ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Факторы формирования здорового образа жизни 9
1.2. Современные проблемы, возникающие при формировании здорового
образа жизни школьников 11
ГЛАВА 2. ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ
ЧЕЛОВЕКА 18
2.1. Характеристика пищевых добавок и международные стандарты
использования пищевых добавок 18
2.2. Классификация пищевых добавок 22
2.3. Влияние пищевых добавок на организм человека 23
ГЛАВА 3. УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 27
3.1. Классификация учебных проектов 27
3.2. Структура проекта 31
3.3. Дидактические особенности проектов разного типа 34
3.5. Основные требования к оформлению проекта 38
3.6. Циклограмма выполнения учебного проекта 39
3.7. Система оценки проекта 41
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «ВЛИЯНИЕ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Самая большая ценность человека - это его здоровье. Среди насущных проблем общества стоит проблема здоровья детей, не решив которую у страны нет надежды на будущее [24]. Современные школьники являются хранителями генофонда нашей страны, поэтому наиважнейшую задачу государственной политики Российской Федерации составляет обеспечение здоровья нации путем формирования здорового образа жизни подрастающего поколения.
Целая плеяда ученых: философов (М. В. Ломоносов, Дж. Локк, К. Гельвецкий, А. Смит и другие), медиков (Н. М. Амосов, Ю. П. Лисицин, В. П. Казначеев, И. И. Брехман, М. М. Буянов, Б. Н. Чумаков, Г. Е. Гун и другие), психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и другие), педагогов (Л. Г. Татарникова, В. К. Зайцев, В. В. Колбанов, С. В. Попов и другие) изучали вопросы здоровья и формирования здорового образа жизни у детей. Они создали значительное количество трудов о сохранении здоровья, увеличения внутреннего резерва и продолжительности жизни. Перечисленные исследования внесли огромный вклад, однако по-прежнему актуальной является проблема формирования ЗОЖ у человека, особенно у детей школьного возраста.
Одним из главных критериев, составляющих здоровый образ жизни, является структура и качество, употребляемых в пищу продуктов питания.
Особенно остро стоит проблема неправильного питания и увеличения алиментарно зависимых заболеваний, распространенных среди школьников. Во-первых, это объясняется физиологическими потребностями растущего организма, во-вторых, огромными умственными и психофизическими нагрузками, которым подвергаются современные дети. Помимо этого, именно дети школьного возраста становятся главными потребителями неполезной пищи: энергетических напитков, полуфабрикатов глубокой
технологической обработки, фаст-фудов, для которых характерны низкая физиологическая ценность и обедненный состав микронутриентов. К тому же в таких продуктах содержатся компоненты, в частности - пищевые добавки, не обладающие самостоятельной пищевой ценностью и вызывающие отрицательные реакции у растущего организма. В результате, по всей стране наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями обмена веществ.
По данным экспертов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ было выяснено, что практически все учащиеся к 11 классу имеют какое-либо хроническое заболевание [5]. Физическое состояние школьников неуклонно ухудшается [14, 36].
Сведения о заболеваниях школьников считаются основными показателями в оценке состояния здоровья и результативности мероприятий по его сохранению [6].
Уже в начале 21 века в исследованиях по медицине, психологии, педагогике становятся очевидными проблемы здоровья школьников в системе образования (М. Г. Колесникова, Г. Л. Апанасенко, В. Н. Касаткин, Г. Е. Гун, Р. И. Айзман, В. В. Колбанов и др.), которые являются объектом профессиональной заинтересованностью специалистов, подвизающихся в этих областях науки. Поэтому в нашей стране необходимо воссоздать культуру здоровья как составляющую всей общечеловеческой культуры. А так как все наиболее важные факторы риска обосновываются поведенческой основой, то медицина в высшей степени нуждается в помощи педагогики (Л. С. Выготский, Д. Н. Исаев, В. Ф. Базарный, Л. Г. Татарникова и др.).
Образ действий человека неизменно связан с мотивацией, которая формируется как раз воспитанием.
Вопрос здоровья обучающихся становится главной направленностью современной системы образования [34]. Основными приоритетами школы помимо развития интеллекта и развития нравственных чувств является пристальное внимание к здоровью детей, что координируется с главными направлениями проекта реформы российской школы. Общеобразовательная школа стремится к разностороннему развитию современного школьника, достичь которого можно лишь создав здоровьесберегающую благоприятную среду в общеобразовательном учреждении [33].
В то же время, эта среда обеспечивается присутствием условий как сохранения и укрепления здоровья учащихся, так и формированием их культуры здоровья. Основное положение в культуре здоровья наравне с ценностно-мотивационными ориентирами имеют знания, умения, навыки сохранения и укрепления состояния здоровья и организации здорового образа жизни [25].
Снижение уровня здоровья школьников по всем регионам нашей страны становится не только медицинской, но и педагогической проблематикой. Поэтому педагогический коллектив ставит перед собой важнейшую воспитательную задачу как формирование здорового образа жизни школьника. Задача педагога, особенно преподающего такой предмет как биология, помочь осознать ценность здоровья, мотивировать, организовывать, координировать и поддерживать деятельность каждого ученика в данном направлении.
Главная педагогическая, психологическая проблема в процессе обучения - проблема активности учащихся. Но усилить влияние образовательного учреждения на процесс самореализации личности школьника помогает развитие новой образовательной среды современного педагогического процесса. Образовательный процесс находится в постоянных поисках наиболее эффективных педагогических технологий.
Формирование познавательных мотивов и интересов обеспечивает проектная деятельность, которая стала неотделимой частью современного образования. Данная технология играет особую роль в мотивации учащихся в обучении, так как активизирует мыслительную деятельность, индивидуальное развитие личности, формирует способность мыслить
самостоятельно, искать, получать и применять полученные знания, а также обдумывать и нести ответственность за принимаемые решения.
Таким образом, формирование здорового образа жизни школьников имеет особый интерес для педагогов общеобразовательных учебных заведений и родителей.
Объект: процесс формирования навыков здорового образа жизни через проектную деятельность обучающихся.
Предмет: организация проектной деятельности школьников при
изучении темы, посвященной пищевым добавкам.
Цель данного исследования - разработать учебный проект «Влияние пищевых добавок в продуктах питания на организм человека», для повышения мотивации школьников к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников.
2. Систематизировать информацию о пищевых добавках в пищевых продуктах и их влиянии на организм человека.
3. Раскрыть особенности учебных проектов.
4. Разработать и апробировать учебный проект по изучению пищевых добавок учащимися основной школы с целью повышения их мотивации к здоровому образу жизни.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающий методы теоретического анализа (анализ и синтез, обобщение и т.д.), эмпирические методы (наблюдение, анкетирование), прогностические (проектирование).
Дипломная работа выполнена на 109 страницах, состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы, состоящего из 36 литературных источников, приложения.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что в ходе изучения данной темы, был разработан учебный проект, который может быть использован обучающимися для оценки своего пищевого рациона с целью ведения здорового образа жизни и для использования педагогами общеобразовательных учреждений.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы, все поставленные цели и задачи были выполнены, а именно: рассмотрены теоретические основы формирования здорового образа жизни школьников; систематизирована информация о пищевых добавках в пищевых продуктах и их влияние на организм человека; раскрыты особенности учебных проектов; разработан и апробирован учебный проект по изучению пищевых добавок учащимися основной школы с целью повышения их мотивации к здоровому образу жизни.
Данный проект был апробирован в 8-9 классах в МАОУ «Староартинская СОШ» Артинского ГО Свердловской области в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Апробация проекта «Влияние пищевых добавок в продуктах питания на организм человека» по результатам анкетирования показала эффективность в повышении мотивации здорового образа жизни школьников.
1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа
жизни субъектов образовательного процесса "школа-вуз" [Текст]: автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01/ Н. П.
Абаскалова; Барнаул. гос. пед. ун-т. - Барнаул, 2001. - 47 с.
2. Айзман Р. И. Педагогическая валеология - стратегия самосозидания
[Электронный ресурс] // Научно-методический журнал Сибирский учитель. - 2000. - № 1(5) февраль - с. 19. URL:
http://www.sibuch.ru/node/505 (дата обращения: 05.11.2017).
3. Андрейченко Г. В. Философия. Учебник [Текст] / Под ред. Г. В. Андрейченко, В. Д. Грачева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 245 с.
4. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева. // Журнал Теория и практика физической культуры - 1995.- № 4, С. 2-7.
5. Берешвили Н., Среди старшеклассников врачи не обнаружили
абсолютно здоровых [Электронный ресурс] // газета «Известия» от 20.06.2017. URL: https://iz.ru/608188/nataliia-berishvili/sredi-
starsheklassnikov-vrachi-ne-obnaruzhili-absoliutno-zdorovykh (дата
обращения: 11.07.2017).
6. Большая медицинская энциклопедия [Электронный ресурс] / Гл. ред. Б. В. Петровский. URL: бмэ.орг/index/php/Заглавная_страница (дата обращения 08.11.2017).
7. Бордовская Н. В. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2006 - 304 с.
8. Брехман И. И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст] / И. И. Брехман. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.
9. Булдаков А. С. Пищевые добавки [Электронный ресурс]: Справочник. /
А. С. Булдаков. URL: http://padabum.com/d.php?id=30976 (дата
обращения 15.04.2015).
10. Всемирный день здоровья: Факторы, влияющие на здоровье человека
[Электронный ресурс] Управление Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URL: http://68.rospotrebnadzor.ru/press/releasse95682 (дата обращения
07.11.2017).
11. Дубровский В. И. Валеология здорового образа жизни [Текст] / В. И. Дубровский. - М.: Флинта; Retorika., 1999. - с.1-35.
12. Жулина Г. В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека [Текст] / Г. В. Жулина. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с. 179 - 181.
13.Змановский Ю. Ф. Авторская программа «Здоровый дошкольник» [Электронный ресурс] URL: http://psihdocs.ru/sovremennie-
v2.html?page=2 (дата обращения 12.11.2017).
14.Зусманович Ф. Н. Валеология [Текст] / Ф. Н. Зусманович.: Учеб. пос. Курган, 1998. - 56 c.
15. Клиническая иммунология. Медицинский справочник [Электронный ресурс] URL: immunologia.ru/-spe.html (дата обращения 18.11.2017).
...