больше всего пригодится ребенку в школе - на развитие способности к непосредственному восприятию искусства слова, умений анализировать прочитанное, делая ставку на эстетические критерии. При правильной организации образовательного пространства можно говорить о том, что начальная школа будет опираться на достижения ребенка в ДОУ.
Развитие интереса детей к книге должно происходить таким образом, чтобы ввести ребенка в мир художественной литературы и показать важность словесного искусства для окружающего мира, при помощи которого происходит раскрытие окружающего мира во всей его многогранности.
Раскрытие художественного произведения происходит на основе его содержательного аспекта, ставки на авторское отношение к окружающим реалиям, ценностной ориентации и нравственным проблемам, которые заложены в самом произведении. Как следствие, логичным становится развитие у детей специфических умений: эмоционально реагировать на прочитанное (в частности, сопереживать герою произведения); восстанавливать в памяти образы (героев, событий, обстановки) и сюжет услышанного или увиденного; умение понимать суть прочитанного, развивать готовность мыслить художественными образами.
Именно сегодня, когда вопрос о «кризисе чтения», когда активно сокращается время, уделяемое чтению, равно как и происходит падение престижа чтения вообще, следует вспомнить слова Ш.А. Амонашвили: «Воспитание любви к чтению есть дело педагогической чести», которые сегодня звучат как никогда актуально, так как именно чтение становится основой основ для развития культурного человека и передачи опыта поколений в культуре.
Эти умения так или иначе нашли свое отражение следующими направлениями «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где чтение раскрывается следующими направлениями деятельности: мотивирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализация свободной творческой деятельности дошкольников; развитие воображения и творческой активности; восприятие художественной литературы [1].
Ценности переживания, познания и преобразования себя и окружающего мира ребенок обнаруживает для себя не только в реальном мире, но и в мире вымышленном. Художественная литература дарует ребенку возможность «обнаружить в своей памяти» то, чего он не видел и видеть не мог. Времена и страны, люди и государства, быт и культура оживают на страницах книг, даруя вместе с опытом поколений и опыт эмоциональный. В дошкольной психологии эмоциональной сфере обучения ребенка отводят особое место. Эмоциональное наполнение жизнедеятельности, обобщение эмоций и интеллектуализация эмоций - задачи дошкольного обучения, решение которых предполагает особые требования к его содержанию, где на первом месте стоит развитие интереса, в том числе и к чтению, к книге, при этом читательский интерес рассматривается как осознанность и избирательность в выборе видов и жанров литературы.
Актуальность исследования определяется необходимостью разработки новых подходов к развитию интереса к чтению художественной литературы в ДОО.
Объектом исследования является процесс развития интереса к детской художественной литературе и фольклору у старших дошкольников.
Предметом исследования является комплекс мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: проанализировав литературу по теме исследования, создать комплекс мероприятий, направленный на повышение интереса старших дошкольников к детской литературе и фольклору.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ педагогической и психологической литературы по данной теме.
2. Выявить сущность понятия «интерес».
3. Выявить особенности развития интереса к произведениям детской литературы у детей дошкольного возраста.
4. Выявить уровни восприятия и интереса у детей дошкольного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
5. Разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса к чтению у старших дошкольников.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий срез, анализ работ детей, наблюдение, беседа с детьми и их родителями.
База исследования: проектировочная работа проводилась на базе структурного подразделения - группа дошкольного образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Нижнеарийская основная общеобразовательная школа». В исследовании принимали участие дети подготовительной группы дошкольного образования (6-7 лет) в составе 10 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Интерес является формой, в которой проявляются познавательные потребности, обеспечивая направленность личности на то, чтобы осознать цель деятельности. Благодаря этому интерес содействует ориентированию, знакомству с новыми фактами, обеспечивая более полное и глубокое отражение действительности. Познавательным интересом является интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Познавательный интерес является наиболее предпочитаемым мотивом среди иных мотивов познания нового в старшем дошкольном возрасте; данный интерес познания нового в наибольшей мере осознается; данному интересу как мотиву присущ бескорыстный характер; данный интерес, формируя внутреннюю среду развития, значительно изменяет силу деятельности, оказывает влияние на характер протекания и результаты деятельности; развитие данного интереса происходит совместно с другими личностными мотивами, в процессе взаимодействия с ними.
2. Старший дошкольный возраст - период активного интеллектуального развития ребенка, продуктивный период, в котором основными компонентами литературного образования выступают: читательский интерес, восприятие и интерпретация художественного произведения, способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности. Любознательность, выраженная такими характерными для возраста старшего дошкольного возраста психологическими особенностями как наблюдательность, подражательность, стремление выражать свои впечатления в игровом и продуктивном видах деятельности, внимание к любой информация о предметном мире, а также высокая эмоциональность ребенка в этот период развития, имеют большое для дальнейшего развития у старших дошкольников интеллектуального и эмоционального компонентов читательского интереса.
3. Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой и развития интереса к чтению активно изучалась на протяжении всего периода развития отечественной педагогической науки. Анализ научно-методической литературы показал, что основная цель приобщения к книге остается неизменной - это воспитание будущего читателя, воспитание любви и интереса к художественной литературе. Огромная роль детской книги, художественной литературы в формировании личности является общепризнанной. Художественная литература расширяет представления детей об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, вводит детей в мир чувств переживаний, создает условия для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства, удовлетворяет детские интересы и потребности в игре, общении со взрослыми и сверстниками. Современная образовательная система характеризуется различными подходами к решению задачи приобщения дошкольников к художественной литературе. С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в 2013 году именно стандарт определяет приоритетные направления работы по приобщению дошкольников книге в ДОО. Процесс приобщения к чтению детей на основе личностного интереса осуществляется при создании следующих педагогических условий: включения в
деятельность, способствующую развитию мотивационно-познавательной сферы; обогащения содержания ежедневной деятельности на основе анализа и осмысления информационной составляющей художественного и научно-практического текста, новых опытных знаний, заключенных в книгах и иных информационных носителях (электронных устройствах для чтения книг); формирования представления о книге как носителе культурно-ценностных знаний, духовно развивающих и практически полезных для гармоничного личностного роста; освоения и эмоциональном переживании ценностно - смысловых характеристик образов художественной литературы и умении анализировать прочитанное. Неоценимую роль в работе по литературному развитию ребенка может оказать взаимодействие педагогов ДОУ с семьей.
4. Возможные пути реализации ФГОС ДО содержатся в вариативных образовательных программах дошкольного образования. В стандарте задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с детской литературой, с различными жанрами детской литературы пониманием на слух тексты, с книжной культурой. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Анализ современных вариативных образовательных программ показал, что заданные в стандарте ориентиры реализуются во всех программах, вместе с тем можно выделить и некоторые различия, проявляющиеся в определении приоритетных задач, структурировании содержания работы по приобщению к художественной литературе, а также в предлагаемых программами технологиях. Задача воспитания устойчивого интереса в современных образовательных программах данная задача рассматривается в свете требований ФГОС ДО и с учетом достижений современной науки и педагогической практики.



1. Асеева Ирина Ивановна. Стихи-болтушки, которые помогут малышу заговорить. ... Питание детей. Автор: Асеева Ирина Ивановна Издательство: Литера, 2012
2. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В.И. Тюпа. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с.
3. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд., испр, и доп. М.: Рус. яз. Курсы, 2002. 256 с.
4. Аль-Афанди Е.Н., Иванова А.С. Роль социокультурной компетенции в преподавании русского языка как иностранного // Подготовка иностранных абитуриентов в ВУЗы Российской Федерации (традиции, достижения, перспективы): материалы международной научно-методической конференции. СПб: Изд-во Полторак, 2010. С. 69-71.
5. Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М.: ТЦ «Сфера», 2012. 192 с.
6. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и общения дошкольников. М.: Академия, 1999. 57 с.
7. Ахтырская E.H. Роль тропов в развитии речи учащихся начальных классов.: дисс. канд. ... пед. наук: 13.00.02 / Моск. гос. пед. ун-т. Москва, 2008. 193 с.
8. Ахутина Т.В., Наумова Т.Н. Смысловой и семантический
синтаксис: детская речь и концепция Л.С. Выготского //
Психолингвистические проблемы семантики. М.: Красанд, 2010. 285 с.
9. Бабунова Е.С. Особенности познавательно -речевого развития дошкольников в методическом комплексе «Наш дом - Южный Урал» // Дошкольное воспитание. 2015. № 11. С. 14-20.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред.
B. В. Давыдова. М.: АСТ: Астель: Люкс, 2012. 671 с.
11. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 2011.
C. 57-62.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 2013. 226 с.
13. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика- Синтез, 2008. 80 с.
14. Градусова Л.В., Левшина Н.И. Региональный компонент в литературном образовании дошкольников // Филологическое образование в период детства. 2014. С. 20-26.
15. Гриценко З.А. Детская литература и методика приобщения к чтению. М.: Изд. Центр «Академия, 2012. 320 с.
16. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: учеб. для студ. учреждений ВПО / З.А. Гриценко. 4-е изд., перераб, и доп. М.: Академия, 2012. 347 с.
17. Вольская Л.А. Из опыта работы на уроках по литературному чтению // Русский язык и русская литература в XXI веке: развитие, изучение, обучение: матер, докладов и сообщений XVII междунар. Науч.-метод. конф. СПб: ФГБОУВПО (СПГУТД), 2013. 379 с.
18. Зубенко Н.Ю. Личностно-ориентированный подход к формированию ценностных ориентаций личности // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 4. С. 147-148.
19. Кашкаров А.П. Личностный интерес ребенка как фактор приобщения к чтению. Издательство: LAP LAMBERTM Academic Publishing. 2016. 60 с.
20. Корчак Я. Правила жизни // Педагогическое наследие. М: Киев, 2011. С. 195-232.
21. Корчак Я. Право ребенка на уважение // Педагогическое наследие. Изд-во Питер, 2014. С. 175-194.
22. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2012. 992 с.
23. Крахтохвилл М.В. Жизнь Я.М. Коменского. М.: Прогресс, 2011. 147 с.
24. Климова С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории ССЦ: Дисс. ... канд. пед. наук; 13.02.00. М., 1995 222 с.
25. Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как в ясном // Синтаксис текста. М.: АН СССР, 1979. С. 49-67.
26. Кубасова О.В. Влияние приема драматизации на развитие речи младших школьников // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. М.: Академия, 2015. 210 с.
27. Кубасова О.В. Методика обучения младших школьников чтению детской литературы. // Русский язык в начальных классах: Сб. метод. задач. изд-во Харьков, 2011. 84 с.
28. Купалова А.Ю. О едином курсе русского языка на коммуникативно- деятельностной основе // Начальная школа. 1988. № 10. С.12 - 27.
29. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2011. 464 с
30. Маршак С.Я. О талантливом читателе. Воспитание словом [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://s-marshak.ru/(дата обращения 21.06.2017).
31. Леонтьев А.Н Язык, речь, речевая деятельность М.: Просвещение, 1996. 214 с.
32. Липина О.И., Оморокова М.И. Работа над развитием речи учащихся. М.: Просвещение, 2011. С. 146-165.
33. Лурия А.Р. Язык и сознание. Изд-во Моск.ун-та ISBN, 2014. 320 с.
34. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников // Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 1985 176 с.
35. Львов М.Р. Федоренко Л.П. О структуре речевых навыков // Русский язык в школе. 1971. № 2. С. 12-17.
36. Львова М.Е. Обучение шестилетних первоклассников устному рассказу // Школа с началом обучения в шесть лет. М.: Просвещение, 1976. С. 37-46.
37. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. 176 с.
38. Мухаметова О.В. Проблема формирования устойчивого познавательного интереса старших дошкольников на занятиях по литературному чтению // Наука и образование: новое время. 2015. № 1 (6). С. 637-640.
39. Образовательная программа дошкольного образования
«Вдохновение» / под ред. И.Е.Федосовой. М.: Изд. «Национальное образование», 2015. 368 с.
40. Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под. ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. 280 с.
41. Петрова Ю.Н., Писаревский П.С. Проблемы эстетического развития личности школьника. М.: Педагогика, 1987. 110 с.
42. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: просвещение, 2016. 659 с.
43. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Изд-во Римис, 2008. 250 с.
44. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Лабиринт, 2011. 168 с.
45. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. В.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 2011. 218 с.
46. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З.А. Гриценко. М.: Академия, 2008. 224 с.
47. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. 4-е изд., испр и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 208 с.
48. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. Изд-во Прогресс, 1978. 192 с.
49. Санникова Л.Н. Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-3. С. 38-41.
50. Смирнова О.А. Интерес к чтению как основной фактор воспитания читателя в старшем дошкольнике // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 24. С. 171-176.
51. Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. 2013. № 6. С. 14-24.
52. Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная библиотека. 2011. № 6. С. 14-18.
53. Томилова С.Д., Дрокина О.В. Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе литературного развития дошкольников // Филологическое образование в период детства. 2015. № 22. С. 156-159.
54. Харитонова Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно¬ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи: автореф. дисс. ... канд. пед. наук.; 13.00.02. М., 2012. 17 с.
55. Хлысталова А.Н. Методика литературного развития младших школьников при обучении чтению малых фольклорных жанров: дисс. канд. ... пед. наук; 13.00.02. М., 2011. 204 с.
56. Хомский Н. Язык и мышление. М.: изд-во Московского университета, 2008. 172 с.
57. Художественное творчество и ребенок: Пособие для воспитателя / Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 2014. 175 с.
58. Шахнарович A.M. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст // Филологические науки. 1998. №1. С. 56-64.
59. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: дисс. докт. ... пед. наук; 13.00.02. М., 2010. 409 с.
60. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Книга по требованию, 2013. 301 с.
61. Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельности младшего школьника. М.: Просвещение, 2008. 256 с.
62. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: Академия, 2014. 292 с.
63. Эстетическое воспитание в детском саду /тПод ред. М.Г. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1995. 210 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ